06.05.2019

Обзор макроэкономической ситуации 26 апреля 2019

Розничная торговля / Прогноз социально-экономического развития России от МЭР / Автокредитование / Доходы федерального бюджета

Розничная торговля

На фоне сокращения доходов населения в I квартале 2019 г. продолжилась тенденция замедления роста оборота розничной торговли

Согласно оценке Росстата, проведенной по новой методике, снижение реальных располагаемых доходов населения по итогам Iквартала составило 2,3% в годовом выражении. Кроме того, резко замедлился рост доходов работающей части населения – темпы роста реальной заработной платы снизились по итогам квартала до 0,4% (по сравнению с ростом на 10,2% годом ранее).

В связи со снижением доходов населения перспективы дальнейшего роста потребительского спроса оказываются под вопросом. По данным Росстата, по итогам января-марта темпы роста оборота розничной торговли составили 1,8%, что является минимальным значением показателя с IIIквартала 2017 г. При этом товарооборот продовольст­венных товаров продолжает демонстрировать более слабую динамику по сравнению с продажами непродовольственных товаров, что может быть связано со снижением покупательской активности низкодоходных групп населения, для которых продовольственные товары составляют основную часть потребительской корзины.

Исследования потребительского поведения населения также фиксируют ухудшение ситуации. Так, по данным Sberbank CIB, население с начала 2019 г. активнее стало переходить на более дешевые товары и товары по акциям; увеличивается и число тех, кто посещает несколько магазинов в поиске более выгодных цен. Последние данные Romir о потребительских расходах населения показывают, что расходы в номинальном выражении выросли на 1,2% к апрелю 2018 г., что с учетом инфляции также свидетельствует о снижении покупательской активности.

Согласно прогнозу МЭР, темпы роста оборота розничной торговли по итогам 2019 г. должны составить 1,9%. Однако данные Росстата за I квартал в сочетании с результатами исследований потребительского поведения населения указывают на то, что итоговые цифры могут оказаться существенно ниже.

Прогноз социально-экономического развития  России от МЭР

Темпы роста ВВП РФ в ближайшие 6 лет прогно­зируются на уровне ниже среднемирового

Согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития РФ, опубликованным МЭР, в 2019 г. темпы роста ВВП составят лишь 1,3% по сравнению с 2,3% годом ранее. Обосновывая данное снижение, МЭР ссылается в том числе на оценки МВФ о сокращении роста мирового ВВП (до 3,3% в 2019 г. по сравнению с 3,6% в 2018 г.).

Прогноз МЭР на после­дующие годы был составлен исходя из предположения о замедлении мирового экономического роста до 2,9% в 2024 г. В этом случае, по мнению МЭР, рост ВВП России в 2020 г. достигнет 2,0%, а в 2021-2024 гг. ускорится до 3,1-3,3% в год, превысив среднемировые значе­ния. Однако по данным МВФ рост мирового ВВП уже в 2020 г. дос­тигнет 3,6%, и до 2024 г. будет оставаться на уров­не 3,6-3,7%. В результате, если мировой ВВП к 2024 г. вырастет на 23,5% по сравнению с 2018 г., то ВВП России – лишь на 17,3%.

Главным фактором роста ВВП России в ближайшие 6 лет, по мнению МЭР, будет существенное ускорение темпов роста инвестиций в основной капи­тал – до 5,3-7,0% в 2020-2024 гг. Однако при описании факторов, способ­ствующих росту инвестиций, МЭР не уделяет существенного внимания тому, в какой степени выполнимость этих планов будет зави­сеть от денежно-кредитной политики Банка России.

К 2023-2024 гг. уровень доходов населения лишь восстановится до значений 2013 г.

В соответствии с прогнозом МЭР, рост реальных располагаемых доходов населения в 2019 г. составит 1,0% и ускорится до 2,4% в 2024 г. В результате, если опираться на расчеты по старой методологии Росстата, реальные доходы населения превысят уровень 2013 г. лишь к концу 2024 г. Если же использовать новую методологию, представленную Росстатом на этой неделе, восста­новление реальных доходов до уровня 2013 г. произойдет в 2023 г., а по итогам 2024 г. реальные доходы на 2,9% превысят уровень 2013 г.

При этом МЭР прогнозирует сущест­венное сокращение бедности в течение 6 лет. Если в 2013 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была 10,8%, а в 2018 г. – 12,9%, то к 2024 г., несмотря на низкие темпы роста доходов, она должна опуститься до 6,6%.

Автокредитование

В I квартале 2019 г. наблюдался рост рынка автокредитования

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в I квартале 2019 г. было выдано 191,6 тыс. автокредитов, что на 13,7% больше, чем в I квартале 2018 г. Таким образом, рынок почти восстановился до уровня докризисного периода (Iквартал 2014 г.), когда было выдано 194,1 тыс. кредитов. В I квартале 2019 г. в кредит приобретался практически каждый второй новый автомобиль – в структуре продаж доля кредитных автомобилей составила 59,2% (+7,7 п. п. по сравнению с I кварталом 2018 г.), и это является самым высоким показателем за всю историю наблюдений (с 2013 г.). При этом в Москве, занимающей первое место среди регионов РФ по объему автомобильного рынка (и рынка автокредитования), доля кредитных автомобилей составляет лишь 34,5%.

Объемы предоставления автокредитов российскими банками также растут. Так, по данным Банка России, в январе-феврале 2019 г. объемы представленных банками автокредитов выросли на 21,0% в годовом выражении, до 125,5 млрд. руб. 

Между тем, по данным АЕБ, именно рост числа предоставленных автокредитов в I квартале 2019 г. позволил удержать продажи новых автомобилей практически на уровне прошлого года, хотя в целом продажи и сократились на 0,3% в годовом выражении. Немалую роль здесь сыграло и возобновление в марте госпрограмм льготного автокредитования. Однако в этом году объемы средств господдержки были существенно сокращены. В частности, по программам «Семейный автомо­биль» и «Первый автомо­биль» более 70% плана уже выполнено, поэтому в ближайшее время потребуются дополнительные меры.

Между тем, Минпромторг в целях повышения эффективности промышленности решил с 2020 г. перечислять средства господдержки по льготному автокредитованию банкам, победившим в конкурсе – кто пообещает реализовать больше автомобилей в кредит на 1 рубль субсидии. Данная мера представляется весьма неоднозначной. С одной стороны, возможно это будет стимулировать банки выполнить конкурсную заявку (иначе предусмотрен штраф). С другой стороны, такая инициатива может негативно сказаться на автокредитовании со стороны региональных банков, поскольку им будет сложнее получить господдержку.

Доходы федерального бюджета

В I квартале 2019 г. продолжился ускоренный рост как налоговых, так и неналоговых доходов федерального бюджета

По данным Минфина, общая сумма доходов федераль­ного бюджета в I квартале 2019 г. составила 4589,2 млрд. руб., что на 12,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года (для сравнения, годом ранее соответст­вующий показатель составлял 12,2%). Рост доходов (даже в условиях увеличения расходов бюд­жета) приводит к накоплению профицита. По итогам I квартала 2019 г. профицит  федерального бюджета составил 545,7 млрд. руб. (для сравнения, годом ранее – только 345,5 млрд. руб.).

Рост доходов федерального бюджета связан с повышением нагрузки на экономику, что выражается в росте и налоговых, и неналоговых поступлений. Так, крупнейшие статьи доходов федерального бюджета (НДС и НДПИ), на которые в сумме приходится более 2/3 доходов, продемонстрировали рост выше среднего.  По данным Федерального Казначейства, поступления НДС выросли в Iквартале 2019 г. на 14,6% в годовом выражении, что связано с повышением ставки налога до 20%, а также с продолжающимся ужесточением налого­вого администрирования. Поступления по НДПИ вырос­ли в еще большей степени – на 15,7% в годовом выраже­нии, прежде всего в связи с ростом мировых цен на нефть.

При этом наиболее высокие темпы роста доходов федерального бюджета связаны с т.н. неналоговыми доходами. Так, в I квартале 2019 г. платежи за пользова­ние природными ресурсами (утилизационный сбор и экологические платежи, формально не считающиеся налогами) увеличились на 49,4% и состави­ли 106,8 млрд. руб. Почти такие же темпы роста показа­ли доходы от использования имущества в государственной собствен­ности (на 46,4%). Более поло­вины поступившей суммы по этой статье сейчас при­ходится на доходы по остаткам средств на счетах феде­рального бюджета и от их размещения: в I квартале 2019 г. эти доходы составили 42,2 млрд. руб., хотя годом ранее – только 18,7 млрд. руб.

Отрицательные темпы роста среди основных статей расходов бюджета в I квартале 2019 г. показали акцизы (в том числе в связи с изменением системы их расчета по нефтепродуктам), а также доходы от оказания платных услуг федерального бюджета.

 

Обзор макроэкономической ситуации 26 апреля 2019
Розничная торговля / Прогноз социально-экономического развития России от МЭР / Автокредитование / Доходы федерального бюджета

Розничная торговля

На фоне сокращения доходов населения в I квартале 2019 г. продолжилась тенденция замедления роста оборота розничной торговли

Согласно оценке Росстата, проведенной по новой методике, снижение реальных располагаемых доходов населения по итогам Iквартала составило 2,3% в годовом выражении. Кроме того, резко замедлился рост доходов работающей части населения – темпы роста реальной заработной платы снизились по итогам квартала до 0,4% (по сравнению с ростом на 10,2% годом ранее).

В связи со снижением доходов населения перспективы дальнейшего роста потребительского спроса оказываются под вопросом. По данным Росстата, по итогам января-марта темпы роста оборота розничной торговли составили 1,8%, что является минимальным значением показателя с IIIквартала 2017 г. При этом товарооборот продовольст­венных товаров продолжает демонстрировать более слабую динамику по сравнению с продажами непродовольственных товаров, что может быть связано со снижением покупательской активности низкодоходных групп населения, для которых продовольственные товары составляют основную часть потребительской корзины.

Исследования потребительского поведения населения также фиксируют ухудшение ситуации. Так, по данным Sberbank CIB, население с начала 2019 г. активнее стало переходить на более дешевые товары и товары по акциям; увеличивается и число тех, кто посещает несколько магазинов в поиске более выгодных цен. Последние данные Romir о потребительских расходах населения показывают, что расходы в номинальном выражении выросли на 1,2% к апрелю 2018 г., что с учетом инфляции также свидетельствует о снижении покупательской активности.

Согласно прогнозу МЭР, темпы роста оборота розничной торговли по итогам 2019 г. должны составить 1,9%. Однако данные Росстата за I квартал в сочетании с результатами исследований потребительского поведения населения указывают на то, что итоговые цифры могут оказаться существенно ниже.

Прогноз социально-экономического развития  России от МЭР

Темпы роста ВВП РФ в ближайшие 6 лет прогно­зируются на уровне ниже среднемирового

Согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития РФ, опубликованным МЭР, в 2019 г. темпы роста ВВП составят лишь 1,3% по сравнению с 2,3% годом ранее. Обосновывая данное снижение, МЭР ссылается в том числе на оценки МВФ о сокращении роста мирового ВВП (до 3,3% в 2019 г. по сравнению с 3,6% в 2018 г.).

Прогноз МЭР на после­дующие годы был составлен исходя из предположения о замедлении мирового экономического роста до 2,9% в 2024 г. В этом случае, по мнению МЭР, рост ВВП России в 2020 г. достигнет 2,0%, а в 2021-2024 гг. ускорится до 3,1-3,3% в год, превысив среднемировые значе­ния. Однако по данным МВФ рост мирового ВВП уже в 2020 г. дос­тигнет 3,6%, и до 2024 г. будет оставаться на уров­не 3,6-3,7%. В результате, если мировой ВВП к 2024 г. вырастет на 23,5% по сравнению с 2018 г., то ВВП России – лишь на 17,3%.

Главным фактором роста ВВП России в ближайшие 6 лет, по мнению МЭР, будет существенное ускорение темпов роста инвестиций в основной капи­тал – до 5,3-7,0% в 2020-2024 гг. Однако при описании факторов, способ­ствующих росту инвестиций, МЭР не уделяет существенного внимания тому, в какой степени выполнимость этих планов будет зави­сеть от денежно-кредитной политики Банка России.

К 2023-2024 гг. уровень доходов населения лишь восстановится до значений 2013 г.

В соответствии с прогнозом МЭР, рост реальных располагаемых доходов населения в 2019 г. составит 1,0% и ускорится до 2,4% в 2024 г. В результате, если опираться на расчеты по старой методологии Росстата, реальные доходы населения превысят уровень 2013 г. лишь к концу 2024 г. Если же использовать новую методологию, представленную Росстатом на этой неделе, восста­новление реальных доходов до уровня 2013 г. произойдет в 2023 г., а по итогам 2024 г. реальные доходы на 2,9% превысят уровень 2013 г.

При этом МЭР прогнозирует сущест­венное сокращение бедности в течение 6 лет. Если в 2013 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была 10,8%, а в 2018 г. – 12,9%, то к 2024 г., несмотря на низкие темпы роста доходов, она должна опуститься до 6,6%.

Автокредитование

В I квартале 2019 г. наблюдался рост рынка автокредитования

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в I квартале 2019 г. было выдано 191,6 тыс. автокредитов, что на 13,7% больше, чем в I квартале 2018 г. Таким образом, рынок почти восстановился до уровня докризисного периода (Iквартал 2014 г.), когда было выдано 194,1 тыс. кредитов. В I квартале 2019 г. в кредит приобретался практически каждый второй новый автомобиль – в структуре продаж доля кредитных автомобилей составила 59,2% (+7,7 п. п. по сравнению с I кварталом 2018 г.), и это является самым высоким показателем за всю историю наблюдений (с 2013 г.). При этом в Москве, занимающей первое место среди регионов РФ по объему автомобильного рынка (и рынка автокредитования), доля кредитных автомобилей составляет лишь 34,5%.

Объемы предоставления автокредитов российскими банками также растут. Так, по данным Банка России, в январе-феврале 2019 г. объемы представленных банками автокредитов выросли на 21,0% в годовом выражении, до 125,5 млрд. руб. 

Между тем, по данным АЕБ, именно рост числа предоставленных автокредитов в I квартале 2019 г. позволил удержать продажи новых автомобилей практически на уровне прошлого года, хотя в целом продажи и сократились на 0,3% в годовом выражении. Немалую роль здесь сыграло и возобновление в марте госпрограмм льготного автокредитования. Однако в этом году объемы средств господдержки были существенно сокращены. В частности, по программам «Семейный автомо­биль» и «Первый автомо­биль» более 70% плана уже выполнено, поэтому в ближайшее время потребуются дополнительные меры.

Между тем, Минпромторг в целях повышения эффективности промышленности решил с 2020 г. перечислять средства господдержки по льготному автокредитованию банкам, победившим в конкурсе – кто пообещает реализовать больше автомобилей в кредит на 1 рубль субсидии. Данная мера представляется весьма неоднозначной. С одной стороны, возможно это будет стимулировать банки выполнить конкурсную заявку (иначе предусмотрен штраф). С другой стороны, такая инициатива может негативно сказаться на автокредитовании со стороны региональных банков, поскольку им будет сложнее получить господдержку.

Доходы федерального бюджета

В I квартале 2019 г. продолжился ускоренный рост как налоговых, так и неналоговых доходов федерального бюджета

По данным Минфина, общая сумма доходов федераль­ного бюджета в I квартале 2019 г. составила 4589,2 млрд. руб., что на 12,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года (для сравнения, годом ранее соответст­вующий показатель составлял 12,2%). Рост доходов (даже в условиях увеличения расходов бюд­жета) приводит к накоплению профицита. По итогам I квартала 2019 г. профицит  федерального бюджета составил 545,7 млрд. руб. (для сравнения, годом ранее – только 345,5 млрд. руб.).

Рост доходов федерального бюджета связан с повышением нагрузки на экономику, что выражается в росте и налоговых, и неналоговых поступлений. Так, крупнейшие статьи доходов федерального бюджета (НДС и НДПИ), на которые в сумме приходится более 2/3 доходов, продемонстрировали рост выше среднего.  По данным Федерального Казначейства, поступления НДС выросли в Iквартале 2019 г. на 14,6% в годовом выражении, что связано с повышением ставки налога до 20%, а также с продолжающимся ужесточением налого­вого администрирования. Поступления по НДПИ вырос­ли в еще большей степени – на 15,7% в годовом выраже­нии, прежде всего в связи с ростом мировых цен на нефть.

При этом наиболее высокие темпы роста доходов федерального бюджета связаны с т.н. неналоговыми доходами. Так, в I квартале 2019 г. платежи за пользова­ние природными ресурсами (утилизационный сбор и экологические платежи, формально не считающиеся налогами) увеличились на 49,4% и состави­ли 106,8 млрд. руб. Почти такие же темпы роста показа­ли доходы от использования имущества в государственной собствен­ности (на 46,4%). Более поло­вины поступившей суммы по этой статье сейчас при­ходится на доходы по остаткам средств на счетах феде­рального бюджета и от их размещения: в I квартале 2019 г. эти доходы составили 42,2 млрд. руб., хотя годом ранее – только 18,7 млрд. руб.

Отрицательные темпы роста среди основных статей расходов бюджета в I квартале 2019 г. показали акцизы (в том числе в связи с изменением системы их расчета по нефтепродуктам), а также доходы от оказания платных услуг федерального бюджета.

 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )