28.02.2020

Государственные закупки по регионам России

Госзакупки в стране характеризуются не только значительным уровнем регионального протекционизма, но и чрезвычайно высокой долей Москвы в качестве как заказчика, так и поставщика товаров и услуг

Согласно новому «Рейтингу регионального протекционизма», опубликованному на этой неделе на портале «Госрасходы», в 2019 г. 65,8% контрактов на поставку товаров и услуг для региональных органов власти заключалось с поставщиками из этого же региона. Как указывается в материалах Счетной палаты, это свидетельствует «об отсутствии конкуренции и избыточности механизмов протекционизма». Однако на основе данных опубликованного рейтинга можно сделать еще ряд выводов, которые свидетельствуют о перекосах в экономическом развитии субъектов РФ, низком уровне конкуренции и взаимодействия регионов в процессе реализации госзакупок.
Наибольший объем госзакупок сосредоточен в центральной части страны, прежде всего в Москве
Более трети всех госзакупок в стране приходится на Московский регион. При этом доля Москвы в общей сумме контрактов в 2019 г. составляла 28,8%, а Московской области – 5,8%. Такие показатели превышают даже и без того высокие значения долей этих регионов в экономике страны. Так, по последним имеющимся данным за 2018 г., доля Москвы составляла 21,0% в совокупном ВРП России, а доля Московской области – 4,9%.
На весь Центральный федеральный округ в прошлом году приходилось 43,0% общей суммы госзакупок в стране. Для сравнения, даже совокупная доля Сибирского и Дальневосточного федеральных округов была значительно ниже. Так, на Сибирь в 2019 г. приходилось лишь 8,0% общей суммы госконтрактов, на Дальний Восток – 7,1%. При этом доля Сибирского ФО в совокупном ВРП (9,8% в 2018 г.) превышает его долю в общем объеме госзакупок. Наименьшая же доля госзакупок в прошлом году приходилась на Северо-Кавказский федеральный округ (3,2%). В целом, кроме Москвы и Московской области, лишь у 11 регионов доля в общей сумме госзакупок в стране составляла 1,5% и более (см. рис. 1).
Москва является и ключевым поставщиком по госконтрактам для подавляющего большинства регионов России
По расчетам ИКСИ, более четверти (26,8% в 2019 г.) общего объема госконтрактов во всех регионах страны заключается с поставщиками из Москвы. Если исключить из расчета саму Москву, то доля столицы в госзакупках прочих регионах составляет меньшее значение – 14,4%. Однако в ряде регионов зависимость от поставок из Москвы существенно превышает средний уровень. Так, в Московской области доля Москвы в общей сумме поставок по госконтрактам составляла в прошлом году 40,3%, в Тамбовской обл. – 38,0%, Калужской обл. – 37,6%, Смоленской обл. – 30,9%, Магаданской обл. – 30,6% (см. рис. 2).
Конечно, наиболее зависимы от поставок из Москвы регионы Центрального федерального округа. Доля контрактов со столицей в общей сумме госзаказов из данных регионов, за исключением самой Москвы, составляла в прошлом году 29,5%. Однако в целом по стране Москва сегодня является первым по значимости регионом для 4 субъектов РФ, вторым по значимости – для 62 субъектов РФ и третьим по значимости – еще для 10 субъектов РФ. Исключениями из этого списка стали лишь Республика Карелия, Вологодская область, Краснодарский край, Пензенская область, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Алтай и Бурятия.
Таким образом, регионы не только преимущественно заключают госконтракты с местными поставщиками и слабо взаимодействуют с соседними субъектами РФ, но и во многом зависят от поставок из Москвы. Данная тенденция свидетельствует о крайне низком уровне развития экономического взаимодействия между регионами, что снижает эффективность поставок по госконтрактам и тормозит темпы экономического роста в стране в целом.

Государственные закупки по регионам России
Госзакупки в стране характеризуются не только значительным уровнем регионального протекционизма, но и чрезвычайно высокой долей Москвы в качестве как заказчика, так и поставщика товаров и услуг

Согласно новому «Рейтингу регионального протекционизма», опубликованному на этой неделе на портале «Госрасходы», в 2019 г. 65,8% контрактов на поставку товаров и услуг для региональных органов власти заключалось с поставщиками из этого же региона. Как указывается в материалах Счетной палаты, это свидетельствует «об отсутствии конкуренции и избыточности механизмов протекционизма». Однако на основе данных опубликованного рейтинга можно сделать еще ряд выводов, которые свидетельствуют о перекосах в экономическом развитии субъектов РФ, низком уровне конкуренции и взаимодействия регионов в процессе реализации госзакупок.
Наибольший объем госзакупок сосредоточен в центральной части страны, прежде всего в Москве
Более трети всех госзакупок в стране приходится на Московский регион. При этом доля Москвы в общей сумме контрактов в 2019 г. составляла 28,8%, а Московской области – 5,8%. Такие показатели превышают даже и без того высокие значения долей этих регионов в экономике страны. Так, по последним имеющимся данным за 2018 г., доля Москвы составляла 21,0% в совокупном ВРП России, а доля Московской области – 4,9%.
На весь Центральный федеральный округ в прошлом году приходилось 43,0% общей суммы госзакупок в стране. Для сравнения, даже совокупная доля Сибирского и Дальневосточного федеральных округов была значительно ниже. Так, на Сибирь в 2019 г. приходилось лишь 8,0% общей суммы госконтрактов, на Дальний Восток – 7,1%. При этом доля Сибирского ФО в совокупном ВРП (9,8% в 2018 г.) превышает его долю в общем объеме госзакупок. Наименьшая же доля госзакупок в прошлом году приходилась на Северо-Кавказский федеральный округ (3,2%). В целом, кроме Москвы и Московской области, лишь у 11 регионов доля в общей сумме госзакупок в стране составляла 1,5% и более (см. рис. 1).
Москва является и ключевым поставщиком по госконтрактам для подавляющего большинства регионов России
По расчетам ИКСИ, более четверти (26,8% в 2019 г.) общего объема госконтрактов во всех регионах страны заключается с поставщиками из Москвы. Если исключить из расчета саму Москву, то доля столицы в госзакупках прочих регионах составляет меньшее значение – 14,4%. Однако в ряде регионов зависимость от поставок из Москвы существенно превышает средний уровень. Так, в Московской области доля Москвы в общей сумме поставок по госконтрактам составляла в прошлом году 40,3%, в Тамбовской обл. – 38,0%, Калужской обл. – 37,6%, Смоленской обл. – 30,9%, Магаданской обл. – 30,6% (см. рис. 2).
Конечно, наиболее зависимы от поставок из Москвы регионы Центрального федерального округа. Доля контрактов со столицей в общей сумме госзаказов из данных регионов, за исключением самой Москвы, составляла в прошлом году 29,5%. Однако в целом по стране Москва сегодня является первым по значимости регионом для 4 субъектов РФ, вторым по значимости – для 62 субъектов РФ и третьим по значимости – еще для 10 субъектов РФ. Исключениями из этого списка стали лишь Республика Карелия, Вологодская область, Краснодарский край, Пензенская область, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Алтай и Бурятия.
Таким образом, регионы не только преимущественно заключают госконтракты с местными поставщиками и слабо взаимодействуют с соседними субъектами РФ, но и во многом зависят от поставок из Москвы. Данная тенденция свидетельствует о крайне низком уровне развития экономического взаимодействия между регионами, что снижает эффективность поставок по госконтрактам и тормозит темпы экономического роста в стране в целом.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )