
Вера Кононова в своей колонке для Известий — о том, во сколько высокая ставка ЦБ обходится казне
Слишком долго находящаяся на высоком уровне ключевая ставка стала самой обсуждаемой темой в экономических кругах летом 2025 года — и на июньском ПМЭФ, и на июльском Финансовом конгрессе ЦБ. Жесткую политику Банка России называют основной причиной не просто замедления, но уже охлаждения экономики.
В этом контексте рассмотреть важно и влияние ключевой ставки на бюджет — связь между ними становится всё теснее. После июньского решения Банка России о снижении ключевой с 21 до 20% первый вице-премьер Денис Мантуров оценил, что это позволит государству сэкономить около 260 млрд рублей — за счет субсидирования процентных ставок. Аналогичные оценки ранее, еще в 2023-м, давал замглавы Минфина Владимир Колычев — 220 млрд рублей. Причем эта сумма учитывала не только расходы на субсидирование процентных ставок, но и на обслуживание госдолга (выплаты по ОФЗ).
Дело в том, что размер многих видов субсидий напрямую зависит от ключевой ставки: чем она выше, тем больше оказывается и разница между льготным процентом и рыночным, а значит, всё более крупную сумму нужно компенсировать кредитору из федерального бюджета. Кроме того, повышение ключевой влияет на заемщиков, имеющих возможность брать кредиты с господдержкой: во-первых, такие ссуды становятся всё более востребованными, во-вторых, стимулы к их досрочному погашению пропадают, ведь выгоднее становится разместить средства на депозите.
Если же добавить к этому и необходимость обслуживания госдолга по более высоким ставкам, а также расходы бюджета на докапитализацию институтов развития и ведущих участников финансового рынка, то масштабы зависимости бюджета от изменений ключевой ставки становятся еще заметнее.
Яркий пример — цифры прошлогоднего финансового плана. Согласно закону о федеральном бюджете, принятому в ноябре 2023-го, на субсидирование процентных ставок по кредитам и иные аналогичные выплаты (субсидии на выплаты купонного дохода и лизинговые платежи) в 2024 году планировалось направить 983 млрд рублей. А в итоге вышло почти 1,85 трлн рублей — вдвое выше первоначального плана.
Рост расходов в первую очередь был связан с ипотечными программами (несмотря на их ограничение в середине года), на которые было направлено 1,1 трлн рублей. Увеличились и субсидии по кредитам для бизнеса.
Очевидно, что зависимость федерального бюджета от ключевой ставки по мере ее повышения возрастает, и этому фактору стоит уделять всё больше внимания при разработке и исполнении бюджета. Однако, как видится, даже несмотря на опыт прошлого года, не всегда этому уделяется должное внимание.
Прежде всего это проявляется в том, что во всех публичных документах, связанных с подготовкой федерального бюджета, ключевая ставка либо вообще не упоминается, либо возникает в каком-либо ином контексте, вне ее влияния на довольно объемную часть расходов. Например, ключевая не упоминается в «Основных направлениях налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2025 год», хотя в этом документе рассматриваются и условия функционирования экономики, и основные статьи расходов бюджета.
legendakorenevo.ru
Реклама
Квартиры в г. Люберцы от 4,5 млн. без первого взноса
himkitime.ru
Реклама
1-комнатная квартира в Химках, м. Ховрино. 6 094 774 ₽
А в пояснительной записке к федеральному бюджету на 2025 год — обширном многостраничном документе, объясняющем все бюджетные проектировки, — ключевая ставка упоминается лишь однажды, но только как фактор увеличения поступлений НДФЛ. Наконец, в самом законе о федбюджете она упоминается лишь как параметр, используемый при расчете субсидий для экологического оператора.
В 2026 году Банк России прогнозирует среднегодовую ключевую на уровне 13–14%. Однако с учетом нынешнего уровня переход ставки в этот диапазон должен означать ее довольно быстрое снижение. И хотя глава ЦБ Эльвира Набиуллина на Финконгрессе и заявила, что в июле с большой вероятностью регулятор рассмотрит дальнейшее смягчение политики и будет обсуждать шаг движения вниз, все-таки до названного уровня еще далеко.
Но если на 2026 год расходы федерального бюджета будут спроектированы по ставкам ниже фактических, мы опять столкнемся с непредвиденным ростом трат и дальнейшим увеличением его дефицита.
Как представляется, в сложившейся ситуации, когда ключевая подвергается достаточно серьезным и при этом зачастую резким изменениям, для качественного бюджетного планирования на федеральном уровне необходим детальный анализ ее влияния на основные виды расходов бюджета и его дефицит. Это может стать основной, чтобы ЦБ и кабмин взаимодействовали более тесно и искали компромиссы между политикой оптимизации бюджетных расходов, развитием экономики и сдерживанием инфляции.
Автор — заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований