Исследования в области экономической политики


13.11.2022
Статистика платежного баланса от Банка России указывает на существенное изменение динамики внешней торговли РФ в III квартале – темпы роста экспорта товаров и услуг замедлились, а импорт начал восстанавливаться. Постепенное сокращение сальдо платежного баланса по счету текущих операций создает предпосылки для снижения курса рубля.
18.10.2022
О проекте федерального бюджета на 2023-2025 гг.
Проект федерального бюджета, раскрывающий планы Правительства в отношении проводимой экономической политики, скорее указывает на попытки «свести концы с концами», чем на планы по восстановлению роста экономики. Доходы бюджета в 2023-2025 гг. предлагается нарастить за счет увеличения нагрузки на экономику. При этом расходы бюджета предполагается оставить примерно на том же уровне, что и в текущем году, а финансирование раздела «национальная экономика», а также ряда национальных проектов будет сокращено. Оставшийся дефицит в объеме 0,7 2,0% ожидаемого ВВП предполагается покрывать в основном за счет внутренних заимствований, сохраняя при этом средства ФНБ – однако при этом рост вложений средств Фонда в экономику не запланирован.
23.12.2021
Изменение климата и «зеленое» финансирование: о подходах центральных банков
Учет климатических рисков и поддержка «зеленого» финансирования становится новым трендом в деятельности мировых центральных банков
29.11.2021
О динамике доходов населения в России
В. Путин 12 октября в обращении к депутатам Госдумы нового созыва назвал низкие доходы граждан главным врагом и угрозой для стабильного развития страны. Однако реальные располагаемые доходы россиян не растут уже давно, и в 2020 г. их уровень был на 9,7% ниже, чем в 2013 г. При этом роль предпринимательской деятельности как источника доходов падает, а вклад социальных выплат, напротив, растет. Вместе с тем, расширение социальных выплат не ведет к решению проблемы бедности и доходного неравенства.
29.11.2021
О результатах 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго
Конференция в Глазго обозначила будущие приоритеты международной политики в сфере предотвращения изменения климата, направленные прежде всего на повышение целей по снижению выбросов СО2 до 2030 г. При этом несмотря на то, что в итоговом документе – Климатическом пакте Глазго (Glasgow Climate Pact) жесткие цели по ограничениям выбросов по странам не обозначены, очевидно, что климатическая политика в мире ужесточается и усложняется, требуя от правительств и компаний пристального внимания к данной проблеме и активных действий по снижению выбросов.
27.11.2021
Парижское соглашение: вклад России
На этой неделе Россия опубликовала первый доклад о национальном вкладе в реализацию Парижского соглашения. Однако поставленные в нем цели по снижению выбросов парниковых газов не амбициозны, что может привести к отставанию от зарубежных стран и росту рисков для экономики страны.
27.11.2021
О бюджетном дефиците и госдолге субъектов РФ
В последнее время многие субъекты РФ столкнулись с ростом дефицита бюджета и увеличением долговой нагрузки. В этой ситуации регионы могут начать переход к сдерживающей бюджетной политике, отказываясь от применения налоговых стимулов и ограничивая расходы на развитие экономики. При этом новое предложение правительства по списанию долга для инвестиционно-активных субъектов РФ нуждается в расширении, иначе его эффект для многих регионов окажется не более чем точечным.
27.10.2021
Новый прогноз социально-экономического развития России до 2024 г., разработанный Минэкономразвития, не предполагает существенного роста экономической активности на ближайшие годы. При этом достижение даже таких неамбициозных показателей находится под вопросом в условиях проводимой сейчас денежно-кредитной и фискальной политики.
24.10.2021
Проект федерального бюджета на 2022-2024 гг. демонстрирует, что бюджетного стимулирования экономики в предстоящие три года не планируется. Более того, на фоне опасений относительно будущего падения нефтегазовых доходов бюджета в связи с декарбонизацией мировой экономики предлагается продолжить наращивание накоплений в ФНБ и увеличивать налоговую нагрузку - вместо мобилизации имеющихся ресурсов и предоставления инвестиционных стимулов для снижения сырьевой зависимости российской экономики. При этом ни сам законопроект, ни пояснительные документы к нему не дают ответа на вопрос о том, за счет чего такая бюджетная политика позволит выйти на заявленные темпы экономического роста на уровне 3%.
02.10.2021
О налоговой политике в 2021 г.
Новые предложения о повышении налоговой нагрузки, которые затрагивают все более широкие группы налогоплательщиков, вступают в противоречие с ранее озвученными принципами налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Если эти предложения будут реализованы в 2021 г. на фоне нестабильной санитарно-эпидемиологической обстановки и экономического спада, это станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики.
27.09.2021
Итоги выборов в Госдуму: экономические перспективы на ближайшие 5 лет
Предвыборные программы партий, прошедших в состав новой Госдумы, включают в себя отдельные важные предложения по социально-экономическому развитию, за реализацией которых будет интересно проследить в будущем. Однако в целом ни одна из программ не содержит по-настоящему комплексного плана развития российской экономики на ближайшие годы. Кроме того, в программах практически отсутствуют идеи, которые действительно могли бы обеспечить переход страны к существенно более высоким темпам экономического роста.
12.07.2021
О рисках хаотизации экономической политики и необходимости разработки новой антикризисной стратегии
Текущая ситуация в экономике характеризуется крайней нестабильностью, которую усиливает растущая хаотизация экономической политики
11.07.2021
Восстановление российской экономики: факт или мираж?
На фоне заявлений о том, что экономика России уже близка к своему докризисному состоянию, в действительности ее восстановление идет крайне медленно. При этом сворачивание мер поддержки экономики и переход к прежней модели госполитики несут в себе высокие риски консервации существующих социально-экономических проблем и углубления отставания России от ведущих экономик.
11.06.2021
О последствиях повышения ключевой ставки Банка России на заседании 11 июня 2021 г.
Банк России по итогам заседания Совета директоров 11 июня 2021 г. повысил ключевую ставку на 0,5 п.п., до 5,5% годовых. Тем самым Банк России подтверждает свою приверженность «лечению симптомов, а не самой болезни» – это следует из того, что никаких мер воздействия на глубинные причины инфляции, связанные прежде всего с проблемами на стороне предложения товаров и услуг, ЦБ, по сути, не предлагает. Более того, пытаясь усиленно бороться со всплеском цен, во многом вызванным внешними для экономики России факторами, Банк России способствует лишь ухудшению перспектив развития российской экономики.
Загрузить еще