"COVID-19 ведет россиян в нищету"
Благосостояние российских домохозяйств в расчете на одного взрослого в первом полугодии 2020 года сократилось почти на 11% в долларовом выражении. Это больше, чем в Колумбии, Великобритании и Турции (минус 6—7%), в Чили и даже на Украине (минус 8—9%), но заметно меньше, чем в Мексике (минус 14,2%), ЮАР (минус 21,8%) и Бразилии (минус 24,4%), сообщает «РБК» со ссылкой на ежегодный доклад Credit Suisse о мировом богатстве.
Швейцарский банк оценивает его по собственной методологии, которая включает капитализацию фондового рынка страны, цены на жилье, валютные курсы и изменение ВВП. В целом в мире пандемия привела к сокращению богатства домохозяйств на 7,2 триллиона долларов, подсчитали в Credit Suisse. Единственными странами, где благосостояния на одного взрослого увеличилось в первом полугодии, стали Швейцария, Нидерланды, Тайвань и Гонконг.
Негативный фон и статистические хитрости
Россия в исследовании Credit Suisse показала такое значительное падение из-за того, что развитие пандемии совпало с негативными для страны процессами на нефтяном рынке, а также с ослаблением рубля по отношению к доллару, пояснила «Ридусу» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. С января по июнь российская валюта упала по отношению к американской на 13%.
Тем не менее первая волна пандемии действительно сильно ударила по уровню жизни россиян, признает эксперт, поэтому результаты исследования Credit Suisse не удивляют. Даже официальные оценки падения доходов от Росстата были на днях пересмотрены в сторону ухудшения. Так, реальные располагаемые денежные доходы в первом полугодии 2020 года сократились на 4,1% вместо 3,7% по прежней оценке.
Кроме того, ситуация с доходами осложняется тем, что они не растут уже достаточно давно, с 2014 года. Сейчас падение реальных располагаемых доходов замедлилось до 4,8% в третьем квартале после 8,4% во втором квартале в годовом выражении, но к концу года этот показатель, скорее всего, так и останется в зоне отрицательных значений, — прогнозирует аналитик.
Макроэкономические показатели не соотносятся прямо с благосостоянием граждан, а официальная статистика в России не всегда отражает реальную ситуацию, возражает директор Центра «Социальная механика» Михаил Чураков. По его словам, есть многочисленные данные, что накопления в отечественных домохозяйствах в 2020 году выросли.
Да, в силу опасений, потому что некуда тратить, но формально — выросли. Есть данные и о растущем расслоении: меньшая часть населения проедает последнее, более значительная наращивает накопления на черный день, — говорит эксперт.
Он также отмечает, что на начало 2019 года в России неформально заняты были не менее 21% граждан и не менее 20% экономики находилось в тени. При этом непонятно, как теневые доходы учитываются в исследовании Credit Suisse и другими методиками. К тому же когда начались выплаты безработным, их число вдруг резко возросло, добавляет аналитик.
Все это дает перекос в прямолинейных, основанных на упрощенной, формальной статистике, подсчетах. В частности, в плане занятости и доходов реальная ситуация в России лучше, чем официальная статистика, как минимум на 20%, — уверен он.
Плюс социальное расслоение
Швейцарский банк в своем исследовании отмечает также высокий уровень материального неравенства в России: у нее самая большая среди ключевых стран доля благосостояния, сконцентрированного в руках 1% наиболее богатых граждан (57% против 44% в среднем по миру). Правда, в последнее время она снижается (в 2016-м было 65%).
Имущественное расслоение у нас действительно одно из самых больших в мире.
Это связано с неравномерным распределением ресурсов, запущенным приватизацией. И сглаживаться результаты этого процесса начинают только сейчас, — соглашается Чураков.
Проблема бедности и серьезного социального неравенства в России связана и с низким уровнем оплаты труда у значительной части работающего населения. Около четверти всех работающих имеют зарплату на уровне менее 2/3 медианы почасового заработка, то есть менее 23 тысяч рублей в месяц, напоминает Киселева.
Для преодоления доходного неравенства со стороны государства нужно стимулировать создание высокопроизводительных рабочих мест с высокой зарплатой. Чтобы такие рабочие места создавались, нужно расширять возможности для развития бизнеса и его модернизации за счет мер как налоговой, так и денежно-кредитной политики, — сказала она «Ридусу».
Последствия для экономики: минусы и плюсы
Для экономики ухудшение благосостояния россиян означает сжатие платежеспособного спроса, так необходимого для восстановления экономического роста, а также увеличение доли бедного населения, предупреждает Киселева.
Во втором квартале 2020 года доля бедных уже достигла 13,5% населения (почти 20 миллионов человек), и это только официальная оценка, а не субъективная. Для сравнения, годом ранее бедных было 12,7%, или 18,6 миллиона человек, — уточняет она.
Россия находится под санкциями, инвестиции малодоступны, инфраструктура дорога. Пока не произойдут структурные изменения в экономике, стагнация продолжится, полагает Чураков. При этом катастрофического падения доходов, по его мнению, ожидать не стоит.
Сейчас государство только ищет пути перезапуска экономики. При этом наша экономика и вся социальная система, может быть, неповоротлива, зато устойчива. И на общем стагнирующем фоне изменение доходов в заметной степени зависит от личной активности граждан, — подчеркивает он.
С точки зрения экономики, в кризисах и падении доходов есть свои плюсы, продолжает аналитик. В их числе снижение стоимости рабочей силы и себестоимости продукции, облегчение поиска работников, рост конкуренции и импортозамещения, осознание необходимости улучшения управления на всех уровнях. Кризис может быть использован во благо страны, как это не раз бывало в мировой экономике, но стагнация в кризисных условиях чревата выводом капитала и утечкой рабочей силы, признает эксперт.
Затяжное падение благосостояния россиян связано с монополизацией экономики, считает основатель платформы страхования Mustins.ru Антон Редько. И пока государство будет оставаться основным заказчиком услуг в России, изменений не произойдет, уверен он.
Дело в том, что эффективность государственного управления и стратегического планирования остается на достаточно низком уровне. Делаются попытки изменить подход к постановке целей и задач через создание нацпроектов. Вместе с тем, по данным Счетной палаты, расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов в январе — сентябре 2020 года исполнены только на 55%, — констатирует эксперт.
Низкий уровень освоения средств может быть связан также с отсутствием интереса частных партнеров в ряде проектов и программ, ориентированных на привлечение внебюджетных средств, уточняет он.
На самом деле, кровь и плоть экономики — это микро-, малый и средний бизнес. Так происходит во всем мире. У нас же пока нет — и не предвидится — предпосылок для развития МСБ, а значит, продолжится консолидация бизнеса, сокращение рабочих мест и снижение доходов населения, — заключает аналитик.
Источник: Ридус