10.03.2020

Меры поддержки бизнеса в условиях распространения коронавируса

В последнее время правительства и центральные банки ведущих экономик мира активно принимают меры, направленные на поддержку бизнеса в условиях эпидемии коронавируса. Этот опыт может и должен служить примером для российской экономической политики.

Активные меры поддержки бизнеса принимаются не только в тех странах, где эпидемия приняла угрожающие масштабы, но и в странах, испытывающих экономические последствия пандемии
На данный момент меры поддержки бизнеса реализуются не только в Китае, Корее и Италии, где эпидемия коронавируса получила наибольшее распространение. Среди стран, принимающих «стимулирующие пакеты» – США, Великобритания, страны ЕС, страны Ближнего Востока и др. В целом, эти меры направлены как на поддержку компаний, непосредственно пострадавших от эпидемии (например, в связи с невозможностью производства или ведения деятельности), так и на улучшение условий ведения бизнеса в целом, в частности на фоне негативного влияния эпидемии на потребительский спрос (см. табл.).
Меры поддержки бизнеса разрабатывают как правительства, так и центральные банки ряда стран
Ярким примером сотрудничества правительства и центрального банка по поддержке экономики является КНР. Так, 6 марта было объявлено о совместной программе Правительства и Народного банка Китая о кредитовании системно значимых организаций по сниженным ставкам. В рамках этой программы банки-кредиторы получают рефинансирование со стороны центрального банка, а также субсидию в размере 50% процентных платежей со стороны правительства.
Мировые центральные банки приступили к смягчению денежно-кредитной политики, мотивируя это необходимостью поддержки экономики в условиях распространения коронавируса. Так, в начале марта о снижении ключевых ставок объявили ФРС США, Банк Англии, Банк Канады, центральные банки Австралии, Аргентины, Бахрейна, Гонконга, Иордании, Исландии, Кувейта, Малайзии, Норвегии, ОАЭ и Саудовской Аравии. Кроме того, ведущие мировые центральные банки расширили операции предоставления ликвидности. Народный банк Китая снизил резервные требования к ряду банков, Банк Японии объявил о выкупе гособлигаций, а ФРС США провела операции рефинансирования финансового сектора в размере 1,5 трлн. долл.
Меры поддержки включают стимулирование инвестиционной активности бизнеса
Помимо снижения страховых взносов или компенсации других расходов компаний, ряд стран также принимает меры по стимулированию инвестиционных расходов бизнеса, что будет способствовать восстановлению экономики после окончания эпидемии. Например, в Китае предприятия, производящие товары первой необходимости, получили возможность однократного безналогового ввоза оборудования в течение полугода. В Австралии существенно расширена программа ускоренной амортизации вновь введенных основных средств (в 5 раз увеличена максимальная стоимость амортизируемого имущества, и в 10 раз увеличен максимальный размер выручки компаний, которые могут участвовать в программе).
Важно отметить, что поддержку инвестиционной активности оказывают и меры по смягчению денежно-кредитной политики. По заявлению главы ФРС Д. Пауэлла, «снижение ставки не снизит уровень заражения и не восстановит разрушенные цепочки поставок. Но мы верим, что наши действия обеспечат значительный импульс для экономики».
Правительства реализуют меры поддержки, несмотря на увеличение бюджетного дефицита
Решения правительств разных стран четко демонстрируют их готовность к увеличению дефицита бюджета в связи с реализацией мер поддержки. Например, в Южной Корее принят план стимулирования экономики, реализация которого повлечет рост дефицита бюджета и увеличение госдолга с 37% до 41% ВВП (покрытие дефицита предлагается реализовать за счет облигационных займов).

В России в ближайшее время необходима разработка комплекса мер поддержки экономики в условиях распространения коронавируса
Необходимость разработки такого комплекса мер связана не только с угрозой распространения эпидемии коронавируса внутри страны, но и с тем, что многие компании, связанные с зарубежными контрагентами, уже сталкиваются с трудностями в обеспечении поставок, а также со снижением спроса. Этот комплекс мер должен включать существенное улучшение условий ведения бизнеса в стране, и представлять собой совместную программу действий Правительства и Банка России.
Важнейшей частью комплекса мер должно стать снижение ключевой ставки Банка России (как минимум до 4%), что даст возможность снизить кредитную нагрузку на экономику и поддержать спрос.
Наряду с этим, требуется снижение страховых взносов работодателей до 23-25%, что обеспечит поддержку рабочих мест в стране и доходов населения.
Кроме того, необходима поддержка инвестиций, что позволит не только сгладить экономический спад во время эпидемии, но и создать условия для более быстрого восстановления экономики после ее завершения. В этой связи необходимо ввести компенсацию инвестиционных расходов компаний, осуществленных с начала 2020 г., из федерального бюджета (например, в размере 50% понесенных расходов на инвестиции в основной капитал, а также обеспечить бесперебойное финансирование реализации запланированных инфраструктурных проектов со стороны бюджетов разных уровней.

Меры поддержки бизнеса в условиях распространения коронавируса
В последнее время правительства и центральные банки ведущих экономик мира активно принимают меры, направленные на поддержку бизнеса в условиях эпидемии коронавируса. Этот опыт может и должен служить примером для российской экономической политики.

Активные меры поддержки бизнеса принимаются не только в тех странах, где эпидемия приняла угрожающие масштабы, но и в странах, испытывающих экономические последствия пандемии
На данный момент меры поддержки бизнеса реализуются не только в Китае, Корее и Италии, где эпидемия коронавируса получила наибольшее распространение. Среди стран, принимающих «стимулирующие пакеты» – США, Великобритания, страны ЕС, страны Ближнего Востока и др. В целом, эти меры направлены как на поддержку компаний, непосредственно пострадавших от эпидемии (например, в связи с невозможностью производства или ведения деятельности), так и на улучшение условий ведения бизнеса в целом, в частности на фоне негативного влияния эпидемии на потребительский спрос (см. табл.).
Меры поддержки бизнеса разрабатывают как правительства, так и центральные банки ряда стран
Ярким примером сотрудничества правительства и центрального банка по поддержке экономики является КНР. Так, 6 марта было объявлено о совместной программе Правительства и Народного банка Китая о кредитовании системно значимых организаций по сниженным ставкам. В рамках этой программы банки-кредиторы получают рефинансирование со стороны центрального банка, а также субсидию в размере 50% процентных платежей со стороны правительства.
Мировые центральные банки приступили к смягчению денежно-кредитной политики, мотивируя это необходимостью поддержки экономики в условиях распространения коронавируса. Так, в начале марта о снижении ключевых ставок объявили ФРС США, Банк Англии, Банк Канады, центральные банки Австралии, Аргентины, Бахрейна, Гонконга, Иордании, Исландии, Кувейта, Малайзии, Норвегии, ОАЭ и Саудовской Аравии. Кроме того, ведущие мировые центральные банки расширили операции предоставления ликвидности. Народный банк Китая снизил резервные требования к ряду банков, Банк Японии объявил о выкупе гособлигаций, а ФРС США провела операции рефинансирования финансового сектора в размере 1,5 трлн. долл.
Меры поддержки включают стимулирование инвестиционной активности бизнеса
Помимо снижения страховых взносов или компенсации других расходов компаний, ряд стран также принимает меры по стимулированию инвестиционных расходов бизнеса, что будет способствовать восстановлению экономики после окончания эпидемии. Например, в Китае предприятия, производящие товары первой необходимости, получили возможность однократного безналогового ввоза оборудования в течение полугода. В Австралии существенно расширена программа ускоренной амортизации вновь введенных основных средств (в 5 раз увеличена максимальная стоимость амортизируемого имущества, и в 10 раз увеличен максимальный размер выручки компаний, которые могут участвовать в программе).
Важно отметить, что поддержку инвестиционной активности оказывают и меры по смягчению денежно-кредитной политики. По заявлению главы ФРС Д. Пауэлла, «снижение ставки не снизит уровень заражения и не восстановит разрушенные цепочки поставок. Но мы верим, что наши действия обеспечат значительный импульс для экономики».
Правительства реализуют меры поддержки, несмотря на увеличение бюджетного дефицита
Решения правительств разных стран четко демонстрируют их готовность к увеличению дефицита бюджета в связи с реализацией мер поддержки. Например, в Южной Корее принят план стимулирования экономики, реализация которого повлечет рост дефицита бюджета и увеличение госдолга с 37% до 41% ВВП (покрытие дефицита предлагается реализовать за счет облигационных займов).

В России в ближайшее время необходима разработка комплекса мер поддержки экономики в условиях распространения коронавируса
Необходимость разработки такого комплекса мер связана не только с угрозой распространения эпидемии коронавируса внутри страны, но и с тем, что многие компании, связанные с зарубежными контрагентами, уже сталкиваются с трудностями в обеспечении поставок, а также со снижением спроса. Этот комплекс мер должен включать существенное улучшение условий ведения бизнеса в стране, и представлять собой совместную программу действий Правительства и Банка России.
Важнейшей частью комплекса мер должно стать снижение ключевой ставки Банка России (как минимум до 4%), что даст возможность снизить кредитную нагрузку на экономику и поддержать спрос.
Наряду с этим, требуется снижение страховых взносов работодателей до 23-25%, что обеспечит поддержку рабочих мест в стране и доходов населения.
Кроме того, необходима поддержка инвестиций, что позволит не только сгладить экономический спад во время эпидемии, но и создать условия для более быстрого восстановления экономики после ее завершения. В этой связи необходимо ввести компенсацию инвестиционных расходов компаний, осуществленных с начала 2020 г., из федерального бюджета (например, в размере 50% понесенных расходов на инвестиции в основной капитал, а также обеспечить бесперебойное финансирование реализации запланированных инфраструктурных проектов со стороны бюджетов разных уровней.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )