04.03.2019

Обзор макроэкономической ситуации 22 февраля - 1 марта 2019

Исполнение ФАИП / Консолидированный бюджет РФ в 2018 году / Железнодорожные грузоперевозки / Деловая активность

Исполнение ФАИП

Исполнение ФАИП в прошлом году было осуществлено на рекордно низком уровне

По данным Счетной палаты, в 2018 г. наблюдался самый низкий уровень исполнения бюджетных расхо­дов на реализацию ФАИП за последние 15 лет. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 137,9 млрд. руб., или 18,6% от общего объема выделенных на ФАИП бюджетных средств. В целом, в рамках ФАИП в 2018 г. было осуществлено бюджетных расходов на сумму 602,4 млрд. руб., что на 13,7% ниже, чем годом ранее.

По отдельным ведомствам исполнение ФАИП было еще на более низком уровне: Минюст исполнил расходы лишь на 1,0%, Минкультуры – на 29,7%, Роскосмос – на 50,3%, Росморречфлот – на 56,7%, Росавиация – на 66,8%. При этом по 2 госпрограммам в рамках ФАИП («Информа­ционное общество» и «Энергоэффективность») расходы были не исполнены в полном объеме. Всего, по данным МЭР, в 2018 г. не было введено в срок 43% объектов ФАИП.

Счетная палата подчеркнула, что включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства (реконструкции), приводит к невозможности освоения бюджетных средств. При этом, по данным МЭР, в ФАИП на 2019 г. включено 95 проектов, по которым на 1 февраля 2019 г. не были предоставлены документы, подтверждающие наличие утвержденной проектной документации.

Консолидированный бюджет РФ в 2018 году

Профицит консолидированного бюджета РФ по итогам 2018 г. превысил 3 трлн. руб. 

По данным Федерального казначейства, опубликован­ным на этой неделе, доходы консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов в 2018 г. составили 36,9 трлн. руб., расходы – 33,9 трлн. руб., а профицит – 3,036 трлн. руб. (8,2% доходов бюд­жета). По сравнению с 2017 г., доходы консоли­дированного бюджета РФ оказались выше на 18,9%, а расходы – только на 4,6%, что и определило появление профицита (в 2017 г. консолидированный бюджет РФ был исполнен с дефицитом в размере более 1,3 трлн. руб.). В целом ситуация в бюджетной системе РФ традиционно определяется положением федераль­ного бюджета, на который приходится бо­лее половины ее доходов и почти половина расходов. В 2018 г. на долю федерального бюджета пришлось 52,7% доходов и 49,3% расходов бюджетной системы.

На фоне роста доходов всех компонентов бюджетной системы наблюдалось сдерживание исполнения расходов

Наиболее высокие темпы роста доходов в 2018 г. были характерны для федерального бюджета (на 28,9% по сравнению с 2017 г.), что было связано преж­де всего с нефтегазовыми доходами. При этом поло­жительные темпы роста показали также доходы кон­солидирован­ных бюджетов субъектов РФ (на 15,2%), а также государственных внебюджетных фондов (на 1,2%). При этом рост расходов соответствующих бюд­жетов, как правило, имел более низкие темпы. Дан­ные Федерального казначейства показывают, что одна из причин такой ситуации – сдерживание исполне­ния расходов, когда их фактические объемы оказываются меньше, чем объемы в сводной бюджетной росписи по состоянию на конец года. Для федерального бюджета фактические расходы оказались меньше планируемого объема на 4,5%, для консолидированных бюджетов субъектов РФ – на 4,6%, для внебюджетных фондов – на 4,1%. Такой подход к осуществлению расходов также внес вклад в формирование профицита бюджетной системы. В частности, консолидированные бюджеты субъектов РФ вместо планируемого дефицита в 586,7 млрд. руб. получили профицит в 510,3 млрд. руб., а дефицит внебюджетных фондов сократился почти вдвое.

Железнодорожные грузоперевозки

В последние месяцы в объемах погрузки на ж/д транспорте наблюдается стагнация

По данным РЖД, в феврале 2019 г. темпы роста объема погрузки на ж/д транспорте снизились на 1,5 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем и составили лишь 0,1% в годовом выражении. Также в прошедшем месяце снизились темпы роста грузооборота – на 0,7 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, грузооборот вырос лишь на 1,4% по сравнению с февралем 2018 г.

Исходя из данных РЖД, в феврале значительно сократились объемы погрузки отдельных видов грузов, в том числе высокодоходных и среднедоходных – лома черных металлов, химикатов, зерна. Так, объемы погрузки строительных грузов упали на 9,6%, зерна – на 8,3%, лесных грузов – на 5,4%, лома черных металлов – на 4,9%, химикатов и соды – на 4,8%, цветной руды и серного сырья – на 2,7%, кокса – на 0,3% в годовом выражении. Нулевые темпы роста наблюдались в объемах погрузки нефти и нефтепродуктов, цемента, промышленного сырья и формовочных материалов.

Деловая активность

На фоне продолжения роста отпускных цен и сокращения экспортных заказов, улучшения де­ловой активности в российской обрабатывающей промыш­ленности в феврале не произошло 

Согласно данным Markit, индекс деловой активности PMI российских обрабатывающих отраслей в феврале 2019 г. составил 50,1 пунктов (против 50,9 в январе), указывая по сути на отсутствие изменений в ситуации в производственном секторе. Значение показателя оказалось самым низким с сентября 2018 г.

Российские производители отмечали замедление темпов роста новых заказов, при этом второй месяц подряд было зафиксировано сокращение новых экспортных заказов (максимальными темпами с  апре­ля 2017 г.). В феврале также продолжился рост отпуск­ных цен в силу повышения НДС в январе, причем максимальными темпами за почти 4 года (с марта 2015 г.). Все это сказалось на сокращении закупочной активности и снижении запасов сырья и материалов.

Примечательно, что в целом степень оптимизма менеджеров в отношении роста объемов производства в ближайшие 12 месяцев  осталась высокой – она достигла второго максимума с мая 2013 г.

 

 

 

 

Обзор макроэкономической ситуации 22 февраля - 1 марта 2019
Исполнение ФАИП / Консолидированный бюджет РФ в 2018 году / Железнодорожные грузоперевозки / Деловая активность

Исполнение ФАИП

Исполнение ФАИП в прошлом году было осуществлено на рекордно низком уровне

По данным Счетной палаты, в 2018 г. наблюдался самый низкий уровень исполнения бюджетных расхо­дов на реализацию ФАИП за последние 15 лет. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 137,9 млрд. руб., или 18,6% от общего объема выделенных на ФАИП бюджетных средств. В целом, в рамках ФАИП в 2018 г. было осуществлено бюджетных расходов на сумму 602,4 млрд. руб., что на 13,7% ниже, чем годом ранее.

По отдельным ведомствам исполнение ФАИП было еще на более низком уровне: Минюст исполнил расходы лишь на 1,0%, Минкультуры – на 29,7%, Роскосмос – на 50,3%, Росморречфлот – на 56,7%, Росавиация – на 66,8%. При этом по 2 госпрограммам в рамках ФАИП («Информа­ционное общество» и «Энергоэффективность») расходы были не исполнены в полном объеме. Всего, по данным МЭР, в 2018 г. не было введено в срок 43% объектов ФАИП.

Счетная палата подчеркнула, что включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства (реконструкции), приводит к невозможности освоения бюджетных средств. При этом, по данным МЭР, в ФАИП на 2019 г. включено 95 проектов, по которым на 1 февраля 2019 г. не были предоставлены документы, подтверждающие наличие утвержденной проектной документации.

Консолидированный бюджет РФ в 2018 году

Профицит консолидированного бюджета РФ по итогам 2018 г. превысил 3 трлн. руб. 

По данным Федерального казначейства, опубликован­ным на этой неделе, доходы консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов в 2018 г. составили 36,9 трлн. руб., расходы – 33,9 трлн. руб., а профицит – 3,036 трлн. руб. (8,2% доходов бюд­жета). По сравнению с 2017 г., доходы консоли­дированного бюджета РФ оказались выше на 18,9%, а расходы – только на 4,6%, что и определило появление профицита (в 2017 г. консолидированный бюджет РФ был исполнен с дефицитом в размере более 1,3 трлн. руб.). В целом ситуация в бюджетной системе РФ традиционно определяется положением федераль­ного бюджета, на который приходится бо­лее половины ее доходов и почти половина расходов. В 2018 г. на долю федерального бюджета пришлось 52,7% доходов и 49,3% расходов бюджетной системы.

На фоне роста доходов всех компонентов бюджетной системы наблюдалось сдерживание исполнения расходов

Наиболее высокие темпы роста доходов в 2018 г. были характерны для федерального бюджета (на 28,9% по сравнению с 2017 г.), что было связано преж­де всего с нефтегазовыми доходами. При этом поло­жительные темпы роста показали также доходы кон­солидирован­ных бюджетов субъектов РФ (на 15,2%), а также государственных внебюджетных фондов (на 1,2%). При этом рост расходов соответствующих бюд­жетов, как правило, имел более низкие темпы. Дан­ные Федерального казначейства показывают, что одна из причин такой ситуации – сдерживание исполне­ния расходов, когда их фактические объемы оказываются меньше, чем объемы в сводной бюджетной росписи по состоянию на конец года. Для федерального бюджета фактические расходы оказались меньше планируемого объема на 4,5%, для консолидированных бюджетов субъектов РФ – на 4,6%, для внебюджетных фондов – на 4,1%. Такой подход к осуществлению расходов также внес вклад в формирование профицита бюджетной системы. В частности, консолидированные бюджеты субъектов РФ вместо планируемого дефицита в 586,7 млрд. руб. получили профицит в 510,3 млрд. руб., а дефицит внебюджетных фондов сократился почти вдвое.

Железнодорожные грузоперевозки

В последние месяцы в объемах погрузки на ж/д транспорте наблюдается стагнация

По данным РЖД, в феврале 2019 г. темпы роста объема погрузки на ж/д транспорте снизились на 1,5 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем и составили лишь 0,1% в годовом выражении. Также в прошедшем месяце снизились темпы роста грузооборота – на 0,7 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, грузооборот вырос лишь на 1,4% по сравнению с февралем 2018 г.

Исходя из данных РЖД, в феврале значительно сократились объемы погрузки отдельных видов грузов, в том числе высокодоходных и среднедоходных – лома черных металлов, химикатов, зерна. Так, объемы погрузки строительных грузов упали на 9,6%, зерна – на 8,3%, лесных грузов – на 5,4%, лома черных металлов – на 4,9%, химикатов и соды – на 4,8%, цветной руды и серного сырья – на 2,7%, кокса – на 0,3% в годовом выражении. Нулевые темпы роста наблюдались в объемах погрузки нефти и нефтепродуктов, цемента, промышленного сырья и формовочных материалов.

Деловая активность

На фоне продолжения роста отпускных цен и сокращения экспортных заказов, улучшения де­ловой активности в российской обрабатывающей промыш­ленности в феврале не произошло 

Согласно данным Markit, индекс деловой активности PMI российских обрабатывающих отраслей в феврале 2019 г. составил 50,1 пунктов (против 50,9 в январе), указывая по сути на отсутствие изменений в ситуации в производственном секторе. Значение показателя оказалось самым низким с сентября 2018 г.

Российские производители отмечали замедление темпов роста новых заказов, при этом второй месяц подряд было зафиксировано сокращение новых экспортных заказов (максимальными темпами с  апре­ля 2017 г.). В феврале также продолжился рост отпуск­ных цен в силу повышения НДС в январе, причем максимальными темпами за почти 4 года (с марта 2015 г.). Все это сказалось на сокращении закупочной активности и снижении запасов сырья и материалов.

Примечательно, что в целом степень оптимизма менеджеров в отношении роста объемов производства в ближайшие 12 месяцев  осталась высокой – она достигла второго максимума с мая 2013 г.

 

 

 

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )