09.01.2023

"Экономика регионов: итоги I-III кварталов 2022 года"

Изменения в основных секторах экономики на региональном уровне отражают продолжающуюся структурную трансформацию: одни регионы перешли к активному росту в промышленности, строительстве и сфере услуг, однако другие продолжают претерпевать спад в этих секторах. На этом фоне важным фактором, поддерживающим рост, оказался высокий урожай, определивший высокие темпы роста в сельском хозяйстве. В противовес этому серьезное сдерживающее влияние на региональную экономику продолжает оказывать слабый потребительский спрос, приводящий к сдерживанию розничной торговли.

Изменение выпуска в основных секторах экономики
В январе-сентябре 2022 г. в целом по стране ситуация с выпуском в основных секторах экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, розничная торговля и платные услуги населению) в корне отличается от аналогичного периода 2021 г. (см. рис. 1). Высокие темпы роста в сфере платных услуг населению, розничной торговле, промышленности и строительстве, характерные для 2021 г. на фоне восстановления после кризисного 2020 г., в условиях 2022 г. оказались существенно ниже или вовсе отрицательными. В то же время высокий урожай 2022 г. стал основной причиной значительного ускорения выпуска в сельском хозяйстве. В итоге основными драйверами роста в экономике многих регионов стали сельское хозяйство и строительство, продемонстрировавшие уверенный рост (по 5,2% в годовом выражении).

Особенности изменения выпуска на региональном уровне
На региональном уровне в январе-сентябре 2022 г. наблюдалась крайне разнообразная динамика выпуска в основных рассматриваемых секторах экономики (см. рис. 2). Характерной особенностью стало то, что количество регионов в зоне стагнации (с динамикой выпуска от -1% до +1% включительно) оказалось небольшим, и основная часть регионов находится либо в фазе спада, либо в фазе роста. Все это, как представляется, отражает происходящую структурную трансформацию в экономике, когда большинство компаний не может работать по прежним «лекалам» и сталкивается с разнообразными изменениями внешней среды – с изменением потребительского спроса, сменой поставщиков и партнеров, изменениями в логистике, сфере регулирования и др. При этом речь одновременно может идти как о закрытии ранее существовавших возможностей на рынке, так и об открытии новых возможностей (например, вызванных уходом части иностранных компаний из России). В силу этого часть компаний, сумевших трансформироваться к новым условиям, наращивает выпуск продукции, в то время как другая часть, напротив, испытывает спад производства.

Все это находит свое отражение прежде всего в промышленности, где в январе-сентябре 2022 г. в 36 субъектах РФ наблюдался спад объемов промышленного производства (при этом в 17 субъектах РФ наблюдался сильный спад, где средний темп падения составил -10,4% в годовом выражении), а в других 36 субъектах РФ – рост промышленного производства (из них в 17 регионах – уверенный рост со средним темпом 12,0%). В ряде регионов (таких как Республика Тыва, Республика Дагестан, г. Севастополь и др.) сложились рекордно высокие темпы промышленного роста, связанные с запуском ряда новых инвестпроектов в добывающей и обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, необходимо учитывать, что для данных регионов срабатывает статистический эффект «низкой базы». При этом для ряда промышленно развитых регионов характерны более «скромные» темпы роста выпуска в промышленности. Например, в январе-сентябре 2022 г. промышленность Республики Татарстан увеличила объемы выпуска на 8,5%, Красноярского края – на 4,8%, Иркутской области – на 4,1%, Ростовской области – на 1,3%, Московской области – на 0,6%.
Во многом схожая ситуация наблюдается в строительстве, где подавляющее большинство субъектов РФ в январе-сентябре 2022 г. столкнулось либо с резким спадом (для 29 регионов РФ спад объема строительных работ составил от 5% до более чем 30% в годовом выражении), либо с уверенным ростом объемов строительства (для 39 субъектов РФ рост составил от 5% до 60-80% в годовом выражении). Высокие темпы роста объемов строительных работ, как правило, связаны с реализацией крупных проектов в сфере транспортной инфраструктуры (например, во Владимирской области, где ведется строительство новой трассы М-12 «Москва-Казань», темпы роста объемов строительных работ в январе-сентябре 2022 г. составили рекордные +84,5% в годовом выражении). При этом причины резкого спада объемов строительных работ весьма разнятся – от завершения инвестиционных проектов компаний до падения объемов строительства жилья в связи с низким платежеспособным спросом населения.
В отличие от этого, в сельском хозяйстве ситуация в регионах выглядит значительно более позитивной. В январе-сентябре 2022 г. 45 субъектов РФ продемонстрировали уверенный рост сельхозвыпуска (5% и более в годовом выражении), а еще 16 субъектов РФ – умеренный рост (от 1% до 5%). Среди регионов с уверенным ростом выпуска в сельском хозяйстве немало регионов с сильной сельскохозяйственной специализацией (например, в Краснодарском крае выпуск в сельском хозяйстве в январе-сентябре 2022 г. вырос на 6,5%, в Алтайском крае – на 7,0%, в Ростовской области – на 11,9%, в Волгоградской области – на 20,0% и т.д.). Спад в сельском хозяйстве (от 1,5% до 15,8% в годовом выражении в январе-сентябре 2022 г.) наблюдался только в 14 регионах. Вместе с тем, устойчивость роста выпуска в сельском хозяйстве в будущем зависит не только от погодных и климатических факторов, но и от организации хранения и переработки собранного урожая – особенно в ситуации, когда его экспорт ограничен. При этом, судя по сообщениям, в ряде регионов сельхозпроизводители уже столкнулись с тем, что выросший урожай (или улов рыбы) в связи с ограничениями мощностей по переработке и хранению сельхозсырья становится невозможно ни сохранить, ни переработать, что снижает стимулы для расширения выпуска в следующем сезоне.
В сфере платных услуг для населения большинство регионов также демонстрирует рост объемов выпуска. В 42 субъектах РФ этот рост составил от 1% до 5% в годовом выражении, а в 14 субъектах РФ – 5% и более. Примечательно, что такие темпы роста сохранились на фоне «высокой базы» января-сентября прошлого года, когда сфера платных услуг проходила восстановительный рост после карантинных ограничений 2020 года. Положительные темпы роста объемов платных услуг населению связаны прежде всего с ростом объемов туристских услуг (рост составил +30,2% в январе-сентябре 2022 г. в годовом выражении) в связи с развитием внутреннего туризма, услуг культуры (+17,7%), а также услуг в сфере физкультуры и спорта (+14,3%). В то же время для ряда регионов – традиционных туристических направлений, где в этом году ухудшилась транспортная доступность в связи с ограничением на перелеты, объемы платных услуг для населения снизились. Так, в Республике Крым объем платных услуг населению в январе-сентябре 2022 г. сократился на 8,2% в годовом выражении, в Республике Адыгея – на 4,6%.
При этом в сфере розничной торговли продолжаются негативные тенденции. По итогам января-сентября 2022 г. 63 субъекта РФ столкнулись с умеренным (на 1-5%) или сильным (5% и более) спадом по обороту розничной торговли в годовом выражении. Для сравнения, рост розничного товарооборота с темпом выше 1% в годовом выражении наблюдался только в 11 субъектах РФ, причем уверенный рост (с темпом 5% и выше) – только в 1 регионе (Кабардино-Балкарская Республика). Такая ситуация в розничной торговле вызвана действием сразу нескольких факторов. Во-первых, это необходимость адаптации торговых компаний к новым условиям – ограничениям импорта, усложнению логистики и т.д. Во-вторых, это сохраняющаяся уже долгое время слабость потребительского спроса, вызванная в первую очередь сокращением реальных доходов населения. Примечательно, что Кабардино-Балкарская Республика, где темпы роста розничного товарооборота в январе-сентябре 2022 г. оказались самыми высокими среди регионов России (11,2% в годовом выражении), в 2022 г. находится в числе лидеров по темпам роста реальных доходов населения (что, в свою очередь, связано с ростом добывающих производств, а также увеличением выпуска в сельском хозяйстве).
Ситуация по федеральным округам
В январе-сентябре 2022 г. в большинстве федеральных округов России наблюдался рост выпуска в сельском хозяйстве, строительстве и сфере платных услуг для населения на фоне падения оборота розничной торговли и стагнации в промышленности. Структурные изменения в экономике на региональном уровне привели к тому, что регионы Северо-запада и Урала с более развитыми машиностроительными и металлургическими производствами сейчас оказались в сложном положении. Так, в январе-сентябре 2022 г. в Северо-Западном ФО 4 сектора из 5 рассматриваемых находились в зоне спада или стагнации, и ни один сектор не находился в зоне уверенного роста. Регионы Уральского ФО также столкнулись с падением или стагнацией выпуска в 3 из 5 рассматриваемых секторов (см. табл. 1). В противоположность этому, в более выигрышном положении по сравнению с другими федеральными округами оказались регионы Сибирского и Северо-Кавказского ФО, где падение или стагнация выпуска были зафиксированы только в 1 секторе (розничная торговля).

Регионы с наилучшей и наихудшей ситуацией в экономике
В январе-сентябре 2022 г. лидирующее положение по темпам роста выпуска в ключевых секторах экономики заняли 4 субъекта РФ – это Кабардино-Балкарская Республика, Новосибирская область, Республика Дагестан и Чеченская Республика (см. табл. 2). Во всех перечисленных субъектах РФ достигнуты высокие показатели по темпам роста в строительстве, что говорит о создании основы для будущего роста (включая строительство инфраструктуры, а также создание и модернизацию основных фондов компаний). Кроме того, в этих регионах возрос выпуск в промышленности и сельском хозяйстве. Все это позволило обеспечить восстановление потребительского спроса, что и выразилось в положительных темпах роста не только в сфере платных услуг населению, но и в сфере розничной торговли. Вместе с тем, необходимо учитывать, что наблюдаемые высокие темпы отчасти связаны с эффектом «низкой базы» в прошлых периодах, что создает риски неустойчивости таких темпов роста в будущем.

Наряду с этим, в еще 22 субъектах РФ (см. табл. 2) в январе-сентябре 2022 г. сложилась достаточно позитивная ситуация с ростом выпуска в 4 из 5 рассматриваемых секторов экономики. В числе этих регионов – не только регионы Сибири и Северного Кавказа (макрорегионов, где в целом экономическая ситуация оказалась более благоприятной), но и сумевшие в достаточной степени адаптироваться к новым условиям регионы Приволжского, Уральского, а также Центрального ФО. Для подавляющего большинства таких субъектов РФ характерен рост в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, в то время как оборот розничной торговли имеет негативную динамику.
Вместе с тем, 9 регионов России в январе-сентябре 2022 г. оказались в достаточно сложной ситуации, столкнувшись с падением выпуска в 4 или 5 рассматриваемых секторов экономики (см. табл. 3). Важно отметить, что среди таких субъектов РФ – не только регионы, развитие которых было затруднено и до 2022 г. (например, в связи с недостаточным уровнем инфраструктурной оснащенности, что препятствовало инвестициям). В числе таких субъектов РФ сейчас оказались и промышленно развитые регионы, где основные добывающие или обрабатывающие производства находятся в сложном положении в связи с разрывом или усложнением логистики экспортно-импортных поставок. Для таких регионов сейчас характерен серьезный промышленный спад, сопровождающийся при этом падением объемов строительных работ, а также падением розничного товарооборота и объемов платных услуг, оказанных населению.

Необходимые действия

Очевидно, что в текущей ситуации развитие экономики регионов будет зависеть в первую очередь от состояния регионального бизнеса – прежде всего, малого и среднего. В этой связи первоочередной задачей экономической политики государства становится создание условий, в которых бизнес сможет разрешить возникшие трудности, адаптироваться к новой ситуации на рынках, реализовать свои предпринимательские идеи.
Таким образом, необходима реализация мер, обеспечивающих снятие барьеров для развития бизнеса и стимулирующих инвестиции. Приоритетными должны стать такие задачи, как насыщение российского рынка финансовыми ресурсами (за счет развития рынка ценных бумаг и создания стимулов для привлечения инвесторов на фондовый рынок), снятие инфраструктурных ограничений в транспортно-логистической сфере (путем ускоренной реализации транспортных проектов, а также развертывания сети логистических центров на всей территории страны), расширение налоговых стимулов инвестиций в основной капитал, а также продолжение работы по декриминализации предпринимательской деятельности.
Важно и то, что такие меры не могут быть реализованы одними только региональными правительствами. Необходимо активное участие в реализации этих мер со стороны федерального Правительства, а также Банка России в части развития финансового рынка. Наряду с этим, требуется также и законодательное расширение возможностей муниципалитетов по привлечению финансирования на строительство инфраструктуры (путем внесения в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ изменений, устанавливающих, что целью выпуска муниципальных займов может быть реализация инвестиционных проектов на уровне муниципалитета).

"Экономика регионов: итоги I-III кварталов 2022 года"
Изменения в основных секторах экономики на региональном уровне отражают продолжающуюся структурную трансформацию: одни регионы перешли к активному росту в промышленности, строительстве и сфере услуг, однако другие продолжают претерпевать спад в этих секторах. На этом фоне важным фактором, поддерживающим рост, оказался высокий урожай, определивший высокие темпы роста в сельском хозяйстве. В противовес этому серьезное сдерживающее влияние на региональную экономику продолжает оказывать слабый потребительский спрос, приводящий к сдерживанию розничной торговли.

Изменение выпуска в основных секторах экономики
В январе-сентябре 2022 г. в целом по стране ситуация с выпуском в основных секторах экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, розничная торговля и платные услуги населению) в корне отличается от аналогичного периода 2021 г. (см. рис. 1). Высокие темпы роста в сфере платных услуг населению, розничной торговле, промышленности и строительстве, характерные для 2021 г. на фоне восстановления после кризисного 2020 г., в условиях 2022 г. оказались существенно ниже или вовсе отрицательными. В то же время высокий урожай 2022 г. стал основной причиной значительного ускорения выпуска в сельском хозяйстве. В итоге основными драйверами роста в экономике многих регионов стали сельское хозяйство и строительство, продемонстрировавшие уверенный рост (по 5,2% в годовом выражении).

Особенности изменения выпуска на региональном уровне
На региональном уровне в январе-сентябре 2022 г. наблюдалась крайне разнообразная динамика выпуска в основных рассматриваемых секторах экономики (см. рис. 2). Характерной особенностью стало то, что количество регионов в зоне стагнации (с динамикой выпуска от -1% до +1% включительно) оказалось небольшим, и основная часть регионов находится либо в фазе спада, либо в фазе роста. Все это, как представляется, отражает происходящую структурную трансформацию в экономике, когда большинство компаний не может работать по прежним «лекалам» и сталкивается с разнообразными изменениями внешней среды – с изменением потребительского спроса, сменой поставщиков и партнеров, изменениями в логистике, сфере регулирования и др. При этом речь одновременно может идти как о закрытии ранее существовавших возможностей на рынке, так и об открытии новых возможностей (например, вызванных уходом части иностранных компаний из России). В силу этого часть компаний, сумевших трансформироваться к новым условиям, наращивает выпуск продукции, в то время как другая часть, напротив, испытывает спад производства.

Все это находит свое отражение прежде всего в промышленности, где в январе-сентябре 2022 г. в 36 субъектах РФ наблюдался спад объемов промышленного производства (при этом в 17 субъектах РФ наблюдался сильный спад, где средний темп падения составил -10,4% в годовом выражении), а в других 36 субъектах РФ – рост промышленного производства (из них в 17 регионах – уверенный рост со средним темпом 12,0%). В ряде регионов (таких как Республика Тыва, Республика Дагестан, г. Севастополь и др.) сложились рекордно высокие темпы промышленного роста, связанные с запуском ряда новых инвестпроектов в добывающей и обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, необходимо учитывать, что для данных регионов срабатывает статистический эффект «низкой базы». При этом для ряда промышленно развитых регионов характерны более «скромные» темпы роста выпуска в промышленности. Например, в январе-сентябре 2022 г. промышленность Республики Татарстан увеличила объемы выпуска на 8,5%, Красноярского края – на 4,8%, Иркутской области – на 4,1%, Ростовской области – на 1,3%, Московской области – на 0,6%.
Во многом схожая ситуация наблюдается в строительстве, где подавляющее большинство субъектов РФ в январе-сентябре 2022 г. столкнулось либо с резким спадом (для 29 регионов РФ спад объема строительных работ составил от 5% до более чем 30% в годовом выражении), либо с уверенным ростом объемов строительства (для 39 субъектов РФ рост составил от 5% до 60-80% в годовом выражении). Высокие темпы роста объемов строительных работ, как правило, связаны с реализацией крупных проектов в сфере транспортной инфраструктуры (например, во Владимирской области, где ведется строительство новой трассы М-12 «Москва-Казань», темпы роста объемов строительных работ в январе-сентябре 2022 г. составили рекордные +84,5% в годовом выражении). При этом причины резкого спада объемов строительных работ весьма разнятся – от завершения инвестиционных проектов компаний до падения объемов строительства жилья в связи с низким платежеспособным спросом населения.
В отличие от этого, в сельском хозяйстве ситуация в регионах выглядит значительно более позитивной. В январе-сентябре 2022 г. 45 субъектов РФ продемонстрировали уверенный рост сельхозвыпуска (5% и более в годовом выражении), а еще 16 субъектов РФ – умеренный рост (от 1% до 5%). Среди регионов с уверенным ростом выпуска в сельском хозяйстве немало регионов с сильной сельскохозяйственной специализацией (например, в Краснодарском крае выпуск в сельском хозяйстве в январе-сентябре 2022 г. вырос на 6,5%, в Алтайском крае – на 7,0%, в Ростовской области – на 11,9%, в Волгоградской области – на 20,0% и т.д.). Спад в сельском хозяйстве (от 1,5% до 15,8% в годовом выражении в январе-сентябре 2022 г.) наблюдался только в 14 регионах. Вместе с тем, устойчивость роста выпуска в сельском хозяйстве в будущем зависит не только от погодных и климатических факторов, но и от организации хранения и переработки собранного урожая – особенно в ситуации, когда его экспорт ограничен. При этом, судя по сообщениям, в ряде регионов сельхозпроизводители уже столкнулись с тем, что выросший урожай (или улов рыбы) в связи с ограничениями мощностей по переработке и хранению сельхозсырья становится невозможно ни сохранить, ни переработать, что снижает стимулы для расширения выпуска в следующем сезоне.
В сфере платных услуг для населения большинство регионов также демонстрирует рост объемов выпуска. В 42 субъектах РФ этот рост составил от 1% до 5% в годовом выражении, а в 14 субъектах РФ – 5% и более. Примечательно, что такие темпы роста сохранились на фоне «высокой базы» января-сентября прошлого года, когда сфера платных услуг проходила восстановительный рост после карантинных ограничений 2020 года. Положительные темпы роста объемов платных услуг населению связаны прежде всего с ростом объемов туристских услуг (рост составил +30,2% в январе-сентябре 2022 г. в годовом выражении) в связи с развитием внутреннего туризма, услуг культуры (+17,7%), а также услуг в сфере физкультуры и спорта (+14,3%). В то же время для ряда регионов – традиционных туристических направлений, где в этом году ухудшилась транспортная доступность в связи с ограничением на перелеты, объемы платных услуг для населения снизились. Так, в Республике Крым объем платных услуг населению в январе-сентябре 2022 г. сократился на 8,2% в годовом выражении, в Республике Адыгея – на 4,6%.
При этом в сфере розничной торговли продолжаются негативные тенденции. По итогам января-сентября 2022 г. 63 субъекта РФ столкнулись с умеренным (на 1-5%) или сильным (5% и более) спадом по обороту розничной торговли в годовом выражении. Для сравнения, рост розничного товарооборота с темпом выше 1% в годовом выражении наблюдался только в 11 субъектах РФ, причем уверенный рост (с темпом 5% и выше) – только в 1 регионе (Кабардино-Балкарская Республика). Такая ситуация в розничной торговле вызвана действием сразу нескольких факторов. Во-первых, это необходимость адаптации торговых компаний к новым условиям – ограничениям импорта, усложнению логистики и т.д. Во-вторых, это сохраняющаяся уже долгое время слабость потребительского спроса, вызванная в первую очередь сокращением реальных доходов населения. Примечательно, что Кабардино-Балкарская Республика, где темпы роста розничного товарооборота в январе-сентябре 2022 г. оказались самыми высокими среди регионов России (11,2% в годовом выражении), в 2022 г. находится в числе лидеров по темпам роста реальных доходов населения (что, в свою очередь, связано с ростом добывающих производств, а также увеличением выпуска в сельском хозяйстве).
Ситуация по федеральным округам
В январе-сентябре 2022 г. в большинстве федеральных округов России наблюдался рост выпуска в сельском хозяйстве, строительстве и сфере платных услуг для населения на фоне падения оборота розничной торговли и стагнации в промышленности. Структурные изменения в экономике на региональном уровне привели к тому, что регионы Северо-запада и Урала с более развитыми машиностроительными и металлургическими производствами сейчас оказались в сложном положении. Так, в январе-сентябре 2022 г. в Северо-Западном ФО 4 сектора из 5 рассматриваемых находились в зоне спада или стагнации, и ни один сектор не находился в зоне уверенного роста. Регионы Уральского ФО также столкнулись с падением или стагнацией выпуска в 3 из 5 рассматриваемых секторов (см. табл. 1). В противоположность этому, в более выигрышном положении по сравнению с другими федеральными округами оказались регионы Сибирского и Северо-Кавказского ФО, где падение или стагнация выпуска были зафиксированы только в 1 секторе (розничная торговля).

Регионы с наилучшей и наихудшей ситуацией в экономике
В январе-сентябре 2022 г. лидирующее положение по темпам роста выпуска в ключевых секторах экономики заняли 4 субъекта РФ – это Кабардино-Балкарская Республика, Новосибирская область, Республика Дагестан и Чеченская Республика (см. табл. 2). Во всех перечисленных субъектах РФ достигнуты высокие показатели по темпам роста в строительстве, что говорит о создании основы для будущего роста (включая строительство инфраструктуры, а также создание и модернизацию основных фондов компаний). Кроме того, в этих регионах возрос выпуск в промышленности и сельском хозяйстве. Все это позволило обеспечить восстановление потребительского спроса, что и выразилось в положительных темпах роста не только в сфере платных услуг населению, но и в сфере розничной торговли. Вместе с тем, необходимо учитывать, что наблюдаемые высокие темпы отчасти связаны с эффектом «низкой базы» в прошлых периодах, что создает риски неустойчивости таких темпов роста в будущем.

Наряду с этим, в еще 22 субъектах РФ (см. табл. 2) в январе-сентябре 2022 г. сложилась достаточно позитивная ситуация с ростом выпуска в 4 из 5 рассматриваемых секторов экономики. В числе этих регионов – не только регионы Сибири и Северного Кавказа (макрорегионов, где в целом экономическая ситуация оказалась более благоприятной), но и сумевшие в достаточной степени адаптироваться к новым условиям регионы Приволжского, Уральского, а также Центрального ФО. Для подавляющего большинства таких субъектов РФ характерен рост в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, в то время как оборот розничной торговли имеет негативную динамику.
Вместе с тем, 9 регионов России в январе-сентябре 2022 г. оказались в достаточно сложной ситуации, столкнувшись с падением выпуска в 4 или 5 рассматриваемых секторов экономики (см. табл. 3). Важно отметить, что среди таких субъектов РФ – не только регионы, развитие которых было затруднено и до 2022 г. (например, в связи с недостаточным уровнем инфраструктурной оснащенности, что препятствовало инвестициям). В числе таких субъектов РФ сейчас оказались и промышленно развитые регионы, где основные добывающие или обрабатывающие производства находятся в сложном положении в связи с разрывом или усложнением логистики экспортно-импортных поставок. Для таких регионов сейчас характерен серьезный промышленный спад, сопровождающийся при этом падением объемов строительных работ, а также падением розничного товарооборота и объемов платных услуг, оказанных населению.

Необходимые действия

Очевидно, что в текущей ситуации развитие экономики регионов будет зависеть в первую очередь от состояния регионального бизнеса – прежде всего, малого и среднего. В этой связи первоочередной задачей экономической политики государства становится создание условий, в которых бизнес сможет разрешить возникшие трудности, адаптироваться к новой ситуации на рынках, реализовать свои предпринимательские идеи.
Таким образом, необходима реализация мер, обеспечивающих снятие барьеров для развития бизнеса и стимулирующих инвестиции. Приоритетными должны стать такие задачи, как насыщение российского рынка финансовыми ресурсами (за счет развития рынка ценных бумаг и создания стимулов для привлечения инвесторов на фондовый рынок), снятие инфраструктурных ограничений в транспортно-логистической сфере (путем ускоренной реализации транспортных проектов, а также развертывания сети логистических центров на всей территории страны), расширение налоговых стимулов инвестиций в основной капитал, а также продолжение работы по декриминализации предпринимательской деятельности.
Важно и то, что такие меры не могут быть реализованы одними только региональными правительствами. Необходимо активное участие в реализации этих мер со стороны федерального Правительства, а также Банка России в части развития финансового рынка. Наряду с этим, требуется также и законодательное расширение возможностей муниципалитетов по привлечению финансирования на строительство инфраструктуры (путем внесения в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ изменений, устанавливающих, что целью выпуска муниципальных займов может быть реализация инвестиционных проектов на уровне муниципалитета).

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )