03.11.2016

Государственная поддержка АПК в 2016-2017 гг.

В 2017 г. планируется ряд мер по упрощению предоставления субсидий и расширению льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, однако риски сокращения объема господдержки сохраняются.

В настоящий момент Минсельхоз готовит новый проект госпрограммы развития АПК до 2020 г., предусматривающий с 2017 г. ряд изменений в механизмы доведения субсидий до сельхозтоваропроиз- водителей, а также расширение льготного кредитования.

Основным направлением реформ в части субсидий является упрощение их классификации. Если сейчас используется 54 вида субсидий для АПК, то с 2017 г. предполагается их сокращение до 7 видов. При этом средства, предоставляемые регионам на поддержку аграриев в рамках этих субсидий, будут объединены в единую субсидию, расходование которой по направлениям будет осуществляться по усмотрению регионов. Кроме того, с января 2017 г. Минсельхоз планирует запустить программу льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, в рамках которой процентная ставка для заемщика составит не более 5% годовых, при этом банки-участники программы получат субсидии в размере ключевой ставки Банка России. Следует отметить, что по условиям программы субсидия будет перечисляться непосредственно банкам, что не потребует от заемщика отвлечения дополнительных собственных средств на оплату кредита. Вместе с тем, на данный момент не определены лимиты на предоставление субсидий банкам по данной программе, а также не определен механизм отбора проектов банками. Судя по заявлению замглавы Минсельхоза И. Кузина, на данное направление кредитования может быть выделено около 5 млрд. руб., что значительно отстает от потребностей сельхозтоваропроизводителей в таких кредитах.

При этом отдельные мероприятия программы пока остаются под вопросом. Это касается, в частности, программы возмещения части капитальных затрат инвесторам в сельском хозяйстве (в размере 20-30% расходов в зависимости от направления – строительства молочных комплексов, селекционных, логистических центров, тепличных комплексов и т.д.). Несмотря на то, что за истекший период 2016 г. Минсельхоз уже получил 120 заявок на общую сумму 50,5 млрд. руб., в октябре прием и отбор заявок по данной программе был приостановлен в связи с отсутствием бюджетных средств.

В целом объем финансирования госпрограммы поддержки АПК также четко не определен. Так, по заявлениям руководства Минсельхоза, программа составляется исходя из бюджета 215 млрд. руб. При этом Минфин в проекте бюджета на 2017 г. установил объем этой программы на уровне 204 млрд. руб., с последующим понижением до 194 млрд. руб. в 2019 г.

Сохраняется также ряд сложностей с осуществлением совместного финансирования мер поддержки сельского хозяйства со стороны федерального и региональных бюджетов. Нехватка средств в региональных бюджетах приводит к тому, что сельхозтоваропроизводители не могут получить субсидию, несмотря на то, что соответствующие суммы были выделены в федеральном бюджете (поскольку для получения субсидии необходимо выделение как федеральных, так и региональных средств). В результате среди регионов РФ сохраняются значительные отличия в уровне исполнения расходов на поддержку сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза, по состоянию на 27 октября 2016 г. расходы региональных бюджетов на поддержку сельхозтоваропроизводителей исполнены на 76,4% годовых назначений, однако в ряде регионов – менее чем на 30% (Сахалинская область, Республика Ингушетия и др.). В целом, наихудшие показатели исполнения таких расходов наблюдаются в регионах Северо- Кавказского и Дальневосточного ФО (Рис. 1).

В 2016 г. около четверти субсидий приходилось на 5 субъектов РФ – Республику Татарстан, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую области и Краснодарский край. Среди федеральных округов наибольший объем субсидий получает Центральный ФО – 31% субсидий в 2016 г. (Рис. 2). Наименьший объем субсидий в сфере сельского хозяйства приходится на регионы Дальневосточного ФО (4%)

Государственная поддержка АПК в 2016-2017 гг.
В 2017 г. планируется ряд мер по упрощению предоставления субсидий и расширению льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, однако риски сокращения объема господдержки сохраняются.

В настоящий момент Минсельхоз готовит новый проект госпрограммы развития АПК до 2020 г., предусматривающий с 2017 г. ряд изменений в механизмы доведения субсидий до сельхозтоваропроиз- водителей, а также расширение льготного кредитования.

Основным направлением реформ в части субсидий является упрощение их классификации. Если сейчас используется 54 вида субсидий для АПК, то с 2017 г. предполагается их сокращение до 7 видов. При этом средства, предоставляемые регионам на поддержку аграриев в рамках этих субсидий, будут объединены в единую субсидию, расходование которой по направлениям будет осуществляться по усмотрению регионов. Кроме того, с января 2017 г. Минсельхоз планирует запустить программу льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, в рамках которой процентная ставка для заемщика составит не более 5% годовых, при этом банки-участники программы получат субсидии в размере ключевой ставки Банка России. Следует отметить, что по условиям программы субсидия будет перечисляться непосредственно банкам, что не потребует от заемщика отвлечения дополнительных собственных средств на оплату кредита. Вместе с тем, на данный момент не определены лимиты на предоставление субсидий банкам по данной программе, а также не определен механизм отбора проектов банками. Судя по заявлению замглавы Минсельхоза И. Кузина, на данное направление кредитования может быть выделено около 5 млрд. руб., что значительно отстает от потребностей сельхозтоваропроизводителей в таких кредитах.

При этом отдельные мероприятия программы пока остаются под вопросом. Это касается, в частности, программы возмещения части капитальных затрат инвесторам в сельском хозяйстве (в размере 20-30% расходов в зависимости от направления – строительства молочных комплексов, селекционных, логистических центров, тепличных комплексов и т.д.). Несмотря на то, что за истекший период 2016 г. Минсельхоз уже получил 120 заявок на общую сумму 50,5 млрд. руб., в октябре прием и отбор заявок по данной программе был приостановлен в связи с отсутствием бюджетных средств.

В целом объем финансирования госпрограммы поддержки АПК также четко не определен. Так, по заявлениям руководства Минсельхоза, программа составляется исходя из бюджета 215 млрд. руб. При этом Минфин в проекте бюджета на 2017 г. установил объем этой программы на уровне 204 млрд. руб., с последующим понижением до 194 млрд. руб. в 2019 г.

Сохраняется также ряд сложностей с осуществлением совместного финансирования мер поддержки сельского хозяйства со стороны федерального и региональных бюджетов. Нехватка средств в региональных бюджетах приводит к тому, что сельхозтоваропроизводители не могут получить субсидию, несмотря на то, что соответствующие суммы были выделены в федеральном бюджете (поскольку для получения субсидии необходимо выделение как федеральных, так и региональных средств). В результате среди регионов РФ сохраняются значительные отличия в уровне исполнения расходов на поддержку сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза, по состоянию на 27 октября 2016 г. расходы региональных бюджетов на поддержку сельхозтоваропроизводителей исполнены на 76,4% годовых назначений, однако в ряде регионов – менее чем на 30% (Сахалинская область, Республика Ингушетия и др.). В целом, наихудшие показатели исполнения таких расходов наблюдаются в регионах Северо- Кавказского и Дальневосточного ФО (Рис. 1).

В 2016 г. около четверти субсидий приходилось на 5 субъектов РФ – Республику Татарстан, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую области и Краснодарский край. Среди федеральных округов наибольший объем субсидий получает Центральный ФО – 31% субсидий в 2016 г. (Рис. 2). Наименьший объем субсидий в сфере сельского хозяйства приходится на регионы Дальневосточного ФО (4%)

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )