Бюджет и налоги

18.10.2022
О проекте федерального бюджета на 2023-2025 гг.
Проект федерального бюджета, раскрывающий планы Правительства в отношении проводимой экономической политики, скорее указывает на попытки «свести концы с концами», чем на планы по восстановлению роста экономики. Доходы бюджета в 2023-2025 гг. предлагается нарастить за счет увеличения нагрузки на экономику. При этом расходы бюджета предполагается оставить примерно на том же уровне, что и в текущем году, а финансирование раздела «национальная экономика», а также ряда национальных проектов будет сокращено. Оставшийся дефицит в объеме 0,7 2,0% ожидаемого ВВП предполагается покрывать в основном за счет внутренних заимствований, сохраняя при этом средства ФНБ – однако при этом рост вложений средств Фонда в экономику не запланирован.
27.11.2021
О бюджетном дефиците и госдолге субъектов РФ
В последнее время многие субъекты РФ столкнулись с ростом дефицита бюджета и увеличением долговой нагрузки. В этой ситуации регионы могут начать переход к сдерживающей бюджетной политике, отказываясь от применения налоговых стимулов и ограничивая расходы на развитие экономики. При этом новое предложение правительства по списанию долга для инвестиционно-активных субъектов РФ нуждается в расширении, иначе его эффект для многих регионов окажется не более чем точечным.
24.10.2021
Проект федерального бюджета на 2022-2024 гг. демонстрирует, что бюджетного стимулирования экономики в предстоящие три года не планируется. Более того, на фоне опасений относительно будущего падения нефтегазовых доходов бюджета в связи с декарбонизацией мировой экономики предлагается продолжить наращивание накоплений в ФНБ и увеличивать налоговую нагрузку - вместо мобилизации имеющихся ресурсов и предоставления инвестиционных стимулов для снижения сырьевой зависимости российской экономики. При этом ни сам законопроект, ни пояснительные документы к нему не дают ответа на вопрос о том, за счет чего такая бюджетная политика позволит выйти на заявленные темпы экономического роста на уровне 3%.
02.10.2021
О налоговой политике в 2021 г.
Новые предложения о повышении налоговой нагрузки, которые затрагивают все более широкие группы налогоплательщиков, вступают в противоречие с ранее озвученными принципами налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Если эти предложения будут реализованы в 2021 г. на фоне нестабильной санитарно-эпидемиологической обстановки и экономического спада, это станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики.
13.05.2021
Сравнение эффективных ставок налогов на доходы населения показывает, что уровень налогообложения доходов семей с детьми в России выше, чем во многих странах ОЭСР. Основная причина этого – низкий уровень налоговых вычетов и социальных пособий, доступных для средней российской семьи, даже с учетом дополнительных социальных выплат в 2020 г.
28.12.2020
Несмотря на продолжающееся сокращение числа малых и средних предприятий и падение их активности, система господдержки малого бизнеса возвращается к своему докризисному состоянию. Объемы поддержки уменьшаются, а количество ее получателей уже стало ниже уровня 2019 года. Для достижения национальных целей развития малого и среднего бизнеса необходима активизация его господдержки, прежде всего в части предоставления доступного финансирования, поддержки спроса на продукцию и обеспечения роста предпринимательской активности.
23.10.2020
Налоговые стимулы, действующие на уровне субъектов РФ, имеют достаточно узкий охват налогоплательщи¬ков. Такая система способна поддержать отдельные категории компаний, но не может в полной мере способствовать восстановлению инвестиционной и инновационной активности в стране. Для исправления этой ситуации требуется перейти от призывов к сокращению льгот к поддержке регионов, где налоговые преференции способствуют восстановлению и развитию деловой активности.
26.08.2020
В большинстве субъектов РФ, столкнувшихся сейчас с резким сокращением доходов и необходимостью увеличения расходов, выросли дефициты бюджетов. При этом для покрытия этих дефицитов в основном используются средства федерального бюджета, что усиливает финансовую зависимость регионов от центра. Для решения этой проблемы необходимо изменить подход к межбюджетным отношениям, а также дать регионам и муниципалитетам больше возможностей привлекать заимствования на рынке ценных бумаг, прежде всего для финансирования инфраструктурных проектов.
26.06.2020
Решение о введении повышенной ставки НДФЛ 15% затрагивает достаточно узкий круг налогоплательщиков, более половины которых зарегистрировано в Москве, и является скорее принципиальным решением об отказе от «плоской шкалы» налога, чем средством для повышения текущих поступлений в бюджет или же инструментом обеспечения социальной справедливости. Вместе с тем, такое решение создает основу для «донастройки» НДФЛ в будущем, которая сможет существенно изменить налогообложение доходов физлиц.
19.06.2020
Действующее до конца 2021 г. положение о том, что плательщики налога на прибыль не могут засчитывать убытки прошлых лет в объеме, превышающем половину налоговой базы, приведет к избыточному изъятию средств у широкого круга налогоплательщиков и будет сдерживать восстановление экономики.
22.05.2020
Текущие антикризисные меры в России не предусматривают снижения нагрузки по НДС. Однако многие зарубежные страны активно используют различные меры, связанные с НДС, для поддержки бизнеса – и число таких стран продолжает расти.
15.05.2020
Экономический спад в стране в ближайшие месяцы все больше будет отражаться на доходах региональных бюджетов. В наиболее уязвимом положении окажутся бюджеты тех субъектов РФ, где доходная база в значительной степени связана с налогами на доходы, а также субъектов РФ с развитой сферой услуг, деятельность которой не сможет быть полностью восстановлена даже при благоприятной эпидемиологической обстановке. Расчеты показывают, что в 40% субъектов РФ может возникнуть крайне сложная обстановка с падением налоговых доходов на уровне 15-30%.
10.04.2020
Выбор в пользу экономии бюджетных ресурсов и отказ от расширенной поддержки экономики приведет к развертыванию в стране глубокого экономического спада, итогом которого станет резкое падение доходов и населения, и бизнеса, и бюджетной системы. В результате «сэкономленные» сейчас резервы придется потратить в любом случае, но по мере развития кризиса потери будут только увеличиваться. Уже сейчас необходим запуск программы беспроцентного кредитования для широкого круга компаний, чтобы помочь им сохранить рабочие места и предотвратить закрытие бизнеса.
28.02.2020
За заявлениями ФНС о сокращении числа выездных проверок скрывается тенденция к резкому росту количества проверок крупнейших налогоплательщиков и объемов доначислений по ним, в особенности – в отношении компаний с иностранным участием. В силу этого объемы доначислений по итогам проверок остаются на уровне 300 млрд. руб. ежегодно.
21.02.2020
Снижение страховых взносов – давно назревшая и крайне необходимая мера, направленная на восстановление деловой активности широкого круга организаций. С точки зрения развития бизнеса наиболее предпочти¬тельным вариантом из обсуждавшихся является установление базовой ставки на уровне 23%, и сниженной ставки 10% для высоких зарплат. Для бюджетной системы эта реформа является вполне посильной задачей, поскольку при имеющихся резервах не потребуется ни увеличения госдолга, ни сокращения других расходов.
Загрузить еще