18.10.2022
Проект федерального бюджета, раскрывающий планы Правительства в отношении проводимой экономической политики, скорее указывает на попытки «свести концы с концами», чем на планы по восстановлению роста экономики. Доходы бюджета в 2023-2025 гг. предлагается нарастить за счет увеличения нагрузки на экономику. При этом расходы бюджета предполагается оставить примерно на том же уровне, что и в текущем году, а финансирование раздела «национальная экономика», а также ряда национальных проектов будет сокращено. Оставшийся дефицит в объеме 0,7 2,0% ожидаемого ВВП предполагается покрывать в основном за счет внутренних заимствований, сохраняя при этом средства ФНБ – однако при этом рост вложений средств Фонда в экономику не запланирован.
27.11.2021
В последнее время многие субъекты РФ столкнулись с ростом дефицита бюджета и увеличением долговой нагрузки. В этой ситуации регионы могут начать переход к сдерживающей бюджетной политике, отказываясь от применения налоговых стимулов и ограничивая расходы на развитие экономики. При этом новое предложение правительства по списанию долга для инвестиционно-активных субъектов РФ нуждается в расширении, иначе его эффект для многих регионов окажется не более чем точечным.
24.10.2021
Проект федерального бюджета на 2022-2024 гг. демонстрирует, что бюджетного стимулирования экономики в предстоящие три года не планируется. Более того, на фоне опасений относительно будущего падения нефтегазовых доходов бюджета в связи с декарбонизацией мировой экономики предлагается продолжить наращивание накоплений в ФНБ и увеличивать налоговую нагрузку - вместо мобилизации имеющихся ресурсов и предоставления инвестиционных стимулов для снижения сырьевой зависимости российской экономики. При этом ни сам законопроект, ни пояснительные документы к нему не дают ответа на вопрос о том, за счет чего такая бюджетная политика позволит выйти на заявленные темпы экономического роста на уровне 3%.