29.05.2019

Обзор макроэкономической ситуации 24 мая 2019

Банковское кредитование / Электроэнергетика и льготные тарифы для регионов / Промышленное производство / Консолидированный бюджет

Банковское кредитование

Темпы роста кредитования нефинансового сектора замедлились при сохранении высоких темпов роста кредитования физических лиц   

По итогам апреля темпы роста объема кредитной задолженности физических лиц (с исключением влияния курсовой переоценки валютных кредитов) составили 23,8% в годовом выражении, что на 0,3 п.п. превышает значение показателя в предыдущем месяце. В то же время темпы роста кредитования нефинансового сектора в апреле замедлились: в марте объем кредитной задолженности вырос в годовом выражении на 5,5% по сравнению с ростом на 5,9% в марте. При этом темпы роста кредитования в рублях снизились до 11,5%, что является минимальным значением показателя за последние 5 месяцев. Объемы валютного кредито­вания, в свою очередь, продолжают сокращаться. Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитной задолженности по итогам апреля снизилась до 25,8%, что является минимальным значением показателя с сентября 2014 года.

Данные об отраслевой структуре кредитования нефинансового сектора показывают, что продолжающийся рост общего показателя связан прежде всего с кредитованием по статье «прочие виды деятельности»

Согласно расчетам на основе данных Банка России, темпы роста кредитования экспортно-ориентированных отраслей и производи­телей продукции инвестиционного назначения и инфраструктурных услуг замедлились в 2019 г. практически до нуля. Для отраслей, связанных с потребительским сектором, темпы роста кредитования сохраняются на уровне 3-4%. В целом рост общего объема кредитной задолженности нефинансового сектора в последние полтора года происходил на фоне существенного расширения кредитования прочих видов деятельности, не раскрываемых в статистике Банка России. К ним, очевидно, относятся кредиты, выданные субъектам, которых невозможно идентифицировать по отраслевой принадлежности. 

Электроэнергетика и льготные тарифы для регионов

Введение льготных тарифов в ряде регионов не обосновано и приведет к усилению перекрестного субсидирования в энергетике  

В. Володин 23 мая заявил, что не исключено, что Гос­дума примет «решение о внесении дополнительного региона, Забайкальского края, в список территорий, где будет тариф [на электроэнергию] по льготной шкале». В число регионов, в которых тарифы регулируются нерыночными методами, уже входят республики Карелия, Бурятия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Тыва, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания и Дагестан. Однако введение льгот в одних регионах приводит к усилению перекрестного субсиди­рования и росту тарифов в других. При этом отсутст­вуют четкие критерии для определения того, может ли регион иметь право на сниженные тарифы или нет.

Так, введение льготных тарифов в регионах с более вы­соким уровнем цен на электроэнергию априори невер­но, поскольку ведет к замкнутому кругу постоянного субсидирования регионов с наиболее высокими тари­фами. Принцип введения льгот для наименее развитых регионов также не соблюдается, поскольку есть ре­гионы с более низким ВРП на душу населения, чем За­байкальский край или Респ. Карелия (например, Респ. Алтай, Алтайский край, Псковская обл. и др.), для кото­рых варианты льготных тарифов не рассматриваются.

Возможным показателем оценки регионов при рассмотрении льготных тарифов мог бы стать и пока­затель энергоэффективности. Однако по уровню пот­ребления электроэнергии на единицу ВРП и Забай­кальский край, и еще 4 льготных региона на­ходятся на уровне выше среднероссийского, что может говорить об их низкой энергоэффективности. Кроме того, в последние 5 лет в большинстве «льготных» регионов рост потребления электроэнергии опережал рост ВРП.

Отношение объема потребления электроэнергии к ВРП не в полной мере позволяет сравнивать регионы, пос­кольку они могут иметь различный климат и отраслевую структуру экономики. Однако если взять рейтинг энергоэффективности регионов, составленный Минэнерго в 2016 г. и учитывающий политику регионов в области энергосбережения, то и в данном рейтинге Забайкальский край находится лишь на 55 месте.

Таким образом, экономические обоснования введения льготных тарифов на электроэнергию в отдельных регионах остаются неясными

Промышленное производство

В апреле 2019 г. промышленное производство показало существенный рост 

Согласно данным Росстата, объем промышленного производства в апреле 2019 г. увеличился на 4,6% в годовом выражении, что является максимальным приростом с мая 2017 г. Примечательно, что Росстат первоначально опубликовал другие данные (рост на 4,9%), но впоследствии сослался на «результаты внутреннего расследования», которые показали, что «одно из добывающих предприятий в Ямало-Ненецком АО» пре­доставило территориальному органу госстатистики неточные данные, и пересмотрел оценку.

Рост промышленного производства наблюдался по всем основным видам экономической деятельности. Наиболее высоким в апреле он был в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов и др. (+7,4%), наиболее низким – в обеспечении электроэнергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (+1,0%). Добыча полезных ископаемых увеличилась на 4,2%. При этом месячные темпы роста по этому виду деятельности не опускаются ниже 3,0% в годовом выражении уже 10 месяцев подряд. В обрабатывающей промышленности прирост выпуска в апреле составил 4,7%, однако динамика в отдельных отраслях была разнонаправленной.

Альтернативные оценки говорят о более низких темпах роста в промышленности

Опубликованные данные Росстата о росте промыш­ленного производства не согласуются с оценками, которые публикуют отдельные аналитические центры. Согласно данным индекса ИПЕМ-производство, который рассчитывается на основе данных о потреблении электроэнергии, в апреле 2019 г. промышленное производство в России выросло лишь на 0,9% в годовом выражении. По данным ЦМАКП, рост промышленного производства с учетом устранения неточностей в статистике и календарного фактора составил 2,5% в годовом выражении (в частности из-за  того, что в мае текущего года было на 1 рабочий день больше, чем в прошлом). 

Консолидированный  бюджет 

В I квартале 2019 г. продолжилось накопление профицита в бюджетной системе  

По данным Федерального Казначейства, в I квартале 2019 г. суммарный профицит бюджетной системы РФ составил 1334,8 млрд. руб., что значительно выше аналогичного показателя за I квартал 2018 г. (тогда он составлял 712,6 млрд. руб.). Важно отметить, что в I квартале 2019 г. профицитными стали все основные бюджеты, входящие в бюджетную систему, в том числе и бюджеты внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, ФОМС и ФСС). Рост профицита бюджета был характерен и для большинства субъектов РФ.

Только 19 субъектов РФ по итогам I квартала имели дефицит бюджета, который в общей сложности составил 14,7 млрд. руб. Для сравнения, в I квартале 2018 г. было 23 субъекта РФ с дефицитом бюджета, а его суммарный объем достигал 21,3 млрд. руб. При этом профицит бюджета города Москвы, на который традиционно приходится большая часть суммарного профицита региональных бюджетов, уменьшился. В I квартале 2019 г. профицит бюджета Москвы составил 110,2 млрд. руб., или 27,1% суммарного профицита, хотя годом ранее соответствующие показа­тели составляли 134,2 млрд. руб. и 39,1% суммарного профицита региональных бюджетов.

Ряд статей доходов консолидированного бюджета растет опережающими темпами

Накопление профицита бюджета связано в значитель­ной степени с высокими темпами роста доходов консо­лидированного бюджета, которые по итогам I квартала 2019 г. составили 11,4% по сравнению с I кварталом 2018 г. При этом поступления по трем крупнейшим налогам – НДС, НДПИ и налогу на прибыль – увеличи­лись на 14‑16%, что связано как с повышением налого­вой нагрузки (ставка НДС, коэффи­циенты для расчета НДПИ), так и с ужесто­чением налогового администри­рования. Об ужесточе­нии администрирования свиде­тельствует и 20,9%-ный рост поступлений по статье «Штрафы и санкции».

Рекордно высокими темпами выросли поступления платежей за пользование природными ресурсами (на 44,7%), что связано прежде всего с ростом поступлений утилизационного сбора, а также разовых платежей за пользование недрами. Также увеличились и доходы от продажи материальных и нематериальных активов (на 13,7%), однако по объему поступлений эта статья дохо­дов все еще остается в числе относительно небольших.

 

Обзор макроэкономической ситуации 24 мая 2019
Банковское кредитование / Электроэнергетика и льготные тарифы для регионов / Промышленное производство / Консолидированный бюджет

Банковское кредитование

Темпы роста кредитования нефинансового сектора замедлились при сохранении высоких темпов роста кредитования физических лиц   

По итогам апреля темпы роста объема кредитной задолженности физических лиц (с исключением влияния курсовой переоценки валютных кредитов) составили 23,8% в годовом выражении, что на 0,3 п.п. превышает значение показателя в предыдущем месяце. В то же время темпы роста кредитования нефинансового сектора в апреле замедлились: в марте объем кредитной задолженности вырос в годовом выражении на 5,5% по сравнению с ростом на 5,9% в марте. При этом темпы роста кредитования в рублях снизились до 11,5%, что является минимальным значением показателя за последние 5 месяцев. Объемы валютного кредито­вания, в свою очередь, продолжают сокращаться. Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитной задолженности по итогам апреля снизилась до 25,8%, что является минимальным значением показателя с сентября 2014 года.

Данные об отраслевой структуре кредитования нефинансового сектора показывают, что продолжающийся рост общего показателя связан прежде всего с кредитованием по статье «прочие виды деятельности»

Согласно расчетам на основе данных Банка России, темпы роста кредитования экспортно-ориентированных отраслей и производи­телей продукции инвестиционного назначения и инфраструктурных услуг замедлились в 2019 г. практически до нуля. Для отраслей, связанных с потребительским сектором, темпы роста кредитования сохраняются на уровне 3-4%. В целом рост общего объема кредитной задолженности нефинансового сектора в последние полтора года происходил на фоне существенного расширения кредитования прочих видов деятельности, не раскрываемых в статистике Банка России. К ним, очевидно, относятся кредиты, выданные субъектам, которых невозможно идентифицировать по отраслевой принадлежности. 

Электроэнергетика и льготные тарифы для регионов

Введение льготных тарифов в ряде регионов не обосновано и приведет к усилению перекрестного субсидирования в энергетике  

В. Володин 23 мая заявил, что не исключено, что Гос­дума примет «решение о внесении дополнительного региона, Забайкальского края, в список территорий, где будет тариф [на электроэнергию] по льготной шкале». В число регионов, в которых тарифы регулируются нерыночными методами, уже входят республики Карелия, Бурятия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Тыва, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания и Дагестан. Однако введение льгот в одних регионах приводит к усилению перекрестного субсиди­рования и росту тарифов в других. При этом отсутст­вуют четкие критерии для определения того, может ли регион иметь право на сниженные тарифы или нет.

Так, введение льготных тарифов в регионах с более вы­соким уровнем цен на электроэнергию априори невер­но, поскольку ведет к замкнутому кругу постоянного субсидирования регионов с наиболее высокими тари­фами. Принцип введения льгот для наименее развитых регионов также не соблюдается, поскольку есть ре­гионы с более низким ВРП на душу населения, чем За­байкальский край или Респ. Карелия (например, Респ. Алтай, Алтайский край, Псковская обл. и др.), для кото­рых варианты льготных тарифов не рассматриваются.

Возможным показателем оценки регионов при рассмотрении льготных тарифов мог бы стать и пока­затель энергоэффективности. Однако по уровню пот­ребления электроэнергии на единицу ВРП и Забай­кальский край, и еще 4 льготных региона на­ходятся на уровне выше среднероссийского, что может говорить об их низкой энергоэффективности. Кроме того, в последние 5 лет в большинстве «льготных» регионов рост потребления электроэнергии опережал рост ВРП.

Отношение объема потребления электроэнергии к ВРП не в полной мере позволяет сравнивать регионы, пос­кольку они могут иметь различный климат и отраслевую структуру экономики. Однако если взять рейтинг энергоэффективности регионов, составленный Минэнерго в 2016 г. и учитывающий политику регионов в области энергосбережения, то и в данном рейтинге Забайкальский край находится лишь на 55 месте.

Таким образом, экономические обоснования введения льготных тарифов на электроэнергию в отдельных регионах остаются неясными

Промышленное производство

В апреле 2019 г. промышленное производство показало существенный рост 

Согласно данным Росстата, объем промышленного производства в апреле 2019 г. увеличился на 4,6% в годовом выражении, что является максимальным приростом с мая 2017 г. Примечательно, что Росстат первоначально опубликовал другие данные (рост на 4,9%), но впоследствии сослался на «результаты внутреннего расследования», которые показали, что «одно из добывающих предприятий в Ямало-Ненецком АО» пре­доставило территориальному органу госстатистики неточные данные, и пересмотрел оценку.

Рост промышленного производства наблюдался по всем основным видам экономической деятельности. Наиболее высоким в апреле он был в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов и др. (+7,4%), наиболее низким – в обеспечении электроэнергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (+1,0%). Добыча полезных ископаемых увеличилась на 4,2%. При этом месячные темпы роста по этому виду деятельности не опускаются ниже 3,0% в годовом выражении уже 10 месяцев подряд. В обрабатывающей промышленности прирост выпуска в апреле составил 4,7%, однако динамика в отдельных отраслях была разнонаправленной.

Альтернативные оценки говорят о более низких темпах роста в промышленности

Опубликованные данные Росстата о росте промыш­ленного производства не согласуются с оценками, которые публикуют отдельные аналитические центры. Согласно данным индекса ИПЕМ-производство, который рассчитывается на основе данных о потреблении электроэнергии, в апреле 2019 г. промышленное производство в России выросло лишь на 0,9% в годовом выражении. По данным ЦМАКП, рост промышленного производства с учетом устранения неточностей в статистике и календарного фактора составил 2,5% в годовом выражении (в частности из-за  того, что в мае текущего года было на 1 рабочий день больше, чем в прошлом). 

Консолидированный  бюджет 

В I квартале 2019 г. продолжилось накопление профицита в бюджетной системе  

По данным Федерального Казначейства, в I квартале 2019 г. суммарный профицит бюджетной системы РФ составил 1334,8 млрд. руб., что значительно выше аналогичного показателя за I квартал 2018 г. (тогда он составлял 712,6 млрд. руб.). Важно отметить, что в I квартале 2019 г. профицитными стали все основные бюджеты, входящие в бюджетную систему, в том числе и бюджеты внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, ФОМС и ФСС). Рост профицита бюджета был характерен и для большинства субъектов РФ.

Только 19 субъектов РФ по итогам I квартала имели дефицит бюджета, который в общей сложности составил 14,7 млрд. руб. Для сравнения, в I квартале 2018 г. было 23 субъекта РФ с дефицитом бюджета, а его суммарный объем достигал 21,3 млрд. руб. При этом профицит бюджета города Москвы, на который традиционно приходится большая часть суммарного профицита региональных бюджетов, уменьшился. В I квартале 2019 г. профицит бюджета Москвы составил 110,2 млрд. руб., или 27,1% суммарного профицита, хотя годом ранее соответствующие показа­тели составляли 134,2 млрд. руб. и 39,1% суммарного профицита региональных бюджетов.

Ряд статей доходов консолидированного бюджета растет опережающими темпами

Накопление профицита бюджета связано в значитель­ной степени с высокими темпами роста доходов консо­лидированного бюджета, которые по итогам I квартала 2019 г. составили 11,4% по сравнению с I кварталом 2018 г. При этом поступления по трем крупнейшим налогам – НДС, НДПИ и налогу на прибыль – увеличи­лись на 14‑16%, что связано как с повышением налого­вой нагрузки (ставка НДС, коэффи­циенты для расчета НДПИ), так и с ужесто­чением налогового администри­рования. Об ужесточе­нии администрирования свиде­тельствует и 20,9%-ный рост поступлений по статье «Штрафы и санкции».

Рекордно высокими темпами выросли поступления платежей за пользование природными ресурсами (на 44,7%), что связано прежде всего с ростом поступлений утилизационного сбора, а также разовых платежей за пользование недрами. Также увеличились и доходы от продажи материальных и нематериальных активов (на 13,7%), однако по объему поступлений эта статья дохо­дов все еще остается в числе относительно небольших.

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )