01.03.2018

О строительстве транспортной инфраструктуры в России

Россия продолжает сокращать планы по вводу транспортной инфраструктуры, несмотря на ее несоответствие потребностям экономики и отставание от уровня зарубежных стран

В обновленном плане деятельности Министерства транспорта РФ большинство целевых показателей по строительству транспортной инфраструктуры в 2017-2020 гг. в очередной раз было снижено. Так, согласно новому плану, в целом в 2017-2020 гг. будет построено на 39,9% меньше автодорог федерального значения и на 29,6% меньше автодорог регионального, межмуниципального и местного значения, чем в плане от декабря 2016 г. План по строительству ж/д линий в целом за 2017-2020 гг. повышен на 1,6%. Однако с учетом того, что в 2017 г. его снизили на 77,4%, и что в целом планы Минтранса регулярно пересматриваются в сторону снижения, можно с высокой вероятностью ожидать сокращения этого плана в будущем. План по вводу в эксплуатацию взлетно-посадочных полос был снижен с 55 до 21 ед. (см. табл. 1).

В целом, планы и программы по строительству транспортной инфраструктуры в России регулярно не выполняются как из-за недостатка финансирования, так и из-за недоиспользования или неэффективного использования выделяемых средств

В частности, по данным Минтранса, в 2014-2017 гг. финансирование реконструкции и строительства аэропортов на Дальнем Востоке и в Забайкалье было сокращено на 66,3%. В результате, по оценкам ведомства, к концу 2017 г. будет выполнено лишь 17 из 40 запланированных по данному направлению мероприятий. По заявлению Минтранса, «решение вопроса потребует кардинального увеличения финансирования на все указанные виды работ».

При этом даже выделяющееся финансирование тратится неэффективно. Так, по словам Ю. Трутнева 28 ноября на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, в 2013 г. в рамках государственных федеральных целевых программ на развитие аэропортового хозяйства региона было выделено 106,1 млрд. руб. Однако «из них более 64 млрд. просто пропало», в том числе из-за плохо подготовленных проектов и несвоевременно проведенной госэкспертизы этих проектов. В результате сегодня на Дальнем Востоке по-прежнему в 6 раз меньше аэропортов и посадочных площадок, чем в 1991 г. При этом 70% территории региона не имеет достаточной авиационной доступности, что, по словам Ю. Трутнева, представляет собой прямую угрозу жизни людей из-за невозможности быстро добраться до места назначения в экстренной ситуации.

Строительство других видов инфраструктуры сталкивается с аналогичными проблемами в большинстве регионов

Так, Т. Голикова 29 ноября на выступлении в Совете Федерации сообщила, что  Счетная палата «при проверках в регионах среди прочего чаще всего сталкивается с нарушениями порядка финансирования дорожных фондов». По ее словам, в 2016 г. региональными дорожными фондами было недоиспользовано 11,2% выделенных средств, а муниципальными – 12,0%. На 1 ноября 2017 г. объем неиспользованных средств составлял 39,4% для региональных дорожных фондов и 39,8% –  для муниципальных. К концу года данные показатели будут сокращены, однако поскольку основной строительный сезон уже закончился, вряд ли можно ожидать полного использования выделенных средств.

В целом, если в 2000 г. в России было введено в эксплуатацию 6,6 тыс. км автодорог общего пользования, то в 2017 г. уже будет введено в 2,7 раза меньше. При этом существенного роста в ближайшие годы не предвидится (см. рис. 1).

По уровню развития транспортной инфраструктуры Россия все больше отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран

По индексу эффективности логистики Всемирного банка Россия находилась в 2016 г. на 99 месте из 160 стран. И наиболее низкую оценку Россия получила по показателям качества работы таможенных служб (2,01 из 5,00) и уровню развития транспортной инфраструктуры (2,43 из 5,00). Для сравнения, в 2014 г. оценка России по уровню развития инфраструктуры была на 0,16 п.п. выше. При этом не только в развитых странах, но и в остальных странах БРИК качество транспортной инфраструктуры оценивалось в 2016 г. существенно выше: 3,75 в Китае, 3,34 в Индии и 3,11 в Бразилии (см. рис. 2). Очевидно, что изменение планов по строительству инфраструктуры в России только увеличит этот отрыв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О строительстве транспортной инфраструктуры в России
Россия продолжает сокращать планы по вводу транспортной инфраструктуры, несмотря на ее несоответствие потребностям экономики и отставание от уровня зарубежных стран

В обновленном плане деятельности Министерства транспорта РФ большинство целевых показателей по строительству транспортной инфраструктуры в 2017-2020 гг. в очередной раз было снижено. Так, согласно новому плану, в целом в 2017-2020 гг. будет построено на 39,9% меньше автодорог федерального значения и на 29,6% меньше автодорог регионального, межмуниципального и местного значения, чем в плане от декабря 2016 г. План по строительству ж/д линий в целом за 2017-2020 гг. повышен на 1,6%. Однако с учетом того, что в 2017 г. его снизили на 77,4%, и что в целом планы Минтранса регулярно пересматриваются в сторону снижения, можно с высокой вероятностью ожидать сокращения этого плана в будущем. План по вводу в эксплуатацию взлетно-посадочных полос был снижен с 55 до 21 ед. (см. табл. 1).

В целом, планы и программы по строительству транспортной инфраструктуры в России регулярно не выполняются как из-за недостатка финансирования, так и из-за недоиспользования или неэффективного использования выделяемых средств

В частности, по данным Минтранса, в 2014-2017 гг. финансирование реконструкции и строительства аэропортов на Дальнем Востоке и в Забайкалье было сокращено на 66,3%. В результате, по оценкам ведомства, к концу 2017 г. будет выполнено лишь 17 из 40 запланированных по данному направлению мероприятий. По заявлению Минтранса, «решение вопроса потребует кардинального увеличения финансирования на все указанные виды работ».

При этом даже выделяющееся финансирование тратится неэффективно. Так, по словам Ю. Трутнева 28 ноября на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, в 2013 г. в рамках государственных федеральных целевых программ на развитие аэропортового хозяйства региона было выделено 106,1 млрд. руб. Однако «из них более 64 млрд. просто пропало», в том числе из-за плохо подготовленных проектов и несвоевременно проведенной госэкспертизы этих проектов. В результате сегодня на Дальнем Востоке по-прежнему в 6 раз меньше аэропортов и посадочных площадок, чем в 1991 г. При этом 70% территории региона не имеет достаточной авиационной доступности, что, по словам Ю. Трутнева, представляет собой прямую угрозу жизни людей из-за невозможности быстро добраться до места назначения в экстренной ситуации.

Строительство других видов инфраструктуры сталкивается с аналогичными проблемами в большинстве регионов

Так, Т. Голикова 29 ноября на выступлении в Совете Федерации сообщила, что  Счетная палата «при проверках в регионах среди прочего чаще всего сталкивается с нарушениями порядка финансирования дорожных фондов». По ее словам, в 2016 г. региональными дорожными фондами было недоиспользовано 11,2% выделенных средств, а муниципальными – 12,0%. На 1 ноября 2017 г. объем неиспользованных средств составлял 39,4% для региональных дорожных фондов и 39,8% –  для муниципальных. К концу года данные показатели будут сокращены, однако поскольку основной строительный сезон уже закончился, вряд ли можно ожидать полного использования выделенных средств.

В целом, если в 2000 г. в России было введено в эксплуатацию 6,6 тыс. км автодорог общего пользования, то в 2017 г. уже будет введено в 2,7 раза меньше. При этом существенного роста в ближайшие годы не предвидится (см. рис. 1).

По уровню развития транспортной инфраструктуры Россия все больше отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран

По индексу эффективности логистики Всемирного банка Россия находилась в 2016 г. на 99 месте из 160 стран. И наиболее низкую оценку Россия получила по показателям качества работы таможенных служб (2,01 из 5,00) и уровню развития транспортной инфраструктуры (2,43 из 5,00). Для сравнения, в 2014 г. оценка России по уровню развития инфраструктуры была на 0,16 п.п. выше. При этом не только в развитых странах, но и в остальных странах БРИК качество транспортной инфраструктуры оценивалось в 2016 г. существенно выше: 3,75 в Китае, 3,34 в Индии и 3,11 в Бразилии (см. рис. 2). Очевидно, что изменение планов по строительству инфраструктуры в России только увеличит этот отрыв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )