16.12.2019

Обзор макроэкономической ситуации от 13 декабря 2019 г.

ВВП / Продажи автомобилей / Федеральный бюджет

ВВП

В III квартале темпы роста экономики ускорились на фоне роста оборота оптовой торговли, а также выпуска в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности
По данным Росстата, темпы роста ВВП в июле-сентябре составили 1,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (по сравнению с ростом на 0,9% во II квартале). Наибольший вклад в динамику роста ВВП продолжает вносить рост добавленной стоимости в финансовом и страховом секторе (0,35 п.п. из общего прироста ВВП в размере 1,7%).
 
По сравнению с предыдущим кварталом, заметнее всего улучшилась ситуация в сфере оптовой и розничной торговли – при этом помесячные данные Росстата показывают рост оборота только оптовой торговли (на 3,8% по сравнению с III кварталом 2018 г. – при том, что во II и I кварталах текущего года наблюдался спад на 1,9% и 6,3% соответственно). В розничной торговле темпы роста оборота, напротив, продолжили замедляться и снизились до 0,8% – минимального уровня со II квартала 2017 г. Единственным объяснением роста показателей оптовой торговли может быть расширение экспорта, хотя данные таможенной статистики в стоимостном выражении и не показывают какого-либо существенного  улучшения. По данным ФТС о динамике экспорта отдельных товаров, в III квартале был отмечен рост в физическом выражении поставок сырой нефти, бензина и сжиженного природного газа, а также удобрений, цветных металлов и продукции автомобильной промышленности.

 В III квартале больший вклад в темпы роста экономики начали вносить обрабатывающие производства. Согласно данным Росстата о динамике выпуска, это могло быть связано с ростом производства пищевой и химической  промышленности, а также готовых металлических изделий и продукции машиностроения. Кроме того, на повышение темпов роста экономики в III квартале также повлиял такой разовый фактор, как более высокий урожай в сельском хозяйстве.

 

Продажи автомобилей

В ноябре 2019 г. на российском автомобильном рынке продолжилось снижение продаж 

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), темпы снижения продаж легковых автомобилей в ноябре 2019 г. ускорились и составили 6,4% в годовом выражении по сравнению со снижением на 5,2% месяцем ранее. За период с начала года продажи сократились в годовом выражении на 2,8%. В целом для автомобильного рынка России ноябрь оказался не самым удачным месяцем: по данным агентства «Автостат», продажи подержанных легковых автомобилей сократились на 2,3% в годовом выражении, отрицательная динамика была зафиксирована также на рынках новых грузовых автомобилей (-11,3%) и автобусов (- 1,8%).

В декабре 2019 г. вряд ли стоит ожидать улучшения динамики. Этому воспрепятствует как минимум высокая база прошлого года, когда в преддверии повышения НДС в декабре 2018 г. наблюдался повышенный спрос на легковые автомобили.

Очевидно, что без увеличения господдержки в следующем году авторынок вряд ли начнет расти. Представители АвтоВАЗа ожидают, что в 2020 г. продажи продолжат снижаться и составят 1,7 млн.  автомобилей (-3% к уровню 2019 г.). Между тем, хотя правительство уже утвердило на следующий год продление госпрограммы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», выделив на эти цели 10,5 млрд. руб., сроки начала действия программы в 2020 г. до сих пор не ясны (в этом году программу запустили лишь с 1 марта 2019 г.). Кроме того, под  действие программы попадут лишь автомобили стоимостью до 1 млн. руб., хотя для  большей эффективности господдержки есть смысл расширить действие программы и на автомобили большей стоимости (с учетом повышения утилизационного сбора и общего роста цен на автомобили).

На фоне снижения продаж внутри страны положительным моментом для российского автопрома остается расширение экспорта. Согласно данным ФТС, в январе-октябре 2019 г. поставки легковых автомобилей на внешний рынок выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,0% в физическом (до 94,3 тыс. шт.) и на 31,1% в стоимостном выражении (до 1,36 млрд. долл.).

 

Федеральный бюджет

Продолжается накопление значительного профицита федерального бюджета

По опубликованным на этой неделе данным Минфина, доходы федерального бюджета в январе-ноябре 2019 г. составили 18 025,3 млрд. руб. (на 3,3% выше уровня января-ноября прошлого года), а расходы – 14 999,9 млрд. руб. (на 6,7% выше). При этом, как и в прошлом году, за 11 месяцев сохранился значительный профицит бюджета – он составил 3 025,4 млрд. руб., или 16,8% уровня доходов за тот же период.

Накопление профицита осуществляется на фоне низких показателей исполнения бюджетных расходов

Исполнение расходов федерального бюджета за январь-ноябрь 2019 г. составило только 78,4% годовых назначений, что является наиболее низким показателем за последние годы. Например, в январе-ноябре 2018 г. было исполнено 80,4% годовых назначений, а в январе-ноябре 2017 г. – 82,0%. Среди основных статей расходов бюджета наихудшие показатели исполнения в январе-ноябре 2019 г. снова были характерны для раздела «Национальная экономика». Более того, уровень исполнения расходов по данному разделу еще более снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Внутри данного раздела самая крупная по объему расходов статья – «Дорожное хозяйство» – исполнена только на 74,9%. По ряду подразделов показатели исполнения расходов не достигают и 40%. Среди них –  «Связь и информатика» (исполнено 35,9%), «Исследование и использование космического пространства» (39,8%).

Результатом такого исполнения бюджетных расходов стала ситуация, когда для полного выполнения бюджетных назначений на 2019 г. в декабре необходимо израсходовать сумму, превышающую 4,1 трлн. руб., что с высокой вероятностью не будет осуществлено. 12 декабря А. Силуанов выступил с заявлением о том, что по итогам 2019 г. профицит бюджета ожидается на уровне 1,7% ВВП, что выше запланированного ранее уровня. При этом общий объем остатков, переходящих на следующий год, составит около 1 трлн. руб.

Примечательно, что по результатам опроса ФОМ от ноября этого года уже 62% населения считает, что средства российского бюджета расходуются неправильно. Год назад данный показатель составлял 59%, а два года назад – 47%.  Согласно материалам, опубликованным Правительст­вом на этой неделе, в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для прожива­ния жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда» к концу 2024 г. планируется расселить 9,54 млн. кв. м аварийного жилищного фонда. При этом, по данным Росстата, в 2017 г. к категории «аварийное жилье» относилось 0,7% жилищного фонда, или почти 26 млн. кв. м. Таким образом, к концу 2024 г. в стране будет расселено лишь 36,8% текущего аварийного фонда.

Более того, основной объем планируемых работ по расселению аварийного жилищного фонда запланиро­ван на последние годы реализации нацпроекта. Так, к концу 2019 г. будет расселено только 0,5% всего аварийного фонда от уровня конца 2017 г., к концу 2020 г. эта доля возрастет до 4,4%, а к концу 2021 г. – до 8,2% по сравнению с концом 2017 г. Примечательно, что на предстоящие три года объем финансирования, предусмотрен­ный на данные цели в рамках нацпроекта, является практически одинаковым: по 41,0 млрд. руб. ежегодно в 2019 и 2020 гг., и 42,8 млрд. руб. в 2022 г.

 

 

Обзор макроэкономической ситуации от 13 декабря 2019 г.
ВВП / Продажи автомобилей / Федеральный бюджет

ВВП

В III квартале темпы роста экономики ускорились на фоне роста оборота оптовой торговли, а также выпуска в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности
По данным Росстата, темпы роста ВВП в июле-сентябре составили 1,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (по сравнению с ростом на 0,9% во II квартале). Наибольший вклад в динамику роста ВВП продолжает вносить рост добавленной стоимости в финансовом и страховом секторе (0,35 п.п. из общего прироста ВВП в размере 1,7%).
 
По сравнению с предыдущим кварталом, заметнее всего улучшилась ситуация в сфере оптовой и розничной торговли – при этом помесячные данные Росстата показывают рост оборота только оптовой торговли (на 3,8% по сравнению с III кварталом 2018 г. – при том, что во II и I кварталах текущего года наблюдался спад на 1,9% и 6,3% соответственно). В розничной торговле темпы роста оборота, напротив, продолжили замедляться и снизились до 0,8% – минимального уровня со II квартала 2017 г. Единственным объяснением роста показателей оптовой торговли может быть расширение экспорта, хотя данные таможенной статистики в стоимостном выражении и не показывают какого-либо существенного  улучшения. По данным ФТС о динамике экспорта отдельных товаров, в III квартале был отмечен рост в физическом выражении поставок сырой нефти, бензина и сжиженного природного газа, а также удобрений, цветных металлов и продукции автомобильной промышленности.

 В III квартале больший вклад в темпы роста экономики начали вносить обрабатывающие производства. Согласно данным Росстата о динамике выпуска, это могло быть связано с ростом производства пищевой и химической  промышленности, а также готовых металлических изделий и продукции машиностроения. Кроме того, на повышение темпов роста экономики в III квартале также повлиял такой разовый фактор, как более высокий урожай в сельском хозяйстве.

 

Продажи автомобилей

В ноябре 2019 г. на российском автомобильном рынке продолжилось снижение продаж 

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), темпы снижения продаж легковых автомобилей в ноябре 2019 г. ускорились и составили 6,4% в годовом выражении по сравнению со снижением на 5,2% месяцем ранее. За период с начала года продажи сократились в годовом выражении на 2,8%. В целом для автомобильного рынка России ноябрь оказался не самым удачным месяцем: по данным агентства «Автостат», продажи подержанных легковых автомобилей сократились на 2,3% в годовом выражении, отрицательная динамика была зафиксирована также на рынках новых грузовых автомобилей (-11,3%) и автобусов (- 1,8%).

В декабре 2019 г. вряд ли стоит ожидать улучшения динамики. Этому воспрепятствует как минимум высокая база прошлого года, когда в преддверии повышения НДС в декабре 2018 г. наблюдался повышенный спрос на легковые автомобили.

Очевидно, что без увеличения господдержки в следующем году авторынок вряд ли начнет расти. Представители АвтоВАЗа ожидают, что в 2020 г. продажи продолжат снижаться и составят 1,7 млн.  автомобилей (-3% к уровню 2019 г.). Между тем, хотя правительство уже утвердило на следующий год продление госпрограммы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», выделив на эти цели 10,5 млрд. руб., сроки начала действия программы в 2020 г. до сих пор не ясны (в этом году программу запустили лишь с 1 марта 2019 г.). Кроме того, под  действие программы попадут лишь автомобили стоимостью до 1 млн. руб., хотя для  большей эффективности господдержки есть смысл расширить действие программы и на автомобили большей стоимости (с учетом повышения утилизационного сбора и общего роста цен на автомобили).

На фоне снижения продаж внутри страны положительным моментом для российского автопрома остается расширение экспорта. Согласно данным ФТС, в январе-октябре 2019 г. поставки легковых автомобилей на внешний рынок выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,0% в физическом (до 94,3 тыс. шт.) и на 31,1% в стоимостном выражении (до 1,36 млрд. долл.).

 

Федеральный бюджет

Продолжается накопление значительного профицита федерального бюджета

По опубликованным на этой неделе данным Минфина, доходы федерального бюджета в январе-ноябре 2019 г. составили 18 025,3 млрд. руб. (на 3,3% выше уровня января-ноября прошлого года), а расходы – 14 999,9 млрд. руб. (на 6,7% выше). При этом, как и в прошлом году, за 11 месяцев сохранился значительный профицит бюджета – он составил 3 025,4 млрд. руб., или 16,8% уровня доходов за тот же период.

Накопление профицита осуществляется на фоне низких показателей исполнения бюджетных расходов

Исполнение расходов федерального бюджета за январь-ноябрь 2019 г. составило только 78,4% годовых назначений, что является наиболее низким показателем за последние годы. Например, в январе-ноябре 2018 г. было исполнено 80,4% годовых назначений, а в январе-ноябре 2017 г. – 82,0%. Среди основных статей расходов бюджета наихудшие показатели исполнения в январе-ноябре 2019 г. снова были характерны для раздела «Национальная экономика». Более того, уровень исполнения расходов по данному разделу еще более снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Внутри данного раздела самая крупная по объему расходов статья – «Дорожное хозяйство» – исполнена только на 74,9%. По ряду подразделов показатели исполнения расходов не достигают и 40%. Среди них –  «Связь и информатика» (исполнено 35,9%), «Исследование и использование космического пространства» (39,8%).

Результатом такого исполнения бюджетных расходов стала ситуация, когда для полного выполнения бюджетных назначений на 2019 г. в декабре необходимо израсходовать сумму, превышающую 4,1 трлн. руб., что с высокой вероятностью не будет осуществлено. 12 декабря А. Силуанов выступил с заявлением о том, что по итогам 2019 г. профицит бюджета ожидается на уровне 1,7% ВВП, что выше запланированного ранее уровня. При этом общий объем остатков, переходящих на следующий год, составит около 1 трлн. руб.

Примечательно, что по результатам опроса ФОМ от ноября этого года уже 62% населения считает, что средства российского бюджета расходуются неправильно. Год назад данный показатель составлял 59%, а два года назад – 47%.  Согласно материалам, опубликованным Правительст­вом на этой неделе, в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для прожива­ния жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда» к концу 2024 г. планируется расселить 9,54 млн. кв. м аварийного жилищного фонда. При этом, по данным Росстата, в 2017 г. к категории «аварийное жилье» относилось 0,7% жилищного фонда, или почти 26 млн. кв. м. Таким образом, к концу 2024 г. в стране будет расселено лишь 36,8% текущего аварийного фонда.

Более того, основной объем планируемых работ по расселению аварийного жилищного фонда запланиро­ван на последние годы реализации нацпроекта. Так, к концу 2019 г. будет расселено только 0,5% всего аварийного фонда от уровня конца 2017 г., к концу 2020 г. эта доля возрастет до 4,4%, а к концу 2021 г. – до 8,2% по сравнению с концом 2017 г. Примечательно, что на предстоящие три года объем финансирования, предусмотрен­ный на данные цели в рамках нацпроекта, является практически одинаковым: по 41,0 млрд. руб. ежегодно в 2019 и 2020 гг., и 42,8 млрд. руб. в 2022 г.

 

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )