"Ключ на одиннадцать: почему Банк России снова резко снизил ставку"
В четверг, 26 мая, Совет директоров Банка России на внеочередном заседании принял решение снизить ключевую ставку с 14% до 11%. Чем продиктованы действия регулятора и какие перемены можно ждать в отечественной экономике, выяснил «Профиль».
Крутой спуск после рекордного взлета
ЦБ сыграл на понижение третий раз подряд. В результате ключевая ставка, поднятая в конце февраля до рекордных 20%, в настоящее время приблизилась к «стартовым» 9,5%. Вернуться на этот уровень она потенциально может уже 10 июня – на этот день назначено плановое заседание Совета директоров Банка России.
В релизе ЦБ объясняет состоявшееся решение ослаблением инфляционного давления, ставшего следствием укрепления рубля, а также уменьшением темпов роста потребительских цен до 17,5%, что ниже прогноза. Приток денег населения на депозиты продолжается, а кредитная активность остается низкой, что снимает проинфляционные риски, говорится в релизе регулятора.
С тезисом, что предпосылки снижения ключевой ставки налицо, согласны независимые эксперты. По словам исполнительного директора финтех-компании по кредитованию МСП Lemon.online Марины Кашиной, этот шаг в новых экономических условиях крайне необходим. «Бизнесу нужен разворот и более дешевые займы. При этом резкую активизацию кредитования малого бизнеса мы не ждем», – говорит она. Марина Кашина исходит из того, что снижение ключевой ставки окажет влияние на банковские вклады – их доходность уменьшится. Со ставками же по кредитным продуктам для населения и бизнеса быстрых изменений, по опыту, не происходит.
В то же время эксперт напоминает о рисках при резкой смене приоритетов денежно-кредитной политики ЦБ. Это может не пойти на пользу восстановлению отечественной экономики – ведущим отраслям требуется время на адаптацию к изменившейся ситуации, а эти процессы проходят постепенно.
О регуляторных перегибах на местах
В свою очередь, начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский уверен, что в феврале, принимая решение о повышении ключевой ставки сразу на 10,5%, регулятор «перегнул палку». ЦБ тогда действовал в логике прошлых кризисных ситуаций, а на деле расклад оказался принципиально другим. «Параллельное введение ограничений на движение капитала и значительные проблемы с импортом вследствие санкций сделали гораздо больше для сдерживания падения курса рубля и последовавшего за этим его укрепления», – отметил собеседник «Профиля».
Сейчас фиксируется снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Это говорит о расширяющихся возможностях для проведения более мягкой денежно-кредитной политики, продолжил Сергей Заверский. Так, инфляционное давление наблюдается не со стороны спроса, а со стороны предложения. В связи с чем сами по себе дорогие заемные средства уже являются фактором инфляции. На фоне проседания спроса у производителей осталось меньше возможностей, чтобы перекладывать свои издержки в цены товаров и услуг, убежден Заверский.
Однако активное укрепление рубля создает и определенные сложности, считает эксперт. В частности, сокращаются доходы бюджета, ухудшается положение компаний-экспортеров. Массовое импортозамещение при нынешнем курсе рубля становится маловероятным. Особенно в сочетании с дорогими кредитами. Уменьшить стоимость денег в экономике можно только путем снижения ключевой ставки, чем вот уже два месяца и занимается ЦБ, подчеркнул Сергей Заверский.
Почему санкции спасли от инфляции
«Укрепление рубля и резкое снижение объемов импорта остановили рост цен в России. Больше двух лет внешняя инфляция, вызванная колоссальной необеспеченной денежной эмиссией центральных банков развитых стран, импортировалась по всему миру», – напоминает генеральный директор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев.
В России дополнительное инфляционное давление оказывалось постоянной девальвацией рубля, которая усилилась в конце 2021-го – начале 2022 года из-за санкционного давления и масштабного бегства иностранного капитала.
Но тотальная экономическая война Запада и ответные меры российских властей по обеспечению финансовой стабильности защитили от негатива. Для внутреннего валютного рынка и для инфляционных ожиданий это пошло только на пользу. «Крепкий рубль убрал девальвационную компоненту инфляции. В середине мая снизились инфляционные ожидания населения. Это дает возможность Банку России продолжить смягчение денежно-кредитной политики», – пояснил эксперт.
Снижение ключевой ставки сразу на 300 п.п., объявленное 26 мая, выглядит логичным. Более того, рынок уже закладывает продолжение этой линии. На плановом заседании Совета директоров ЦБ, намеченном на 10 июня, может быть принято решение снова снизить ставку, теперь до 10%, не исключает Александр Лосев.
«Это способно стабилизировать курс рубля на уровнях чуть выше 60 рублей за доллар и создать благоприятные условия для восстановления деловой активности и ускорения структурной перестройки экономики России», – резюмировал собеседник «Профиля».
Источник: Профиль