"Откуда регионам и бизнесу брать сейчас инвестиции?"
23 декабря на заседании комиссии Госсовета России по направлению «Экономика и финансы» глава минфина Антон Силуанов заявил, что субъектам России необходимо предпринимать усилия для привлечения инвестиций и поддерживать свою инвестиционную привлекательность, а не просто ждать дотаций от центра, стремясь «откусить от Федерации» финансирование. Однако действительно ли восстановление инвестиционной активности – это задача именно регионов?
Сейчас министерство финансов в еще большей степени, чем обычно, сосредоточено на минимизации бюджетного дефицита – отсюда возникают в том числе и предложения регионам «не откусывать от Федерации». Однако бюджетная ситуация в большинстве субъектов РФ в последние годы остается значительно более сложной, чем ситуация в федеральном бюджете, в который поступают более стабильные налоговые поступления (такие как НДС, НДПИ на энергоносители). Региональные бюджеты имеют менее стабильные источники доходов (текущая ситуация с налогом на прибыль – очередное тому подтверждение), но при этом их расходные обязательства не снижаются, а возможности заимствований резко ограничены в том числе и по указаниям федерального минфина.
Привлекать инвестиции в регионы, безусловно, необходимо, тем более что на уровне субъектов РФ значительно лучше видны основные препятствия, сдерживающие инвестиционную активность частного бизнеса, чем это может быть заметно на федеральном уровне. Однако для того, чтобы успешно привлекать инвесторов, регионы должны быть в состоянии что-то этим инвесторам предложить. Поэтому поддержка из федерального центра в виде трансфертов – не единственный, но важный инструмент для привлечения инвестиций, позволяющий, например, компенсировать инвесторам часть понесенных затрат.
Важнейшие барьеры, с которыми сейчас сталкивается бизнес, потенциально готовый на реализацию инвестиционных проектов – это недоступность финансирования и дефицит инфраструктуры (прежде всего, транспортной и логистической), необходимой для запуска новых производств.
Уже много лет структура источников для финансирования инвестиций в основной капитал в нашей стране имеет «перекос»: основным источником для инвестирования остаются собственные средства компаний, а заемные средства в виде банковских кредитов или финансирования через выпуск ценных бумаг используются значительно реже. По данным Росстата, в 2021 году за счет собственных средств бизнеса было профинансировано 56% инвестиций в основной капитал, при этом за счет кредитов банков – только 11%, за счет заемных средств других организаций – 4,5%. Данные же о том, какая доля инвестиций финансируется за счет корпоративных облигаций и выпуска акций, Росстат не раскрывает. В условиях, когда прибыль компаний сокращается, это неизбежно отразится на возможностях бизнеса по финансированию своих инвестиционных программ – особенно на фоне хронического дефицита заемных средств.
Другое важнейшее препятствие к развитию новых производств – это нехватка объектов инфраструктуры, прежде всего транспортной и логистической. Перебои с доставкой грузов (особенно по железной дороге), отсутствие качественной логистики резко ухудшают окупаемость инвестиционных проектов даже на экономически развитых территориях, не говоря уж о менее освоенных регионах Сибири, Дальнего Востока, где сохраняются огромные потребности в строительстве не только дорог, но и объектов коммунальной, социальной и иной инфраструктуры. Для инвестора необходимость финансирования не только своего проекта, но и объектов инфраструктуры часто приводит к отказу от инвестиционных планов – если только эти расходы не возьмет на себя, например, региональный бюджет или иной источник.
В этой ситуации решением важнейшей задачи по восстановлению инвестиционной активности бизнеса должны заниматься не только субъекты РФ, но органы власти федерального уровня, в том числе и финансовый мегарегулятор – Банк России, от политики которого зависят и процентные ставки по кредитам для бизнеса, и развитие рынка ценных бумаг, как корпоративных, так и региональных и муниципальных (например, выпускаемых для целей развития инфраструктуры). Кроме этого, было бы целесообразно расширить применение механизмов, стимулирующих инвестиции (таких как особые экономические зоны, территории опережающего развития), а также увеличивать число заключаемых инвестиционных соглашений федерального и регионального уровней, в том числе и с иностранными инвесторами, готовыми к созданию совместных производств в России и передаче современного оборудования и технологий. Определенный потенциал имеет и недавно разработанный механизм по предоставлению инфраструктурных бюджетных кредитов для регионов (используемых, как правило, на строительство объектов инфраструктуры).
При этом важно понимать, что все стимулы инвестиционной активности со стороны регионов и федерального правительства на первых порах потребуют расширения финансирования – в виде расходов на строительство инфраструктуры, компенсацию части расходов инвесторам, предоставления им налоговых стимулов и т.д. И большинству регионов с такими расходами будет не справиться без федеральной поддержки. Однако такие расходы – это необходимое условие восстановления экономического роста и в том числе – расширения налоговой базы бюджетов всех уровней.
Источник: Финверсия