"Регионы с наиболее высокими экономическими рисками при введении режима самоизоляции"
Разворачивающийся в стране экономический кризис уже нанес сильный ущерб большому числу компаний различных отраслей. При этом в подавляющем большинстве регионов России введен режим самоизоляции для населения. По данным СМИ, в настоящий момент такой режим не установили только 4 региона: Тверская, Тульская и Ярославская области, а также Ненецкий автономный округ. Введение режима самоизоляции резко ухудшает положение компаний многих отраслей, в частности транспорта, гостиничного сектора и сферы общественного питания, торговли (кроме продовольствия), культуры, спорта, досуга и развлечений, а также сферы недвижимости, которая непосредственно связана с большим числом этих отраслей.
Наиболее высоким рискам от режима самоизоляции подвержена экономика московского региона, субъектов РФ с развитым туристическим сектором, а также регионов с важными транспортными узлами и удаленных от центральной части страны Одним из наиболее значимых секторов для многих регионов является сфера оптовой и розничной торговли. Закрытие непродовольственных магазинов и торговых центров на период самоизоляции неминуемо приведет к сокращению оборота торговли в целом. Другим важным сектором является сфера недвижимости, где активность также снизится из-за смежных отраслей, страдающих от режима самоизоляции, а также из-за сокращения спроса на офисную недвижимость и ожидаемого падения рынка жилой недвижимости, поскольку даже просмотр квартир в условиях самоизоляции становится невозможным, не говоря уже о невозможности купить квартиру в условиях резкого сокращения доходов. Если взять сумму долей сфер торговли, недвижимости, гостиничного сектора, общественного питания, а также культуры, спорта и развлечений в валовой добавленной стоимости каждого региона, то к числу регионов с наиболее высокими рисками от введения режима самоизоляции можно отнести Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую и Воронежскую области (рис. 1). При этом в число регионов с наиболее высокими рисками в результате самоизоляции попадают и туристические регионы России. В структуре валовой добавленной стоимости данных регионов доля гостиничного сектора и сферы общественного питания, непосредственно связанных с туризмом, относительно невысока. Однако туризм тесно связан и со сферами торговли и недвижимости, которые составляют уже гораздо большую долю валовой добавленной стоимости. В результате, такие регионы как Республика Дагестан (доля гостиниц и общественного питания в валовой добавленной стоимости 5,1%), Севастополь (4,3%), Краснодарский край (3,5%) и Республика Крым (2,5%) могут столкнуться с наиболее серьезными экономическими проблемами уже в ближайшей перспективе.
Обзор макроэкономической ситуации 2
При этом необходимо понимать, что несмотря на невысокую долю гостиничного сектора и сферы общественного питания в валовой добавленной стоимости отдельных регионов, в данных отраслях занято значительное количество людей, которые окажутся безработными. В Москве в данной сфере в 2018 г. было занято 197,1 тыс. чел., в Санкт-Петербурге – 108,5 тыс. чел., в Краснодарском крае – 105,4 тыс. чел., в Московской области – 95,2 тыс. чел. В целом в стране на данную сферу приходится более 1,7 млн. чел. Для отдельных регионов могут возникнуть также специфические риски. Так, закрытие точек торговли непродовольственными товарами будет значимым негативным фактором для легкой промышленности, которая в Ивановской области, например, составляла 42,0% валовой добавленной стоимости в 2018 г. Ущерб для регионов из-за сокращения сферы транспорта спрогнозировать достаточно сложно, поскольку этот сектор представлен в статистике валовой добавленной стоимости крайне разнородно. Но если взять показатель объема оказываемых транспортных услуг населению на 1 человека в регионе, то в наибольшей степени данная отрасль важна для экономики Москвы (рис. 2). Москва лидирует и по относительному объему оказываемых транспортных услуг населению – в 2018 г. он составлял 37,7% от общего по стране. Кроме Москвы, высокие показатели объема оказываемых транспортных услуг в расчете на душу населения характерны и для ряда дальневосточных регионов, наиболее удаленных от центральной части страны. Если же рассматривать показатель доли региона в общем объеме транспортных услуг населению по стране, то помимо Москвы здесь лидируют другие регионы с крупными городами (транспортными узлами) – Свердловская область (5,6%), Санкт-Петербург (4,3%), Краснодарский край (4,2%), Хабаровский край (2,8%), Московская область (2,7%) и Республика Татарстан (2,5%).
Введение режима самоизоляции практически на всей территории страны должно сопровождаться мониторингом экономической ситуации не только по отраслям, но и по регионам Несмотря на то, что сейчас Москва является одним из самых уязвимых регионов в результате введения режима самоизоляции, она же на сегодня – фактически единственный субъект РФ, который имеет собственную бюджетную базу для решения возникающих проблем. В 2019 г. на Москву приходилось 19,5% доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. В то же время такие регионы как Республика Алтай (доля в общей сумме консолидированных бюджетов регионов 0,2%) или Ивановская область (0,4%) могут не иметь достаточных средств для поддержки экономики. При этом 35 регионов России (более 40%), включая и Москву, в прошлом году имели дефицит бюджета. Самый высокий уровень дефицита бюджета наблюдался в Московской области (9,1% расходов региона). Дефицит бюджета Москвы составил в прошлом году 2,0% расходов города. Среди регионов с наиболее высокими рисками от режима самоизоляции дефицит бюджета имели также Севастополь (5,7% расходов региона), Новосибирская область (4,1%), Ростовская область (2,2%), Санкт-Петербург (1,6%), Пензенская область (1,5%) Наделение регионов полномочиями по введению режима самоизоляции граждан на своей территории не должно сопровождаться самоустранением федеральных органов власти от решения региональных экономических проблем. Принимая решение о вводимых ограничениях, региональные власти должны будут исходить из вопросов сохранения здоровья населения, что является единственно правильным в текущей ситуации. Однако это непременно повлечет за собой огромный пласт экономических проблем, с которыми большая часть регионов может самостоятельно не справиться. В текущей кризисной ситуации необходимо создать систему мониторинга экономической ситуации в отдельных регионах, городах и муниципалитетах и обеспечить своевременное выделение федеральных субсидий региональным и местным бюджетам для предоставления поддержки пострадавшим от режима самоизоляции компаниям и населению.