18.01.2023

"Время кардинальных изменений: ключевые вызовы, стоящие перед деловым сообществом"

Результаты опроса руководителей и собственников бизнеса

Институт экономики роста им. П.А. Столыпина, «Эксперт РА» и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) в ноябре 2022 года провели опрос руководителей и собственников российских компаний. Опрос коснулся текущего положения бизнеса и возможностей развития предпринимательства в среднесрочной перспективе.

В фокусе внимания находились малые и средние компании, при этом более 90% опрошенных – представители малого и среднего бизнеса (преимущественно строительные компании, организации оптовой и розничной торговли, обрабатывающие производства). Почти 70% респондентов – компании из Сибири и Урала, регионов Приволжского, Центрального (вне Москвы) и Южного федеральных округов.

Результаты опроса подтверждают, что проблемы, связанные с развитием бизнеса, усугубились с конца февраля прошлого года. Большинство компаний в текущих условиях скорее ориентировано на выживание, чем на развитие. Прежде всего это связано с недоступностью финансовых ресурсов, слабым уровнем развития инфраструктуры, недостаточной защищенностью прав предпринимателей и давлением со стороны госкомпаний на ряде рынков. Такое положение бизнеса создает высокие риски длительной стагнации российской экономики.

Существующие барьеры для развития бизнеса во многом стали следствием проводимой экономической политики. Предоставляемые же меры поддержки имеют достаточно узкий охват, а регуляторная среда в целом остается неблагоприятной для предпринимательской деятельности. Ситуацию усугубляет завышенный курс рубля, а также высокая налоговая нагрузка на российские компании, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с поставщиками дешевого импорта.

1. Текущее положение бизнеса и планы его развития

Результаты опроса подтверждают, что изменения в экономике, начавшиеся с февраля 2022 г., осложнили деятельность многих компаний:

  • 43% респондентов считают, что экономическая обстановка оказала в целом негативное влияние на бизнес.
  • 25% респондентов считают, что появившиеся положительные изменения (новые возможности, конкурентные преимущества) практически полностью нейтрализуются отрицательными.
  • 10% отметило, что влияние экономической обстановки на их бизнес является положительным.

Многие компании сомневаются в перспективах своего развития в текущих условиях, даже несмотря на то, что видят отдельные открывающиеся возможности, связанные с уходом конкурентов с рынка с ростом спроса на отдельные товары и услуги на внутреннем рынке, а также с появлением условий для производства новых видов товаров или услуг.

  • 26% опрошенных уверены в том, что они смогут воспользоваться новыми возможностями для своего развития. Чаще всего такую уверенность выражают крупные компании. Большинство же компаний в ситуации стагнации рассчитывают только на свои силы.
  • 28% респондентов видят новые возможности для развития своего бизнеса.
  • 31% отмечают, что видят такие возможности для других компаний.

Опрос подтвердил, что значительная часть российского бизнеса ориентирована сейчас не на развитие, а скорее на выживание.

  • 48% респондентов сообщили, что в ближайшие 1-2 года они нацеливают свои усилия на то, чтобы сохранить текущие производственные показатели, либо на сохранение деятельности как таковой.
  • 12% руководителей компаний имеют амбициозные планы по наращиванию выпуска более чем на 30% в предстоящие 1-2 года.

Такое положение бизнеса создает высокие риски длительной стагнации российской экономики. Компании, следующие «стратегии выживания», не вкладываются в персонал, не занимаются разработкой новой продукции, не осваивают новые рынки. В результате, многие рыночные возможности могут быть упущены, а восстановление экономики будет крайне медленным.

2. Основные барьеры, сдерживающие развитие компаний

В числе важнейших барьеров, сдерживающих развитие российских компаний – недоступность финансовых ресурсов, слабый уровень развития инфраструктуры, а также недостаточная защищенность прав предпринимателей и давление со стороны госкомпаний на ряде рынков.

Недоступность финансовых ресурсов

Опрос продемонстрировал, что заемные средства остаются недоступными для российских компаний и предпринимателей – причем это касается не только непосредственно процентных ставок, но и условий предоставления банковских кредитов, таких как сроки кредитования, условия обслуживания, требования к залогу и т.д.

  • 16% респондентов считают, что заемные средства являются доступными как по стоимости, так и по условиям их предоставления. 
  • 32% пожаловались на высокую стоимость заемных средств.
  • 35% недовольны неоправданно жесткими требованиями к заемщикам
  • 17% сообщили, что привлечение заемных средств для их компаний недоступно полностью. 
  • Более 65% респондентов указали на то, что сроки предоставления заемных средств банками являются слишком короткими, более 75% – что банки предъявляют слишком высокие комиссии, завышенные требования к проработке кредитуемых проектов и к отчетности заемщиков, более 80% – что ставки по кредитам на развитие бизнеса, а также залоговые требования банков слишком высоки. Проблема недоступности заемных средств актуальна для компаний практически всех видов деятельности (исключая лишь компании в сфере добычи полезных ископаемых и ИТ-сектор).
  • При этом потенциал рынка ценных бумаг, который мог бы выступить альтернативой банковскому кредитованию (путем выпуска облигаций или продажи доли в капитале), практически не используется. Только 13% респондентов имеют опыт выпуска облигаций (как правило, это крупные компании, прежде всего добывающие, энергетические или финансовые). Уровень развития рынков и облигаций, и акций респонденты оценивают как достаточно низкий. По мнению большинства респондентов, на этих рынках сложно найти покупателей на облигации, акции или доли в компании, а стоимость подготовки облигаций и акций к выпуску очень высока. Кроме того, по мнению более 70% респондентов, процентные ставки по облигациям сейчас слишком высоки даже по сравнению с банковским кредитованием. В этой ситуации большинство из тех, кто имеет опыт выпуска облигаций, не планирует новые размещения.
  • Дефицит финансовых ресурсов выступает серьезным препятствием для развития бизнеса. 45% респондентов сообщили, что дефицит финансовых ресурсов для инвестиций в переоборудование производства сдерживает повышение производительности труда в компании. Кроме того, 18% опрошенных отметили низкую доступность финансирования как препятствие к разработке новой продукции и выводу ее на рынок.

Недостаточный уровень развития инфраструктуры

  • Недостаточный уровень развития инфраструктуры сдерживает развитие бизнеса. Как показывают результаты опроса, у компаний есть потребности в развитии инфраструктуры всех типов – от местной инфраструктуры (транспортных путей в рамках небольших территорий внутри отдельных регионов) до ключевых транспортных артерий. Респонденты отмечают в первую очередь важность развития межрегиональной инфраструктуры (об этом сообщили 33% компаний), а также внутрирегиональной инфраструктуры (25% компаний). При этом 24% опрошенных указали на важность развития ключевых транспортных магистралей, включая экспортно-импортные пути.
  • Недостаточный уровень развития инфраструктуры приводит к перегруженности транспортной системы, завышенной стоимости затрат на транспорт и логистику, а также невозможности гарантировать четкие сроки доставки грузов, что осложняет, а иногда и делает просто невозможной межрегиональную торговлю или экспортные поставки в дружественные страны. В 2022 году проблема недостаточного развития транспортно-логистической инфраструктуры обострилась в связи с усилением транспортных потоков в восточном направлении. Более 50% респондентов сообщили, что используемая ими транспортная инфраструктура является слишком загруженной и нуждается в расширении пропускной способности. При этом почти половина респондентов в 2022 году уже столкнулась с ростом затрат на транспорт и логистику. Кроме того, произошло также снижение предсказуемости сроков доставки грузов. Это особенно актуально для компаний, которые чаще всего пользуются воздушным, водным или железнодорожным транспортом. 
  • Текущее состояние транспортно-логистической инфраструктуры, а также связанное с ним состояние таможенной инфраструктуры являются одним из серьезных препятствий к развитию экспорта, т.е. сдерживают выход российских компаний на те рынки, которые остаются для нас открытыми. Почти 60% респондентов из компаний, занимающихся экспортом, заявили, что быстрая и доступная логистика является критически важной для сохранения и расширения их внешнеэкономической деятельности. Для 48% опрошенных, занимающихся экспортной деятельностью, таким фактором является упрощение и удешевление таможенных процедур и таможенного оформления.

Слабая защищенность прав предпринимателей

  • Наряду с этим, права предпринимателей остаются недостаточно защищенными, что не благоприятствует развитию бизнеса. 86% респондентов полагают, что права и законные интересы предпринимателей в России либо абсолютно не защищены, либо недостаточно защищены. Почти 30% респондентов заявили о том, что в стране сохраняется проблема необоснованного уголовного преследования представителей бизнеса, вызванная коррупционными интересами представителей правоохранительных органов, несовершенством законодательства (и несоответствием его текущим реалиям), а также недобросовестными действиями конкурентов. По мнению других 46% респондентов, недостаточный уровень защиты прав предпринимателей связан с избыточной строгостью российского законодательства в отношении предпринимательской деятельности, когда за преступления принимаются даже малейшие просчеты.
  • При этом положительные изменения в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей в последние годы замечают только 17% респондентов. В свою очередь, 33% респондентов сообщают, что ситуация за последние 1-2 года стала только хуже, а остальные 50% респондентов считают, что изменений в этой сфере пока нет. 
  • Сохраняется целый ряд серьезных проблем в работе судебной системы, которая также не обеспечивает защиты законных прав и интересов предпринимателей. Почти 80% респондентов согласились с тем, что судебная система не обеспечивает эффективной защиты прав предпринимателей. Это связано как с общим «обвинительным уклоном» российской судебной системы по отношению к предпринимателям, так и с чрезмерно длинными сроками арбитражного судопроизводства (на эту проблему указало более 82% опрошенных), а также с низким качеством исполнения решений исполнительных производств (с этим согласилось около 79% респондентов). В целом, сохраняется «обвинительный уклон» в российской судебной системе по отношению к предпринимателям.

Избыточное доминирование государственных компаний и институтов

  • Серьезной проблемой, препятствующей развитию частного предпринимательства, является избыточное доминирование государственных компаний и институтов на ряде ключевых рынков. В ряде случаев государственные компании или связанные с ними структуры являются доминирующими участниками на рынках готовой продукции (на это указали 18% респондентов). Однако значительно большая часть респондентов указала на другие формы доминирования госсектора – прежде всего в финансовой сфере, где преобладают госбанки, а также в сфере защиты прав предпринимателей, если в хозяйственных спорах участвуют госкомпании или связанные с ними структуры. Около 77% респондентов указали на то, что крупные государственные банки пользуются своим близким к доминирующему положением на рынке, что препятствует повышению доступности кредитования. При этом почти 80% опрошенных отметили, что суды часто имеют «государственный уклон» в спорах между частным бизнесом и государственными структурами. Тем самым доминирование госсектора в экономике усугубляет проблемы недоступности финансовых ресурсов и недостаточный уровень правовой защищенности частного бизнеса. 

 3. Проводимая экономическая политика во многом является первопричиной тех ограничений и барьеров, с которыми сталкивается бизнес

  • Ключевые барьеры, сдерживающие развитие компаний – недоступность финансовых ресурсов, недостаточный уровень развития инфраструктуры, слабая защищенность прав предпринимателей, избыточное доминирование государственных компаний и институтов – сформировались не сами по себе, а стали во многом результатом проводимой экономической политики. 
  • Согласно опросу, значительная часть бизнеса (51% опрошенных) не считает, что общая стратегия государства в сфере экономической политики понятна и отвечает интересам бизнеса. Более того, по мнению почти двух третей респондентов, экономическая политика в большей степени сконцентрирована на решении текущих проблем в ущерб долгосрочным приоритетам. Иными словами, в ситуации, когда многие компании сами вынужденно отказываются от стратегий развития в пользу «стратегий выживания», государственная политика не стимулирует их к возвращению на траекторию развития и лишь помогает части таких компаний «удержаться на плаву». Однако такой подход может привести к тому, что возникшие сейчас рыночные возможности для бизнеса могут быть безвозвратно упущены. 
  •  При этом те меры поддержки, которые сейчас предоставляются бизнесу (такие как предоставление субсидий, отдельных налоговых вычетов и др.), имеют достаточно узкий охват получателей. Как показали результаты опроса, чаще всего респонденты сообщали о получении льготных кредитов – однако и этой мерой воспользовались только 19,2% опрошенных. Еще меньшая доля респондентов сообщила о пользовании субсидиями и грантами, инвестиционным налоговым вычетом, льготной арендой имущества и т.д.
  • Важно и то, что в отношении господдержки бизнеса сохраняется определенная пассивность со стороны государственных органов. 73% респондентов отметили, что госорганы избегают брать на себя ответственность при принятии решений о господдержке. Около 75% опрошенных также сообщили, что специально созданные органы господдержки работают в значительной степени на себя и на «свои» компании, а не на развитие бизнеса в целом. 
  •  Регуляторная среда, несмотря на меры по ее совершенствованию, остается недостаточно благоприятной для развития бизнеса. Как отмечает более 80% респондентов, законодательство по регулированию бизнеса все еще содержит слишком большое количество требований, которые запомнить сложно, выполнять – дорого, а их необходимость бизнесу непонятна. Сохраняется также проблема излишней бюрократизации процедур предоставления господдержки, а в ряде случаев – и проблема низкой квалификации персонала структур, связанных с предоставлением господдержки. Значительная часть респондентов также сообщила об отсутствии доступной, четко написанной и правильно структурированной информации о господдержке, что также является препятствием к пользованию действующими мерами поддержки бизнеса. 
  • Валютная политика, допускающая чрезмерно завышенный курс рубля, также не способствует развитию бизнеса. Высокий курс искажает структуру издержек у многих компаний: импортные закупки становятся более доступными по цене, а продукция российского производства теряет ценовую конкурентоспособность. В результате, российская продукция становится менее востребованной как на внешних рынках в дружественных странах, так и на внутреннем рынке, где отечественные производители конкурируют с импортом. В рамках опроса 44,3% респондентов подтвердили, что снижение курса рубля важно для продолжения или расширения их работы с внешними рынками, а среди компаний-экспортеров таких респондентов было почти 50%. Неизбежным результатом завышенного курса рубля станет переключение российских потребителей (как населения, так и промышленности) на дешевый импорт. Такой взгляд на будущее российского рынка разделяют более 45% опрошенных, утверждающих, что на рынке возникнет доминирование китайских и других иностранных поставщиков. 
  • Фискальная политика, устанавливающая высокую нагрузку на бизнес, делает российские компании неконкурентоспособными по сравнению с поставщиками импортных товаров. Компании, с продукцией которых приходится конкурировать российским производителям на внутреннем рынке, часто имеют меньший уровень налоговой и иной обязательной нагрузки в своих странах. Согласно опросу, 80,3% респондентов выразили согласие с тем, что уровень налоговой и иной аналогичной ей нагрузки (страховые взносы, пошлины, неналоговые платежи) является слишком высоким, а 82,0% заявили, что объем таких платежей бизнеса ежегодно возрастает. Результаты опроса также показали, что высокие налоги и иные обязательные платежи входят в тройку самых распространенных препятствий к реализации рыночных возможностей для компаний. Особенно часто об этом заявляли респонденты, утверждавшие, что их компании определенно не смогут воспользоваться новыми возможностями для развития. 

4. Необходимые направления экономической политики для развития бизнеса 

  • В сложившейся ситуации важнейшим направлением экономической политики государства должно стать снятие важнейших препятствий для развития частного предпринимательства. Новая политика должна быть ориентирована не только на поддержку, но и на развитие бизнеса, прежде всего в части обеспечения доступности капитала, развития инфраструктуры, защиты прав бизнеса и развития конкуренции. 
  • Наиболее востребованными мерами по обеспечению доступности капитала, по мнению респондентов, являются обеспечение общего снижения процентных ставок в экономике, а также субсидирование процентной ставки, повышение доступности долгосрочных инвестиционных кредитов, снижение требований к заемщикам (на высокую значимость каждой из этих мер указало более 60% респондентов). Данные меры должны сопровождаться развитием финансового рынка, а также активизацией валютной политики, препятствующей избыточному повышению курса рубля.
  • Кроме того, необходимо обеспечить улучшение финансового положения компаний, финансирующих свое развитие. В этой связи, по мнению большинства респондентов, необходимо предоставление расширенного набора стимулов для компаний, обновляющих оборудование, разрабатывающих новую продукцию, вкладывающих в развитие персонала. По мнению респондентов, наиболее важны меры по снижению налоговой нагрузки на организации, осуществляющие капитальные вложения в оборудование, создающие новые рабочие места, а также меры по снижению страховых взносов (более 60% респондентов отметило высокую значимость данных мер). 
  • При этом со стороны государственной политики необходима активизация усилий по развитию инфраструктуры. Это должно касаться как транспортной инфраструктуры, так и логистических мощностей, размещаемых в непосредственной близости от транспортных узлов, и расширения возможностей для осуществления мультимодальных перевозок. Необходимо также совершенствование таможенных процедур и таможенной инфраструктуры.
  • Наряду с этим, необходима работа по повышению защиты законных прав и интересов частного бизнеса, а также развития конкуренции на ключевых рынках. По мнению респондентов, наиболее востребованными мерами в части административного регулирования, являются продление моратория на налоговые проверки малого и среднего бизнеса, проведение налоговой амнистии для малых и средних предприятий, а также ограничение количества плановых и внеплановых проверок для бизнеса.  

 

 

 

"Время кардинальных изменений: ключевые вызовы, стоящие перед деловым сообществом"
Результаты опроса руководителей и собственников бизнеса

Институт экономики роста им. П.А. Столыпина, «Эксперт РА» и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) в ноябре 2022 года провели опрос руководителей и собственников российских компаний. Опрос коснулся текущего положения бизнеса и возможностей развития предпринимательства в среднесрочной перспективе.

В фокусе внимания находились малые и средние компании, при этом более 90% опрошенных – представители малого и среднего бизнеса (преимущественно строительные компании, организации оптовой и розничной торговли, обрабатывающие производства). Почти 70% респондентов – компании из Сибири и Урала, регионов Приволжского, Центрального (вне Москвы) и Южного федеральных округов.

Результаты опроса подтверждают, что проблемы, связанные с развитием бизнеса, усугубились с конца февраля прошлого года. Большинство компаний в текущих условиях скорее ориентировано на выживание, чем на развитие. Прежде всего это связано с недоступностью финансовых ресурсов, слабым уровнем развития инфраструктуры, недостаточной защищенностью прав предпринимателей и давлением со стороны госкомпаний на ряде рынков. Такое положение бизнеса создает высокие риски длительной стагнации российской экономики.

Существующие барьеры для развития бизнеса во многом стали следствием проводимой экономической политики. Предоставляемые же меры поддержки имеют достаточно узкий охват, а регуляторная среда в целом остается неблагоприятной для предпринимательской деятельности. Ситуацию усугубляет завышенный курс рубля, а также высокая налоговая нагрузка на российские компании, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с поставщиками дешевого импорта.

1. Текущее положение бизнеса и планы его развития

Результаты опроса подтверждают, что изменения в экономике, начавшиеся с февраля 2022 г., осложнили деятельность многих компаний:

  • 43% респондентов считают, что экономическая обстановка оказала в целом негативное влияние на бизнес.
  • 25% респондентов считают, что появившиеся положительные изменения (новые возможности, конкурентные преимущества) практически полностью нейтрализуются отрицательными.
  • 10% отметило, что влияние экономической обстановки на их бизнес является положительным.

Многие компании сомневаются в перспективах своего развития в текущих условиях, даже несмотря на то, что видят отдельные открывающиеся возможности, связанные с уходом конкурентов с рынка с ростом спроса на отдельные товары и услуги на внутреннем рынке, а также с появлением условий для производства новых видов товаров или услуг.

  • 26% опрошенных уверены в том, что они смогут воспользоваться новыми возможностями для своего развития. Чаще всего такую уверенность выражают крупные компании. Большинство же компаний в ситуации стагнации рассчитывают только на свои силы.
  • 28% респондентов видят новые возможности для развития своего бизнеса.
  • 31% отмечают, что видят такие возможности для других компаний.

Опрос подтвердил, что значительная часть российского бизнеса ориентирована сейчас не на развитие, а скорее на выживание.

  • 48% респондентов сообщили, что в ближайшие 1-2 года они нацеливают свои усилия на то, чтобы сохранить текущие производственные показатели, либо на сохранение деятельности как таковой.
  • 12% руководителей компаний имеют амбициозные планы по наращиванию выпуска более чем на 30% в предстоящие 1-2 года.

Такое положение бизнеса создает высокие риски длительной стагнации российской экономики. Компании, следующие «стратегии выживания», не вкладываются в персонал, не занимаются разработкой новой продукции, не осваивают новые рынки. В результате, многие рыночные возможности могут быть упущены, а восстановление экономики будет крайне медленным.

2. Основные барьеры, сдерживающие развитие компаний

В числе важнейших барьеров, сдерживающих развитие российских компаний – недоступность финансовых ресурсов, слабый уровень развития инфраструктуры, а также недостаточная защищенность прав предпринимателей и давление со стороны госкомпаний на ряде рынков.

Недоступность финансовых ресурсов

Опрос продемонстрировал, что заемные средства остаются недоступными для российских компаний и предпринимателей – причем это касается не только непосредственно процентных ставок, но и условий предоставления банковских кредитов, таких как сроки кредитования, условия обслуживания, требования к залогу и т.д.

  • 16% респондентов считают, что заемные средства являются доступными как по стоимости, так и по условиям их предоставления. 
  • 32% пожаловались на высокую стоимость заемных средств.
  • 35% недовольны неоправданно жесткими требованиями к заемщикам
  • 17% сообщили, что привлечение заемных средств для их компаний недоступно полностью. 
  • Более 65% респондентов указали на то, что сроки предоставления заемных средств банками являются слишком короткими, более 75% – что банки предъявляют слишком высокие комиссии, завышенные требования к проработке кредитуемых проектов и к отчетности заемщиков, более 80% – что ставки по кредитам на развитие бизнеса, а также залоговые требования банков слишком высоки. Проблема недоступности заемных средств актуальна для компаний практически всех видов деятельности (исключая лишь компании в сфере добычи полезных ископаемых и ИТ-сектор).
  • При этом потенциал рынка ценных бумаг, который мог бы выступить альтернативой банковскому кредитованию (путем выпуска облигаций или продажи доли в капитале), практически не используется. Только 13% респондентов имеют опыт выпуска облигаций (как правило, это крупные компании, прежде всего добывающие, энергетические или финансовые). Уровень развития рынков и облигаций, и акций респонденты оценивают как достаточно низкий. По мнению большинства респондентов, на этих рынках сложно найти покупателей на облигации, акции или доли в компании, а стоимость подготовки облигаций и акций к выпуску очень высока. Кроме того, по мнению более 70% респондентов, процентные ставки по облигациям сейчас слишком высоки даже по сравнению с банковским кредитованием. В этой ситуации большинство из тех, кто имеет опыт выпуска облигаций, не планирует новые размещения.
  • Дефицит финансовых ресурсов выступает серьезным препятствием для развития бизнеса. 45% респондентов сообщили, что дефицит финансовых ресурсов для инвестиций в переоборудование производства сдерживает повышение производительности труда в компании. Кроме того, 18% опрошенных отметили низкую доступность финансирования как препятствие к разработке новой продукции и выводу ее на рынок.

Недостаточный уровень развития инфраструктуры

  • Недостаточный уровень развития инфраструктуры сдерживает развитие бизнеса. Как показывают результаты опроса, у компаний есть потребности в развитии инфраструктуры всех типов – от местной инфраструктуры (транспортных путей в рамках небольших территорий внутри отдельных регионов) до ключевых транспортных артерий. Респонденты отмечают в первую очередь важность развития межрегиональной инфраструктуры (об этом сообщили 33% компаний), а также внутрирегиональной инфраструктуры (25% компаний). При этом 24% опрошенных указали на важность развития ключевых транспортных магистралей, включая экспортно-импортные пути.
  • Недостаточный уровень развития инфраструктуры приводит к перегруженности транспортной системы, завышенной стоимости затрат на транспорт и логистику, а также невозможности гарантировать четкие сроки доставки грузов, что осложняет, а иногда и делает просто невозможной межрегиональную торговлю или экспортные поставки в дружественные страны. В 2022 году проблема недостаточного развития транспортно-логистической инфраструктуры обострилась в связи с усилением транспортных потоков в восточном направлении. Более 50% респондентов сообщили, что используемая ими транспортная инфраструктура является слишком загруженной и нуждается в расширении пропускной способности. При этом почти половина респондентов в 2022 году уже столкнулась с ростом затрат на транспорт и логистику. Кроме того, произошло также снижение предсказуемости сроков доставки грузов. Это особенно актуально для компаний, которые чаще всего пользуются воздушным, водным или железнодорожным транспортом. 
  • Текущее состояние транспортно-логистической инфраструктуры, а также связанное с ним состояние таможенной инфраструктуры являются одним из серьезных препятствий к развитию экспорта, т.е. сдерживают выход российских компаний на те рынки, которые остаются для нас открытыми. Почти 60% респондентов из компаний, занимающихся экспортом, заявили, что быстрая и доступная логистика является критически важной для сохранения и расширения их внешнеэкономической деятельности. Для 48% опрошенных, занимающихся экспортной деятельностью, таким фактором является упрощение и удешевление таможенных процедур и таможенного оформления.

Слабая защищенность прав предпринимателей

  • Наряду с этим, права предпринимателей остаются недостаточно защищенными, что не благоприятствует развитию бизнеса. 86% респондентов полагают, что права и законные интересы предпринимателей в России либо абсолютно не защищены, либо недостаточно защищены. Почти 30% респондентов заявили о том, что в стране сохраняется проблема необоснованного уголовного преследования представителей бизнеса, вызванная коррупционными интересами представителей правоохранительных органов, несовершенством законодательства (и несоответствием его текущим реалиям), а также недобросовестными действиями конкурентов. По мнению других 46% респондентов, недостаточный уровень защиты прав предпринимателей связан с избыточной строгостью российского законодательства в отношении предпринимательской деятельности, когда за преступления принимаются даже малейшие просчеты.
  • При этом положительные изменения в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей в последние годы замечают только 17% респондентов. В свою очередь, 33% респондентов сообщают, что ситуация за последние 1-2 года стала только хуже, а остальные 50% респондентов считают, что изменений в этой сфере пока нет. 
  • Сохраняется целый ряд серьезных проблем в работе судебной системы, которая также не обеспечивает защиты законных прав и интересов предпринимателей. Почти 80% респондентов согласились с тем, что судебная система не обеспечивает эффективной защиты прав предпринимателей. Это связано как с общим «обвинительным уклоном» российской судебной системы по отношению к предпринимателям, так и с чрезмерно длинными сроками арбитражного судопроизводства (на эту проблему указало более 82% опрошенных), а также с низким качеством исполнения решений исполнительных производств (с этим согласилось около 79% респондентов). В целом, сохраняется «обвинительный уклон» в российской судебной системе по отношению к предпринимателям.

Избыточное доминирование государственных компаний и институтов

  • Серьезной проблемой, препятствующей развитию частного предпринимательства, является избыточное доминирование государственных компаний и институтов на ряде ключевых рынков. В ряде случаев государственные компании или связанные с ними структуры являются доминирующими участниками на рынках готовой продукции (на это указали 18% респондентов). Однако значительно большая часть респондентов указала на другие формы доминирования госсектора – прежде всего в финансовой сфере, где преобладают госбанки, а также в сфере защиты прав предпринимателей, если в хозяйственных спорах участвуют госкомпании или связанные с ними структуры. Около 77% респондентов указали на то, что крупные государственные банки пользуются своим близким к доминирующему положением на рынке, что препятствует повышению доступности кредитования. При этом почти 80% опрошенных отметили, что суды часто имеют «государственный уклон» в спорах между частным бизнесом и государственными структурами. Тем самым доминирование госсектора в экономике усугубляет проблемы недоступности финансовых ресурсов и недостаточный уровень правовой защищенности частного бизнеса. 

 3. Проводимая экономическая политика во многом является первопричиной тех ограничений и барьеров, с которыми сталкивается бизнес

  • Ключевые барьеры, сдерживающие развитие компаний – недоступность финансовых ресурсов, недостаточный уровень развития инфраструктуры, слабая защищенность прав предпринимателей, избыточное доминирование государственных компаний и институтов – сформировались не сами по себе, а стали во многом результатом проводимой экономической политики. 
  • Согласно опросу, значительная часть бизнеса (51% опрошенных) не считает, что общая стратегия государства в сфере экономической политики понятна и отвечает интересам бизнеса. Более того, по мнению почти двух третей респондентов, экономическая политика в большей степени сконцентрирована на решении текущих проблем в ущерб долгосрочным приоритетам. Иными словами, в ситуации, когда многие компании сами вынужденно отказываются от стратегий развития в пользу «стратегий выживания», государственная политика не стимулирует их к возвращению на траекторию развития и лишь помогает части таких компаний «удержаться на плаву». Однако такой подход может привести к тому, что возникшие сейчас рыночные возможности для бизнеса могут быть безвозвратно упущены. 
  •  При этом те меры поддержки, которые сейчас предоставляются бизнесу (такие как предоставление субсидий, отдельных налоговых вычетов и др.), имеют достаточно узкий охват получателей. Как показали результаты опроса, чаще всего респонденты сообщали о получении льготных кредитов – однако и этой мерой воспользовались только 19,2% опрошенных. Еще меньшая доля респондентов сообщила о пользовании субсидиями и грантами, инвестиционным налоговым вычетом, льготной арендой имущества и т.д.
  • Важно и то, что в отношении господдержки бизнеса сохраняется определенная пассивность со стороны государственных органов. 73% респондентов отметили, что госорганы избегают брать на себя ответственность при принятии решений о господдержке. Около 75% опрошенных также сообщили, что специально созданные органы господдержки работают в значительной степени на себя и на «свои» компании, а не на развитие бизнеса в целом. 
  •  Регуляторная среда, несмотря на меры по ее совершенствованию, остается недостаточно благоприятной для развития бизнеса. Как отмечает более 80% респондентов, законодательство по регулированию бизнеса все еще содержит слишком большое количество требований, которые запомнить сложно, выполнять – дорого, а их необходимость бизнесу непонятна. Сохраняется также проблема излишней бюрократизации процедур предоставления господдержки, а в ряде случаев – и проблема низкой квалификации персонала структур, связанных с предоставлением господдержки. Значительная часть респондентов также сообщила об отсутствии доступной, четко написанной и правильно структурированной информации о господдержке, что также является препятствием к пользованию действующими мерами поддержки бизнеса. 
  • Валютная политика, допускающая чрезмерно завышенный курс рубля, также не способствует развитию бизнеса. Высокий курс искажает структуру издержек у многих компаний: импортные закупки становятся более доступными по цене, а продукция российского производства теряет ценовую конкурентоспособность. В результате, российская продукция становится менее востребованной как на внешних рынках в дружественных странах, так и на внутреннем рынке, где отечественные производители конкурируют с импортом. В рамках опроса 44,3% респондентов подтвердили, что снижение курса рубля важно для продолжения или расширения их работы с внешними рынками, а среди компаний-экспортеров таких респондентов было почти 50%. Неизбежным результатом завышенного курса рубля станет переключение российских потребителей (как населения, так и промышленности) на дешевый импорт. Такой взгляд на будущее российского рынка разделяют более 45% опрошенных, утверждающих, что на рынке возникнет доминирование китайских и других иностранных поставщиков. 
  • Фискальная политика, устанавливающая высокую нагрузку на бизнес, делает российские компании неконкурентоспособными по сравнению с поставщиками импортных товаров. Компании, с продукцией которых приходится конкурировать российским производителям на внутреннем рынке, часто имеют меньший уровень налоговой и иной обязательной нагрузки в своих странах. Согласно опросу, 80,3% респондентов выразили согласие с тем, что уровень налоговой и иной аналогичной ей нагрузки (страховые взносы, пошлины, неналоговые платежи) является слишком высоким, а 82,0% заявили, что объем таких платежей бизнеса ежегодно возрастает. Результаты опроса также показали, что высокие налоги и иные обязательные платежи входят в тройку самых распространенных препятствий к реализации рыночных возможностей для компаний. Особенно часто об этом заявляли респонденты, утверждавшие, что их компании определенно не смогут воспользоваться новыми возможностями для развития. 

4. Необходимые направления экономической политики для развития бизнеса 

  • В сложившейся ситуации важнейшим направлением экономической политики государства должно стать снятие важнейших препятствий для развития частного предпринимательства. Новая политика должна быть ориентирована не только на поддержку, но и на развитие бизнеса, прежде всего в части обеспечения доступности капитала, развития инфраструктуры, защиты прав бизнеса и развития конкуренции. 
  • Наиболее востребованными мерами по обеспечению доступности капитала, по мнению респондентов, являются обеспечение общего снижения процентных ставок в экономике, а также субсидирование процентной ставки, повышение доступности долгосрочных инвестиционных кредитов, снижение требований к заемщикам (на высокую значимость каждой из этих мер указало более 60% респондентов). Данные меры должны сопровождаться развитием финансового рынка, а также активизацией валютной политики, препятствующей избыточному повышению курса рубля.
  • Кроме того, необходимо обеспечить улучшение финансового положения компаний, финансирующих свое развитие. В этой связи, по мнению большинства респондентов, необходимо предоставление расширенного набора стимулов для компаний, обновляющих оборудование, разрабатывающих новую продукцию, вкладывающих в развитие персонала. По мнению респондентов, наиболее важны меры по снижению налоговой нагрузки на организации, осуществляющие капитальные вложения в оборудование, создающие новые рабочие места, а также меры по снижению страховых взносов (более 60% респондентов отметило высокую значимость данных мер). 
  • При этом со стороны государственной политики необходима активизация усилий по развитию инфраструктуры. Это должно касаться как транспортной инфраструктуры, так и логистических мощностей, размещаемых в непосредственной близости от транспортных узлов, и расширения возможностей для осуществления мультимодальных перевозок. Необходимо также совершенствование таможенных процедур и таможенной инфраструктуры.
  • Наряду с этим, необходима работа по повышению защиты законных прав и интересов частного бизнеса, а также развития конкуренции на ключевых рынках. По мнению респондентов, наиболее востребованными мерами в части административного регулирования, являются продление моратория на налоговые проверки малого и среднего бизнеса, проведение налоговой амнистии для малых и средних предприятий, а также ограничение количества плановых и внеплановых проверок для бизнеса.  

 

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )