Исследования в области экономической политики


19.08.2020
Экономические интересы и мягкая сила: о визите госсекретаря США М. Помпео в Европу
То, как прошел недавний визит Госсекретаря США в Чехию, Словению, Австрию и Польшу, говорит о том, что рассматривать его надо не только с общественно-политической точки зрения, но и с точки зрения его последствий для российского бизнеса, в особенности в сфере энергетики, информационных и коммуникационных технологий, а также других отраслей промышленности.
04.08.2020
Об оценке дефицита долгового финансирования российских нефинансовых компаний
Согласно проведённой оценке дефицита долгового финансирования российских нефинансовых компаний, для того, чтобы объем долга по отношению к размеру экономики соответствовал средним показателям по ОЭСР, объем долга российских компаний должен быть выше в 1,8 раза. Соответственно, дефицит составляет 36,3 трлн. руб., из них дефицит задолженности по долговым ценным бумагам – 7,4 трлн. руб. (это больше текущего объема задолженности по ним), по кредитам – 28,8 трлн. руб.
31.07.2020
За последние 10 с лишним лет уровень долга в Китае рос и продолжает расти быстрыми темпами, что многие критики китайской экономической модели на протяжении всех этих лет рассматривали в качестве индикатора неминуемого финансового кризиса. В то же время расширение внутренних заимствований позволило решить задачи развития инфраструктуры, поддержать высокие темпы роста китайской экономики, а также создать большой по объему внутренний рынок и снизить таким образом зависимость от экспорта.
24.07.2020
О результатах реализации Транспортной стратегии РФ в 2019 году
Результаты реализации Транспортной стратегии РФ в прошедшем году являются крайне неудовлетворительными. Большинство целевых показателей не достигнуто, плановые объемы финансирования сектора не выполнены.
17.07.2020
Избирательный подход к поддержке МСП, ориентированный в основном на наиболее пострадавшие отрасли, не оправдывает себя, поскольку позволяет поддержать лишь небольшую часть компаний и ИП, работающих в сегменте потребительских услуг. Однако для многих малых и средних предприятий, работающих в промышленности, строительстве и других секторах экономики, серьезной проблемой остается снижение спроса со стороны крупных компаний. Для сохранения бизнеса МСП в этом сегменте требуются целенаправленные усилия по восстановлению спроса со стороны их основных заказчиков.
03.07.2020
Внешнеторговая зависимость России от Китая в последние годы существенно выросла за счет увеличения импорта и расширения экспорта топливно-энергетических товаров. Однако в остальных сферах, таких как финансовое посредничество и инвестиционное сотрудничество, наблюдается стагнация
26.06.2020
Решение о введении повышенной ставки НДФЛ 15% затрагивает достаточно узкий круг налогоплательщиков, более половины которых зарегистрировано в Москве, и является скорее принципиальным решением об отказе от «плоской шкалы» налога, чем средством для повышения текущих поступлений в бюджет или же инструментом обеспечения социальной справедливости. Вместе с тем, такое решение создает основу для «донастройки» НДФЛ в будущем, которая сможет существенно изменить налогообложение доходов физлиц.
26.06.2020
Утвержденные стратегические документы в области энергетики не предполагают развитие отрасли в соответствии с мировыми тенденциями и вызовами
19.06.2020
Действующее до конца 2021 г. положение о том, что плательщики налога на прибыль не могут засчитывать убытки прошлых лет в объеме, превышающем половину налоговой базы, приведет к избыточному изъятию средств у широкого круга налогоплательщиков и будет сдерживать восстановление экономики.
19.06.2020
Текущее снижение ключевой ставки по-прежнему не может оказать существенную поддержку экономике, особенно на фоне ужесточения условий банковского кредитования для предприятий. Необходимо продолжить снижение ставки для перехода к стимулирующей денежно-кредитной политике.
29.05.2020
Автомобильная промышленность не является основным получателем поддержки в условиях текущего кризиса, однако медленные темпы восстановления спроса могут потребовать более активных действий со стороны государства. В условиях снижения покупательной способности населения актуальной мерой поддержки спроса на авторынке для России становятся прямые субсидии на покупку автотранспорта, а также меры, направленные на снижение зависимости от импорта и локализацию производства автокомпонентов с целью повышения доступности автомобилей в стране.
22.05.2020
Текущие антикризисные меры в России не предусматривают снижения нагрузки по НДС. Однако многие зарубежные страны активно используют различные меры, связанные с НДС, для поддержки бизнеса – и число таких стран продолжает расти.
15.05.2020
Экономический спад в стране в ближайшие месяцы все больше будет отражаться на доходах региональных бюджетов. В наиболее уязвимом положении окажутся бюджеты тех субъектов РФ, где доходная база в значительной степени связана с налогами на доходы, а также субъектов РФ с развитой сферой услуг, деятельность которой не сможет быть полностью восстановлена даже при благоприятной эпидемиологической обстановке. Расчеты показывают, что в 40% субъектов РФ может возникнуть крайне сложная обстановка с падением налоговых доходов на уровне 15-30%.
24.04.2020
В ближайшей перспективе число малых и средних компаний, которые прекратят свою деятельность, продолжит увеличиваться, что приведет к еще большему сокращению рабочих мест. Объявленные на текущий момент меры поддержки малого и среднего бизнеса не позволят в корне переломить эту ситуацию. Необходимо предоставить поддержку широкому кругу компаний МСП, которые могут рассчитывать на восстановление спроса после эпидемии, а остальным – помочь смягчить «жесткую посадку».
17.04.2020
Деятельность строительных организаций к настоящему моменту оказалась практически парализована в связи с падением спроса, ограничениями на работу на стройплощадках и ростом стоимости импортных материалов. При этом объявленные меры поддержки сектора пока сосредоточены на жилищном строительстве и «знаковых» инфраструктурных проектах. Однако сейчас нужно не просто «затормозить падение» сектора строительства и инфраструктуры, а наоборот, максимально расширить их объемы выпуска, чтобы создать основу для быстрого восстановления экономики после окончания эпидемии.
Загрузить еще