29.11.2021

О результатах 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго

Конференция в Глазго обозначила будущие приоритеты международной политики в сфере предотвращения изменения климата, направленные прежде всего на повышение целей по снижению выбросов СО2 до 2030 г. При этом несмотря на то, что в итоговом документе – Климатическом пакте Глазго (Glasgow Climate Pact) жесткие цели по ограничениям выбросов по странам не обозначены, очевидно, что климатическая политика в мире ужесточается и усложняется, требуя от правительств и компаний пристального внимания к данной проблеме и активных действий по снижению выбросов.

Опубликованный итоговый Климатический пакт Глазго обозначает необходимость новых более жестких целей по снижению выбросов парниковых газов к 2030 г.
Ожидалось, что на проходившей 31 октября – 12 ноября в Глазго 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) будет достигнуто новое соглашение, которое обозначит новые задачи по снижению выбросов парниковых газов. При этом декларировалось, что ключевой задачей конференции станет достижение соглашения по повышению среднесрочных целей по сокращению выбросов. Ведь согласно текущим планам 166 стран в области климата, выбросы парниковых газов в мире вырастут на 13,7% к 2030 г. по сравнению с 2010 г.
В долгосрочной перспективе планы большого числа стран выглядят более прогрессивными и нацелены на гораздо более значимое снижение выбросов. Так, совокупные выбросы 74 стран, предоставивших долгосрочные планы по предотвращению изменения климата, снизятся на 70-79% к 2050 г. по сравнению с 2019 г. Однако откладывание активных действий по снижению выбросов на более поздние периоды, по оценкам экспертов, затруднит реальный прогресс в данной сфере. По расчетам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), для удержания прироста средней мировой температуры на уровне не выше 2,0°С требует снижения выбросов парниковых газов на 25% к 2030 г., а удержание прироста температуры на 1,5°С – на 45% к 2030 г.
Опубликованный последний вариант соглашения между странами по сокращению выбросов парниковых газов содержит достаточно обтекаемые формулировки. Согласно Климатическому пакту Глазго, страны-участницы, подтверждают цели Парижского соглашения по удержанию прироста мировой температуры на уровне не выше 2,0°С, и решают прилагать усилия по удержанию прироста на уровне 1,5°С. Удержание же прироста на уровне 1,5°С требует активной политики по снижению выбросов на 45% к 2030 г. по сравнению с 2010 г. и перехода к углеродной нейтральности к середине столетия. При этом в драфте соглашения правительства стран призываются к определению более жестких целей по выбросам на 2030 г. на национальном уровне до конца 2022 г.
Некоторый прогресс на национальных уровнях в рамках конференции был достигнут для отдельных стран. В частности, обязательства по переходу к безуглеродной экономике подтвердили Индия, Таиланд, Непал, Нигерия и Вьетнам. В результате, 90% мировой экономики в настоящий момент, так или иначе, охвачено обязательствами по переходу к безуглеродному развитию. При этом прогресс в случае с Индией связан еще и с принятием страной новых обязательств к 2030 г., в том числе по введению 500 ГВт безуглеродных энергомощностей и доведению доли возобновляемой энергетики до 50% в энергобалансе, а также по снижению на 45% углеродоемкости экономики страны.

Определенный прогресс в рамках конференции был достигнут по отдельным вопросам климатической политики. Однако не было принято значимых решений по развитию ключевых источников возобновляемой энергии, а большинство инициатив подписано разным составом стран, зачастую без крупнейших эмитентов выбросов.
На конференции в Глазго были приняты отдельные соглашения по ускорению отказа от угля, развитию чистого транспорта, управлению экосистемами и адаптации к изменениям климата. При этом необходимо отметить достаточно активную позицию США в рамках разных инициатив. Вместе с тем, не было подписано значимых решений в сфере развития атомной энергетики или гидроэнергетики. Более того, многие инициативы были приняты без участия крупнейшего эмитента в мире – Китая.
Основные направления, в рамках которых были приняты ключевые решения на конференции, включают в себя:
 Уголь и прочие горючие полезные ископаемые. В рамках конференции как минимум 23 новые страны приняли обязательства по отказу от угля, включая 5 стран из 20-ти крупнейших в мире потребителей данного ресурса для генерации электроэнергии: Республика Корея (5 место), Индонезия (7 место), Вьетнам (9 место), Польша (13 место) и Украина (19 место).
Стоит отметить также, что отдельные крупные потребители угля, такие как Индия, Индонезия или ЮАР заключили соглашение с Климатическими инвестиционными фондами (Climate Investment Funds) по ускорению отказа от угольной энергетики с выделением финансирования в размере 2 млрд. долл. на эти цели. Еще одним важным соглашением стало заключение партнерства между ведущими странами, включая США, Великобританию, Германия, Францию и ЕС в целом для выделения 8,5 млрд. долл. в целях поддержки одной из самых зависимых от угля стран – ЮАР – в переходе к более чистым источникам энергии.
При этом по крайней мере 25 стран и государственных финансовых институтов, включая США, Великобританию, Канаду, обязались прекратить господдержку сжигаемого топлива в целом к концу 2022 г. По оценкам, это может привести к перенаправлению порядка 17,8 млрд. долл. государственных инвестиций ежегодно из сектора сжигаемого топлива в чистые источники энергии. Россия, как и другие крупные развивающиеся экономики, в данном соглашении не приняла участие.
В рамках финального соглашения в Глазго зафиксирован также призыв к странам ускорить сокращение использования угля, сжигание которого производится без использования технологии улавливания углекислого газа, а также снизить использование неэффективных субсидий в углеродную энергетику.
 Электромобили. В рамках конференции между правительствами ряда стран, главами отдельных городов и регионов, а также производителями автомобилей, прочими компаниями и финансовыми институтами было подписано соглашение об ускорении перехода на безуглеродный транспорт. По данному соглашению, 24 развитые страны приняли на себя обязательства по переходу на безуглеродный автотранспорт к 2035 г. на ведущих рынках и к 2040 г. на остальных. В число таких стран вошли, в частности, Великобритания, Канада, Австрия, Нидерланды, Финляндия и Швеция. Примечательно, что США, Германия и Франция данное соглашение не подписали.
Развивающиеся страны, в том числе Индия, Мексика, Турция и Украина, обязались ускорить развитие беузглеродного автотранспорта. Китай и Россия данное соглашение не подписали. Автопроизводители, включая Ford Motor Company, General Motors, Mercedes-Benz и Volvo Cars приняли на себя обязательства по обеспечению 100% продаж безуглеродных автомобилей на ведущих рынках к 2035 г. Однако ряд крупных производителей, таких как Toyota Motor Corporation и Volkswagen AG, отказались от участия. Среди прочих крупных компаний, присоединившихся к соглашению, можно отметить, в частности, Uber, Siemens и Unilever.
 Другие виды транспорта. 22 страны, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Японию и Австралию, приняли на себя обязательства по определению к середине данного десятилетия как минимум 6 «зеленых коридоров» - безуглеродных маршрутов между морскими портами, что подразумевает использование безуглеродных судов и использования чистой энергии в портах. Россия и Китай в данном соглашении не приняли участие.
23 страны, включая США, Великобританию, Францию, Республику Корея, Японию и Канаду, подписали соглашение по активизации политики, в том числе принятию конкретных национальных планов, по снижению выбросов парниковых газов в авиаперевозках. Китай, Россия, а также, например, Германия, данное соглашение не подписали.
 Управление лесами и земельным фондом. Более 130 стран, включая Россию, на территории которых расположено около 90% мировых лесов, приняли на себя обязательства по совместной работе в рамках сохранения лесов и предотвращения деградации земель. При этом еще 12 крупнейших стран, включая США, Великобританию, Канаду, Германию, Францию, Японию и Республику Корею, подписали соглашение о выделении 12 млрд. долл. на проекты по восстановлению лесов в 2021-2025 гг.
 Адаптация к изменениям климата. В рамках конференции крупнейшие страны приняли решение по рекордному по сравнению с прошлыми годами объему инвестиций (356 млн. долл.) в специальный фонд по адаптации развивающихся стран к изменению климата. Наибольшие объемы инвестиций обязались выделить ЕС (116 млн. долл.), Германия (58 млн. долл.) и США (50 млн. долл.). При этом США приняли решение об инвестициях в фонд впервые.

Россия, по сути, не была активным участником конференции СОР26 по климату, не занимая лидерских позиций в большинстве достигнутых соглашений
Глава российский делегации – Заместитель Председателя Правительства РФ А. Оверчук – в рамках своего выступления на конференции еще раз подтвердил цель России по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. Более того, в преддверии конференции Правительством РФ была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», которая предполагает в рамках целевого (интенсивного) сценария сокращение нетто-выбросов парниковых газов на 60% к 2050 г. по сравнению с уровнем 2019 г. (см. рис. 1 (а)).
Однако необходимо понимать, что нетто-выбросы – это выбросы с учетом поглощающей способности экосистем (лесов, тундры, сельхозземель и т.д.). Если же не учитывать поглощающую способность экосистем, то выбросы парниковых газов в России за счет прочих мер снизятся в рамках целевого (интенсивного) сценария лишь на 13,6% к 2050 г. по сравнению с 2019 г. (см. рис. 1 (б)). Более того, в ближайшие 10 лет (до 2030 г.) разницы между инерционным и интенсивным сценариями в стратегии практически не заложено. Без учета поглощающей способности экосистем выбросы России вырастут на 6,3% при инерционном варианте и на 4,4% при интенсивном. А это значит, что более активные действия опять же откладываются на более поздние периоды.

Примечательно также, что Россия не присоединилась к большому числу инициатив в рамках конференции. Более того, в период проведения конференции экологическая организация Germanwatch опубликовала новые результаты Индекса эффективности борьбы с изменением климата (Climate Change Performance Index, CCPI). И в данном рэнкинге активности климатической политики Россия опустилась в этом году на 4 позиции и заняла лишь 56 место (в рэнкинге участвовала 61 страна, при этом первые три места не были присуждены никому, таким образом последнее место в рэнкинге - 64-е). Для сравнения, Германия заняла 13-е место, Китай – 37-е, США – 55-е. Достаточно низкий рэнкинг по России Germanwatch объясняет, в том числе, недостаточно амбициозными целями на 2030 г. и чрезмерным полаганием на рост поглощающих способностей экосистем к 2050 г.
Несмотря на достаточно обтекаемые формулировки Климатического пакта Глазго, очевидно, что политика по сокращению парниковых газов в мире будет ужесточаться и усложняться. Растущее число различных соглашений по снижению выбросов СО2 потребует от компаний по всему миру пристального внимания к этому вопросу, прежде всего по отслеживанию новых ограничений на международном, национальном и корпоративном уровнях. Более того, все большему числу компаний потребуются собственные стратегии по снижению выбросов и переходу к углеродной нейтральности.
Несмотря на то, что жесткие обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на международном уровне пока отсутствуют, очевидно, что в ближайшее десятилетие такая политика будет активизироваться. В этой связи России необходимо определить те сферы, в которых она может занимать лидирующие позиции в переговорах по климату (в частности, развитие гидро- и атомной энергетики) и занимать проактивную позицию для продвижения своих интересов на международных рынках.

 

О результатах 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго
Конференция в Глазго обозначила будущие приоритеты международной политики в сфере предотвращения изменения климата, направленные прежде всего на повышение целей по снижению выбросов СО2 до 2030 г. При этом несмотря на то, что в итоговом документе – Климатическом пакте Глазго (Glasgow Climate Pact) жесткие цели по ограничениям выбросов по странам не обозначены, очевидно, что климатическая политика в мире ужесточается и усложняется, требуя от правительств и компаний пристального внимания к данной проблеме и активных действий по снижению выбросов.

Опубликованный итоговый Климатический пакт Глазго обозначает необходимость новых более жестких целей по снижению выбросов парниковых газов к 2030 г.
Ожидалось, что на проходившей 31 октября – 12 ноября в Глазго 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) будет достигнуто новое соглашение, которое обозначит новые задачи по снижению выбросов парниковых газов. При этом декларировалось, что ключевой задачей конференции станет достижение соглашения по повышению среднесрочных целей по сокращению выбросов. Ведь согласно текущим планам 166 стран в области климата, выбросы парниковых газов в мире вырастут на 13,7% к 2030 г. по сравнению с 2010 г.
В долгосрочной перспективе планы большого числа стран выглядят более прогрессивными и нацелены на гораздо более значимое снижение выбросов. Так, совокупные выбросы 74 стран, предоставивших долгосрочные планы по предотвращению изменения климата, снизятся на 70-79% к 2050 г. по сравнению с 2019 г. Однако откладывание активных действий по снижению выбросов на более поздние периоды, по оценкам экспертов, затруднит реальный прогресс в данной сфере. По расчетам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), для удержания прироста средней мировой температуры на уровне не выше 2,0°С требует снижения выбросов парниковых газов на 25% к 2030 г., а удержание прироста температуры на 1,5°С – на 45% к 2030 г.
Опубликованный последний вариант соглашения между странами по сокращению выбросов парниковых газов содержит достаточно обтекаемые формулировки. Согласно Климатическому пакту Глазго, страны-участницы, подтверждают цели Парижского соглашения по удержанию прироста мировой температуры на уровне не выше 2,0°С, и решают прилагать усилия по удержанию прироста на уровне 1,5°С. Удержание же прироста на уровне 1,5°С требует активной политики по снижению выбросов на 45% к 2030 г. по сравнению с 2010 г. и перехода к углеродной нейтральности к середине столетия. При этом в драфте соглашения правительства стран призываются к определению более жестких целей по выбросам на 2030 г. на национальном уровне до конца 2022 г.
Некоторый прогресс на национальных уровнях в рамках конференции был достигнут для отдельных стран. В частности, обязательства по переходу к безуглеродной экономике подтвердили Индия, Таиланд, Непал, Нигерия и Вьетнам. В результате, 90% мировой экономики в настоящий момент, так или иначе, охвачено обязательствами по переходу к безуглеродному развитию. При этом прогресс в случае с Индией связан еще и с принятием страной новых обязательств к 2030 г., в том числе по введению 500 ГВт безуглеродных энергомощностей и доведению доли возобновляемой энергетики до 50% в энергобалансе, а также по снижению на 45% углеродоемкости экономики страны.

Определенный прогресс в рамках конференции был достигнут по отдельным вопросам климатической политики. Однако не было принято значимых решений по развитию ключевых источников возобновляемой энергии, а большинство инициатив подписано разным составом стран, зачастую без крупнейших эмитентов выбросов.
На конференции в Глазго были приняты отдельные соглашения по ускорению отказа от угля, развитию чистого транспорта, управлению экосистемами и адаптации к изменениям климата. При этом необходимо отметить достаточно активную позицию США в рамках разных инициатив. Вместе с тем, не было подписано значимых решений в сфере развития атомной энергетики или гидроэнергетики. Более того, многие инициативы были приняты без участия крупнейшего эмитента в мире – Китая.
Основные направления, в рамках которых были приняты ключевые решения на конференции, включают в себя:
 Уголь и прочие горючие полезные ископаемые. В рамках конференции как минимум 23 новые страны приняли обязательства по отказу от угля, включая 5 стран из 20-ти крупнейших в мире потребителей данного ресурса для генерации электроэнергии: Республика Корея (5 место), Индонезия (7 место), Вьетнам (9 место), Польша (13 место) и Украина (19 место).
Стоит отметить также, что отдельные крупные потребители угля, такие как Индия, Индонезия или ЮАР заключили соглашение с Климатическими инвестиционными фондами (Climate Investment Funds) по ускорению отказа от угольной энергетики с выделением финансирования в размере 2 млрд. долл. на эти цели. Еще одним важным соглашением стало заключение партнерства между ведущими странами, включая США, Великобританию, Германия, Францию и ЕС в целом для выделения 8,5 млрд. долл. в целях поддержки одной из самых зависимых от угля стран – ЮАР – в переходе к более чистым источникам энергии.
При этом по крайней мере 25 стран и государственных финансовых институтов, включая США, Великобританию, Канаду, обязались прекратить господдержку сжигаемого топлива в целом к концу 2022 г. По оценкам, это может привести к перенаправлению порядка 17,8 млрд. долл. государственных инвестиций ежегодно из сектора сжигаемого топлива в чистые источники энергии. Россия, как и другие крупные развивающиеся экономики, в данном соглашении не приняла участие.
В рамках финального соглашения в Глазго зафиксирован также призыв к странам ускорить сокращение использования угля, сжигание которого производится без использования технологии улавливания углекислого газа, а также снизить использование неэффективных субсидий в углеродную энергетику.
 Электромобили. В рамках конференции между правительствами ряда стран, главами отдельных городов и регионов, а также производителями автомобилей, прочими компаниями и финансовыми институтами было подписано соглашение об ускорении перехода на безуглеродный транспорт. По данному соглашению, 24 развитые страны приняли на себя обязательства по переходу на безуглеродный автотранспорт к 2035 г. на ведущих рынках и к 2040 г. на остальных. В число таких стран вошли, в частности, Великобритания, Канада, Австрия, Нидерланды, Финляндия и Швеция. Примечательно, что США, Германия и Франция данное соглашение не подписали.
Развивающиеся страны, в том числе Индия, Мексика, Турция и Украина, обязались ускорить развитие беузглеродного автотранспорта. Китай и Россия данное соглашение не подписали. Автопроизводители, включая Ford Motor Company, General Motors, Mercedes-Benz и Volvo Cars приняли на себя обязательства по обеспечению 100% продаж безуглеродных автомобилей на ведущих рынках к 2035 г. Однако ряд крупных производителей, таких как Toyota Motor Corporation и Volkswagen AG, отказались от участия. Среди прочих крупных компаний, присоединившихся к соглашению, можно отметить, в частности, Uber, Siemens и Unilever.
 Другие виды транспорта. 22 страны, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Японию и Австралию, приняли на себя обязательства по определению к середине данного десятилетия как минимум 6 «зеленых коридоров» - безуглеродных маршрутов между морскими портами, что подразумевает использование безуглеродных судов и использования чистой энергии в портах. Россия и Китай в данном соглашении не приняли участие.
23 страны, включая США, Великобританию, Францию, Республику Корея, Японию и Канаду, подписали соглашение по активизации политики, в том числе принятию конкретных национальных планов, по снижению выбросов парниковых газов в авиаперевозках. Китай, Россия, а также, например, Германия, данное соглашение не подписали.
 Управление лесами и земельным фондом. Более 130 стран, включая Россию, на территории которых расположено около 90% мировых лесов, приняли на себя обязательства по совместной работе в рамках сохранения лесов и предотвращения деградации земель. При этом еще 12 крупнейших стран, включая США, Великобританию, Канаду, Германию, Францию, Японию и Республику Корею, подписали соглашение о выделении 12 млрд. долл. на проекты по восстановлению лесов в 2021-2025 гг.
 Адаптация к изменениям климата. В рамках конференции крупнейшие страны приняли решение по рекордному по сравнению с прошлыми годами объему инвестиций (356 млн. долл.) в специальный фонд по адаптации развивающихся стран к изменению климата. Наибольшие объемы инвестиций обязались выделить ЕС (116 млн. долл.), Германия (58 млн. долл.) и США (50 млн. долл.). При этом США приняли решение об инвестициях в фонд впервые.

Россия, по сути, не была активным участником конференции СОР26 по климату, не занимая лидерских позиций в большинстве достигнутых соглашений
Глава российский делегации – Заместитель Председателя Правительства РФ А. Оверчук – в рамках своего выступления на конференции еще раз подтвердил цель России по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. Более того, в преддверии конференции Правительством РФ была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», которая предполагает в рамках целевого (интенсивного) сценария сокращение нетто-выбросов парниковых газов на 60% к 2050 г. по сравнению с уровнем 2019 г. (см. рис. 1 (а)).
Однако необходимо понимать, что нетто-выбросы – это выбросы с учетом поглощающей способности экосистем (лесов, тундры, сельхозземель и т.д.). Если же не учитывать поглощающую способность экосистем, то выбросы парниковых газов в России за счет прочих мер снизятся в рамках целевого (интенсивного) сценария лишь на 13,6% к 2050 г. по сравнению с 2019 г. (см. рис. 1 (б)). Более того, в ближайшие 10 лет (до 2030 г.) разницы между инерционным и интенсивным сценариями в стратегии практически не заложено. Без учета поглощающей способности экосистем выбросы России вырастут на 6,3% при инерционном варианте и на 4,4% при интенсивном. А это значит, что более активные действия опять же откладываются на более поздние периоды.

Примечательно также, что Россия не присоединилась к большому числу инициатив в рамках конференции. Более того, в период проведения конференции экологическая организация Germanwatch опубликовала новые результаты Индекса эффективности борьбы с изменением климата (Climate Change Performance Index, CCPI). И в данном рэнкинге активности климатической политики Россия опустилась в этом году на 4 позиции и заняла лишь 56 место (в рэнкинге участвовала 61 страна, при этом первые три места не были присуждены никому, таким образом последнее место в рэнкинге - 64-е). Для сравнения, Германия заняла 13-е место, Китай – 37-е, США – 55-е. Достаточно низкий рэнкинг по России Germanwatch объясняет, в том числе, недостаточно амбициозными целями на 2030 г. и чрезмерным полаганием на рост поглощающих способностей экосистем к 2050 г.
Несмотря на достаточно обтекаемые формулировки Климатического пакта Глазго, очевидно, что политика по сокращению парниковых газов в мире будет ужесточаться и усложняться. Растущее число различных соглашений по снижению выбросов СО2 потребует от компаний по всему миру пристального внимания к этому вопросу, прежде всего по отслеживанию новых ограничений на международном, национальном и корпоративном уровнях. Более того, все большему числу компаний потребуются собственные стратегии по снижению выбросов и переходу к углеродной нейтральности.
Несмотря на то, что жесткие обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на международном уровне пока отсутствуют, очевидно, что в ближайшее десятилетие такая политика будет активизироваться. В этой связи России необходимо определить те сферы, в которых она может занимать лидирующие позиции в переговорах по климату (в частности, развитие гидро- и атомной энергетики) и занимать проактивную позицию для продвижения своих интересов на международных рынках.

 

Читать дальше

Читайте также
14.06.2023
Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) и Институт экономики роста им. Столыпина. Дискуссионный доклад
Сформировать заказ ( 0 )