"Китай рвется в мировые лидеры"
Китай окончательно закрепился в роли лидера мировой экономики, международная климатическая повестка становится более требовательной, а полноценное встраивание России в новый мировой порядок требует ускоренного решения ряда важнейших задач, в том числе существенной активизации инвестиционного процесса в стране. Об этом говорится в докладе Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), выпущенного по итогам Давосского форума-2021.
Форум в Давосе, прошедший в этом году в режиме онлайн, был посвящен «Великой перезагрузке» (The Great Reset) – концепции устойчивого восстановления мировой экономики после пандемии коронавируса и переосмысления современного капитализма с привнесением идей большего социального и имущественного равенства, развития многосторонних отношений в противовес закрытости, протекционизму и созданию блоков. Значительный акцент также делался на зеленое развитие и климатическую ответственность государств и бизнеса, отметили эксперты ИКСИ.
Одной из важнейших долгосрочных тенденций, обсужденных на форуме, стало опережающее развитие Китая. «Несмотря на все трудности конфронтации с Западом, Пекин не только выдержал давление предыдущей американской администрации, но даже упрочил свои позиции», – говорится в докладе. Китай одним из первых вышел из кризиса, вызванного пандемией. ВВП страны по итогам 2020 года превысил знаковую отметку в 100 трлн юаней, положительным оказался и темп экономического роста, составивший 2,3%. При этом, несмотря на пандемию, иностранные инвестиции в КНР течь не перестали: в страну пришло даже больше инвестиций из-за рубежа, чем в 2019 году, и она смогла занять первое место по этому показателю, обогнав США. Согласно недавнему прогнозу британского Центра исследований экономики и бизнеса (CEBR), Китай обойдет США по объему ВВП уже к 2028 году.
В сфере устойчивого развития Китай подошел к Давосу на однозначно выигрышных позициях: Си Цзиньпин уже в сентябре объявил о переходе КНР к углеродной нейтральности к 2060 году. В Давосе он подтвердил приверженность Китая курсу устойчивого развития и сокращения выбросов. «Хотя выступления лидеров и отдельные примеры компаний отнюдь не говорят о том, что Китай уже достиг европейского уровня в вопросах устойчивого развития, дискуссии в Давосе явно свидетельствуют о том, что Пекин стремится занять значимое место в повестке устойчивого развития и уже готов перехватить инициативу у развитых стран, в первую очередь – у США, которые лишь с приходом Байдена начали возвращаться к международному сотрудничеству по вопросам борьбы с изменением климата», – отмечают эксперты ИКСИ.
Еще одной темой, в центре обсуждения которой оказался Китай, стала цифровизация. КНР в этой сфере сегодня является одним из неоспоримых лидеров, что форум в Давосе тоже показал достаточно явно, констатируется в докладе. В частности, государство делает акцент на развитии цифровой инфраструктуры, которая призвана помочь бизнесу стать эффективнее, заявил представитель Китая. Среди основных объектов такой инфраструктуры – не только сети 5G, но и единые стандарты и решения в сфере промышленного интернета вещей и больших данных. Искусственный интеллект позволил в 5 раз ускорить распознавание сканов компьютерной томографии, а благодаря технологии автономного вождения угольные карьеры смогли обходиться практически без водителей грузовиков. Китай стал пионером в разработке государственной цифровой валюты.
«Давос продемонстрировал, что Китай сегодня находится в передовых рядах по многим вопросам, и пандемия лишь ускорила эту тенденцию. Пекин не просто может конкурировать с развитыми странами, но и навязывает свою повестку», – отмечается в докладе ИКСИ.
Основные темы дискуссии об изменении климата в Давосе касались необходимости перераспределения средств между смягчением последствий изменения климата и адаптацией к глобальному потеплению, роли торговых правил в противодействии изменению климата, а также опасений ухода проблемы на второй план, особенно на фоне мер по восстановлению экономик. «Можно сказать, что Давос-2021 в отношении борьбы с изменением климата не предложил никаких новых или дополнительных решений, что, впрочем, не удивительно, так как профильной конференцией по данной теме является Климатическая конференция ООН, которая должна пройти в Глазго в ноябре 2021 года, – подчеркнули эксперты. – В то же время стало более явным противостояние США и Китая за место одной из ведущих стран в определении климатической политики. Пекин, громко заявивший о цели по достижению углеродной нейтральности, стремится войти в число климатически ответственных стран. Вместе с тем, США при Байдене будут возвращаться в мировую повестку устойчивого развития и пытаться ее возглавить».
Что касается макроэкономических последствий пандемии – еще одной крупнейшей темы форума, то в издании «Доклада о глобальных рисках» (The Global Risks Report 2021), опубликованной накануне Давосской «виртуальной» встречи, отмечается, что в постпандемической глобальной экономике, вероятнее всего, произойдет существенная промышленная поляризация. Эксперты форума признают, что экономический эффект от пандемии варьируется в зависимости от региона: в 2020 году наиболее всего сжатие экономики коснется Европы и Латинской Америки, ожидается, что только 28 экономик вырастут в 2020 году, причем Китай будет единственной растущей экономикой среди стран «двадцатки». Кроме того, ожидается, что глобальная рецессия доведет 150 млн человек до крайней бедности, что составит 9,4% от населения мира, в то время как ранее ожидалось падение этого показателя до 8% к концу 2020 года.
Эксперты отмечают, что реакция центральных банков на борьбу с нынешним кризисом значительно отличалась от мирового экономического кризиса 2008 года: тогда регуляторы поначалу не спешили «вливать» в экономику деньги – первая программа количественного смягчения в США началась лишь в декабре 2008 года, когда для многих участников рынка банкротство было уже предопределено. Сейчас программы количественного смягчения были начаты сразу после начала пандемии – в марте.
«Последствия пандемии коронавируса затрагивают сразу целый ряд глобальных социальных и экономических процессов, – отмечается в докладе ИКСИ. – Несмотря на то, что весь мир активно борется с этими последствиями, как показывают принятые макроэкономические меры – краткосрочные проблемы вряд ли будут легко преодолены. Борьба с кризисом в данном случае может не столько устранять, сколько оттягивать проявление ряда проблем. Хотя власти и регуляторы в США и Европе надеются, что за ближайшие годы они постепенно справятся с накопившимися краткосрочными диспропорциями, некоторые изменения, в том числе в цепочках добавленной стоимости, мировой торговле, уровне неравенства между странами и внутри них, скорее всего, останутся с нами надолго и создадут новые долгосрочные вызовы».
По мнению авторов доклада, полноценное встраивание России в новый мировой порядок требует ускоренного решения ряда важнейших задач: «В первую очередь это развитие транспорта и логистики внутри страны, необходимое для включения в международные транспортные потоки и международную кооперацию. Важнейшим проектом должен стать, в частности, «Кедровый тракт» – транспортная артерия, обеспечивающая сообщение между Китаем и Европой по территории России и дающая возможность для развития целого ряда российских регионов. Высокую значимость имеют также развитие возобновляемой энергетики и низкоуглеродных производств, распространение цифровых технологий и цифровых финансов. Все это требует существенной активизации инвестиционного процесса в стране».
Источник: Независимая газета