Обзор макроэкономической ситуации 24 мая 2019
Банковское кредитование
Темпы роста кредитования нефинансового сектора замедлились при сохранении высоких темпов роста кредитования физических лицПо итогам апреля темпы роста объема кредитной задолженности физических лиц (с исключением влияния курсовой переоценки валютных кредитов) составили 23,8% в годовом выражении, что на 0,3 п.п. превышает значение показателя в предыдущем месяце. В то же время темпы роста кредитования нефинансового сектора в апреле замедлились: в марте объем кредитной задолженности вырос в годовом выражении на 5,5% по сравнению с ростом на 5,9% в марте. При этом темпы роста кредитования в рублях снизились до 11,5%, что является минимальным значением показателя за последние 5 месяцев. Объемы валютного кредитования, в свою очередь, продолжают сокращаться. Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитной задолженности по итогам апреля снизилась до 25,8%, что является минимальным значением показателя с сентября 2014 года.
Данные об отраслевой структуре кредитования нефинансового сектора показывают, что продолжающийся рост общего показателя связан прежде всего с кредитованием по статье «прочие виды деятельности»
Согласно расчетам на основе данных Банка России, темпы роста кредитования экспортно-ориентированных отраслей и производителей продукции инвестиционного назначения и инфраструктурных услуг замедлились в 2019 г. практически до нуля. Для отраслей, связанных с потребительским сектором, темпы роста кредитования сохраняются на уровне 3-4%. В целом рост общего объема кредитной задолженности нефинансового сектора в последние полтора года происходил на фоне существенного расширения кредитования прочих видов деятельности, не раскрываемых в статистике Банка России. К ним, очевидно, относятся кредиты, выданные субъектам, которых невозможно идентифицировать по отраслевой принадлежности.
Электроэнергетика и льготные тарифы для регионов
Введение льготных тарифов в ряде регионов не обосновано и приведет к усилению перекрестного субсидирования в энергетикеВ. Володин 23 мая заявил, что не исключено, что Госдума примет «решение о внесении дополнительного региона, Забайкальского края, в список территорий, где будет тариф [на электроэнергию] по льготной шкале». В число регионов, в которых тарифы регулируются нерыночными методами, уже входят республики Карелия, Бурятия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Тыва, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания и Дагестан. Однако введение льгот в одних регионах приводит к усилению перекрестного субсидирования и росту тарифов в других. При этом отсутствуют четкие критерии для определения того, может ли регион иметь право на сниженные тарифы или нет.
Так, введение льготных тарифов в регионах с более высоким уровнем цен на электроэнергию априори неверно, поскольку ведет к замкнутому кругу постоянного субсидирования регионов с наиболее высокими тарифами. Принцип введения льгот для наименее развитых регионов также не соблюдается, поскольку есть регионы с более низким ВРП на душу населения, чем Забайкальский край или Респ. Карелия (например, Респ. Алтай, Алтайский край, Псковская обл. и др.), для которых варианты льготных тарифов не рассматриваются.
Возможным показателем оценки регионов при рассмотрении льготных тарифов мог бы стать и показатель энергоэффективности. Однако по уровню потребления электроэнергии на единицу ВРП и Забайкальский край, и еще 4 льготных региона находятся на уровне выше среднероссийского, что может говорить об их низкой энергоэффективности. Кроме того, в последние 5 лет в большинстве «льготных» регионов рост потребления электроэнергии опережал рост ВРП.
Отношение объема потребления электроэнергии к ВРП не в полной мере позволяет сравнивать регионы, поскольку они могут иметь различный климат и отраслевую структуру экономики. Однако если взять рейтинг энергоэффективности регионов, составленный Минэнерго в 2016 г. и учитывающий политику регионов в области энергосбережения, то и в данном рейтинге Забайкальский край находится лишь на 55 месте.
Таким образом, экономические обоснования введения льготных тарифов на электроэнергию в отдельных регионах остаются неясными.
Промышленное производство
В апреле 2019 г. промышленное производство показало существенный ростСогласно данным Росстата, объем промышленного производства в апреле 2019 г. увеличился на 4,6% в годовом выражении, что является максимальным приростом с мая 2017 г. Примечательно, что Росстат первоначально опубликовал другие данные (рост на 4,9%), но впоследствии сослался на «результаты внутреннего расследования», которые показали, что «одно из добывающих предприятий в Ямало-Ненецком АО» предоставило территориальному органу госстатистики неточные данные, и пересмотрел оценку.
Рост промышленного производства наблюдался по всем основным видам экономической деятельности. Наиболее высоким в апреле он был в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов и др. (+7,4%), наиболее низким – в обеспечении электроэнергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (+1,0%). Добыча полезных ископаемых увеличилась на 4,2%. При этом месячные темпы роста по этому виду деятельности не опускаются ниже 3,0% в годовом выражении уже 10 месяцев подряд. В обрабатывающей промышленности прирост выпуска в апреле составил 4,7%, однако динамика в отдельных отраслях была разнонаправленной.
Альтернативные оценки говорят о более низких темпах роста в промышленности
Опубликованные данные Росстата о росте промышленного производства не согласуются с оценками, которые публикуют отдельные аналитические центры. Согласно данным индекса ИПЕМ-производство, который рассчитывается на основе данных о потреблении электроэнергии, в апреле 2019 г. промышленное производство в России выросло лишь на 0,9% в годовом выражении. По данным ЦМАКП, рост промышленного производства с учетом устранения неточностей в статистике и календарного фактора составил 2,5% в годовом выражении (в частности из-за того, что в мае текущего года было на 1 рабочий день больше, чем в прошлом).
Консолидированный бюджет
В I квартале 2019 г. продолжилось накопление профицита в бюджетной системеПо данным Федерального Казначейства, в I квартале 2019 г. суммарный профицит бюджетной системы РФ составил 1334,8 млрд. руб., что значительно выше аналогичного показателя за I квартал 2018 г. (тогда он составлял 712,6 млрд. руб.). Важно отметить, что в I квартале 2019 г. профицитными стали все основные бюджеты, входящие в бюджетную систему, в том числе и бюджеты внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, ФОМС и ФСС). Рост профицита бюджета был характерен и для большинства субъектов РФ.
Только 19 субъектов РФ по итогам I квартала имели дефицит бюджета, который в общей сложности составил 14,7 млрд. руб. Для сравнения, в I квартале 2018 г. было 23 субъекта РФ с дефицитом бюджета, а его суммарный объем достигал 21,3 млрд. руб. При этом профицит бюджета города Москвы, на который традиционно приходится большая часть суммарного профицита региональных бюджетов, уменьшился. В I квартале 2019 г. профицит бюджета Москвы составил 110,2 млрд. руб., или 27,1% суммарного профицита, хотя годом ранее соответствующие показатели составляли 134,2 млрд. руб. и 39,1% суммарного профицита региональных бюджетов.
Ряд статей доходов консолидированного бюджета растет опережающими темпами
Накопление профицита бюджета связано в значительной степени с высокими темпами роста доходов консолидированного бюджета, которые по итогам I квартала 2019 г. составили 11,4% по сравнению с I кварталом 2018 г. При этом поступления по трем крупнейшим налогам – НДС, НДПИ и налогу на прибыль – увеличились на 14‑16%, что связано как с повышением налоговой нагрузки (ставка НДС, коэффициенты для расчета НДПИ), так и с ужесточением налогового администрирования. Об ужесточении администрирования свидетельствует и 20,9%-ный рост поступлений по статье «Штрафы и санкции».
Рекордно высокими темпами выросли поступления платежей за пользование природными ресурсами (на 44,7%), что связано прежде всего с ростом поступлений утилизационного сбора, а также разовых платежей за пользование недрами. Также увеличились и доходы от продажи материальных и нематериальных активов (на 13,7%), однако по объему поступлений эта статья доходов все еще остается в числе относительно небольших.