Продажи легковых автомобилей
Внутренний рынок
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в октябре 2019 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей составили 152,1 тыс. единиц, сократившись на 5,2% в годовом выражении. При этом по сравнению с докризисным уровнем продаж (октябрем 2014 г.) сокращение составило 28,0%. В целом за январь-октябрь 2019 г. продажи упали в годовом выражении на 2,4%.
Если в начале года АЕБ прогнозировала рост продаж новых легковых автомобилей на 3,6% по итогам 2019 г., то теперь ожидает объем продаж не более 1,76 млн. машин (-2,3% по сравнению с уровнем 2018 г.). Это близко к прогнозу PwC, который предполагает сокращение рынка примерно на 2% (лишь в «оптимистичном» сценарии еще допускается рост, но не более чем на 0,5%). Временный повышательный эффект на продажи автомобилей может оказать все еще обсуждаемое в правительстве увеличение утилизационного сбора в 2020 г. Если о нем объявят в ближайшее время, то в последние месяцы текущего года продажи могут временно вырасти.
Примечательно, что на фоне общего сокращения рынка сегмент премиальных марок автомобилей показывает положительную динамику (темпы роста в октябре составили +11,2% в годовом выражении). Продажи отечественных марок в то же время сократились на 2,0% (в частности АвтоВАЗа – на 5,5%), продажи прочих иностранных марок упали на 6,7%. При этом импорт зарубежных автомобилей в Россию за первые три квартала 2019 г. вырос на 5,3% в физическом выражении (до 223,7 тыс. единиц), и на 13,5% – в стоимостном (до 5,9 млрд. долл.).
Рост цен на автомобили в текущем году остается достаточно умеренным. К сентябрю 2019 г. цены на легковые автомобили выросли в среднем на 4,5% в годовом выражении, что лишь немного превысило общий уровень инфляции. При этом относительно сильно подорожали лишь новые иностранные автомобили (+7,3%). По оценкам агентства «Автостат», по итогам 9 месяцев 2019 г. средневзвешенная цена новой иномарки выросла на 9,6% в годовом выражении. Однако сдержанная динамика роста цен стала скорее следствием ухудшения финансового положения потенциальных покупателей. Так, согласно результатам обследования бюджетов домашних хозяйств, представленным Росстатом в октябре, во II квартале 2019 г. доля семей, испытывающих финансовые трудности при покупке автомобиля, квартиры или дачи выросла до 32,6% (против 30,6% годом ранее).
Еще одной тенденцией стало сокращение количества продавцов. По данным агентства «Автостат», на середину октября 2019 г. число дилеров в России составило 3,3 тыс., что стало самым низким показателем с 2011 г.
Автокредитование показало существенный рост в III квартале 2019 г.
Падение продаж легковых автомобилей могло оказаться более глубоким, если бы не рост объемов автокредитования. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в III квартале 2019 г. было выдано 259,2 тыс. автокредитов, что на 19,1% больше, чем годом ранее. Более того, это самый высокий показатель за третий квартал с 2013 г. В целом за три квартала 2019 г. было выдано 691,7 тыс. автокредитов (+13,5% в годовом выражении). С учетом данных АЕБ о продажах, доля кредитных автомобилей в структуре продаж составляет 54,4%.
Объемы автокредитования российскими банками также растут. Так, по данным Банка России, в январе-сентябре 2019 г. объемы представленных банками автокредитов выросли на 24,4% в годовом выражении – до 776,11 млрд. руб. (тогда как кредитование физлиц в целом выросло лишь на 15,6%).
Немалую роль здесь сыграло возобновление с 1 июля 2019 г. госпрограмм льготного автокредитования, когда по этому направлению господдержки были выделены дополнительные средства (изначально запланированные суммы были исчерпаны еще весной). Однако дополнительный транш средств по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» уже по состоянию на середину октября также исчерпан.
Экспорт российских автомобилей растет
Хотя на внутреннем рынке наблюдается отрицательная динамика продаж, производство легковых автомобилей за январь-сентябрь 2019 г. даже немного увеличилось – по данным Росстата, на 1,1% в годовом выражении. Одной из причин этого роста стал рост продаж российских автомобилей за рубежом.
Согласно данным ФТС, в январе-сентябре 2019 г. экспорт легковых автомобилей из России вырос на 32,6% в годовом выражении, до 1,2 млрд. долл. (в физическом выражении рост составил 27,0% – 84,0 тыс. машин). При этом основной вклад в рост экспорта внесли страны дальнего зарубежья – продажи российских автомобилей в эти страны увеличились на 47,6%. Страны же СНГ увеличивают закупки российских легковых автомобилей гораздо более медленными темпами (+27,9%). Более 75% экспорта (в стоимостном выражении) приходится на Белоруссию (40,8%), Казахстан (21,3%) и Чехию (14,5%). За первые три квартала 2019 г. нарастить экспорт удалось за счет существенного роста поставок в Белоруссию (+31,9%), Чехию (рост в 2,6 раза) и Узбекистан (рост в 4,0 раза).
Между тем, импорт легковых автомобилей, как уже отмечалось, также растет (на 13,5% в стоимостном выражении, на 5,3% – в физическом). В целом объемы импорта легковых автомобилей продолжают значительно превышать объемы экспорта – в физическом выражении почти в 2,6 раза, в стоимостном – в 4,8 раз.
В целом, сокращение российского автомобильного рынка – это отражение значительного ухудшения ситуации в экономике страны. Необходимы не только меры по повышению реальных доходов населения для поддержания платежеспособного спроса, но и механизмы поддержки автопроизводителей, которые сейчас выживают во многом только за счет роста экспортных поставок. В частности, при планировании бюджета на предстоящие годы необходимо предусмотреть значительные суммы на стимулирующие меры поддержки спроса на автомобили.