28.09.2021

"Парниковые газы над Поднебесной могут дорого обойтись россиянам"

Наталья Чуркина – о том, что энергетический кризис может приобрести глобальный характер, поскольку все большее число стран сталкивается и с дефицитом энергоресурсов, и с ростом цен на них

Борьба с выбросами привела к энергетическому кризису в КНР

Энергетический кризис в Китае, вызванный как рыночными, так и административными причинами, может привести к перебоям с поставками огромного количества товаров по всему миру. Автопроизводители по всему миру уже страдают из-за нехватки электронных чипов для автомобилей. Российские экспортеры энергоносителей могут получить временную выгоду от этой ситуации. Однако волна высоких цен на уголь и газ может спровоцировать цунами импортированной инфляции.
Экономика Китая столкнулась с настоящим энергетическим кризисом. С прошлой недели во многих частях Северо-Восточного Китая было введено нормирование на расход электроэнергии в часы пик. Нехватка электричества коснулась жителей провинций Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян, экономики которых сопоставимы по размерам с Канадой или Австралией. Там проживает почти 100 млн человек. В некоторых городах жителей просят не пользоваться в часы пик бойлерами и микроволновками, горожане пишут в соцсетях, что их дома перестали отапливать, а на улицах не работают светофоры. Торговые центры закрываются раньше положенного, уже в 16 часов.

Компании, в том числе некоторые предприятия Apple и Tesla, заявили, что из-за ограничения мощности было остановлено производство. На некоторых оно возобновится не ранее 30 сентября. По оценке инвестиционного банка Goldman Sachs, перебои с электричеством коснулись 44% промышленности Китая. Сильнее других пострадали сталелитейная, алюминиевая и цементная промышленность: приостановлено около 7% производственных мощностей по производству алюминия, 29% национального производства цемента, сообщили аналитики Morgan Stanley. Ущерб нанесен также производителям химикатов, красителей, мебели. По прогнозам, следующими с перебоями в поставках электроэнергии могут столкнуться производители бумаги и стекла.

Дефицит электроэнергии в Китае возник на фоне ограничения поставок угля и ужесточения стандартов выбросов, пишет Reuters. Китай, крупнейший в мире потребитель энергии и источник парниковых газов, стремится довести выбросы углерода до нуля к 2060 году. Для достижения своих целей в 2021 году он намерен снизить энергоемкость примерно на 3%.

Проблемы с электричеством в Китае начались еще летом. В июле власти начали плановые отключения в Пекине и Сиане, где потребление выросло до рекордных значений. Тогда аналитики связывали это с жаркой летней погодой. Кроме того, 16 июля в Китае начала работать новая система обмена квотами на эмиссию углерода – крупнейшая подобная система, с помощью которой Пекин надеется сократить выбросы парниковых газов заводами. Западные СМИ отмечают также, что причиной кризиса является давление центральной власти на региональные, стремление Пекина срочно очистить небо к зимней Олимпиаде 2022 года, а также бойкот австралийских энергоносителей из-за дипломатического конфликта.

Национальная энергетическая администрация приказала угольным и газовым компаниям обеспечить достаточное количество энергии для готовности к зимнему скачку потребления. Одна из энергетических компаний написала в соцсетях, что перебои продлятся всю зиму, а внезапное отключение электричества станет новой нормой. Хотя пост удалили, вскоре похожее заявление прозвучало уже по официальному телеканалу, сообщило агентство Reuters.

Шок энергоснабжения второй по величине экономики мира и крупнейшего производителя будет распространяться и влиять на мировые рынки, заявили аналитики японской финансовой компании Nomura. Они снизили прогноз роста китайской экономики на третий и четвертый кварталы 2021 года до 4,7 и 3,0% соответственно с 5,1 и 4,4%, а годовой прогноз – до 7,7 с 8,2%. Аналитики Morgan Stanley говорят, что сокращение производства, если оно будет продолжительным, может снизить рост ВВП страны на 1 процентный пункт в четвертом квартале. Goldman Sachs также снизил прогноз по экономическому росту Китая: теперь он ожидает роста на 7,2% вместо 8,2%.

«У этого кризиса есть несколько объективных и субъективных причин, – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – Во-первых, уголь на китайском рынке подорожал, и его не хватает, а китайская электрогенерация остается преимущественно угольной, несмотря на все усилия китайских властей». Угольный конфликт Китая и Австралии привел к подорожанию угля, а также сокращению объемов поставок. В отдельные месяцы уголь в Китае стоил дороже, чем в Индии, на 100 долл. за тонну. «Сначала это привело к сокращению выпуска стали, а теперь мы видим, что пострадала и электрогенерация. Во-вторых, китайская экологическая политика приводит к ограничению эмиссии CO2, и китайские власти пока в ручном режиме ограничивают работу отдельных промышленных предприятий, которые относятся к энергоемким. В-третьих, глобальный всплеск инфляции привел к росту цен на сырье, в том числе на уголь, газ и другие виды топлива, то есть издержки электрогенерирующего сектора растут, а тарифы ограничены, и сектор не может переложить расходы на промышленный сектор, например, повысив стоимость киловатт-часа. Ситуация будет сглажена будущими выходными в честь Дня образования КНР, но она тем не менее требует от китайских властей оперативного реагирования», – перечисляет Виталий Манкевич.

Китайский опыт доказывает, что энергопереход проходит далеко не беспроблемно, сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Ставка на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в Китае не такая жесткая, как в Европе. Однако и в Китае оказалось невозможным одновременно не допустить роста энергопотребления и сократить выбросы, сохраняя при этом экономический рост. Если Китай не хочет отказываться от экономического роста и качества жизни населения, ему придется сдерживать свои амбиции по энергопереходу. Те, кто считал, что темпы развития экономики и качество жизни никак не пострадают от ускоренного перехода к ВИЭ, оказались неправы», – полагает Митрахович.

Степень влияния ситуации в Китае на российскую экономику будет зависеть от продолжительности и глубины энергокризиса, поясняет Манкевич. «Если это пара-тройка дней, то промышленность запустит дизель-генераторы, раскидает заказы на другие фабрики и немного увеличит свои издержки. Гораздо страшнее будет затягивание этого кризиса на месяц и более. В этом случае мы увидим резкий рост стоимости энергоемкой продукции, например алюминия, стали, химической промышленности, тяжелого машиностроения. С одной стороны, для России это будет хорошо, в том числе за счет роста выручки сырьевых компаний, роста экспорта и улучшения сальдо платежного баланса. С другой стороны, могут нарушиться цепочки продукции с высокой добавленной стоимостью, что приведет к ее дефициту и росту цен на нее. Негативный эффект от этого перекроет позитивный», – говорит эксперт.

Энергетический кризис в Китае может стать политическим аргументом для переноса части производств из Китая в другие страны Азии, в первую очередь Вьетнам, Индонезию и Индию, полагает Манкевич. «Однако бизнесу не очень хочется делать капитальные инвестиции в сотни миллионов долларов, когда можно обойтись и без них», – рассуждает эксперт. В качестве других последствий он называет рост инфляции, удорожание сырья, разрыв цепочек поставок.

Энергетический кризис может приобрести и глобальный характер, поскольку все большее число стран сталкивается и с дефицитом энергоресурсов, и с ростом цен на них, сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. «Связано это с целым комплексом причин. Восстановление экономик большого числа стран, а также температурные отклонения, вызывающие рост потребностей в отоплении или кондиционировании воздуха, приводят к росту спроса и цен на электроэнергию. Политические конфликты, нарушающие поставки энергоресурсов, например поставки угля из Австралии в Китай, способствуют еще большему дефициту энергии. А долгосрочный тренд на декарбонизацию энергетики и ужесточение соответствующих требований уже даже в таких традиционно угольных странах, как Китай, резко снижают гибкость энергосистем по переключению на различные виды топлива и еще больше усиливают рост цен», – говорит она.

Поскольку электроэнергетика является ключевым поставщиком для остальных отраслей, то это сказывается и будет сказываться на всей мировой экономике и усугубит еще больше экономические проблемы пандемии, говорит Чуркина. «Прежде всего это будет еще больше раскручивать мировую инфляцию. Закрытие производств в Китае еще более усугубит проблемы разрыва производственно-логистических цепочек, – отмечает эксперт. – Россия в этой ситуации может получить краткосрочные преимущества в связи с ростом цен на экспортируемые энергоресурсы. Неслучайно, например, сальдо прибылей и убытков в добыче угля выросло, по последним данным Росстата, в 16,4 раза в первом полугодии 2021 года в годовом выражении. Это практически максимальный рост среди всех видов экономической деятельности. Но необходимо понимать, что мы так же, как и весь мир, столкнемся и с еще большим ростом цен в целом, и с нарушением поставок».

В долгосрочной перспективе важен тренд на декарбонизацию, и прежде всего он важен для производителей угля, считает Чуркина.

Источник: Независимая газета

"Парниковые газы над Поднебесной могут дорого обойтись россиянам"
Наталья Чуркина – о том, что энергетический кризис может приобрести глобальный характер, поскольку все большее число стран сталкивается и с дефицитом энергоресурсов, и с ростом цен на них

Борьба с выбросами привела к энергетическому кризису в КНР

Энергетический кризис в Китае, вызванный как рыночными, так и административными причинами, может привести к перебоям с поставками огромного количества товаров по всему миру. Автопроизводители по всему миру уже страдают из-за нехватки электронных чипов для автомобилей. Российские экспортеры энергоносителей могут получить временную выгоду от этой ситуации. Однако волна высоких цен на уголь и газ может спровоцировать цунами импортированной инфляции.
Экономика Китая столкнулась с настоящим энергетическим кризисом. С прошлой недели во многих частях Северо-Восточного Китая было введено нормирование на расход электроэнергии в часы пик. Нехватка электричества коснулась жителей провинций Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян, экономики которых сопоставимы по размерам с Канадой или Австралией. Там проживает почти 100 млн человек. В некоторых городах жителей просят не пользоваться в часы пик бойлерами и микроволновками, горожане пишут в соцсетях, что их дома перестали отапливать, а на улицах не работают светофоры. Торговые центры закрываются раньше положенного, уже в 16 часов.

Компании, в том числе некоторые предприятия Apple и Tesla, заявили, что из-за ограничения мощности было остановлено производство. На некоторых оно возобновится не ранее 30 сентября. По оценке инвестиционного банка Goldman Sachs, перебои с электричеством коснулись 44% промышленности Китая. Сильнее других пострадали сталелитейная, алюминиевая и цементная промышленность: приостановлено около 7% производственных мощностей по производству алюминия, 29% национального производства цемента, сообщили аналитики Morgan Stanley. Ущерб нанесен также производителям химикатов, красителей, мебели. По прогнозам, следующими с перебоями в поставках электроэнергии могут столкнуться производители бумаги и стекла.

Дефицит электроэнергии в Китае возник на фоне ограничения поставок угля и ужесточения стандартов выбросов, пишет Reuters. Китай, крупнейший в мире потребитель энергии и источник парниковых газов, стремится довести выбросы углерода до нуля к 2060 году. Для достижения своих целей в 2021 году он намерен снизить энергоемкость примерно на 3%.

Проблемы с электричеством в Китае начались еще летом. В июле власти начали плановые отключения в Пекине и Сиане, где потребление выросло до рекордных значений. Тогда аналитики связывали это с жаркой летней погодой. Кроме того, 16 июля в Китае начала работать новая система обмена квотами на эмиссию углерода – крупнейшая подобная система, с помощью которой Пекин надеется сократить выбросы парниковых газов заводами. Западные СМИ отмечают также, что причиной кризиса является давление центральной власти на региональные, стремление Пекина срочно очистить небо к зимней Олимпиаде 2022 года, а также бойкот австралийских энергоносителей из-за дипломатического конфликта.

Национальная энергетическая администрация приказала угольным и газовым компаниям обеспечить достаточное количество энергии для готовности к зимнему скачку потребления. Одна из энергетических компаний написала в соцсетях, что перебои продлятся всю зиму, а внезапное отключение электричества станет новой нормой. Хотя пост удалили, вскоре похожее заявление прозвучало уже по официальному телеканалу, сообщило агентство Reuters.

Шок энергоснабжения второй по величине экономики мира и крупнейшего производителя будет распространяться и влиять на мировые рынки, заявили аналитики японской финансовой компании Nomura. Они снизили прогноз роста китайской экономики на третий и четвертый кварталы 2021 года до 4,7 и 3,0% соответственно с 5,1 и 4,4%, а годовой прогноз – до 7,7 с 8,2%. Аналитики Morgan Stanley говорят, что сокращение производства, если оно будет продолжительным, может снизить рост ВВП страны на 1 процентный пункт в четвертом квартале. Goldman Sachs также снизил прогноз по экономическому росту Китая: теперь он ожидает роста на 7,2% вместо 8,2%.

«У этого кризиса есть несколько объективных и субъективных причин, – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – Во-первых, уголь на китайском рынке подорожал, и его не хватает, а китайская электрогенерация остается преимущественно угольной, несмотря на все усилия китайских властей». Угольный конфликт Китая и Австралии привел к подорожанию угля, а также сокращению объемов поставок. В отдельные месяцы уголь в Китае стоил дороже, чем в Индии, на 100 долл. за тонну. «Сначала это привело к сокращению выпуска стали, а теперь мы видим, что пострадала и электрогенерация. Во-вторых, китайская экологическая политика приводит к ограничению эмиссии CO2, и китайские власти пока в ручном режиме ограничивают работу отдельных промышленных предприятий, которые относятся к энергоемким. В-третьих, глобальный всплеск инфляции привел к росту цен на сырье, в том числе на уголь, газ и другие виды топлива, то есть издержки электрогенерирующего сектора растут, а тарифы ограничены, и сектор не может переложить расходы на промышленный сектор, например, повысив стоимость киловатт-часа. Ситуация будет сглажена будущими выходными в честь Дня образования КНР, но она тем не менее требует от китайских властей оперативного реагирования», – перечисляет Виталий Манкевич.

Китайский опыт доказывает, что энергопереход проходит далеко не беспроблемно, сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Ставка на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в Китае не такая жесткая, как в Европе. Однако и в Китае оказалось невозможным одновременно не допустить роста энергопотребления и сократить выбросы, сохраняя при этом экономический рост. Если Китай не хочет отказываться от экономического роста и качества жизни населения, ему придется сдерживать свои амбиции по энергопереходу. Те, кто считал, что темпы развития экономики и качество жизни никак не пострадают от ускоренного перехода к ВИЭ, оказались неправы», – полагает Митрахович.

Степень влияния ситуации в Китае на российскую экономику будет зависеть от продолжительности и глубины энергокризиса, поясняет Манкевич. «Если это пара-тройка дней, то промышленность запустит дизель-генераторы, раскидает заказы на другие фабрики и немного увеличит свои издержки. Гораздо страшнее будет затягивание этого кризиса на месяц и более. В этом случае мы увидим резкий рост стоимости энергоемкой продукции, например алюминия, стали, химической промышленности, тяжелого машиностроения. С одной стороны, для России это будет хорошо, в том числе за счет роста выручки сырьевых компаний, роста экспорта и улучшения сальдо платежного баланса. С другой стороны, могут нарушиться цепочки продукции с высокой добавленной стоимостью, что приведет к ее дефициту и росту цен на нее. Негативный эффект от этого перекроет позитивный», – говорит эксперт.

Энергетический кризис в Китае может стать политическим аргументом для переноса части производств из Китая в другие страны Азии, в первую очередь Вьетнам, Индонезию и Индию, полагает Манкевич. «Однако бизнесу не очень хочется делать капитальные инвестиции в сотни миллионов долларов, когда можно обойтись и без них», – рассуждает эксперт. В качестве других последствий он называет рост инфляции, удорожание сырья, разрыв цепочек поставок.

Энергетический кризис может приобрести и глобальный характер, поскольку все большее число стран сталкивается и с дефицитом энергоресурсов, и с ростом цен на них, сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. «Связано это с целым комплексом причин. Восстановление экономик большого числа стран, а также температурные отклонения, вызывающие рост потребностей в отоплении или кондиционировании воздуха, приводят к росту спроса и цен на электроэнергию. Политические конфликты, нарушающие поставки энергоресурсов, например поставки угля из Австралии в Китай, способствуют еще большему дефициту энергии. А долгосрочный тренд на декарбонизацию энергетики и ужесточение соответствующих требований уже даже в таких традиционно угольных странах, как Китай, резко снижают гибкость энергосистем по переключению на различные виды топлива и еще больше усиливают рост цен», – говорит она.

Поскольку электроэнергетика является ключевым поставщиком для остальных отраслей, то это сказывается и будет сказываться на всей мировой экономике и усугубит еще больше экономические проблемы пандемии, говорит Чуркина. «Прежде всего это будет еще больше раскручивать мировую инфляцию. Закрытие производств в Китае еще более усугубит проблемы разрыва производственно-логистических цепочек, – отмечает эксперт. – Россия в этой ситуации может получить краткосрочные преимущества в связи с ростом цен на экспортируемые энергоресурсы. Неслучайно, например, сальдо прибылей и убытков в добыче угля выросло, по последним данным Росстата, в 16,4 раза в первом полугодии 2021 года в годовом выражении. Это практически максимальный рост среди всех видов экономической деятельности. Но необходимо понимать, что мы так же, как и весь мир, столкнемся и с еще большим ростом цен в целом, и с нарушением поставок».

В долгосрочной перспективе важен тренд на декарбонизацию, и прежде всего он важен для производителей угля, считает Чуркина.

Источник: Независимая газета

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )