Обзор макроэкономической ситуации 5 - 12 октября 2018
Развитие транспорта
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры содержит целевые показатели, которые снижены по сравнению с действующей Транспортной стратегиейСогласно «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.», разработанному в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2018 г. и опубликованному на этой неделе, транспортная подвижность населения должна вырасти с 8,5 тыс. пасс.-км на 1 чел. в год в 2018 г. до 9,5 в 2024 г. Это ниже уровня плановых показателей действующей Транспортной стратегии РФ – 11,0 тыс. пасс.-км на 1 чел. в год к 2024 г. по базовому (консервативному) сценарию.
Более того, в новом Комплексном плане снижены целевые значения по экспорту транспортных услуг – до 25 млрд. долл. в 2024 г. по сравнению с 36 млрд. долл. в Стратегии. В новом Комплексном плане не определены также цели по введению мультимодальных транспортно-логистических комплексов на 2018-2023 гг., хотя в Стратегии данные цели указаны – к 2020 г. планируется ввести 15 таких комплексов.
Продажи легковых автомобилей
В сентябре 2018 г. темпы роста российского рынка новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта замедлились
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре 2018 г. продажи выросли на 6,2% в годовом выражении и составили 157,4 тыс. машин. Это самый низкий годовой темп роста с февраля 2017 г., хотя необходимо учесть, что он отчасти обусловлен относительно высокой базой прошлого года (в сентябре 2017 г. были зафиксированы одни из самых высоких темпов роста за год). При этом российский автомобильный рынок все еще не может восстановиться до докризисного уровня продаж: по сравнению с сентябрем 2014 г. сокращение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта составило 20,2%. Между тем АЕБ повысил свой прогноз в отношении роста продаж по итогам года с 10% до 13%, объяснив это вероятным увеличением спроса на автомобили в IV квартале 2018 г. в преддверии повышения НДС с января 2019 г.
Исполнение расходов федерального бюджета
В январе-сентябре 2018 г. сохранились низкие показатели исполнения по ряду статей расходов федерального бюджета и госпрограмм
По данным Минфина, общий уровень исполнения расходов федерального бюджета в январе-сентябре 2018 г. составил 66,4% уточненных годовых назначений, что в целом соответствует аналогичным показателям последних лет (в январе-сентябре 2017 г. – 66,8%, в январе-сентябре 2016 г. – 66,6%). При этом, как и ранее, по ряду статей расходов уровень исполнения отстает от среднего. Например, расходы на национальную экономику исполнены только на 56,2% годовых назначений. Среди госпрограмм наихудшие показатели исполнения по итогам января-сентября 2018 г. имеют: «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» (16,5% годовых назначений), «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (31,0%), «Космическая деятельность России» (31,1%), «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (31,5%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» (33,9%), «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (34,5%).
Профицит федерального бюджета
В январе-сентябре 2018 г. на фоне резкого роста нефтегазовых доходов сложился значительный профицит федерального бюджетаПо данным Минфина, доходы федерального бюджета в январе-сентябре 2018 г. оказались выше его расходов на 2548,2 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы федерального бюджета выросли на 27,5%, в то время как расходы – только на 2,2%.
Основной вклад в рост доходов внесли нефтегазовые доходы, которые увеличились почти в 1,5 раза и достигли 6302,1 млрд. руб. Для сравнения, доходы федерального бюджета, не относящиеся к нефтегазовым, выросли в том же периоде только на 14,4%. В результате, доля нефтегазовых доходов федерального бюджета составила 45,1% его суммарных доходов, что значительно превышает аналогичные показатели последних лет.