22.05.2020

"Господдержка АПК"

Финансирование аграриев задерживается, что недопустимо в текущей кризисной ситуации. Если в ближайшее время не будет выработана скоординированная политика по оказанию помощи сельхозпроизводителям, в том числе представителям малого агробизнеса, то результаты сельско-хозяйственного сезона окажутся под угрозой.

Совещание по ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности
20 мая Президент РФ провел совещание по ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. И хотя на нем и была озвучена идея об отнесении сельского хозяйства к пострадавшим отраслям, что позволило бы аграриям получить доступ к дополнительным мерам господдержки, решения по этому вопросу принято не было.
На совещании были озвучены проблемы, с которыми столкнулся и ряд подотраслей. В числе особенно пострадавших – тепличные хозяйства. Спрос на их продукцию, по оценкам директора Плодоовощного союза М. Глушкова, сократился на 30%, при этом оптовые цены упали на 50%, а издержки таких хозяйств только из-за роста курса рубля увеличились как минимум на 10%. И это на фоне общего роста конкурентного давления со стороны импорта овощей открытого грунта.
Значительные проблемы возникли у малого и среднего агробизнеса и в части реализации продукции. Если крупные холдинги обычно имеют налаженные связи с сетевыми продуктовыми магазинами, которые не закрылись на период самоизоляции, то у малого и среднего бизнеса проблемы сбыта сильно обострились. Многие фермеры ранее осуществляли сбыт продукции через рынки и ярмарки, напрямую или же через посредников-торговцев. Сейчас же большинство рынков закрыто. В некоторых регионах заявляют, что федеральные сети взяли на себя обязательства по скупке фермерской продукции, однако участники рынка сообщают, что закупочные цены при этом значительно сократились, иногда в разы.
Реально принятой мерой поддержки по итогам совещания стало увеличение объема субсидий на закупку отечественной сельхозтехники на 4,5 млрд. руб. В остальном президент указал на необходимость поддержки АПК, обеспечения его бесперебойной работы, поручил выработать предложения по дополнительным мерам расширения сбыта продукции фермеров, возможного снижения стоимости электроэнергии для малых предприятий, обеспечения средствами на закупку топлива, удобрений, сырья. Однако неизвестно, на сколько затянется обсуждение конкретных мер в этих направлениях.
Доведение средств господдержки сельхозтоваропроизводителям и льготное кредитование
По состоянию на 21 мая 2020 г. процент освоения средств федерального бюджета, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей, в среднем по России составил лишь 26,9% (данные Минсельхоза). А ведь в идеале к этому времени должно быть перечислено уже хотя бы около половины средств для обеспечения сезонных весенне-полевых работ. При этом, как это часто бывает со статистическими показателями, усреднение скрывает реальную картину: фактически процент освоения средств – ниже среднего в абсолютном большинстве регионов (в 48) (см. рис.1). В пяти регионах показатель составляет менее 5%, и к ним относится и такой важный сельскохозяйственный регион как Ростовская область (4,3%) (см. рис.2).
На 2020 г. изначально была предусмотрена господдержка сельского хозяйства в объеме 319,5 млрд. руб., из них 91 млрд. руб. – на льготное кредитование: 22,7 млрд. руб. – на краткосрочные кредиты (в т.ч. на новые – 13,1 млрд. руб.), и 68,2 млрд. руб. – на инвестиционные кредиты (в т.ч. на новые – лишь 5 млрд. руб.). При этом планируется, что в 2020 г. почти половину (48%) субсидий по новым краткосрочным кредитам получат 10 субъектов РФ (см. рис.3). Абсолютным лидером традиционно является Белгородская область – для нее в 2020 г. предусмотрены субсидии в размере 1,3 млрд. руб. (10% всех субсидий). Эта сумма сопоставима с объемом, выделенным всему Южному ФО (1,4 млрд. руб.) или Сибирскому ФО (1,2 млрд. руб.), почти вдвое превышает размер субсидий Уральскому ФО (648,8 млн. руб.), Северо-Западному ФО (723,5 млн. руб.) или Северо-Кавказскому ФО (556,4 млн. руб.), и более чем в 4 раза превышает объем, предоставленный Дальневосточному ФО (323,3 млн. руб.). Такая ситуация приводит к тому, что разрыв между более развитыми и слабыми регионами только нарастает.

"Господдержка АПК"
Финансирование аграриев задерживается, что недопустимо в текущей кризисной ситуации. Если в ближайшее время не будет выработана скоординированная политика по оказанию помощи сельхозпроизводителям, в том числе представителям малого агробизнеса, то результаты сельско-хозяйственного сезона окажутся под угрозой.

Совещание по ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности
20 мая Президент РФ провел совещание по ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. И хотя на нем и была озвучена идея об отнесении сельского хозяйства к пострадавшим отраслям, что позволило бы аграриям получить доступ к дополнительным мерам господдержки, решения по этому вопросу принято не было.
На совещании были озвучены проблемы, с которыми столкнулся и ряд подотраслей. В числе особенно пострадавших – тепличные хозяйства. Спрос на их продукцию, по оценкам директора Плодоовощного союза М. Глушкова, сократился на 30%, при этом оптовые цены упали на 50%, а издержки таких хозяйств только из-за роста курса рубля увеличились как минимум на 10%. И это на фоне общего роста конкурентного давления со стороны импорта овощей открытого грунта.
Значительные проблемы возникли у малого и среднего агробизнеса и в части реализации продукции. Если крупные холдинги обычно имеют налаженные связи с сетевыми продуктовыми магазинами, которые не закрылись на период самоизоляции, то у малого и среднего бизнеса проблемы сбыта сильно обострились. Многие фермеры ранее осуществляли сбыт продукции через рынки и ярмарки, напрямую или же через посредников-торговцев. Сейчас же большинство рынков закрыто. В некоторых регионах заявляют, что федеральные сети взяли на себя обязательства по скупке фермерской продукции, однако участники рынка сообщают, что закупочные цены при этом значительно сократились, иногда в разы.
Реально принятой мерой поддержки по итогам совещания стало увеличение объема субсидий на закупку отечественной сельхозтехники на 4,5 млрд. руб. В остальном президент указал на необходимость поддержки АПК, обеспечения его бесперебойной работы, поручил выработать предложения по дополнительным мерам расширения сбыта продукции фермеров, возможного снижения стоимости электроэнергии для малых предприятий, обеспечения средствами на закупку топлива, удобрений, сырья. Однако неизвестно, на сколько затянется обсуждение конкретных мер в этих направлениях.
Доведение средств господдержки сельхозтоваропроизводителям и льготное кредитование
По состоянию на 21 мая 2020 г. процент освоения средств федерального бюджета, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей, в среднем по России составил лишь 26,9% (данные Минсельхоза). А ведь в идеале к этому времени должно быть перечислено уже хотя бы около половины средств для обеспечения сезонных весенне-полевых работ. При этом, как это часто бывает со статистическими показателями, усреднение скрывает реальную картину: фактически процент освоения средств – ниже среднего в абсолютном большинстве регионов (в 48) (см. рис.1). В пяти регионах показатель составляет менее 5%, и к ним относится и такой важный сельскохозяйственный регион как Ростовская область (4,3%) (см. рис.2).
На 2020 г. изначально была предусмотрена господдержка сельского хозяйства в объеме 319,5 млрд. руб., из них 91 млрд. руб. – на льготное кредитование: 22,7 млрд. руб. – на краткосрочные кредиты (в т.ч. на новые – 13,1 млрд. руб.), и 68,2 млрд. руб. – на инвестиционные кредиты (в т.ч. на новые – лишь 5 млрд. руб.). При этом планируется, что в 2020 г. почти половину (48%) субсидий по новым краткосрочным кредитам получат 10 субъектов РФ (см. рис.3). Абсолютным лидером традиционно является Белгородская область – для нее в 2020 г. предусмотрены субсидии в размере 1,3 млрд. руб. (10% всех субсидий). Эта сумма сопоставима с объемом, выделенным всему Южному ФО (1,4 млрд. руб.) или Сибирскому ФО (1,2 млрд. руб.), почти вдвое превышает размер субсидий Уральскому ФО (648,8 млн. руб.), Северо-Западному ФО (723,5 млн. руб.) или Северо-Кавказскому ФО (556,4 млн. руб.), и более чем в 4 раза превышает объем, предоставленный Дальневосточному ФО (323,3 млн. руб.). Такая ситуация приводит к тому, что разрыв между более развитыми и слабыми регионами только нарастает.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )