02.12.2019

О повышении утилизационного сбора и развитии автопрома

Повышение утилизационного сбора стало одной из самой обсуждаемых мер государственной политики в области автопрома за последнее время. При этом более актуальные вопросы, связанные с необходимостью развития внутреннего производства и поддержки спроса, остаются без внимания

Очередное повышение утилизационного сбора – хороший повод для обсуждения текущей политики государства в области автопрома. Сложившаяся система, при которой утилизационный сбор на транспортные средства, производимые на территории РФ, компенсируется производителям за счет государственных субсидий, создает видимость существенной поддержки автопрома со стороны государства. Однако процесс обсуждения размера компенсаций может затягиваться, что создает дополнительную неопределенность для участников рынка. Правительство обсуждает корректировки механизма предоставления субсидий на протяжении всего текущего года.  В результате компании не имеют окончательной информации о том, на какие субсидии они могут рассчитывать в будущем году. Если эта ситуация не прояснится до конца года, то автопроизводители будут в большей степени склонны к повышению цен и перекладыванию издержек повышения сбора на конечных потребителей.

Кроме того, существенные корректировки коэффициентов, используемых для расчета  утилизационного сбора, становятся поводом для публикации в СМИ прогнозов о резком повышении цен со стороны автопроизводителей, которые на самом деле не согласуются с предыдущим опытом. В 2018 г., когда утилизационный сбор был повышен, рост цен на легковые автомобили по итогам года составил 5% (данные Росстата) – при том, что ряд аналитиков прогнозировал рост на 10-15%. В настоящее время динамика цен в первую очередь зависит от колебаний курса рубля, поскольку зависимость российского автопрома от импорта остается достаточно высокой. В настоящее время доля импортных автокомпонентов для легковых автомобилей составляет около 60%. В том же 2018 г. курс рубля снизился более чем на 20%, что в основном и обусловило необходимость корректировки цен на внутреннем рынке.

Для того, чтобы курсовые колебания национальной валюты не приводили к масштабному росту цен на авторынке, в первую очередь необходимы меры государственной политики по стимулированию повышения локализации выпуска современных автокомпонентов на территории РФ. В настоящее время активно обсуждается предложение привязать размер субсидий к показателям локализации автопроизводителей. Учитывая, что значительная часть этих субсидий представляет собой компенсацию уплаченного утилизационного сбора, такой подход к стимулированию локализации является не вполне оправданным. Поддержка проектов по развитию производства современных автокомпонентов должна рассматриваться отдельно от компенсации утилизационного сбора и быть ориентирована на содействие производителям в реализации проектов по созданию и развитию импортозамещающих производств.

Еще одним важным вопросом является поддержка внутреннего спроса. На фоне стагнации доходов населения российский авторынок сократился до такого уровня, который не обеспечивает необходимый эффект масштаба. По итогам 2018 г. уровень загрузки мощностей в производстве легковых автомобилей составил 55%, в то время как по мировым меркам нормальным является значение показателя на уровне 80%. Большинство потенциальных покупателей откладывают решение о покупке новых транспортных средств. Прогнозы относительно роста продаж по итогам текущего года не подтвердились: за период с января по октябрь количество проданных новых легковых автомобилей и LCV снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,4%.

В результате показатель продаж по итогам года составит менее 4% от общего размера автомобильного парка в стране. Для сравнения, в мировом автопроме этот показатель составляет в среднем около 8%. Таким образом, российский рынок имеет значительный нереализованный потенциал, который в настоящее время сдерживается слабой динамикой доходов населения.
В случае отсутствия существенного роста продаж в ближайшие несколько лет производители начнут сокращение мощностей и выпускаемого модельного ряда, что еще больше сократит возможности по локализации производства автокомпонентов на территории РФ. В этой связи меры по поддержке автопрома не утратили своей актуальности, особенно учитывая тот вклад, который отрасль способна вносить в создание добавленной стоимости и высококвалифицированных рабочих мест.

О повышении утилизационного сбора и развитии автопрома
Повышение утилизационного сбора стало одной из самой обсуждаемых мер государственной политики в области автопрома за последнее время. При этом более актуальные вопросы, связанные с необходимостью развития внутреннего производства и поддержки спроса, остаются без внимания

Очередное повышение утилизационного сбора – хороший повод для обсуждения текущей политики государства в области автопрома. Сложившаяся система, при которой утилизационный сбор на транспортные средства, производимые на территории РФ, компенсируется производителям за счет государственных субсидий, создает видимость существенной поддержки автопрома со стороны государства. Однако процесс обсуждения размера компенсаций может затягиваться, что создает дополнительную неопределенность для участников рынка. Правительство обсуждает корректировки механизма предоставления субсидий на протяжении всего текущего года.  В результате компании не имеют окончательной информации о том, на какие субсидии они могут рассчитывать в будущем году. Если эта ситуация не прояснится до конца года, то автопроизводители будут в большей степени склонны к повышению цен и перекладыванию издержек повышения сбора на конечных потребителей.

Кроме того, существенные корректировки коэффициентов, используемых для расчета  утилизационного сбора, становятся поводом для публикации в СМИ прогнозов о резком повышении цен со стороны автопроизводителей, которые на самом деле не согласуются с предыдущим опытом. В 2018 г., когда утилизационный сбор был повышен, рост цен на легковые автомобили по итогам года составил 5% (данные Росстата) – при том, что ряд аналитиков прогнозировал рост на 10-15%. В настоящее время динамика цен в первую очередь зависит от колебаний курса рубля, поскольку зависимость российского автопрома от импорта остается достаточно высокой. В настоящее время доля импортных автокомпонентов для легковых автомобилей составляет около 60%. В том же 2018 г. курс рубля снизился более чем на 20%, что в основном и обусловило необходимость корректировки цен на внутреннем рынке.

Для того, чтобы курсовые колебания национальной валюты не приводили к масштабному росту цен на авторынке, в первую очередь необходимы меры государственной политики по стимулированию повышения локализации выпуска современных автокомпонентов на территории РФ. В настоящее время активно обсуждается предложение привязать размер субсидий к показателям локализации автопроизводителей. Учитывая, что значительная часть этих субсидий представляет собой компенсацию уплаченного утилизационного сбора, такой подход к стимулированию локализации является не вполне оправданным. Поддержка проектов по развитию производства современных автокомпонентов должна рассматриваться отдельно от компенсации утилизационного сбора и быть ориентирована на содействие производителям в реализации проектов по созданию и развитию импортозамещающих производств.

Еще одним важным вопросом является поддержка внутреннего спроса. На фоне стагнации доходов населения российский авторынок сократился до такого уровня, который не обеспечивает необходимый эффект масштаба. По итогам 2018 г. уровень загрузки мощностей в производстве легковых автомобилей составил 55%, в то время как по мировым меркам нормальным является значение показателя на уровне 80%. Большинство потенциальных покупателей откладывают решение о покупке новых транспортных средств. Прогнозы относительно роста продаж по итогам текущего года не подтвердились: за период с января по октябрь количество проданных новых легковых автомобилей и LCV снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,4%.

В результате показатель продаж по итогам года составит менее 4% от общего размера автомобильного парка в стране. Для сравнения, в мировом автопроме этот показатель составляет в среднем около 8%. Таким образом, российский рынок имеет значительный нереализованный потенциал, который в настоящее время сдерживается слабой динамикой доходов населения.
В случае отсутствия существенного роста продаж в ближайшие несколько лет производители начнут сокращение мощностей и выпускаемого модельного ряда, что еще больше сократит возможности по локализации производства автокомпонентов на территории РФ. В этой связи меры по поддержке автопрома не утратили своей актуальности, особенно учитывая тот вклад, который отрасль способна вносить в создание добавленной стоимости и высококвалифицированных рабочих мест.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )