08.07.2019

Обзор макроэкономической ситуации 5 июля 2019

ВВП / Железнодорожные грузоперевозки / Деловая активность

ВВП

Снижение инвестиционной активности на фоне сокращения экспорта привело к резкому замедлению темпов роста российской экономики в начале текущего года  

Данные Росстата о структуре ВВП по использованию за I квартал ожидаемо показали, что резкое замедление темпов роста российской экономики в начале года было связано с ухудшением динамики всех основных компонентов ВВП. Валовое накопление – индикатор инвестиционной активности – снизилось на 2,6% в годовом выражении, что является наиболее серьезным сокращением этого показателя за последние 3 года. Экспорт, который вносил существенный вклад в динамику роста ВВП в последнее время, снизился по итогам I квартала впервые с III квартала 2015 года (на 0,4%). На фоне снижения импорта, которые наблюдается на протяжении двух последних кварталов, в российской экономике наблюдается некоторое оживление внутреннего потребления отечественных товаров и услуг. Расчеты на основе данных Росстата, показывают, что темпы роста внутреннего потребления отечественных товаров и услуг в I квартале составили 1% в годовом выражении при том, что в среднем за последние 5 лет этот показатель демонстрировал снижение на 0,4% .

Вклад инвестиций в ВВП продолжает снижаться

Объем валового накопления основного капитала, согласно данным Росстата, за последние 4 квартала составил 21,3% ВВП, снизившись по сравнению со значением на конец 2018 года еще на 0,1 процентных пунктов. Снижение этого показателя наблюдается уже на протяжении 6 последних кварталов. В то же время повышение доли инвестиций в ВВП является одним из целевых показателей, который фигурирует, в частности, в основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года. Согласно тексту этого документа, «Правительством Российской Федерации совместно с Банком России будет реализован план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП». 

Железнодорожные грузоперевозки

В июне 2019 г. ускорилось падение объема погрузки на железнодорожном транспорте 

По данным РЖД, в июне 2019 г. объем погрузки на железнодорожном транспорте упал на 5,4% в годовом выражении. Таким образом, тенденция к замедлению, а затем и снижению темпов роста погрузки, в последние месяцы резко усугубилась.

Одной из основных причин этого стала ситуация с экспортными перевозками угля, на который сейчас приходится 27,2% суммарной погрузки на железнодо­рожном транспорте. Экспортные поставки энергети­ческого угля на западном направлении в последние полгода сдерживаются прежде всего низкими ценами на уголь на европейском рынке, составившими в июне 2019 г. менее 50 долл./т (по сравнению с 90-100 долл./т в 2018 г.), что ниже себестоимости угля у ряда российских производителей. Определенную роль сыграло и введение ограничений на поставки угля на Украину в апреле 2019 г. При этом поставки угля на рынки стран Азии, где сохраняются более высокие цены на энергетический уголь (70‑80 долл./т), не могут быть увеличены в связи с жесткими инфраструктур­ными ограничениями Транс­сиба и БАМа, а также ограничениями в пропускной способности морских портов Дальнего Востока по перевалке угля. В результате этого, в июне 2019 г. объем погрузки каменного угля в целом по сети РЖД сократился на 6,1% в годовом выражении – в еще большей степени, чем суммарный объем погрузки. В связи с этим в РЖД в июне 2019 г. заявили об отстранении от движения более 400 локомотивов в европейской части сети в связи с падением перевозок, а также о том, что объемы погрузки на восточном направлении могут быть увеличены в этом году не более чем на 1,5%.

Кроме того, продолжается падение объема погрузки по ряду других видов грузов, занимающих существенную долю в структуре железнодорожных перевозок. Например, объем погрузки нефти и нефтепродуктов (на которые приходится 17,7% общего объема погрузки), в июне 2019 г. упал на 5,8% в годовом выражении, а железной и марганцевой руды (9,5% общего объема погрузки) – на 5,9%. Для ряда категорий грузов падение погрузки в июне измерялось двузначными цифрами. Так, объемы погрузки зерна упали на 66,7%, лома черных металлов – на 18,8%, кокса – на 11,1%, лесных грузов – на 10,3%, цветной руды и серного сырья – на 10,1% в годовом выражении

Деловая активность

В июне наблюдалось ухудшение деловой активности как в отраслях обрабатывающей промышленности России, так и в сфере услуг 

Согласно последнему исследованию Markit, индекс деловой активности PMI российских обрабатывающих отраслей в июне 2019 г. составил 48,6 пунктов (против 49,8 в мае 2019 г.), что явилось его наименьшим значением с июля 2018 г. В итоге второй месяц подряд индекс оказался ниже критической отметки в 50 пунктов, что указывает на ухудшение ситуации в производственном секторе.

Снижение показателя в первую очередь связано с сокращением новых заказов (впервые с августа 2018 г.), причем наблюдалось падение спроса как внутри страны в силу снижения покупательной способности населения, так и из-за рубежа. Соответственно объем производства сократился, причем максимальными темпами с апреля 2016 г. Российские производители также продолжали фиксировать рост цен у поставщиков, что способствовало росту издержек компаний. Тем не менее, темпы роста отпускных цен были незначительными, многие компании пытались реализовать продукцию хотя бы по акциям и со скидками.

Между тем, индекс PMI в сфере услуг в июне составил 49,7 пунктов, опустившись ниже отметки в 50 пунктов впервые с января 2016 г. Компании в сфере услуг сообщали о сокращении новых заказов впервые за почти 3,5 года. Участники исследования также сообщали о продолжении роста издержек, особенно в силу роста цен на топливо и продукты питания. Также наблюдалось существенное сокращение  занятости, причем максимальными темпами с апреля 2016 г.  

В итоге, сводный индекс деловой активности PMI, покрывающий как сферу услуг, так и обрабатывающую промышленность, в июне составил 49,2 пункта. 

 

Обзор макроэкономической ситуации 5 июля 2019
ВВП / Железнодорожные грузоперевозки / Деловая активность

ВВП

Снижение инвестиционной активности на фоне сокращения экспорта привело к резкому замедлению темпов роста российской экономики в начале текущего года  

Данные Росстата о структуре ВВП по использованию за I квартал ожидаемо показали, что резкое замедление темпов роста российской экономики в начале года было связано с ухудшением динамики всех основных компонентов ВВП. Валовое накопление – индикатор инвестиционной активности – снизилось на 2,6% в годовом выражении, что является наиболее серьезным сокращением этого показателя за последние 3 года. Экспорт, который вносил существенный вклад в динамику роста ВВП в последнее время, снизился по итогам I квартала впервые с III квартала 2015 года (на 0,4%). На фоне снижения импорта, которые наблюдается на протяжении двух последних кварталов, в российской экономике наблюдается некоторое оживление внутреннего потребления отечественных товаров и услуг. Расчеты на основе данных Росстата, показывают, что темпы роста внутреннего потребления отечественных товаров и услуг в I квартале составили 1% в годовом выражении при том, что в среднем за последние 5 лет этот показатель демонстрировал снижение на 0,4% .

Вклад инвестиций в ВВП продолжает снижаться

Объем валового накопления основного капитала, согласно данным Росстата, за последние 4 квартала составил 21,3% ВВП, снизившись по сравнению со значением на конец 2018 года еще на 0,1 процентных пунктов. Снижение этого показателя наблюдается уже на протяжении 6 последних кварталов. В то же время повышение доли инвестиций в ВВП является одним из целевых показателей, который фигурирует, в частности, в основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года. Согласно тексту этого документа, «Правительством Российской Федерации совместно с Банком России будет реализован план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП». 

Железнодорожные грузоперевозки

В июне 2019 г. ускорилось падение объема погрузки на железнодорожном транспорте 

По данным РЖД, в июне 2019 г. объем погрузки на железнодорожном транспорте упал на 5,4% в годовом выражении. Таким образом, тенденция к замедлению, а затем и снижению темпов роста погрузки, в последние месяцы резко усугубилась.

Одной из основных причин этого стала ситуация с экспортными перевозками угля, на который сейчас приходится 27,2% суммарной погрузки на железнодо­рожном транспорте. Экспортные поставки энергети­ческого угля на западном направлении в последние полгода сдерживаются прежде всего низкими ценами на уголь на европейском рынке, составившими в июне 2019 г. менее 50 долл./т (по сравнению с 90-100 долл./т в 2018 г.), что ниже себестоимости угля у ряда российских производителей. Определенную роль сыграло и введение ограничений на поставки угля на Украину в апреле 2019 г. При этом поставки угля на рынки стран Азии, где сохраняются более высокие цены на энергетический уголь (70‑80 долл./т), не могут быть увеличены в связи с жесткими инфраструктур­ными ограничениями Транс­сиба и БАМа, а также ограничениями в пропускной способности морских портов Дальнего Востока по перевалке угля. В результате этого, в июне 2019 г. объем погрузки каменного угля в целом по сети РЖД сократился на 6,1% в годовом выражении – в еще большей степени, чем суммарный объем погрузки. В связи с этим в РЖД в июне 2019 г. заявили об отстранении от движения более 400 локомотивов в европейской части сети в связи с падением перевозок, а также о том, что объемы погрузки на восточном направлении могут быть увеличены в этом году не более чем на 1,5%.

Кроме того, продолжается падение объема погрузки по ряду других видов грузов, занимающих существенную долю в структуре железнодорожных перевозок. Например, объем погрузки нефти и нефтепродуктов (на которые приходится 17,7% общего объема погрузки), в июне 2019 г. упал на 5,8% в годовом выражении, а железной и марганцевой руды (9,5% общего объема погрузки) – на 5,9%. Для ряда категорий грузов падение погрузки в июне измерялось двузначными цифрами. Так, объемы погрузки зерна упали на 66,7%, лома черных металлов – на 18,8%, кокса – на 11,1%, лесных грузов – на 10,3%, цветной руды и серного сырья – на 10,1% в годовом выражении

Деловая активность

В июне наблюдалось ухудшение деловой активности как в отраслях обрабатывающей промышленности России, так и в сфере услуг 

Согласно последнему исследованию Markit, индекс деловой активности PMI российских обрабатывающих отраслей в июне 2019 г. составил 48,6 пунктов (против 49,8 в мае 2019 г.), что явилось его наименьшим значением с июля 2018 г. В итоге второй месяц подряд индекс оказался ниже критической отметки в 50 пунктов, что указывает на ухудшение ситуации в производственном секторе.

Снижение показателя в первую очередь связано с сокращением новых заказов (впервые с августа 2018 г.), причем наблюдалось падение спроса как внутри страны в силу снижения покупательной способности населения, так и из-за рубежа. Соответственно объем производства сократился, причем максимальными темпами с апреля 2016 г. Российские производители также продолжали фиксировать рост цен у поставщиков, что способствовало росту издержек компаний. Тем не менее, темпы роста отпускных цен были незначительными, многие компании пытались реализовать продукцию хотя бы по акциям и со скидками.

Между тем, индекс PMI в сфере услуг в июне составил 49,7 пунктов, опустившись ниже отметки в 50 пунктов впервые с января 2016 г. Компании в сфере услуг сообщали о сокращении новых заказов впервые за почти 3,5 года. Участники исследования также сообщали о продолжении роста издержек, особенно в силу роста цен на топливо и продукты питания. Также наблюдалось существенное сокращение  занятости, причем максимальными темпами с апреля 2016 г.  

В итоге, сводный индекс деловой активности PMI, покрывающий как сферу услуг, так и обрабатывающую промышленность, в июне составил 49,2 пункта. 

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )