18.11.2016

Обзор макроэкономической ситуации 11-18 ноября 2016

Федеральный бюджет / ВВП России / Промышленное производство / Перевалка грузов в морских портах / Кредитование малого и среднего бизнеса / Продажи грузовых автомобилей

Федеральный бюджет

В январе - октябре 2016 г. продолжилось падение доходов федерального бюджета на фоне небольшого увеличения бюджетных расходов.

По данным Минфина, доходы федерального бюджета в январе - октябре 2016 г. составили 10440,6 млрд. руб., расходы – 12017,9 млрд. руб., а дефицит – 1577,3 млрд. руб., что соответствует около 15% доходов бюджета. Доходы федерального бюджета сократились на 7,9% по сравнению с январем - октябрем прошлого года, в то время как годом ранее аналогичный показатель составлял только 4,7%. Основным фактором снижения доходов бюджета, как и ранее, остается падение нефтегазовых поступлений. По итогам января - октября 2016 г. нефтегазовые доходы составили только 37% доходов федерального бюджета (по сравнению с 51% и 44% в соответствующих периодах 2014 и 2015 гг. соответственно).

Расходы федерального бюджета в январе - октябре 2016 г. продемонстрировали слабый рост (на 0,3%) по сравнению с январем - октябрем 2015 г. Для большинства статей расходов бюджета объем финансирования в январе - октябре 2016 г. был сокращен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, существенно сократились расходы по статье «национальная оборона» (на 245,2 млрд. руб.), а также «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 72,4 млрд. руб.). В то же время расходы по разделу «социальная политика», составляющему более 30% суммарных расходов федерального бюджета, в январе - октябре 2016 г. были, напротив, увеличены на 315,7 млрд. руб.

Следует отметить, что уровень исполнения бюджетных расходов в январе - октябре 2016 г. в целом оказался ниже уровня прошлого года (73,6% годовых назначений по сравнению с 77,8% в январе - октябре 2015 г.). Наиболее низкие показатели исполнения, как и ранее, наблюдались по разделам «национальная экономика» (55,1%) и «физкультура и спорт» (49,8%)

ВВП России

В III квартале 2016 г. ВВП продолжил снижаться в годовом выражении.

По данным Росстата, в III квартале 2016 г. ВВП России сократился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, несмотря на продолжающееся замедление темпов спада, в целом падение ВВП России продолжается уже в течение семи кварталов подряд. Учитывая, что в 2014 - 2015 гг. в IV кварталах всплеска в динамике ВВП не наблюдалось, то можно ожидать, что падение российского ВВП по итогам 2016 г. составит не менее 0,6%, прогнозируемых сейчас Всемирным банком, ЕБРР и Минэкономразвития. Для сравнения, МВФ прогнозирует падение ВВП России в 2016 г. на 0,8%, а Еврокомиссия – на 1,0%.

Промышленное производство

В октябре 2016 г. продолжилось падение объемов промышленного производства.

По данным Росстата, в октябре 2016 г. объем промышленного производства сократился на 0,2% в годовом выражении. При этом, как и в предыдущие месяцы, сохранилась ситуация, когда годовые темпы роста выпуска в добывающих отраслях остаются положительными, а в обрабатывающих – отрицательными. Так, в октябре 2016 г. в секторе добычи полезных ископаемых объем производства увеличился на 0,8%, а в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 1,1% в годовом выражении. При этом в обрабатывающих отраслях промышленности об ъем производства сократился на 0,8% в годовом выражении. Среди обрабатывающих производств наиболее значительный спад наблюдался в производстве строительных материалов, в черной металлургии , а также в отдельных подотраслях машиностроения . Так, в октябре 2016 г. производство кирпича упало на 16,7%, железобетонных конструкций – на 13,6%, цемента – на 13,4%, стеновых блоков из бетона – на 4,5%, стальных труб – на 11,3%, чугуна – на 6,9%, газовых турбин – на 13%, легковых автомобилей – на 2,9% в годовом выражении.

Перевалка грузов в морских портах

В октябре 2016 г. продолжилось замедление роста объемов перевалки грузов в морских портах.

Согласно расчетам ИКСИ на основе данных Минтранса, в октябре 2016 г. объем перевалки грузов в морских портах России вырос на 7,8% в годовом выражении, что на 0,3 п.п. меньше аналогичного показателя месяцем ранее. При этом объемы перевалки сухогрузов в октябре 2016 г. выросли на 8,2%, а наливных грузов – на 7,4% в годовом выражении. Основной объем перевалки грузов в январе - октябре 2016 г. составили низко доходные грузы, в частности уголь, на который приходится 41% объема перевалки сухих грузов. В январе - октябре 2016 г. объемы перевалки угля увеличились на 12,4% в годовом выражении, что связано в том числе с повышением мировых цен на уголь в последние месяцы . При этом объем перевалки нефтепродуктов, на которые приходится 36% объема перевалки наливных грузов, сократился в январе - октябре 2016 г. на 6,1% в годовом выражении. Это единственная категория грузов, по которой объемы перевалки в морских портах в январе - октябре 2016 г. снизились.

По данным агентства СудостроениеInfo , наибольшие темпы роста объемов перевалки в морских портах были характерны для накатных грузов (автомобильная техника, прицепы и другое оборудование, для погрузки которого на судно не требуются краны) – в 1,8 раз в годовом выражении , что связано с увеличением российского экспорта данной продукции. Однако доля накатных грузов в структуре перевалки сухих грузов морских портов за январь - октябрь 2016 г. составила лишь около 1%.

Кредитование малого и среднего бизнеса

Объем кредитования малого и среднего бизнеса продолжает сокращаться, при этом динамика объемов кредитования по регионам сильно различается.

Согласно данным Банка России, за январь - сентябрь 2016 г. объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) составил 3,8 трлн. руб. ( - 4,1% в годовом выражении) – это наихудший показатель с 2010 г.

Динамика объемов кредитования отличается по группам банков – так, кредитование МСП в 30 крупнейших банках (на которые приходится 54,4% всех кредитов, выданных МСП) выросло за три квартала 2016 г. на 18,9% в годовом выражении. Однако в банках, не входящих в топ-30, объемы кредитования снизились на 22%. Существенные различия наблюдаются и между регионами. Так, если в Южном ФО за январь - сентябрь 2016 г. объемы кредитования выросли на 29,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., то в Центральном ФО, напротив, было зафиксировано сокращение показателя на 12,3% к 2015 г. Однако в сравнении с 2014 г. отрицательные темпы прироста объемов кредитования МСП демонстрируют все регионы – от - 48% в Уральском ФО до - 7% в Северо - Кавказском ФО; в среднем же по России за два года объем кредитов сократился на 34%. 

Доля просроченной задолженности субъектов МСП остается на крайне высоком уровне, несмотря на снижение их общего объема задолженности.

Задолженность субъектов МСП упала за год на 9,8%, составив на конец III квартала 4,4 трлн. руб. В свою очередь, доля просроченной задолженности в общем портфеле задолженности субъектов МСП остается на одном из самых высоких уровней за всю историю наблюдений – 14,5% (два года назад показатель составлял 7,4%). При этом здесь также наблюдается сильный разброс в зависимости от субъекта федерации – от 1,28% в республике Крым до 90,9% в республике Ингушетия.

По данным Банка России, по состоянию на 1 октября 2016 г. средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным субъектам МСП, составили 15,13% по краткосрочным кредитам (до 1 года) и 14,30% по долгосрочным (свыше 1 года). Для сравнения, средневзвешенный уровень ставок по кредитам, выданным нефинансовым организациям в целом, составил 12,07 - 12,76%.

Продажи грузовых автомобилей

Продажи грузовых автомобилей в октябре 2016 г. продемонстрировали рост, однако в целом с начала года динамика продаж остается отрицательной.

Согласно данным агентства «Автостат», продажи грузовых автомобилей (массой свыше 3,5 т) в России в октябре 2016 г. составили около 5 тыс. машин, что на 4,8% превышает показатель октября 2015 г. Однако в целом за январь - октябрь 2016 г. продажи все еще показывают отрицательную динамику (-0,8% в годовом выражении). Всего с начала 2016 г. на российском рынке было реализовано 40,9 тыс. грузовых автомобилей массой более 3,5 т. Продажи автомобилей LCV по итогам октября также увеличились (+3,8% в годовом выражении), однако за январь - октябрь 2016 г. падение продаж составило 6,1%. Наряду с этим, продолжается сокращение экспортных поставок. По данным ФТС, за первые три квартала 2016 г. экспорт грузовиков в физичес ком выражении сократился на 29,9% (до 8,9 тыс. шт.) к соответствующему периоду 2015 г. При этом поставки в страны СНГ сократились на 45,2% (до 5,1 тыс. шт.), а в страны дальнего зарубежья, наоборот, выросли на 8,8% и составили 3,7 тыс. шт.

Сравнение показателей продаж с данными Росстата об объемах производства показывает, что темпы роста выпуска опережают динамику продаж. По данным Росстата, количество произведенных в стране грузовых автомобилей по итогам января - октября 2016 г. увеличилось на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом продажи грузовых автомобилей весом свыше 3,5 т и LCV , согласно данным агентства «Автостат», снизились на 4,2% за аналогичный период времени.

Обзор макроэкономической ситуации 11-18 ноября 2016
Федеральный бюджет / ВВП России / Промышленное производство / Перевалка грузов в морских портах / Кредитование малого и среднего бизнеса / Продажи грузовых автомобилей

Федеральный бюджет

В январе - октябре 2016 г. продолжилось падение доходов федерального бюджета на фоне небольшого увеличения бюджетных расходов.

По данным Минфина, доходы федерального бюджета в январе - октябре 2016 г. составили 10440,6 млрд. руб., расходы – 12017,9 млрд. руб., а дефицит – 1577,3 млрд. руб., что соответствует около 15% доходов бюджета. Доходы федерального бюджета сократились на 7,9% по сравнению с январем - октябрем прошлого года, в то время как годом ранее аналогичный показатель составлял только 4,7%. Основным фактором снижения доходов бюджета, как и ранее, остается падение нефтегазовых поступлений. По итогам января - октября 2016 г. нефтегазовые доходы составили только 37% доходов федерального бюджета (по сравнению с 51% и 44% в соответствующих периодах 2014 и 2015 гг. соответственно).

Расходы федерального бюджета в январе - октябре 2016 г. продемонстрировали слабый рост (на 0,3%) по сравнению с январем - октябрем 2015 г. Для большинства статей расходов бюджета объем финансирования в январе - октябре 2016 г. был сокращен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, существенно сократились расходы по статье «национальная оборона» (на 245,2 млрд. руб.), а также «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 72,4 млрд. руб.). В то же время расходы по разделу «социальная политика», составляющему более 30% суммарных расходов федерального бюджета, в январе - октябре 2016 г. были, напротив, увеличены на 315,7 млрд. руб.

Следует отметить, что уровень исполнения бюджетных расходов в январе - октябре 2016 г. в целом оказался ниже уровня прошлого года (73,6% годовых назначений по сравнению с 77,8% в январе - октябре 2015 г.). Наиболее низкие показатели исполнения, как и ранее, наблюдались по разделам «национальная экономика» (55,1%) и «физкультура и спорт» (49,8%)

ВВП России

В III квартале 2016 г. ВВП продолжил снижаться в годовом выражении.

По данным Росстата, в III квартале 2016 г. ВВП России сократился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, несмотря на продолжающееся замедление темпов спада, в целом падение ВВП России продолжается уже в течение семи кварталов подряд. Учитывая, что в 2014 - 2015 гг. в IV кварталах всплеска в динамике ВВП не наблюдалось, то можно ожидать, что падение российского ВВП по итогам 2016 г. составит не менее 0,6%, прогнозируемых сейчас Всемирным банком, ЕБРР и Минэкономразвития. Для сравнения, МВФ прогнозирует падение ВВП России в 2016 г. на 0,8%, а Еврокомиссия – на 1,0%.

Промышленное производство

В октябре 2016 г. продолжилось падение объемов промышленного производства.

По данным Росстата, в октябре 2016 г. объем промышленного производства сократился на 0,2% в годовом выражении. При этом, как и в предыдущие месяцы, сохранилась ситуация, когда годовые темпы роста выпуска в добывающих отраслях остаются положительными, а в обрабатывающих – отрицательными. Так, в октябре 2016 г. в секторе добычи полезных ископаемых объем производства увеличился на 0,8%, а в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 1,1% в годовом выражении. При этом в обрабатывающих отраслях промышленности об ъем производства сократился на 0,8% в годовом выражении. Среди обрабатывающих производств наиболее значительный спад наблюдался в производстве строительных материалов, в черной металлургии , а также в отдельных подотраслях машиностроения . Так, в октябре 2016 г. производство кирпича упало на 16,7%, железобетонных конструкций – на 13,6%, цемента – на 13,4%, стеновых блоков из бетона – на 4,5%, стальных труб – на 11,3%, чугуна – на 6,9%, газовых турбин – на 13%, легковых автомобилей – на 2,9% в годовом выражении.

Перевалка грузов в морских портах

В октябре 2016 г. продолжилось замедление роста объемов перевалки грузов в морских портах.

Согласно расчетам ИКСИ на основе данных Минтранса, в октябре 2016 г. объем перевалки грузов в морских портах России вырос на 7,8% в годовом выражении, что на 0,3 п.п. меньше аналогичного показателя месяцем ранее. При этом объемы перевалки сухогрузов в октябре 2016 г. выросли на 8,2%, а наливных грузов – на 7,4% в годовом выражении. Основной объем перевалки грузов в январе - октябре 2016 г. составили низко доходные грузы, в частности уголь, на который приходится 41% объема перевалки сухих грузов. В январе - октябре 2016 г. объемы перевалки угля увеличились на 12,4% в годовом выражении, что связано в том числе с повышением мировых цен на уголь в последние месяцы . При этом объем перевалки нефтепродуктов, на которые приходится 36% объема перевалки наливных грузов, сократился в январе - октябре 2016 г. на 6,1% в годовом выражении. Это единственная категория грузов, по которой объемы перевалки в морских портах в январе - октябре 2016 г. снизились.

По данным агентства СудостроениеInfo , наибольшие темпы роста объемов перевалки в морских портах были характерны для накатных грузов (автомобильная техника, прицепы и другое оборудование, для погрузки которого на судно не требуются краны) – в 1,8 раз в годовом выражении , что связано с увеличением российского экспорта данной продукции. Однако доля накатных грузов в структуре перевалки сухих грузов морских портов за январь - октябрь 2016 г. составила лишь около 1%.

Кредитование малого и среднего бизнеса

Объем кредитования малого и среднего бизнеса продолжает сокращаться, при этом динамика объемов кредитования по регионам сильно различается.

Согласно данным Банка России, за январь - сентябрь 2016 г. объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) составил 3,8 трлн. руб. ( - 4,1% в годовом выражении) – это наихудший показатель с 2010 г.

Динамика объемов кредитования отличается по группам банков – так, кредитование МСП в 30 крупнейших банках (на которые приходится 54,4% всех кредитов, выданных МСП) выросло за три квартала 2016 г. на 18,9% в годовом выражении. Однако в банках, не входящих в топ-30, объемы кредитования снизились на 22%. Существенные различия наблюдаются и между регионами. Так, если в Южном ФО за январь - сентябрь 2016 г. объемы кредитования выросли на 29,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., то в Центральном ФО, напротив, было зафиксировано сокращение показателя на 12,3% к 2015 г. Однако в сравнении с 2014 г. отрицательные темпы прироста объемов кредитования МСП демонстрируют все регионы – от - 48% в Уральском ФО до - 7% в Северо - Кавказском ФО; в среднем же по России за два года объем кредитов сократился на 34%. 

Доля просроченной задолженности субъектов МСП остается на крайне высоком уровне, несмотря на снижение их общего объема задолженности.

Задолженность субъектов МСП упала за год на 9,8%, составив на конец III квартала 4,4 трлн. руб. В свою очередь, доля просроченной задолженности в общем портфеле задолженности субъектов МСП остается на одном из самых высоких уровней за всю историю наблюдений – 14,5% (два года назад показатель составлял 7,4%). При этом здесь также наблюдается сильный разброс в зависимости от субъекта федерации – от 1,28% в республике Крым до 90,9% в республике Ингушетия.

По данным Банка России, по состоянию на 1 октября 2016 г. средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным субъектам МСП, составили 15,13% по краткосрочным кредитам (до 1 года) и 14,30% по долгосрочным (свыше 1 года). Для сравнения, средневзвешенный уровень ставок по кредитам, выданным нефинансовым организациям в целом, составил 12,07 - 12,76%.

Продажи грузовых автомобилей

Продажи грузовых автомобилей в октябре 2016 г. продемонстрировали рост, однако в целом с начала года динамика продаж остается отрицательной.

Согласно данным агентства «Автостат», продажи грузовых автомобилей (массой свыше 3,5 т) в России в октябре 2016 г. составили около 5 тыс. машин, что на 4,8% превышает показатель октября 2015 г. Однако в целом за январь - октябрь 2016 г. продажи все еще показывают отрицательную динамику (-0,8% в годовом выражении). Всего с начала 2016 г. на российском рынке было реализовано 40,9 тыс. грузовых автомобилей массой более 3,5 т. Продажи автомобилей LCV по итогам октября также увеличились (+3,8% в годовом выражении), однако за январь - октябрь 2016 г. падение продаж составило 6,1%. Наряду с этим, продолжается сокращение экспортных поставок. По данным ФТС, за первые три квартала 2016 г. экспорт грузовиков в физичес ком выражении сократился на 29,9% (до 8,9 тыс. шт.) к соответствующему периоду 2015 г. При этом поставки в страны СНГ сократились на 45,2% (до 5,1 тыс. шт.), а в страны дальнего зарубежья, наоборот, выросли на 8,8% и составили 3,7 тыс. шт.

Сравнение показателей продаж с данными Росстата об объемах производства показывает, что темпы роста выпуска опережают динамику продаж. По данным Росстата, количество произведенных в стране грузовых автомобилей по итогам января - октября 2016 г. увеличилось на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом продажи грузовых автомобилей весом свыше 3,5 т и LCV , согласно данным агентства «Автостат», снизились на 4,2% за аналогичный период времени.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )