ИКСИ и Институт экономики роста им. Столыпина предложили расширить сферу ответственности Банка России в области денежно-кредитной политики
Основные выводы:
• Несмотря на неочевидные результаты инфляционного таргетирования для экономики в целом, Банк России продолжает настаивать на неизменности своего курса – приоритете таргетирования инфляции и невозможности стимулирования экономики при помощи инструментов ДКП. При этом инфляция находится заметно выше целевого ориентира.
• Из-за жесткого характера денежно-кредитной политики сохраняется низкая доступность кредитования, что отрицательно сказывается на развитии предпринимательства.
• Рост зарплат не должен быть основанием для ужесточения денежно-кредитной политики в текущих российских условиях. При внедрении современных технологий, оборудования, производственных систем в России сформировался бы, наоборот, избыток рабочей силы. Однако модернизация производства наталкивается на дефицит доступного долгосрочного финансирования.
• Большой проблемой для экономики является рассинхронизация экономической политики: ЦБ в рамках своей деятельности активно влияет на состояние экономики, но никак не отвечает за темпы экономического развития, а только за показатели инфляции.
• Система принятия решений в Банке России в текущем своем виде не предполагает разных мнений и различного опыта по важнейшим вопросам. Это контрастирует с мировой практикой, когда важнейшие решения в области той или иной политики, реализуемой центральным банком, принимаются специалистами, зачастую имеющими за плечами разнообразный опыт, чтобы была возможность более широко смотреть на экономическую ситуацию.
• Политика борьбы с инфляцией Банка России могла бы быть перестроена и ориентирована на расширение внутреннего предложения товаров и услуг. Такой шаг дал бы возможность снизить влияние внешних шоков на российскую экономику.
Авторы исследования предлагают начать дискуссию о реформировании существующей денежно-кредитной политики:
1.ЦБ может и должен играть значимую роль в достижении национальных целей развития, а статус мегарегулятора во многом предполагает необходимость проведения максимально согласованной с Правительством, с приоритетом стоящих перед Правительством задач.
2. Банк России должен стать проводником экономической политики РФ в части обеспечения стабильной работы внутренней финансовой системы и ресурсов для развития экономики.
3. Необходимо повышение статуса и полномочий Национального финансового совета (НФС) внутри Банка России. Заседания НФС должны стать реальной площадкой для координации экономической политики со стороны исполнительной, законодательной власти и Банка России.
«Цели, а также особенности проведения денежно-кредитной политики не являются выбитыми в граните. Все чаще доводится слышать о том, что многие параметры ДКП, казавшиеся незыблемыми, в разных странах начинают снова обсуждаться. Это касается и непосредственно целей политики, и характера взаимодействия центрального банка с правительством. В России же, с учетом мощнейших внешних вызовов, с которыми нам пришлось столкнуться, вряд ли стоит слепо следовать логике политики, изобретенной во времена развития глобализации и либерализации мировой экономики. Поэтому роль, место и цели центрального банка должны стать предметом широкого обсуждения. Характер денежно-кредитной политики должен адаптироваться к идущим глобальным изменениям», - прокомментировал начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.
«Экономика столкнулась с новыми вызовами, и эти вызовы должны быть встречены новыми инструментами денежно-кредитной политики: такими, как предоставление ликвидности проектам технологического суверенитета и структурной адаптации, быстрое реагирование на провалы в тех или иных отраслях, рост банковской конкуренции для снижения издержек на услуги банков. Безусловно, координация усилий правительства с действиями Банка России один из основных инструментов, которыми это может быть достигнуто», – считает директор Института экономики роста им. Столыпина П.А. Антон Свириденко.