Обзор макроэкономической ситуации 15 июля 2016
Платежный баланс
По итогам II квартала 2016 г. сальдо счета текущих операций снизилось до минимального уровня с IV квартала 2013 г.Согласно данным Банка России, сальдо счета текущих операций составило 3,4 млрд. долл., что на 9,2 млрд. меньше уровня I квартала текущего года, и на 13,1 млрд. меньше уровня II квартала 2015 г. (см. график). Несмотря на существенное замедление темпов снижения импорта товаров (во втором квартале импорт снизился только на 4,6% в годовом выражении по сравнению с 14,8% кварталом ранее), сальдо торгового баланса РФ продолжило снижаться на фоне сохранения высоких темпов падения экспорта. По данным Банка России, объем экспорта товаров по итогам II квартала снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 26,5%. В результате, сальдо торгового баланса составило 21,7 млрд. долл. Последний раз столь низкое значение показателя было отмечено в 2009 г.
Необходимо отметить, что сальдо счета текущих операций могло бы быть еще ниже, если бы не относительное улучшение показателей баланса услуг, оплаты труда и инвестиционных доходов. Так, сальдо баланса услуг во II квартале составило –5,1 млрд. долл., хотя во II квартале 2015 г. соответствующий показатель составлял –9,5 млрд. долл. Аналогичная ситуация (уменьшение отрицательного сальдо по статьям платежного баланса) была отмечена в сфере оплаты труда и инвестиционных доходов. Основная причина этого заключается в том, что выплаты в пользу нерезидентов сокращаются более быстрыми темпами, чем поступления от нерезидентов по соответствующим статьям. Так, объем средств, полученных в счет оказания услуг нерезидентам (экспорт услуг), снизился во II квартале на 2,9% в годовом выражении. В то же время объем средств, перечисленных нерезидентам за оказанные услуги (импорт услуг), сократился за аналогичный период времени на 21,2%.
На фоне сокращения притока иностранной валюты в страну по каналам счета текущих операций снизились показатели оттока капитала.Согласно данным Банка России, по итогам II квартала 2016 г. чистый отток частного капитала составил 2,4 млрд. долл. по сравнению с 8,2 млрд. долл. в предыдущем квартале. В нефинансовом секторе наиболее заметные изменения в структуре движения капитала были связаны с увеличением притока прямых иностранных инвестиций в Россию (+6,5 млрд. долл. по итогам II квартала). В банковском секторе РФ на фоне продолжающегося процесса дедолларизации было отмечено снижение вложений банков в иностранные активы, а также сокращение объема ино - странных обязательств. В сфере государственных финансов во II квартале 2016 г. произошло увеличение обязательств федеральных органов управления перед нерезидентами на 3,2 млрд. долл., что является максимальным значением показателя за последние 3 года (см. график). Данные платежного баланса свидетельствуют о том, что увеличение показателя произошло прежде всего за счет увеличения покупки долговых ценных бумаг нерезидентами на вторичном рынке.
Федеральный бюджет
В первом полугодии 2016 г. на фоне резкого снижения доходов бюджета ухудшились показатели исполнения бюджетных расходов.По данным Минфина, доходы федерального бюджета в январе-июне 2016 г. составили 5867,1 млрд. руб., расходы – 7382,1 млрд. руб., а дефицит – 1514,9 млрд. руб. (или 26% доходов бюджета). По сравнению с I полугодием 2015 г. доходы бюджета сократились на 11,4%, расходы – на 1,7%, а дефицит бюджета увеличился на 70%. Основной причиной снижения доходов бюджета остается резкое падение нефтегазовых доходов, достигшее в январе-июне 2016 г. 29,2% в годовом выражении (при этом доходы бюджета, не относящиеся к нефтегазовым, напротив, выросли на 3,2%). Сокращение доходов федерального бюджета наблюдается не только по отношению к показателям прошлых лет, но и к плановым показателям на 2016 г. По оценке Минфина, в январе-июне 2016 г. поступления доходов федерального бюджета составили 42,7% годового плана, при этом поступления нефтегазовых доходов составили только 34,9% годового плана.
Наряду с этим, продолжается сдерживание расходов бюджета. Уровень исполнения расходов федерального бюджета в I полугодии 2016 г. составил 45,9% годовых назначений (для сравнения, годом ранее он составлял 48,5%). Наихудшие показатели исполнения расходов в I полугодии 2016 г. сложились по таким статьям как здравоохранение (исполнено 38,9% годовых назначений), СМИ (38,7%), культура и кинематография (38,5%), национальная экономика (29,6%), физкультура и спорт (24,9%).
Эффективность госзакупок
Госзакупки на региональном уровне осуществляются в неконкурентных условиях и имеют низкую эффективность.Согласно данным рейтинга регионов РФ по эффективности госзакупок, опубликованного Аналитическим центром при Правительстве РФ, в 2015 г. 48% региональных госзакупок по 223-ФЗ совершались «неконкурентным способом». Даже в регионах, являющихся лидерами данного рейтинга, среднее число заявок, допущенных к конкурсу, составляло 2,0-2,1 заявки на одну позицию по закупкам. При этом в 17 регионах России на одну госзакупку приходилось менее двух заявок. В результате, более 60% региональных госзакупок не приводят к снижению затрат в результате торгов. В регионах- лидерах рейтинга средний процент экономии в расчете на 1 закупку достигает 20-21%, а в Республике Дагестан, например, данный показатель составляет лишь 3,5%. Низкая эффективность региональных госзакупок также связана с неравномерностью их осуществления в течение года. Так, в ряде регионов крайне высока доля закупок, совершаемых в IV квартале: в Севастополе – 62,1%, Республике Крым – 49,9%, Чеченской республике – 35,7%, Саратовской области – 32,0%.
Следует отметить, что проблема неконкурентного проведения госзакупок характерна не только для региональных органов власти. Так, в госкомпаниях ситуация еще хуже. По информации СМИ, 96% закупок госкомпаний по 223-ФЗ осуществлялось в I полугодии 2016 г. на неконкурентной основе.
Продажи легковых автомобилей
В результате ухудшения ситуации на автомобильном рынке годовые прогнозы продаж новых автомобилей были пересмотрены в сторону снижения.По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июне 2016 г. продажи упали в годовом выражении на 12,5%. Таким образом, темпы падения продаж автомобилей после существенного замедления в январе-апреле 2016 г. в течение двух последних месяцев превышают 10%. Снижение продаж новых автомобилей в стране сохраняется несмотря на продолжение госпрограмм стимулирования спроса, на долю которых, по данным Минпромторга, приходится около половины (300 тыс. машин) объема продаж новых автомоби- лей в I полугодии 2016 г. В то же время рынок подержанных автомобилей показывает противоположную динамику. По данным «Автостата», в I полугодии 2016 г. продажи автомоби- лей с пробегом выросли в годовом выражении на 11% (до 2,47 млн. машин).
На фоне ухудшения ситуации на автомобильном рынке АЕБ скорректировала прогноз по темпам падения продаж новых автомобилей на 2016 г. с 5,0% до 10,3% (до 1,44 млн. машин). Согласно прогнозу Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД), продажи новых автомобилей в 2016 г. снизятся на 15%. При этом в 2017 г. представители автодилеров ожидают продолжения снижения продаж до 1,2 млн. машин.
Пассажирские авиаперевозки
В мае 2016 г. произошло резкое падение числа пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями.По данным Росавиации, число перевезенных пассажиров в мае 2016 г. упало на 14,3% в годовом выражении, хотя обычно в мае наблюдается оживление рынка авиаперевозок. Наибольший вклад в общее падение внесли международные пассажирские авиаперевозки. Так, в мае 2016 г. число пассажиров на международных рейсах упало на 32,9% в годовом выражении, что является рекордным падением с середины 2014 г. При этом свой вклад в ухудшение ситуации на рынке внесло как падение доходов населения, так и закрытие чартерных рейсов в Египет и Турцию.
Продолжается также замедление темпов роста внутренних авиаперевозок. Число перевезенных пассажиров внутренними авиарейсами в мае 2016 г. выросло лишь на 1,6% в годовом выражении, что на 5,2 п.п. меньше по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, рост внутренних авиаперевозок практически прекратился и уже не может компенсировать потери на международных авиарейсах.
На фоне общего падения рынка авиаперевозок усиливается концентрация рынка.Суммарная доля пяти крупнейших компаний («Аэрофлот», «Сибирь», «Ютэйр», «Россия» и «Уральские Авиалинии») за январь-май 2016 г. в пассажирских авиаперевозках выросла до 69,6% (по сравнению с 61,4% по итогам 2015 г.). Значительный рост показателя в 2016 г. в первую очередь объясняется уходом с рынка компании «Трансаэро» и распределением большей части ее пассажиропотока среди других ведущих компаний. При этом доля «Аэрофлота» выросла наиболее значительно – с 28,4% до 37,1% от общего числа перевезенных пассажиров.