16.11.2017

Обзор макроэкономической ситуации 3-10 ноября 2017

Инфляция / Ипотечное кредитование / Пассажирские авиаперевозки / Добыча и экспорт энергоресурсов / Продажи автомобилей

Инфляция

В октябре 2017 г. продолжилось снижение темпов роста цен на потребительские товары

По данным Росстата, в октябре 2017 г. рост потребительских цен составил 2,7% к соответствующему периоду прошлого года. По сравнению с предыдущим месяцем снижение темпов роста цен в годовом выражении составило 0,3 п.п. Таким образом, уровень инфляции уже на 1,3 п.п. ниже целевого значения Банка России на 2017 г. Исходя из новых данных, МЭР понизило свой прогноз по инфляции по итогам 2017 г. с 2,7-3,2% до 2,5-2,8%.

Рост цен на продовольственные товары в октябре 2017 г. составил 1,6% в годовом выражении, на непродовольственные товары – 2,8%, на услуги – 4,2% . Несмотря на общее снижение темпов роста цен на продовольственные товары, ряд продуктов питания существенно подорожал. Так, цена на сливочное масло выросла на 17,0% в годовом выражении, на рыбу и морепродукты – на 3,3%, на хлеб и хлебобулочные изделия – на 3,1%. Среди непродовольственных товаров сохраняется существенный рост цен на табачные изделия (на 9,1% в годовом выражении) и автомобильный бензин (на 5,8%). Среди услуг наибольший рост цен в октябре 2017 г. наблюдался на услуги образования (на 7,4% к октябрю 2016 г.) и на услуги пассажирского транспорта (на 6,6%).

Ипотечное кредитование

Рынок ипотечного кредитования продолжает восстанавливаться, однако число выданных ипотечных кредитов продолжает отставать от уровня прошлых лет на фоне падения доходов населения

По данным Банка России, объем выданных ипотечных кредитов в сентябре 2017 г. составил 183,4 млрд. руб., что на 45,5% больше, чем в сентябре прошлого года. В целом за январь-сентябрь 2017 г. объем выданных ипотечных кредитов составил 1 285,3 млрд. руб., что  на 25,2% больше, чем в соответствующем периоде 2016 г.

Восстановление ипотечного кредитования происходит на фоне снижения ставок по кредитам. Так, в январе-сентябре 2017 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в рублях составила 11,1%, что на 1,6 п.п. ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года. В сентябре 2017 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам снизилась уже до 10,1%.

Однако необходимо отметить, что в 2014 г. при более высоком уровне ставок кредитов выдавалось больше. Так, в январе-сентябре 2014 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам была на 2,6 п.п. выше, чем в соответствующем периоде этого года. При этом и число выданных ипотечных кредитов было на 0,5% выше, чем в 2017 г. Отставание числа выданных ипотечных кредитов в 2017 г. от показателей 2014 г. связано прежде всего с падением реальных доходов населения – в январе-сентябре 2017 г. доходы были на 10,1% ниже, чем в аналогичном периоде  2014 г.

В 2017 г. продолжается также тенденция монополизации рынка ипотечного кредитования. Так, в январе-сентябре текущего года доля ипотечных кредитов, выданных пятью крупнейшими банками по величине активов, достигла уже 81,0%, хотя годом ранее она составляла 77,4%.

Пассажирские авиаперевозки

В сентябре 2017 г. наблюдалось снижение темпов роста числа пассажиров на международных авиарейсах

По данным Росавиации, в сентябре 2017 г. общий рост числа пассажиров, перевезенных авиаперевозчиками, составил 16,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Таким образом, темпы роста числа авиапассажиров выросли лишь на 0,1 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем. При этом годовые темпы роста числа пассажиров международных рейсов снизились за месяц на 2,3 п.п.

Вместе с тем, темпы роста числа пассажиров, перевезенных на международных авиарейсах, продолжают значительно опережать темпы роста числа перевезенных пассажиров на внутренних рейсах. Так, в сентябре 2017 г. число пассажиров на международных авиарейсах выросло на 32,2%, на внутренних – лишь на 7,5% в годовом выражении.  Опережающий рост числа пассажиров международных рейсов сохраняется с декабря 2016 г. Однако число пассажиров на международных рейсах до сих пор не достигло докризисного уровня 2014 г. Так, в январе-сентябре 2017 г. перевезено на 11,9% пассажиров меньше, чем за аналогичный период 2014 г.

В целом за 9 месяцев 2017 г. рост числа перевезенных авиапассажиров составил 19,7 % в годовом выражении. При этом рост числа пассажиров на международных авиарейсах составил 36,5%, на внутренних – 10,4%. Вместе с тем, значительный рост числа перевезенных авиапассажиров в 2017 г. во многом объясняется низкой базой 2016 г.

Добыча и экспорт энергоресурсов

Больше всего российской нефти экспортируется в страны Европы, однако доля Китая в структуре экспорта нефти в последние годы увеличивается

Согласно ежегодному обзору энергетического сектора России, опубликованному на прошлой неделе Управлением энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США, Россия экспортировала около 50% произведенной в 2016 г. сырой нефти. При этом большая часть нефти была экспортирована в страны Европы, прежде всего в Нидерланды (13,2%) и Германию (12,6%). Вместе с тем, доля стран Азии в структуре российского экспорта нефти в последние годы также растет, прежде всего за счет Китая. Доля Китая в российском экспорте нефти выросла с 13,9% в 2014 г. до 18,1% в 2016 г. и по итогам года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию.

Восточные регионы России и арктический шельф могут быть наиболее перспективными для добычи нефти в долгосрочной перспективе, однако развитие добычи на шельфе может быть ограничено санкциями

По оценке EIA, в долгосрочном периоде наиболее перспективными для добычи будут регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также месторождения Арктического шельфа. Вместе с тем, согласно обзору, санкции США повлияли на российский энергетический сектор, прежде всего через ограничения для американских компаний на участие в разработке российского арктического шельфа. При этом запрет на участие в разработке шельфа, по мнению EIA, не окажет значительного воздействия на российский энергетический сектор в ближайшее время, так как производство такой нефти началось бы не ранее, чем через 5-10 лет. Однако в долгосрочной перспективе влияние этого запрета будет существенным.

Кроме того, ограничение доступа к американскому финансовому рынку для российских нефтяных компаний – прежде всего таких как «НОВАТЭК», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть» -  также отразилось на состоянии российского энергетического сектора.

Россия остается крупнейшим поставщиком природного газа в страны ЕС, а также страной с наибольшими объемами неэффективно сжигаемого попутного газа 

Практически 90% российского природного газа в 2016 г., как и ранее, было экспортировано в страны Европы, прежде всего в Германию (22,1%), Турцию (11,7%), Италию (9,1%) и Республику Беларусь (9,1%). При этом если в 2014 г. Украина также была одним из основных потребителей российского газа (около 6,0%), то в 2016 г. она уже формально не импортировала газ из России. Однако, по замечанию EIA, большая часть газа, импортируемого Украиной из стран Европы, добывается по-прежнему в России. Среди стран Азии основным потребителем сжиженного природного газа из России остается Япония – ее доля в российском экспорте составляет около 3,9%.

Россия также остается страной с наибольшим объемом сжигаемого попутного нефтяного газа в мире. По данным EIA, в 2016 г. в России было сожжено 850 млрд. куб. футов попутного газа (около 11,0% объема экспортируемого природного газа). При этом в 2015 и 2016 гг. объем сжигаемого попутного газа еще и начал расти – на 8% и 14% соответственно.

Структура экспорта угля становится наиболее нестабильной в условиях активизации поли­тики зарубежных стран в области экологии и снижения выбросов парниковых газов

Доля азиатских стран в структуре экспорта российского угля выросла с 44% в 2014 г. до 46% в 2016 г. При этом примечательно, что доля Китая в российском экспорте за те же годы сократилась с 16% до 10% на фоне начавшейся в стране реализации экологической политики по сокращению потребления угля. Крупнейшим же потребителем угля из России в 2016 г.  оставалась Южная Корея  (13%).

Экологическая политика во многих странах в целом делает спрос на уголь и структуру поставок наиболее изменчивыми среди всех энергоресурсов. Так, например, в 2014 г. доля Великобритании в экспорте российского угля составляла около 10%. Однако по данным Всемирного банка, после введения в этой стране платы за выбросы углекислого газа производство электроэнергии на угле резко сократилось – на 76% за период 2013-2016 гг. Соответственно, в 2015 г. доля Великобритании в российском экспорте угля упала уже до 5,0%, а в 2016 г. Великобритания перестала входить в число крупнейших потребителей угля из России.

Продажи автомобилей

Продолжение тенденции снижения доходов населения ограничивает темпы восстановления продаж на автомобильном рынке

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), темпы роста продаж легковых автомобилей и LCV в октябре 2017 г. составили 17,3% в годовом выражении по сравнению с ростом на 17,9% месяцем ранее. В целом на протяжении 4 последних месяцев показатель темпов роста продаж находится в интервале от 16% до 19%. C одной стороны положительная динамика продаж на автомобильном рынке поддерживается за счет опережающих темпов роста автокредитования. Согласно данным Банка России, по итогам августа (последние имеющиеся официальные данные) объем выдачи новых автокредитов увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 31,3%. С другой стороны, некоторое замедление темпов роста в последние месяцы может быть связано с продолжением тенденции снижения доходов населения. По данным Росстата, в целом за январь-сентябрь 2017 г. реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,2%.

Выпуск в автомобильной промышленности восстанавливается опережающими темпами по сравнению с продажами и импортом

Российский рынок автомобилей после 4 лет снижения продаж перешел в стадию восстановления. Данные Росстата показывают, что выпуск легковых автомобилей восстанавливается опережающими темпами по сравнению с продажами внутри страны. Такая ситуация связана со слабой конкуренцией со стороны импорта. По данным за сентябрь 2017 г., импорт легковых автомобилей за последние 12 месяцев составил 253,1 тыс. машин – это лишь 23,4% от уровня 2012 г. В то же время выпуск легковых автомобилей в стране составил 65,7% от показателя 2012 г. Слабая динамика импорта объясняется сокращением модельного ряда автопроизводителей в результате снижения покупательной способности населения. Основную часть продаж формируют иномарки, собранные на территории РФ, а в структуре импорта остались в основном автомобили более дорогих категорий (прежде всего внедорожники) и комплектаций. Как результат, средняя цена импортированного автомобиля в январе-сентябре 2017 г. составила 25,6 тыс. долл. (по данным таможенной статистики), что на 36,1% выше средней цены импорта в 2012 г.

Обзор макроэкономической ситуации 3-10 ноября 2017
Инфляция / Ипотечное кредитование / Пассажирские авиаперевозки / Добыча и экспорт энергоресурсов / Продажи автомобилей

Инфляция

В октябре 2017 г. продолжилось снижение темпов роста цен на потребительские товары

По данным Росстата, в октябре 2017 г. рост потребительских цен составил 2,7% к соответствующему периоду прошлого года. По сравнению с предыдущим месяцем снижение темпов роста цен в годовом выражении составило 0,3 п.п. Таким образом, уровень инфляции уже на 1,3 п.п. ниже целевого значения Банка России на 2017 г. Исходя из новых данных, МЭР понизило свой прогноз по инфляции по итогам 2017 г. с 2,7-3,2% до 2,5-2,8%.

Рост цен на продовольственные товары в октябре 2017 г. составил 1,6% в годовом выражении, на непродовольственные товары – 2,8%, на услуги – 4,2% . Несмотря на общее снижение темпов роста цен на продовольственные товары, ряд продуктов питания существенно подорожал. Так, цена на сливочное масло выросла на 17,0% в годовом выражении, на рыбу и морепродукты – на 3,3%, на хлеб и хлебобулочные изделия – на 3,1%. Среди непродовольственных товаров сохраняется существенный рост цен на табачные изделия (на 9,1% в годовом выражении) и автомобильный бензин (на 5,8%). Среди услуг наибольший рост цен в октябре 2017 г. наблюдался на услуги образования (на 7,4% к октябрю 2016 г.) и на услуги пассажирского транспорта (на 6,6%).

Ипотечное кредитование

Рынок ипотечного кредитования продолжает восстанавливаться, однако число выданных ипотечных кредитов продолжает отставать от уровня прошлых лет на фоне падения доходов населения

По данным Банка России, объем выданных ипотечных кредитов в сентябре 2017 г. составил 183,4 млрд. руб., что на 45,5% больше, чем в сентябре прошлого года. В целом за январь-сентябрь 2017 г. объем выданных ипотечных кредитов составил 1 285,3 млрд. руб., что  на 25,2% больше, чем в соответствующем периоде 2016 г.

Восстановление ипотечного кредитования происходит на фоне снижения ставок по кредитам. Так, в январе-сентябре 2017 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в рублях составила 11,1%, что на 1,6 п.п. ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года. В сентябре 2017 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам снизилась уже до 10,1%.

Однако необходимо отметить, что в 2014 г. при более высоком уровне ставок кредитов выдавалось больше. Так, в январе-сентябре 2014 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам была на 2,6 п.п. выше, чем в соответствующем периоде этого года. При этом и число выданных ипотечных кредитов было на 0,5% выше, чем в 2017 г. Отставание числа выданных ипотечных кредитов в 2017 г. от показателей 2014 г. связано прежде всего с падением реальных доходов населения – в январе-сентябре 2017 г. доходы были на 10,1% ниже, чем в аналогичном периоде  2014 г.

В 2017 г. продолжается также тенденция монополизации рынка ипотечного кредитования. Так, в январе-сентябре текущего года доля ипотечных кредитов, выданных пятью крупнейшими банками по величине активов, достигла уже 81,0%, хотя годом ранее она составляла 77,4%.

Пассажирские авиаперевозки

В сентябре 2017 г. наблюдалось снижение темпов роста числа пассажиров на международных авиарейсах

По данным Росавиации, в сентябре 2017 г. общий рост числа пассажиров, перевезенных авиаперевозчиками, составил 16,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Таким образом, темпы роста числа авиапассажиров выросли лишь на 0,1 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем. При этом годовые темпы роста числа пассажиров международных рейсов снизились за месяц на 2,3 п.п.

Вместе с тем, темпы роста числа пассажиров, перевезенных на международных авиарейсах, продолжают значительно опережать темпы роста числа перевезенных пассажиров на внутренних рейсах. Так, в сентябре 2017 г. число пассажиров на международных авиарейсах выросло на 32,2%, на внутренних – лишь на 7,5% в годовом выражении.  Опережающий рост числа пассажиров международных рейсов сохраняется с декабря 2016 г. Однако число пассажиров на международных рейсах до сих пор не достигло докризисного уровня 2014 г. Так, в январе-сентябре 2017 г. перевезено на 11,9% пассажиров меньше, чем за аналогичный период 2014 г.

В целом за 9 месяцев 2017 г. рост числа перевезенных авиапассажиров составил 19,7 % в годовом выражении. При этом рост числа пассажиров на международных авиарейсах составил 36,5%, на внутренних – 10,4%. Вместе с тем, значительный рост числа перевезенных авиапассажиров в 2017 г. во многом объясняется низкой базой 2016 г.

Добыча и экспорт энергоресурсов

Больше всего российской нефти экспортируется в страны Европы, однако доля Китая в структуре экспорта нефти в последние годы увеличивается

Согласно ежегодному обзору энергетического сектора России, опубликованному на прошлой неделе Управлением энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США, Россия экспортировала около 50% произведенной в 2016 г. сырой нефти. При этом большая часть нефти была экспортирована в страны Европы, прежде всего в Нидерланды (13,2%) и Германию (12,6%). Вместе с тем, доля стран Азии в структуре российского экспорта нефти в последние годы также растет, прежде всего за счет Китая. Доля Китая в российском экспорте нефти выросла с 13,9% в 2014 г. до 18,1% в 2016 г. и по итогам года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию.

Восточные регионы России и арктический шельф могут быть наиболее перспективными для добычи нефти в долгосрочной перспективе, однако развитие добычи на шельфе может быть ограничено санкциями

По оценке EIA, в долгосрочном периоде наиболее перспективными для добычи будут регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также месторождения Арктического шельфа. Вместе с тем, согласно обзору, санкции США повлияли на российский энергетический сектор, прежде всего через ограничения для американских компаний на участие в разработке российского арктического шельфа. При этом запрет на участие в разработке шельфа, по мнению EIA, не окажет значительного воздействия на российский энергетический сектор в ближайшее время, так как производство такой нефти началось бы не ранее, чем через 5-10 лет. Однако в долгосрочной перспективе влияние этого запрета будет существенным.

Кроме того, ограничение доступа к американскому финансовому рынку для российских нефтяных компаний – прежде всего таких как «НОВАТЭК», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть» -  также отразилось на состоянии российского энергетического сектора.

Россия остается крупнейшим поставщиком природного газа в страны ЕС, а также страной с наибольшими объемами неэффективно сжигаемого попутного газа 

Практически 90% российского природного газа в 2016 г., как и ранее, было экспортировано в страны Европы, прежде всего в Германию (22,1%), Турцию (11,7%), Италию (9,1%) и Республику Беларусь (9,1%). При этом если в 2014 г. Украина также была одним из основных потребителей российского газа (около 6,0%), то в 2016 г. она уже формально не импортировала газ из России. Однако, по замечанию EIA, большая часть газа, импортируемого Украиной из стран Европы, добывается по-прежнему в России. Среди стран Азии основным потребителем сжиженного природного газа из России остается Япония – ее доля в российском экспорте составляет около 3,9%.

Россия также остается страной с наибольшим объемом сжигаемого попутного нефтяного газа в мире. По данным EIA, в 2016 г. в России было сожжено 850 млрд. куб. футов попутного газа (около 11,0% объема экспортируемого природного газа). При этом в 2015 и 2016 гг. объем сжигаемого попутного газа еще и начал расти – на 8% и 14% соответственно.

Структура экспорта угля становится наиболее нестабильной в условиях активизации поли­тики зарубежных стран в области экологии и снижения выбросов парниковых газов

Доля азиатских стран в структуре экспорта российского угля выросла с 44% в 2014 г. до 46% в 2016 г. При этом примечательно, что доля Китая в российском экспорте за те же годы сократилась с 16% до 10% на фоне начавшейся в стране реализации экологической политики по сокращению потребления угля. Крупнейшим же потребителем угля из России в 2016 г.  оставалась Южная Корея  (13%).

Экологическая политика во многих странах в целом делает спрос на уголь и структуру поставок наиболее изменчивыми среди всех энергоресурсов. Так, например, в 2014 г. доля Великобритании в экспорте российского угля составляла около 10%. Однако по данным Всемирного банка, после введения в этой стране платы за выбросы углекислого газа производство электроэнергии на угле резко сократилось – на 76% за период 2013-2016 гг. Соответственно, в 2015 г. доля Великобритании в российском экспорте угля упала уже до 5,0%, а в 2016 г. Великобритания перестала входить в число крупнейших потребителей угля из России.

Продажи автомобилей

Продолжение тенденции снижения доходов населения ограничивает темпы восстановления продаж на автомобильном рынке

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), темпы роста продаж легковых автомобилей и LCV в октябре 2017 г. составили 17,3% в годовом выражении по сравнению с ростом на 17,9% месяцем ранее. В целом на протяжении 4 последних месяцев показатель темпов роста продаж находится в интервале от 16% до 19%. C одной стороны положительная динамика продаж на автомобильном рынке поддерживается за счет опережающих темпов роста автокредитования. Согласно данным Банка России, по итогам августа (последние имеющиеся официальные данные) объем выдачи новых автокредитов увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 31,3%. С другой стороны, некоторое замедление темпов роста в последние месяцы может быть связано с продолжением тенденции снижения доходов населения. По данным Росстата, в целом за январь-сентябрь 2017 г. реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,2%.

Выпуск в автомобильной промышленности восстанавливается опережающими темпами по сравнению с продажами и импортом

Российский рынок автомобилей после 4 лет снижения продаж перешел в стадию восстановления. Данные Росстата показывают, что выпуск легковых автомобилей восстанавливается опережающими темпами по сравнению с продажами внутри страны. Такая ситуация связана со слабой конкуренцией со стороны импорта. По данным за сентябрь 2017 г., импорт легковых автомобилей за последние 12 месяцев составил 253,1 тыс. машин – это лишь 23,4% от уровня 2012 г. В то же время выпуск легковых автомобилей в стране составил 65,7% от показателя 2012 г. Слабая динамика импорта объясняется сокращением модельного ряда автопроизводителей в результате снижения покупательной способности населения. Основную часть продаж формируют иномарки, собранные на территории РФ, а в структуре импорта остались в основном автомобили более дорогих категорий (прежде всего внедорожники) и комплектаций. Как результат, средняя цена импортированного автомобиля в январе-сентябре 2017 г. составила 25,6 тыс. долл. (по данным таможенной статистики), что на 36,1% выше средней цены импорта в 2012 г.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )