09.09.2019

Обзор макроэкономической ситуации от 6 сентября 2019 г.

Инвестиции в основной капитал / Продажи автомобилей

Инвестиции в основной капитал

Рост инвестиционной активности в I полугодии 2019 г. практически прекратился  

Рост инвестиций в основной капитал во II квартале 2019 г. составил 0,6% в годовом выражении. По итогам I полугодия рост показателя составил также 0,6%. Это самые низкие показатели динамики инвестиций с IV квартала 2016 г.

Наибольшее сокращение инвестиций в основной капитал в I полу­годии 2019 г. было зафиксировано в машиностроении. В производстве электрического оборудования инвестиции упали на 24,9% в годовом выражении, в производстве автотранспортных средств – на 24,6%, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий – на 21,5%. Двузначные цифры падения были зафиксированы и в других видах экономической деятельности: в розничной торговле     (-15,3%), в производстве бумаги и бумажных изделий   (-16,3%), а также в сфере научных исследований и разработок (-17,6%), здравоохранения и социальных услуг (-22,4%) и др.

Несмотря на заявляемые программы и меры (в том числе нацпроекты), бюджетные инвестиции сокращаются, а официальные прогнозы на будущие периоды вызывают вопросы

По мнению МЭР, значимым фактором ухудшения динамики капитальных вложений стало снижение бюджетных инвестиционных расходов – на 11,4% в годовом выражении в I полугодии 2019 г. Это подтверж­дается и данными Росстата, согласно которым доля бюджетных средств в структуре инвестиций в январе-июне 2019 г. сокра­тилась до 10,6% против 12,1% в аналогичном периоде прошлого года.

Августовский прогноз МЭР предполагает улучшение инвестиционной активности во II полугодии 2019 г., в результате чего рост инвестиций по итогам года должен составить 2,0%. Ставка делается и на ускорение инвестиций в 2020 г., что станет «основным драйвером роста». Однако прогнозы МЭР по инвестициям вызывают множество вопросов с точки зрения своей обоснованности. В частности, остается неясным, за счет чего в августовском прогнозе доля инвестиций в ВВП была увеличена до 21,6% (на 0,4 п.п. по сравнению с апрельским прогнозом), хотя прогноз по росту инвестиций был снижен, а по ВВП – не изменился.

 

 

Продажи автомобилей

Российский автомобильный рынок продолжает сокращаться

В августе продажи легковых автомобилей и LCV снизились на 1,3% в годовом выражении, а в целом за период с начала года снижение составило 2,3%. Хотя в последние месяцы темпы снижения продаж замедлились на фоне продления действия программы льготного автокредитования и автолизинга (с 1 июля), этого все же оказалось недостаточно для возобновления роста на автомобильном рынке.

Основное снижение продаж в августе произошло за счет ухудшения показателей японских автопроиз­водителей Toyota и Nissan, продажи которых снизились на 6% и 16% соответственно. В то же время в отдель­ных сегментах рынка отмечаются положительные темпы роста. Так, продажи LADA в августе увеличились на 4,6% в годовом выражении по сравнению с ростом на 0,3% месяцем ранее. Продажи автомобилей премиум-сегмента выросли на 6,7%, что позволяет сделать вывод о том, что текущие слабые показатели рынка связаны в первую очередь с продажами автомобилей среднего ценового сегмента.

Без восстановления продаж загрузка мощностей в российском автопроме продолжит оставаться ниже оптимального уровня

На протяжении последних 5 лет уровень загрузки производственных мощностей остается ниже 60% –   при том, что среднее значение в российском автопроме за последние 20 с лишним лет составляет 66%, а в мировой отраслевой практике нормальным считается уровень загрузки мощностей около 80%. Если рост продаж не восстановится, авто­производители будут продолжать нести дополнитель­ные издержки на содержание простаивающих мощностей, и в конечном итоге будут  вынуждены перейти к их сокращению. Кроме того, меньший объем рынка является дополнительным препятствием для развития производства современных автомобильных компонентов (в том числе локализации импортных комплектующих).

 

 

 

Обзор макроэкономической ситуации от 6 сентября 2019 г.
Инвестиции в основной капитал / Продажи автомобилей

Инвестиции в основной капитал

Рост инвестиционной активности в I полугодии 2019 г. практически прекратился  

Рост инвестиций в основной капитал во II квартале 2019 г. составил 0,6% в годовом выражении. По итогам I полугодия рост показателя составил также 0,6%. Это самые низкие показатели динамики инвестиций с IV квартала 2016 г.

Наибольшее сокращение инвестиций в основной капитал в I полу­годии 2019 г. было зафиксировано в машиностроении. В производстве электрического оборудования инвестиции упали на 24,9% в годовом выражении, в производстве автотранспортных средств – на 24,6%, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий – на 21,5%. Двузначные цифры падения были зафиксированы и в других видах экономической деятельности: в розничной торговле     (-15,3%), в производстве бумаги и бумажных изделий   (-16,3%), а также в сфере научных исследований и разработок (-17,6%), здравоохранения и социальных услуг (-22,4%) и др.

Несмотря на заявляемые программы и меры (в том числе нацпроекты), бюджетные инвестиции сокращаются, а официальные прогнозы на будущие периоды вызывают вопросы

По мнению МЭР, значимым фактором ухудшения динамики капитальных вложений стало снижение бюджетных инвестиционных расходов – на 11,4% в годовом выражении в I полугодии 2019 г. Это подтверж­дается и данными Росстата, согласно которым доля бюджетных средств в структуре инвестиций в январе-июне 2019 г. сокра­тилась до 10,6% против 12,1% в аналогичном периоде прошлого года.

Августовский прогноз МЭР предполагает улучшение инвестиционной активности во II полугодии 2019 г., в результате чего рост инвестиций по итогам года должен составить 2,0%. Ставка делается и на ускорение инвестиций в 2020 г., что станет «основным драйвером роста». Однако прогнозы МЭР по инвестициям вызывают множество вопросов с точки зрения своей обоснованности. В частности, остается неясным, за счет чего в августовском прогнозе доля инвестиций в ВВП была увеличена до 21,6% (на 0,4 п.п. по сравнению с апрельским прогнозом), хотя прогноз по росту инвестиций был снижен, а по ВВП – не изменился.

 

 

Продажи автомобилей

Российский автомобильный рынок продолжает сокращаться

В августе продажи легковых автомобилей и LCV снизились на 1,3% в годовом выражении, а в целом за период с начала года снижение составило 2,3%. Хотя в последние месяцы темпы снижения продаж замедлились на фоне продления действия программы льготного автокредитования и автолизинга (с 1 июля), этого все же оказалось недостаточно для возобновления роста на автомобильном рынке.

Основное снижение продаж в августе произошло за счет ухудшения показателей японских автопроиз­водителей Toyota и Nissan, продажи которых снизились на 6% и 16% соответственно. В то же время в отдель­ных сегментах рынка отмечаются положительные темпы роста. Так, продажи LADA в августе увеличились на 4,6% в годовом выражении по сравнению с ростом на 0,3% месяцем ранее. Продажи автомобилей премиум-сегмента выросли на 6,7%, что позволяет сделать вывод о том, что текущие слабые показатели рынка связаны в первую очередь с продажами автомобилей среднего ценового сегмента.

Без восстановления продаж загрузка мощностей в российском автопроме продолжит оставаться ниже оптимального уровня

На протяжении последних 5 лет уровень загрузки производственных мощностей остается ниже 60% –   при том, что среднее значение в российском автопроме за последние 20 с лишним лет составляет 66%, а в мировой отраслевой практике нормальным считается уровень загрузки мощностей около 80%. Если рост продаж не восстановится, авто­производители будут продолжать нести дополнитель­ные издержки на содержание простаивающих мощностей, и в конечном итоге будут  вынуждены перейти к их сокращению. Кроме того, меньший объем рынка является дополнительным препятствием для развития производства современных автомобильных компонентов (в том числе локализации импортных комплектующих).

 

 

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )