06.07.2020

"Найти работу станет проще, но зарплаты снизятся"

Елена Киселева проанализировала для Ридус готовность соискателей к уступкам по заработной плате

Найти работу в России летом стало даже проще, чем до пандемии: работодатели восстанавливают активность на рынке труда быстрее, чем соискатели, которые, по идее должны были бы «ломануться искать работу», отмечает основатель сервиса по поиску работы Superjob.ru Алексей Захаров. Но уже в сентябре конкуренция усилится — обратно в мегаполисы потянутся те, кто пережидал коронакризис в маленьких городах. Однако уже сейчас работодатели склонны предлагать существенно меньший уровень заработной платы, уверяет эксперт.

«Это та же работа. Деньги не те же. В большинстве своем, их меньше где-то на 30%. За исключением IT-специалистов многие работодатели, особенно в отношении среднего менеджмента, пошли на весьма существенные сокращения зарплат», — цитирует Захарова «Интерфакс».

Между тем, согласно результатам опроса самого Superjob.ru, почти половина россиян (49%) готова пойти на уступки по зарплате при трудоустройстве, но не столь существенные. В среднем, они согласны снизить будущий доход на 10%. При этом 16% примут максимум 5% «зарплатного дисконта», 23% респондентов — 10%, по 4% опрошенных — 15 и 20%, и лишь 2% россиян согласятся на зарплату, урезанную на 25%.

По сравнению с аналогичными исследованиями прошлых лет, в среднем россияне готовы уступить по зарплате больше, чем в прошлом году, но меньше чем пять лет назад: сегодня готовы получать зарплату меньше на 10%, в 2019 — на 9%, в 2015 — на 10,8%.

Не такой страшный кризис
Кризис 2015 года воспринимался жёстче из-за обвала рубля и роста цен фактически вдвое, поясняет шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Да и причины того кризиса выглядели глубже, продиктованы были во многом внешним давлением, санкциями — мировой политикой, которая быстро не изменится.

История же с вирусом до сих пор отчасти воспринимается как скверный анекдот и что-то явно временное, недолгое, ведь спад в экономике получился во многом рукотворном, и на Западе, да и отчасти у нас — ведь сроки карантина и ограничения, в конце концов, хоть и под влиянием обстоятельств, но вводит само государство. Поэтому почти у всех есть чувство, что и пройдёт эта история быстрее,
— рассуждает эксперт.
На самом деле разницу в 1−2% процента нельзя назвать значительной, и это говорит о том, что готовность соискателей к уступкам по заработной плате не сильно меняется в зависимости ситуации, считает эксперт Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. Правда, можно отметить, что после 2015 года ежегодный рост заработных плат замедлился в среднем до 8%, тогда как в пятилетие до 2015 года он составлял около 12%. Одновременно возросла долговая нагрузка граждан.
Таким образом, у соискателей выросли обязательные платежи на фоне замедления роста зарплаты, которые не позволяют им соглашаться на более низкий уровень оплаты труда,
— констатирует аналитик.
Надежды вместо поисков
Нормальная работа и сейчас ищется непросто, отмечает Пушкарёв. И работодатели могут диктовать свои условия, прежде всего по уровню зарплаты, иногда позволяя себе достаточно вольно расширять круг фактических обязанностей сотрудника и рамки рабочего времени. Но эксперт согласен с тем, что именно этим летом образуется определённое окно возможностей из-за некоторой инертности потенциальных соискателей, которую можно объяснить разными причинами.
Одни люди надеются, что пауза в работе временная, и им всё-таки удастся вернуться из вынужденного отпуска к оставленной на время карантина работе в прежнем качестве, и не спешат активно искать новое место. Другие, даже когда об увольнении было объявлено, могут предполагать, что в их компании дела наладятся быстрее, чем казалось, и работника согласятся взять или даже позовут обратно.
Ещё часть людей, имея определённый запас денег, решают устроить себе настоящий летний отдых, раз уж оказались без работы именно в это время, а поиск работы откладывают до осени. Другие не готовы согласиться на первые попавшиеся предложения с зарплатой намного меньше привычного докризисного уровня.
Причины разные, и быстро и легко соглашаются заняться работой не совсем по профилю и по душе, да ещё и за меньшие деньги, скорее те, у кого особо нет выбора: подпирают долги, а то и ипотека. Но к сентябрю-октябрю многие из оставшихся временно не у дел тоже станут покладистее, а вернувшиеся с отдыха — просто активнее в поиске работы, и конкуренция на рынке труда возрастёт,
— соглашается аналитик с прогнозами Захарова.
Что же касается бизнесменов, они действительно ориентируются в ситуации быстрее, и если видят, что сами переоценили страхи, потери не так велики, и есть смысл развивать свое дело, размещают объявления о вакансиях, не откладывая дело в долгий ящик.
Слишком большая разница
В условиях снятия ограничений, введенных в ходе борьбы с распространением коронавируса, рынок труда постепенно восстанавливается, отмечает Киселева. В частности, по данным HeadHunter, в июне еженедельный прирост числа вакансий составлял 5−10%, однако спрос на работников все еще ниже, чем в феврале. Соискатели в июне тоже активизировались: еженедельный прирост количества резюме составляет 2−4%.
Но работодатели, как правило, имеют более формализованный запрос при поиске сотрудников и чаще обращаются к услугам рекрутинговых порталов, уточняет аналитик. В отличие от них, соискатели пользуются разными каналами при поиске работы: не только вывешивают резюме на портале, но и обращаются к друзьям и знакомым, используют соцсети.
И спрос, и предложение сейчас больше всего растут в тех сферах, которые были больше других затронуты карантинными ограничениями (спортклубы, салоны красоты, туризм, гостиницы и рестораны, домашний персонал). Учитывая, что в туристической сфере, ресторанном бизнесе присутствует фактор сезонности, летом в этих видах деятельности действительно может быть проще найти работу. Хотя традиционно летний период — особенно середина июля и август — это время затишья на рынке труда,
— напоминает эксперт.
Сейчас рынок труда — это рынок работодателей, поэтому торг по заработной плате представляется логичным, добавляет она. Но разница между зарплатными ожиданиями и предлагаемой зарплатой на уровне 30% - очень высокая. Минтруд тоже обращает внимание на эту проблему, но приводит в качестве верхней планки различий цифру в 15−25%.
Многие работодатели оказались в сложной экономической ситуации и вынуждены сокращать издержки. Но насколько оправдано снижение предлагаемой заработной платы на 30% - сложно сказать. Тут многое зависит от сферы деятельности компании и квалификации того специалиста, которого хотят нанять,
— говорит Киселева.
Наверстать упущенное
Работодатели откладывали найм новых сотрудников из-за неопределенности в сроках пандемии. И поскольку сейчас во многих отраслях уже прослеживается V-образный отскок (кроме тех, в которых продолжают действовать ограничения властей: авиаперевозки, туризм и др.), соответствующая динамика отражается и на рынке труда, считает финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский.
Однако более низкие зарплаты в предложениях вакансий отражают общее опасение неопределенности в экономике до конца года: при второй волне пандемии более «дешевых» сотрудников будет дешевле сокращать,
— указывает он.
Соискатели, по словам эксперта, наоборот, негибки к понижению зарплат, так как исторически в экономике номинальные доходы росли, а с каждым кризисом приходил новый виток инфляционной спирали. В текущей же ситуации инфляция держится на минимуме из-за падения спроса и достаточно стабильного валютного курса.
К новому равновесию рынок труда может прийти до конца лета, прогнозирует Ромашевский. В сентябре многие крупные компании начнут подбивать годовые бюджеты, а поскольку финансовый год в России почти у всех совпадает с календарным, может случиться большая волна «заморозок найма». В таком случае количество вакансий будет сокращаться.
Время для отдыха и огородов
Летом трудоустроиться традиционно легче — меньше конкуренции на рынке труда, разделяет мнение коллег первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Россияне посвящают летние месяцы отдыху, проводят время на огородах и приусадебных участках.
Некоторые работают по принципу: основная работа в осенне-зимний период, а начиная с весны — временная работа, вахта и подработки, которые иногда бывают в два-три раза выше основной работы (накопленная сумма потом расходуется в течение холодного периода, а официальное трудоустройство помогает оплачивать коммунальные счета и продукты питания). Задумываться о новой работе люди начинают со второй половины августа — в начале сентября,
— рассказывает эксперт.
А вот работодатели сейчас стараются компенсировать выпавшие доходы за месяцы самоизоляции, поэтому хватают большое число заказов (не всегда по своему профилю), и им нужны рабочие руки и новые специалисты, предполагает он. Работники же ищут стабильность, а не разовые подработки или месячные контракты.
Снижение предложений по зарплате, по мнению аналитика, вызвано урезанными бюджетами: их нужно наполнить после нескольких месяцев самоизоляции, когда работники не могли в полную силу выполнять рабочие задачи, а компании платили им заработную плату. Но по его данным, в среднем суммы в предложениях снизились на 3−12%.
Расти предложения по зарплатам станут после того, как будут сняты ограничения на передвижение, в частности — откроется авиаперелеты, и повысится потребительский спрос, предсказывает Сигал. Этап роста может прийтись на первую половину 2021 года.
Существующие прогнозы говорят о том, что снижение реальной заработной платы в 2020 году может составить 5%, а возврат к росту произойдет по мере восстановления экономики,
— резюмирует Киселева.

Источник: Ридус

"Найти работу станет проще, но зарплаты снизятся"
Елена Киселева проанализировала для Ридус готовность соискателей к уступкам по заработной плате

Найти работу в России летом стало даже проще, чем до пандемии: работодатели восстанавливают активность на рынке труда быстрее, чем соискатели, которые, по идее должны были бы «ломануться искать работу», отмечает основатель сервиса по поиску работы Superjob.ru Алексей Захаров. Но уже в сентябре конкуренция усилится — обратно в мегаполисы потянутся те, кто пережидал коронакризис в маленьких городах. Однако уже сейчас работодатели склонны предлагать существенно меньший уровень заработной платы, уверяет эксперт.

«Это та же работа. Деньги не те же. В большинстве своем, их меньше где-то на 30%. За исключением IT-специалистов многие работодатели, особенно в отношении среднего менеджмента, пошли на весьма существенные сокращения зарплат», — цитирует Захарова «Интерфакс».

Между тем, согласно результатам опроса самого Superjob.ru, почти половина россиян (49%) готова пойти на уступки по зарплате при трудоустройстве, но не столь существенные. В среднем, они согласны снизить будущий доход на 10%. При этом 16% примут максимум 5% «зарплатного дисконта», 23% респондентов — 10%, по 4% опрошенных — 15 и 20%, и лишь 2% россиян согласятся на зарплату, урезанную на 25%.

По сравнению с аналогичными исследованиями прошлых лет, в среднем россияне готовы уступить по зарплате больше, чем в прошлом году, но меньше чем пять лет назад: сегодня готовы получать зарплату меньше на 10%, в 2019 — на 9%, в 2015 — на 10,8%.

Не такой страшный кризис
Кризис 2015 года воспринимался жёстче из-за обвала рубля и роста цен фактически вдвое, поясняет шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Да и причины того кризиса выглядели глубже, продиктованы были во многом внешним давлением, санкциями — мировой политикой, которая быстро не изменится.

История же с вирусом до сих пор отчасти воспринимается как скверный анекдот и что-то явно временное, недолгое, ведь спад в экономике получился во многом рукотворном, и на Западе, да и отчасти у нас — ведь сроки карантина и ограничения, в конце концов, хоть и под влиянием обстоятельств, но вводит само государство. Поэтому почти у всех есть чувство, что и пройдёт эта история быстрее,
— рассуждает эксперт.
На самом деле разницу в 1−2% процента нельзя назвать значительной, и это говорит о том, что готовность соискателей к уступкам по заработной плате не сильно меняется в зависимости ситуации, считает эксперт Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. Правда, можно отметить, что после 2015 года ежегодный рост заработных плат замедлился в среднем до 8%, тогда как в пятилетие до 2015 года он составлял около 12%. Одновременно возросла долговая нагрузка граждан.
Таким образом, у соискателей выросли обязательные платежи на фоне замедления роста зарплаты, которые не позволяют им соглашаться на более низкий уровень оплаты труда,
— констатирует аналитик.
Надежды вместо поисков
Нормальная работа и сейчас ищется непросто, отмечает Пушкарёв. И работодатели могут диктовать свои условия, прежде всего по уровню зарплаты, иногда позволяя себе достаточно вольно расширять круг фактических обязанностей сотрудника и рамки рабочего времени. Но эксперт согласен с тем, что именно этим летом образуется определённое окно возможностей из-за некоторой инертности потенциальных соискателей, которую можно объяснить разными причинами.
Одни люди надеются, что пауза в работе временная, и им всё-таки удастся вернуться из вынужденного отпуска к оставленной на время карантина работе в прежнем качестве, и не спешат активно искать новое место. Другие, даже когда об увольнении было объявлено, могут предполагать, что в их компании дела наладятся быстрее, чем казалось, и работника согласятся взять или даже позовут обратно.
Ещё часть людей, имея определённый запас денег, решают устроить себе настоящий летний отдых, раз уж оказались без работы именно в это время, а поиск работы откладывают до осени. Другие не готовы согласиться на первые попавшиеся предложения с зарплатой намного меньше привычного докризисного уровня.
Причины разные, и быстро и легко соглашаются заняться работой не совсем по профилю и по душе, да ещё и за меньшие деньги, скорее те, у кого особо нет выбора: подпирают долги, а то и ипотека. Но к сентябрю-октябрю многие из оставшихся временно не у дел тоже станут покладистее, а вернувшиеся с отдыха — просто активнее в поиске работы, и конкуренция на рынке труда возрастёт,
— соглашается аналитик с прогнозами Захарова.
Что же касается бизнесменов, они действительно ориентируются в ситуации быстрее, и если видят, что сами переоценили страхи, потери не так велики, и есть смысл развивать свое дело, размещают объявления о вакансиях, не откладывая дело в долгий ящик.
Слишком большая разница
В условиях снятия ограничений, введенных в ходе борьбы с распространением коронавируса, рынок труда постепенно восстанавливается, отмечает Киселева. В частности, по данным HeadHunter, в июне еженедельный прирост числа вакансий составлял 5−10%, однако спрос на работников все еще ниже, чем в феврале. Соискатели в июне тоже активизировались: еженедельный прирост количества резюме составляет 2−4%.
Но работодатели, как правило, имеют более формализованный запрос при поиске сотрудников и чаще обращаются к услугам рекрутинговых порталов, уточняет аналитик. В отличие от них, соискатели пользуются разными каналами при поиске работы: не только вывешивают резюме на портале, но и обращаются к друзьям и знакомым, используют соцсети.
И спрос, и предложение сейчас больше всего растут в тех сферах, которые были больше других затронуты карантинными ограничениями (спортклубы, салоны красоты, туризм, гостиницы и рестораны, домашний персонал). Учитывая, что в туристической сфере, ресторанном бизнесе присутствует фактор сезонности, летом в этих видах деятельности действительно может быть проще найти работу. Хотя традиционно летний период — особенно середина июля и август — это время затишья на рынке труда,
— напоминает эксперт.
Сейчас рынок труда — это рынок работодателей, поэтому торг по заработной плате представляется логичным, добавляет она. Но разница между зарплатными ожиданиями и предлагаемой зарплатой на уровне 30% - очень высокая. Минтруд тоже обращает внимание на эту проблему, но приводит в качестве верхней планки различий цифру в 15−25%.
Многие работодатели оказались в сложной экономической ситуации и вынуждены сокращать издержки. Но насколько оправдано снижение предлагаемой заработной платы на 30% - сложно сказать. Тут многое зависит от сферы деятельности компании и квалификации того специалиста, которого хотят нанять,
— говорит Киселева.
Наверстать упущенное
Работодатели откладывали найм новых сотрудников из-за неопределенности в сроках пандемии. И поскольку сейчас во многих отраслях уже прослеживается V-образный отскок (кроме тех, в которых продолжают действовать ограничения властей: авиаперевозки, туризм и др.), соответствующая динамика отражается и на рынке труда, считает финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский.
Однако более низкие зарплаты в предложениях вакансий отражают общее опасение неопределенности в экономике до конца года: при второй волне пандемии более «дешевых» сотрудников будет дешевле сокращать,
— указывает он.
Соискатели, по словам эксперта, наоборот, негибки к понижению зарплат, так как исторически в экономике номинальные доходы росли, а с каждым кризисом приходил новый виток инфляционной спирали. В текущей же ситуации инфляция держится на минимуме из-за падения спроса и достаточно стабильного валютного курса.
К новому равновесию рынок труда может прийти до конца лета, прогнозирует Ромашевский. В сентябре многие крупные компании начнут подбивать годовые бюджеты, а поскольку финансовый год в России почти у всех совпадает с календарным, может случиться большая волна «заморозок найма». В таком случае количество вакансий будет сокращаться.
Время для отдыха и огородов
Летом трудоустроиться традиционно легче — меньше конкуренции на рынке труда, разделяет мнение коллег первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Россияне посвящают летние месяцы отдыху, проводят время на огородах и приусадебных участках.
Некоторые работают по принципу: основная работа в осенне-зимний период, а начиная с весны — временная работа, вахта и подработки, которые иногда бывают в два-три раза выше основной работы (накопленная сумма потом расходуется в течение холодного периода, а официальное трудоустройство помогает оплачивать коммунальные счета и продукты питания). Задумываться о новой работе люди начинают со второй половины августа — в начале сентября,
— рассказывает эксперт.
А вот работодатели сейчас стараются компенсировать выпавшие доходы за месяцы самоизоляции, поэтому хватают большое число заказов (не всегда по своему профилю), и им нужны рабочие руки и новые специалисты, предполагает он. Работники же ищут стабильность, а не разовые подработки или месячные контракты.
Снижение предложений по зарплате, по мнению аналитика, вызвано урезанными бюджетами: их нужно наполнить после нескольких месяцев самоизоляции, когда работники не могли в полную силу выполнять рабочие задачи, а компании платили им заработную плату. Но по его данным, в среднем суммы в предложениях снизились на 3−12%.
Расти предложения по зарплатам станут после того, как будут сняты ограничения на передвижение, в частности — откроется авиаперелеты, и повысится потребительский спрос, предсказывает Сигал. Этап роста может прийтись на первую половину 2021 года.
Существующие прогнозы говорят о том, что снижение реальной заработной платы в 2020 году может составить 5%, а возврат к росту произойдет по мере восстановления экономики,
— резюмирует Киселева.

Источник: Ридус

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )