
Кадры про запас вместо безработных
Летом на РЫНКЕ ТРУДА наблюдались признаки ОХЛАЖДЕНИЯ, но это не помешало в сентябре уровню БЕЗРАБОТИЦЫ неожиданно ОПУСТИТЬСЯ до нового МИНИМУМА в истории. Насколько на самом деле экономике не хватает РАБОЧИХ РУК и когда ждать улучшений - в материале РБК.
Летом 2025 года российский рынок труда начал показывать первые признаки охлаждения: по опросам ЦБ, доля компаний, испытывающих дефицит кадров, уменьшалась, а бизнес сообщал о более сдержанных планах по увеличению найма и росту зарплат. Однако в октябре Росстат представил неожиданную статистику: уровень безработицы, остававшийся неизменным в течение трех месяцев (2,2%), в августе опустился до нового исторического минимума - 2,1%.
НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ ДРУГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ТРУДА
К середине сентября тенденции в динамике показателей рынка труда были разнородными, отмечал Банк России в резюме последнего обсуждения ключевой ставки.
С одной стороны, другие твердые данные о рынке труда (помимо безработицы), публикуемые Росстатом, также не подтверждают гипотезу об охлаждении, указывает главный экономист "Эйлера" по России Елена Ахмедова. По ее расчетам, спрос на труд (сумма занятых и вакансий) в августе превысил его предложение (численность рабочей силы) примерно на 200 тыс. человек. Число вакансий в расчете на одного безработного остается у исторических максимумов, а рост зарплат в июле заметно ускорился: до 16% годовых в номинальном выражении и 6,6% - в реальном (после 15 и 5,1% в июне). Темпы, по оценкам "Эйлера", выросли сразу до 1,5% месяц к месяцу с поправкой на сезонность.
С другой стороны, из оперативных опросов бизнеса следует, что все меньше компаний испытывают дефицит кадров, отмечал ЦБ в сентябре. В частности, в июле - августе напряженность снизилась на рынках труда Урала, Поволжья и южных регионов. Количество вакансий все же сократилось, а число резюме - выросло, обращал внимание регулятор. По данным hh.ru, число активных объявлений о работе в прошлом месяце упало на 26% год к году, а число резюме, напротив, увеличилось на 31%, - конкуренция соискателей за рабочие места растет, оценивает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.
Российский рынок труда сейчас действительно представляет собой сложную и на первый взгляд противоречивую картину, соглашается директор hh.ru по исследованиям Мария Игнатова.
По оценкам экспертов, для этого есть две основные причины.
- Рост скрытой безработицы К концу лета число работников, находящихся в простое, на неполном рабочем дне или под риском увольнения, увеличилось до 199 тыс. после 98 тыс. в начале года, сообщал президент России Владимир Путин. "В текущих условиях безработица не является единственным показателем, который полноценно характеризует ситуацию на рынке труда и изменения, которые на нем происходят. Компании осознают проблему дефицита трудовых ресурсов в экономике и стремятся удерживать сотрудников, опасаясь трудностей с их наймом в будущем", - говорилось в августовских материалах регулятора.
Сейчас, даже если у бизнеса падает потребность в рабочей силе, он предпочитает ее "запасать" - работники остаются на своих рабочих местах и не закрывают имеющиеся дефициты труда где-то еще, поясняет Ахмедова. В результате общая ситуация на рынке в целом остается напряженной, оценивал ЦБ в сентябре.
- Разная структура спроса и предложения Сейчас жесткость рынка труда вызвана не только расхождением темпов роста спроса и предложения труда, но и расхождением их структуры, подчеркивает старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Поэтому, несмотря на то что в целом рост ВВП сейчас замедляется, в отдельных отраслях все еще отмечается высокая нехватка рабочих рук.
Признаки охлаждения есть, но оно носит неравномерный характер, подтверждает Игнатова. "В некоторых офисных сферах наметился избыток кандидатов, например среди топ-менеджеров (27 активных резюме на одно рабочее место), начинающих IT-специалистов (18), юристов (16), а также в консалтинге (34) и маркетинге (20), искусстве и массмедиа (30). В то же время в массовых рабочих профессиях сохраняется острая нехватка кадров (до четырех кандидатов на место) - самая сложная ситуация в строительстве, промышленности и торговле", - перечисляет она.
КОГДА ЖДАТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАЛАНСА
Как оценил министр труда Антон Котяков в интервью РБК, в августе уровень безработицы уже нащупал дно и новых минимумов ждать не стоит. "Август - это исключение, сезонный фактор. Лето - высокий строительный сезон, дорожные работы, туризм. То есть снижение с 2,2 до 2,1% - это уже чисто фактор временных работ", - считает он.
Вместе с тем на горизонте ближайших лет российские компании продолжат конкурировать за работников ввиду структурных дисбалансов рынка труда и перестройки экономики, прогнозирует министр. "Безработица значительно не вырастет. Если у нас не произойдет никаких глобальных изменений в макроэкономической повестке, я думаю, что безработица будет находиться в коридоре 2,2-2,5% в течение нескольких лет. То есть это наша планка при существующей социально-демографической модели рынка труда, ее структуре, показателях роста по отдельным отраслям", - отметил Котяков.
К параметрам десятилетней давности, когда большое количество людей были согласны на "любую работу и любую зарплату", рынок труда в обозримом будущем не вернется - даже при задействовании ИИ и других новых технологий, уверен главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах. Малочисленность молодых работников из-за демографической ямы, уход опытных кадров на пенсию, снижение притока мигрантов и несоответствие навыков свободных работников потребностям работодателей не дадут рынку охладиться до "состояния мечты корпоративных менеджеров", подчеркивает он.
"Рынок работника с нами надолго, но масштабы кадрового голода могут стать меньше из-за охлаждения экономики", - ожидает Табах. В течение нескольких лет рынок труда может перестать быть инфляционным фактором за счет оптимизации использования труда, автоматизации и цифровизации, изменения привычек и бизнеса, и потребителей. Но для этого потребуется снижение стоимости инвестиций, завязанной на ставках в экономике, указывает экономист.
Жесткая денежно-кредитная политика, с одной стороны, возвращает экономику к сбалансированному росту, а с другой - сдерживает инвестиции, которые необходимы для "технологического прорыва" и повышения производительности труда, поясняет Киселева. По ее словам, во многих отраслях избыточная занятость и повышенная потребность в кадрах сохраняются именно из-за низкой автоматизации и слабой организации процессов.
Среди других важных мер по борьбе с дефицитом кадров - развитие профессионального образования, переобучение и "подгонка" навыков выпускников под реальные нужды экономики, добавляет Игнатова.
По прогнозам Минэкономразвития, в 2025 году безработица составит 2,3%, в 2026-м вырастет до 2,6%, а в 2027-м и 2028-м будет находиться на уровне 2,5 и 2,3% соответственно. Опрошенные Банком России аналитики считают, что в текущем году средняя безработица составит 2,3%, в 2026 году - 2,5%, в 2028 году - 3%.
Рост зарплат в этом году, по оценкам Минэкономики, затормозится из-за высокой базы прошлых лет, но останется выше докризисных лет: 12,6% в номинальном выражении и 3,4% - в реальном. Это совпадает с прогнозами аналитиков из макроопроса ЦБ. В 2024 году темпы составляли 18,3 и 9,7% соответственно.
По оценкам Ахмедовой и Куликова, замедление роста зарплат будет менее быстрым - по итогам 2025 года ожидается темп 4% год к году в реальном выражении. А Табах допускает, что они будут лишь немногим ниже результатов прошлого года - 6%.
КАК БУДЕТ РЕАГИРОВАТЬ ЦБ
Жесткий рынок труда - сейчас один из главных проинфляционных факторов, и он станет предметом детального разбора на следующем заседании ЦБ, заявил зампред Алексей Заботкин после публикации свежих данных Росстата по безработице. Дефицит кадров сдерживает подстройку предложения к возросшему внутреннему спросу, то есть выход экономики из перегрева, отмечал регулятор в сентябре.
"Сочетание рекордно низкой безработицы, ускоренного роста заработной платы и выраженной межотраслевой дифференциации подтверждает, что рынок труда сегодня является одним из ключевых источников инфляционного давления. Это будет вынуждать Банк России дольше сохранять жесткую денежно-кредитную политику", - подчеркивает директор центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин.
В текущей ситуации индикаторы рынка труда гораздо менее значимы для политики ЦБ, чем налоговые решения и инфляционные ожидания, парирует Табах. "А вот для среднесрочной траектории ключевой ставки и ее нейтрального уровня ситуация на рынке труда и его перспективы будут очень значительными", - отмечает он.
В июльском прогнозе ЦБ закладывал средний уровень ключевой ставки в 2025 году на уровне 18,8- 19,6%, в 2026-м - 12-13%.
В течение нескольких лет рынок труда может перестать быть инфляционным фактором за счет оптимизации использования труда, автоматизации и цифровизации, изменения привычек и бизнеса, и потребителей, полагает главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах
