20.11.2018

О необходимости развития региональной аэропортовой инфраструктуры в стране

Развитие аэропортовой инфраструктуры в стране будет способствовать развитию региональных авиаперевозок

Высокая монополизация российского рынка авиаперевозок препятствует развитию региональных авиалиний и маршрутов

На прошедшей на этой неделе конференции в области гражданской авиации «Крылья будущего 2018» обсуждались, прежде всего, проблемы развития региональной авиации в России. При этом большинством экспертов отмечалась проблема высокой монополизации рынка авиаперевозок, что препятствует развитию региональных маршрутов.

Так, по данным Росавиации, на долю компании «Аэрофлот» в январе-сентябре 2018 г. приходилась почти треть (30,0%) от общего числа перевезенных пассажиров на авиатранспорте по сравнению с 24,7% в 2013 г. (см. рис. 1). При этом если учитывать всю Группу «Аэрофлот» (включая авиаком­пании «Россия», «Победа» и «Аврора»), то ее доля в этом периоде составила уже почти половину – 47,4% от общего числа перевезенных пассажиров авиатранспортом в стране (см. рис. 2).

Доминирование на рынке крупных авиаперевозчиков в условиях ограниченной аэропортовой инфраструктуры снижает возможности конкуренции за наиболее прибыльные маршруты для небольших региональных компаний. При этом менее интересные для крупных компаний направления становятся непривлекательными и для региональных авиаперевозчиков в условиях отсутствия возможности сочетать их с более востребованными маршрутами. Тенденции монополизации рынка усугубляются монопольным положением большинства аэропортов в своих регионах, что является одной из причин того, что, по оценкам[1], доля аэропортовых сборов может превышать 60% стоимости авиабилета на коротких региональных рейсах.

Принимаемые меры по субсидированию отдельных региональных маршрутов недостаточны для кардинального изменения ситуации с развитием региональных авиаперевозок в стране

В рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок в январе-октябре 2018 г. было перевезено 530 тыс. пассажиров. Во-первых, это составляет лишь  примерно 0,5% от общего числа перевезенных пассажиров авиатранспортом за этот же период. Во-вторых, доля перевезенных пассажиров на внутренних рейсах, минуя Москву, растет крайне медленными темпами – с 22,7% в 2013 г. до 23,9% в 2017 г., или на 1,2 п.п. за последние четыре года (см. рис. 3). И данные темпы не состыкуются с поставленной в «Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (принят в соответствии с майскими указами Президента) задачей по увеличению доли пассажиропотока по маршрутам, минуя Москву, до 51,35% в общем объеме внутренних перевозок к 2024 г.

При этом нарушенные в 1990-е гг. маршрутные связи между аэропортами восстанавливаются крайне медленно. По данным Транспортной Клиринговой Палаты (ТПК), число вновь созданных за последние 25 лет связей между региональными аэропортами составило лишь 681 маршрут на фоне 4 693 исключенных маршрутов. В результате, число регулярных авиасвязей в 2020 г. оставалось почти в 3 раза ниже уровня 1992 г. (см. рис. 4).

Реализация масштабной программы по строительству региональной аэропортовой инфраструктуры и развитию аэропортов-хабов может в значительной степени способствовать развитию рынка региональных авиаперевозок

Существенное изменение ситуации на рынке региональных авиаперевозок требует сегодня активного развития инфраструктуры региональных аэропортов и формирования сети региональных маршрутов. При этом необходимо формирование логистических мультимодальных хабов на базе крупных региональной аэропортов с согласованием планов развития авиационного, железнодорожного (в том числе скоростного) и автотранспорта. 

Такая масштабная программа по строительству и реконструкции региональных аэропортов  и формированию аэропортов-хабов может иметь целый ряд положительных последствий для рынка региональных авиаперевозок, включая:

§  Расширение числа вариантов передвижения для пассажира за счет возможностей пересадок между различными видами транспорта. Это может повысить уровень конкуренции между аэропортами за привлечение авиакомпаний и пассажиров, что, в свою очередь, будет способствовать снижению аэропортовых сборов.

§  Рост числа региональных аэропортов, что может расширить возможности небольших региональных авиалиний за счет снижения монопольного положения аэропортов и их тарифов.

В результате, развитие региональной аэропортовой инфраструктуры будет способствовать снижению цен на авиабилеты, росту доступности авиаперевозок и повышению мобильности населения страны.



[1]Материалы конференции «Крылья будущего 2018».

О необходимости развития региональной аэропортовой инфраструктуры в стране
Развитие аэропортовой инфраструктуры в стране будет способствовать развитию региональных авиаперевозок

Высокая монополизация российского рынка авиаперевозок препятствует развитию региональных авиалиний и маршрутов

На прошедшей на этой неделе конференции в области гражданской авиации «Крылья будущего 2018» обсуждались, прежде всего, проблемы развития региональной авиации в России. При этом большинством экспертов отмечалась проблема высокой монополизации рынка авиаперевозок, что препятствует развитию региональных маршрутов.

Так, по данным Росавиации, на долю компании «Аэрофлот» в январе-сентябре 2018 г. приходилась почти треть (30,0%) от общего числа перевезенных пассажиров на авиатранспорте по сравнению с 24,7% в 2013 г. (см. рис. 1). При этом если учитывать всю Группу «Аэрофлот» (включая авиаком­пании «Россия», «Победа» и «Аврора»), то ее доля в этом периоде составила уже почти половину – 47,4% от общего числа перевезенных пассажиров авиатранспортом в стране (см. рис. 2).

Доминирование на рынке крупных авиаперевозчиков в условиях ограниченной аэропортовой инфраструктуры снижает возможности конкуренции за наиболее прибыльные маршруты для небольших региональных компаний. При этом менее интересные для крупных компаний направления становятся непривлекательными и для региональных авиаперевозчиков в условиях отсутствия возможности сочетать их с более востребованными маршрутами. Тенденции монополизации рынка усугубляются монопольным положением большинства аэропортов в своих регионах, что является одной из причин того, что, по оценкам[1], доля аэропортовых сборов может превышать 60% стоимости авиабилета на коротких региональных рейсах.

Принимаемые меры по субсидированию отдельных региональных маршрутов недостаточны для кардинального изменения ситуации с развитием региональных авиаперевозок в стране

В рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок в январе-октябре 2018 г. было перевезено 530 тыс. пассажиров. Во-первых, это составляет лишь  примерно 0,5% от общего числа перевезенных пассажиров авиатранспортом за этот же период. Во-вторых, доля перевезенных пассажиров на внутренних рейсах, минуя Москву, растет крайне медленными темпами – с 22,7% в 2013 г. до 23,9% в 2017 г., или на 1,2 п.п. за последние четыре года (см. рис. 3). И данные темпы не состыкуются с поставленной в «Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (принят в соответствии с майскими указами Президента) задачей по увеличению доли пассажиропотока по маршрутам, минуя Москву, до 51,35% в общем объеме внутренних перевозок к 2024 г.

При этом нарушенные в 1990-е гг. маршрутные связи между аэропортами восстанавливаются крайне медленно. По данным Транспортной Клиринговой Палаты (ТПК), число вновь созданных за последние 25 лет связей между региональными аэропортами составило лишь 681 маршрут на фоне 4 693 исключенных маршрутов. В результате, число регулярных авиасвязей в 2020 г. оставалось почти в 3 раза ниже уровня 1992 г. (см. рис. 4).

Реализация масштабной программы по строительству региональной аэропортовой инфраструктуры и развитию аэропортов-хабов может в значительной степени способствовать развитию рынка региональных авиаперевозок

Существенное изменение ситуации на рынке региональных авиаперевозок требует сегодня активного развития инфраструктуры региональных аэропортов и формирования сети региональных маршрутов. При этом необходимо формирование логистических мультимодальных хабов на базе крупных региональной аэропортов с согласованием планов развития авиационного, железнодорожного (в том числе скоростного) и автотранспорта. 

Такая масштабная программа по строительству и реконструкции региональных аэропортов  и формированию аэропортов-хабов может иметь целый ряд положительных последствий для рынка региональных авиаперевозок, включая:

§  Расширение числа вариантов передвижения для пассажира за счет возможностей пересадок между различными видами транспорта. Это может повысить уровень конкуренции между аэропортами за привлечение авиакомпаний и пассажиров, что, в свою очередь, будет способствовать снижению аэропортовых сборов.

§  Рост числа региональных аэропортов, что может расширить возможности небольших региональных авиалиний за счет снижения монопольного положения аэропортов и их тарифов.

В результате, развитие региональной аэропортовой инфраструктуры будет способствовать снижению цен на авиабилеты, росту доступности авиаперевозок и повышению мобильности населения страны.



[1]Материалы конференции «Крылья будущего 2018».

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )