"Таблетка счастья на колесах: россияне нашли спасение от кризиса в автокредитах"
Июль этого года оказался по-настоящему высоким сезоном для российского авторынка. Дилеры зафиксировали резкий рост продаж автомобилей практических всех брендов. При этом покупатели активно использовали заемные средства.
По данным аналитиков бюро кредитных историй «Эквифакс», по такой схеме за месяц было приобретено 82,5 тысячи машин. По количеству этот показатель на 15% больше, чем в июне.
Кроме того, на 19% увеличился объем выданных автокредитов, что вроде бы должно свидетельствовать о переключении потребительского спроса на более дорогие модели. На самом деле за этим стоит рост цен во всех сегментах рынка.
Впрочем, отечественный автопром оказался не способен поддержать восходящий тренд. Спад начался в августе – продажи в годовом выражении сократились на 0,5%. По словам генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Дениса Петрунина, на ситуацию повлиял дефицит автомобилей на складах дилеров. «Покупательский спрос держится на высоком уровне. Если бы автомобили были в наличии, думаю, каждый дилер мог бы продать как минимум на 20% больше», – пояснил он «Профилю».
Эксперт уверен: пустые автосалоны – явление временное. Машины, производимые на российских заводах, появятся в продаже во второй половине сентября. Окончательно положение стабилизируется в октябре–ноябре, считает Денис Петрунин.
При этом по импортным брендам дефицит, скорее всего, сохранится. «Рост цен на автомобили снижает оптимизм автопроизводителей в отношении российского рынка. Поэтому они корректируют планы по импорту в меньшую сторону», – говорит эксперт.
Действительно, за первые шесть месяцев новые автомобили подорожали почти на 9% по сравнению с прошлым годом. Одна из основных причин – ослабление рубля, случившееся в марте из-за обвала мировых цен на нефть.
Прежде всего это отразилось на авто премиальных брендов стоимостью от 4,5 млн до 6 млн рублей – цены в среднем выросли на 14%. В бюджетном сегменте машины стали дороже на 7%, отметил Денис Петрунин.
В сентябре большинство автопроизводителей вновь подняли цены – от 10 тыс. до 100 тыс. рублей, в зависимости от бренда и модели. Таким образом, клиентам выгоднее купить сейчас автомобиль в кредит, чем пытаться накопить на него, констатирует собеседник «Профиля».
Условия, которые предлагают банки, достаточно привлекательные. Однако бум автокредитования ситуацию спасти не может. Прогноз Дениса Петрунина на 2020 год – рынок сократится на 20–25%.
Схожей точки зрения придерживается аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрий Плеханов. Активизацию автокредитования в июле он связывает с реализацией отложенного спроса.
«В апреле–мае, когда из-за пандемии COVID-19 в России был введен режим самоизоляции, выдача автокредитов сократилась на 50–80%. Так что быстрый рост показателей с начала лета был ожидаем», – подчеркнул эксперт.
Дмитрий Плеханов не исключает, что новые автокредиты во многих случаях люди берут для рефинансирования действующих. Также заемные средства используют при покупке подержанных машин. И в том, и в другом случае автокредитование не влияет на показатели продаж новых автомобилей, отмечает аналитик.
Основатель компании MUST Insurance Антон Редько напоминает о рисках, которые уже в ближайшее время могут отразиться на показателях отечественного автопрома.
«Причиной июльского всплеска спроса на автомобили, конечно, был отложенный спрос. Люди несколько месяцев практически ничего не покупали, при этом многие даже в условиях самоизоляции продолжали зарабатывать, как и раньше», – говорит он.
Но этот фактор сохраняется максимум 1–1,5 месяца. Осенью ситуация в экономике может ухудшиться, особенно если придет вторая волна пандемии, продолжил Антон Редько.
Падение авторынка будет болезненным. Наибольшие темпы снижения продаж следует ожидать в массовом сегменте, тогда как спросу на машины премиального класса едва ли что угрожает.
«История повторяется каждый кризис. Дорогой автомобиль – как таблетка для счастья, когда все рушится. Обеспеченные люди покупают дорогие авто, чтобы поднять себе настроение», – подытожил Антон Редько.
В свою очередь, финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский исходит из того, что ослабление рубля повлияет на динамику рынка не ранее четвертого квартала 2020 года. По его словам, автодилеры будут стараться поддержать продажи, просевшие в первом полугодии из-за эпидемии.
Однако действие отложенного спроса неизбежно закончится, исчерпает себя и макроэкономический оптимизм. При таком раскладе российский авторынок вновь может перейти к стагнации и завершит год падением основных показателей, не исключает Роман Ромашевский.
«Ситуация, сложившаяся сегодня, выглядит неоднозначно. Это определяется существенным изменением динамики объемов новых автомобилей продаж от месяца к месяцу», – напоминает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко.
Снижение курса рубля к доллару и евро не могло не повлиять на ценовую политику автопроизводителей, что привело к подорожанию машин в первом полугодии. Ожидание дальнейшего роста цен стало решающим аргументом для покупателей после отмены режима самоизоляции.
Результат – более 122,6 тысячи реализованных легковых автомобилей, что почти в два раза больше показателей мая. Июль закрепил успех – продажи составили почти 142 тысячи машин. Причем рост во многом обеспечила пролонгация правительством программы господдержки автопрома, в том числе и выдача льготных автокредитов, полагает Олег Чередниченко.
Однако вынужденный простой автозаводов в период пандемии породил дефицит новых машин, тем самым подпортил статистику. За последний месяц лета было продано немногим более 137,5 тысячи автомобилей.
Дальнейшую динамику предсказать сложно. Если ситуация будет относительно стабильна, то российский рынок завершит год с результатом 1,34 млн проданных новых автомобилей, подчеркнул Олег Чередниченко.
Источник: Профиль