01.11.2021

Борис Титов: «под запрет почему-то попали шиномонтажные мастерские и автосервисы»

Наталья Чуркина – о том, на каких видах бизнеса в первую очередь скажется введение новых ограничений

Локдаун нужен, чтобы максимально снизить потенциальный ущерб здоровью от коронавируса, но оружие это сильное и мало избирательное, поэтому, видимо, бизнес-омбудсмен Борис Титов высказался за то, чтобы максимально снизить для малого и среднего бизнеса ущерб от локдауна. Те или иные ограничения его деятельности заметно сказываются и на повседневной жизни

Во всех регионах России снова наступили «нерабочие» дни — частичный, пока без жестких ограничений по перемещениям граждан, локдаун. Продолжать деятельность разрешено только предприятиям непрерывного цикла и тем, кто обеспечивает работу городской инфраструктуры, а также «некоторым другим». В различных регионах введены свои варианты ограничений. Закрыты кинотеатры и кафе, спортзалы, салоны красоты и непродовольственные магазины, шиномонтажи и автосервисы.

Отменить запрет на работу последних двух призвал бизнес-омбудсмен Борис Титов, отметив, что все работы на предприятиях автообслуживания выполняются на улице, либо в просторных боксах. К тому же, обратил внимание Титов, подходит время менять летнюю резину на зимнюю, а это критично для безопасности дорожного движения.

«Московский бизнес очень ждет, что правительство города предложит пакет мер поддержки бизнеса в дополнение к федеральным и уже действующим. И, конечно, скорректирует жесткие ограничения, касающиеся сфер, которые работали в прошлый локдаун, — их работа крайне необходима», — отметил Борис Титов в интервью агентству ТАСС.

«Под запрет почему-то попали шиномонтажные мастерские и автосервисы, несмотря на то, что все работы там выполняются на улице либо в просторных боксах. К тому же подходит время переобувать летнюю резину на зимнюю, а это критично для безопасности дорожного движения, — подчеркнул бизнес-омбудсмен.

В целом же он предложил возродить работу штабов по защите бизнеса, напомнив, в первую волну коронавируса их создавали власти многих субъектов, в том числе Москвы. Мы сейчас просим срочно вернуться к этому инструменту по всей стране, поскольку это действенный механизм координации усилий», — рассказал ТАСС Борис Титов.

В самом начале пандемии Илон Маск, обращаясь к сотрудникам «Теслы», написал, что риск погибнуть в ДТП по дороге домой выше, чем риск умереть от коронавируса. Очевидно, что на тот момент он явно недооценивал опасность новой инфекции. Достаточно сказать, что в России по итогам 2020 года число погибших в результате ДТП составило более 16 тысяч человек, а умерших от ковида — 144,7 тысяч. Однако запрет на работу автосервисов и шиномонтажа напрямую может повлиять на рост показателей по обеим статьям: человек, не получивший услугу своевременно, может либо поехать на неисправной машине, либо воспользоваться общественным транспортом, где от инфекции его будет отделять только символический кусок ткани.

Возможно, основная идея закрытия сервисов в том, что граждане в дни, объявленные нерабочими, должны сидеть по домам. Но, тем не менее, передвигаться, в том числе уезжать за город, не запрещено, и с инфекционной точки зрения делать это безопаснее на личном транспорте. Люди, у которых есть пожилые родственники, или семьи с детьми, особенно чувствительны к таким проблемам.

Кроме того, а, возможно, и прежде всего, личными автомобилями пользуются и те, кто работает на предприятиях и в организациях непрерывного цикла. В том числе, медики, на которых сейчас и уже давно возложена повышенная нагрузка.

Постоянно пользоваться такси? Во-первых, это не всем по карману, а кроме того, таксомоторы тоже надо ремонтировать и чинить им колеса.

«Контакт сотрудников и клиентов в автосервисах и шиномонтажах минимален, а исправно работающие автомобили — более безопасное средство передвижения для семей, чем общественный транспорт. Если у владельцев появится возможность починить авто во время локдауна, это снизит аварийность на дорогах в будущем», — комментирует ситуацию первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Правда, некоторые или даже многие автосервисы и шиномонтажи находят легальные, во всяком случае, на их взгляд, способы не прекращать деятельность, не нарушая режим локдауна. Их два: дистанционная запись и оказание услуг на свежем воздухе. Но регламентация такой деятельности была, очевидно, оптимальным шагом и для властей, и для «сервисеров» с клиентами.

Им бы день простоять...
Впрочем, «дотянуть» — девиз большей части бизнеса в последние два года. И нынешние, хотя пока и короткие, ограничения ему в этом непростом деле отнюдь не помогут.

«Пострадают если не все, то большинство. Выигравших точно не будет. В сложном положении оказались оффлайн ритейл, спорт, культура, сфера развлечений, — говорит управляющий партнер компании TOPLINE Наталья Ненашева. — Я работаю с малым и средним бизнесом и вижу, что предприниматели находятся в стрессе. Большинство ожидают снижения выручки на 40-60 процентов за дни локдауна».

Многие опасаются, что потеряют работников, продолжает Ненашева. Например, мастера салонов красоты могут, по ее словам, осесть дома: для сетей это потеря квалифицированных кадров, для страны — рост теневых доходов. Главное же опасение связано с тем, будет ли продлен локдаун. Если 10 дней локдауна еще можно пережить, то продление «каникул» для многих отраслей окажется катастрофой, подводит итог эксперт.

Аналитик ИКСИ Наталья Чуркина согласна, что в первую очередь введение новых ограничений скажется на компаниях сферы услуг и непродовольственной розницы. А Борис Титов отметил, кстати, что в неконкурентные условия попали также специализированные магазины, торгующие спиртным.

«На период нерабочих дней в городе закрыты алкомаркеты, ассортимент которых на 70% состоит из алкогольной продукции, — цитирует бизнес-омбудсмена ТАСС. — При этом другие розничные магазины, где легко можно приобрести алкоголь, продолжают работать. Во время первой волны никто эти виды деятельности не трогал, а сейчас почему-то закрыли. Эти ограничения, по нашему мнению, следует отменить».

Впрочем, у алкомаркетов есть возможность сделать «работу над ошибками»: расширить ассортимент, защитившись таким образом от закрытия. К тому же, им удалось создать некоторую «подушку», неплохо заработав в преддверие локдауна: как сообщил «Коммерсантъ», ссылаясь на Tinkoff CoronaIndex, траты москвичей на алкоголь перед стартом «нерабочих» дней выросли на 70%. Да и в прошлые волны ковида, как справедливо отметил Титов, их не трогали — чего нельзя сказать о сфере услуг.

По словам Натальи Чуркиной, предприятия сервиса еще не восстановились после локдауна 2020 года. Оборот в сфере общественного питания, например, оставался в январе-сентябре этого года на 3,7% ниже уровня января-сентября 2019 года, объем платных услуг населению — ниже на 0,7%.

«По отдельным видам услуг ситуация значительно хуже, — говорит Чуркина. — Так, объем оказанных услуг за тот же период был ниже в сфере культуры на 22,9% ниже, в сфере туризма — на 33,9%. Сейчас пострадают от падения продаж также производители непродовольственных товаров — в частности, производители автомобилей столкнутся не только с закрытием дилерских центров, но и с нарушением цепочек поставок комплектующих».

Чуркина акцентирует внимание на том, что неравномерность введения ограничительных мер в зависимости от региона не означает, что ущерб не будет значительным. Ведь только на три региона — Москву, Московскую область и Санкт-Петербург — приходится, например, почти треть всего оборота сферы общественного питания (31,8% в январе-сентябре 2021 г.) и рынка платных услуг (31,1%) в стране.

«Переживаем, но не очень...»
Пожалуй, этой цитатой из фильма «День радио» можно охарактеризовать нынешнюю позицию государства по отношению к бизнесу, считают некоторые наблюдатели. Складывается ощущение, что власти устали оказывать первую помощь МСП и сейчас действуют по накатанной — четко, но без особого энтузиазма.

«Принимаемые меры важны, но явно недостаточны для поддержки бизнеса в столь непростых условиях, — констатирует Наталья Чуркина. — Ключевые заявленные мероприятия при этом во многом повторяют то, что делалось и полтора года назад, правда, с некоторым улучшением условий и расширением списка отраслей-получателей».

Аналитик отмечает, что возобновление программы льготного кредитования бизнеса «ФОТ 3.0» явно не решит в полной мере проблем компаний, продажи которых остановлены. Кредит по ставке 3% годовых в рамках программы предоставляется из расчета всего один МРОТ на сотрудника в течение 12 месяцев. При этом от компаний требуется сохранить численность сотрудников на уровне не ниже 90%, что крайне непросто в нынешних нестабильных условиях и при столь низком уровне оплаты труда, как предполагает система кредитования, полагает Чуркина.

Наталья Ненашева и вовсе считает, что наученные горьким опытом прошлых программ предприниматели вряд ли будут рассматривать условно льготные кредиты как вид помощи.

«В ситуации высокой неопределенности, когда даже власти не могут гарантировать сроки снятия локдауна, воспользоваться таким кредитом — крайне рискованный и непродуманный шаг. Наученные опытом прошлого локдауна, предприниматели не будут брать такие кредиты, чтобы не ввергнуть себя в еще более сложные обязательства», — уверена управляющий партнер TOPLINE.

Есть, правда, еще гранты. То есть, деньги, которые дадут безвозмездно. Но, по словам Ненашевой, помощь, предложенная предпринимателям на этот раз просто ничтожна. Грант в размере 1 МРОТ на каждого работника в сумме 12 792 рубля не компенсирует заработную плату, которая как минимум в Москве, например, выше в 5-10 раз, поясняет эксперт. Кроме того, она обращает внимание на фрагментарность поддержки, на которую даже в таком скромном виде могут рассчитывать только «пострадавшие отрасли», хотя еще во время прошлых масштабных мер и бизнес, и экспертное сообщество обращали внимание на то, что нелегко приходится всем без исключения.

«И в прошлый локдаун, и сейчас не реализуются какие-либо кардинальные меры поддержки бизнеса, меняющие ракурс макроэкономической политики в целом, —констатирует Наталья Чуркина. — Во-первых, сохраняются достаточно жесткие, по сравнению с ведущими зарубежными странами, денежно-кредитные и фискальные условия для бизнеса в стране. Во-вторых, государство практически не запускает новые масштабные проекты, которые могли бы стать драйверами для широкого спектра отраслей экономики — например, в сфере строительства инфраструктуры — прежде всего, транспортной».

Бизнесу нужна стабильность. А ее нет
Нынешние «каникулы» продлятся недолго — всего 10 дней. Но нет никакой гарантии того, что их будет достаточно для разрыва цепочки заражений. Тем более, что по стране ситуация развивается неравномерно.

По словам Павла Сигала, власти стараются смягчить ограничения — в частности, активно внедряя QR-коды, которые позволяют бизнесу хоть как-то функционировать. Ковидные удостоверения уже прочно вошли в жизнь россиян — к ним постепенно привыкают. Но, во-первых, ко всему привыкнуть невозможно. Во-вторых, не всякий бизнес можно адаптировать к новой ковидно-пропускной реальности в полной мере. Ну, и в-третьих — кому -то это сделать просто не позволяют, как, например, тем же автосервисам и шиномонтажам.

«Бизнес находится в состоянии неопределенности, — говорит Наталья Ненашева. — К очевидным сложностям, которые преодолевают предприниматели, перестраивая свои бизнес-процессы, добавилось недоверие к власти. Многие чувствуют себя обманутыми, не ждут быстрых и эффективных решений, разочарованы — все это неминуемо отразится на финансовых результатах бизнеса и налоговых поступлениях в казну по итогам года».

Наталья Чуркина, в свою очередь, добавляет: в условиях, когда эпидемиологическая обстановка нестабильна, а мировая экономика находится в ситуации турбулентности, жизненно важным становится фактор стабильности и предсказуемости экономической политики внутри страны.

«Речь идет не о накоплении государством резервов, поскольку сами по себе резервы проблемы бизнеса решить не могут. Бизнесу сегодня нужна стабильность денежно-кредитных условий, налоговой и тарифной политики с обеспечением максимально благоприятных условий для предпринимательства в стране», — резюмирует аналитик.

Однако именно этого бизнесу, по всей видимости, ждать не стоит — по крайней мере, в отношении денежно-кредитной политики. Совсем недавно на это недвусмысленно намекнула глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина, продемонстрировав аудитории на пресс-конференции по поводу повышения ключевой ставки брошь в виде натянутого лука со стрелой. У Банка России есть пока один четкий таргет — инфляция в 4%. С одной стороны, это оправдано: рост цен бьет по кошелькам граждан, а значит, и по потребительскому спросу.

Однако есть риск, что в условиях локдаунов и отсутствия симметричной поддержки бизнес просто не дождется того счастливого момента, когда ему предоставится возможность этот спрос удовлетворять.

Источник: Эксперт

Борис Титов: «под запрет почему-то попали шиномонтажные мастерские и автосервисы»
Наталья Чуркина – о том, на каких видах бизнеса в первую очередь скажется введение новых ограничений

Локдаун нужен, чтобы максимально снизить потенциальный ущерб здоровью от коронавируса, но оружие это сильное и мало избирательное, поэтому, видимо, бизнес-омбудсмен Борис Титов высказался за то, чтобы максимально снизить для малого и среднего бизнеса ущерб от локдауна. Те или иные ограничения его деятельности заметно сказываются и на повседневной жизни

Во всех регионах России снова наступили «нерабочие» дни — частичный, пока без жестких ограничений по перемещениям граждан, локдаун. Продолжать деятельность разрешено только предприятиям непрерывного цикла и тем, кто обеспечивает работу городской инфраструктуры, а также «некоторым другим». В различных регионах введены свои варианты ограничений. Закрыты кинотеатры и кафе, спортзалы, салоны красоты и непродовольственные магазины, шиномонтажи и автосервисы.

Отменить запрет на работу последних двух призвал бизнес-омбудсмен Борис Титов, отметив, что все работы на предприятиях автообслуживания выполняются на улице, либо в просторных боксах. К тому же, обратил внимание Титов, подходит время менять летнюю резину на зимнюю, а это критично для безопасности дорожного движения.

«Московский бизнес очень ждет, что правительство города предложит пакет мер поддержки бизнеса в дополнение к федеральным и уже действующим. И, конечно, скорректирует жесткие ограничения, касающиеся сфер, которые работали в прошлый локдаун, — их работа крайне необходима», — отметил Борис Титов в интервью агентству ТАСС.

«Под запрет почему-то попали шиномонтажные мастерские и автосервисы, несмотря на то, что все работы там выполняются на улице либо в просторных боксах. К тому же подходит время переобувать летнюю резину на зимнюю, а это критично для безопасности дорожного движения, — подчеркнул бизнес-омбудсмен.

В целом же он предложил возродить работу штабов по защите бизнеса, напомнив, в первую волну коронавируса их создавали власти многих субъектов, в том числе Москвы. Мы сейчас просим срочно вернуться к этому инструменту по всей стране, поскольку это действенный механизм координации усилий», — рассказал ТАСС Борис Титов.

В самом начале пандемии Илон Маск, обращаясь к сотрудникам «Теслы», написал, что риск погибнуть в ДТП по дороге домой выше, чем риск умереть от коронавируса. Очевидно, что на тот момент он явно недооценивал опасность новой инфекции. Достаточно сказать, что в России по итогам 2020 года число погибших в результате ДТП составило более 16 тысяч человек, а умерших от ковида — 144,7 тысяч. Однако запрет на работу автосервисов и шиномонтажа напрямую может повлиять на рост показателей по обеим статьям: человек, не получивший услугу своевременно, может либо поехать на неисправной машине, либо воспользоваться общественным транспортом, где от инфекции его будет отделять только символический кусок ткани.

Возможно, основная идея закрытия сервисов в том, что граждане в дни, объявленные нерабочими, должны сидеть по домам. Но, тем не менее, передвигаться, в том числе уезжать за город, не запрещено, и с инфекционной точки зрения делать это безопаснее на личном транспорте. Люди, у которых есть пожилые родственники, или семьи с детьми, особенно чувствительны к таким проблемам.

Кроме того, а, возможно, и прежде всего, личными автомобилями пользуются и те, кто работает на предприятиях и в организациях непрерывного цикла. В том числе, медики, на которых сейчас и уже давно возложена повышенная нагрузка.

Постоянно пользоваться такси? Во-первых, это не всем по карману, а кроме того, таксомоторы тоже надо ремонтировать и чинить им колеса.

«Контакт сотрудников и клиентов в автосервисах и шиномонтажах минимален, а исправно работающие автомобили — более безопасное средство передвижения для семей, чем общественный транспорт. Если у владельцев появится возможность починить авто во время локдауна, это снизит аварийность на дорогах в будущем», — комментирует ситуацию первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Правда, некоторые или даже многие автосервисы и шиномонтажи находят легальные, во всяком случае, на их взгляд, способы не прекращать деятельность, не нарушая режим локдауна. Их два: дистанционная запись и оказание услуг на свежем воздухе. Но регламентация такой деятельности была, очевидно, оптимальным шагом и для властей, и для «сервисеров» с клиентами.

Им бы день простоять...
Впрочем, «дотянуть» — девиз большей части бизнеса в последние два года. И нынешние, хотя пока и короткие, ограничения ему в этом непростом деле отнюдь не помогут.

«Пострадают если не все, то большинство. Выигравших точно не будет. В сложном положении оказались оффлайн ритейл, спорт, культура, сфера развлечений, — говорит управляющий партнер компании TOPLINE Наталья Ненашева. — Я работаю с малым и средним бизнесом и вижу, что предприниматели находятся в стрессе. Большинство ожидают снижения выручки на 40-60 процентов за дни локдауна».

Многие опасаются, что потеряют работников, продолжает Ненашева. Например, мастера салонов красоты могут, по ее словам, осесть дома: для сетей это потеря квалифицированных кадров, для страны — рост теневых доходов. Главное же опасение связано с тем, будет ли продлен локдаун. Если 10 дней локдауна еще можно пережить, то продление «каникул» для многих отраслей окажется катастрофой, подводит итог эксперт.

Аналитик ИКСИ Наталья Чуркина согласна, что в первую очередь введение новых ограничений скажется на компаниях сферы услуг и непродовольственной розницы. А Борис Титов отметил, кстати, что в неконкурентные условия попали также специализированные магазины, торгующие спиртным.

«На период нерабочих дней в городе закрыты алкомаркеты, ассортимент которых на 70% состоит из алкогольной продукции, — цитирует бизнес-омбудсмена ТАСС. — При этом другие розничные магазины, где легко можно приобрести алкоголь, продолжают работать. Во время первой волны никто эти виды деятельности не трогал, а сейчас почему-то закрыли. Эти ограничения, по нашему мнению, следует отменить».

Впрочем, у алкомаркетов есть возможность сделать «работу над ошибками»: расширить ассортимент, защитившись таким образом от закрытия. К тому же, им удалось создать некоторую «подушку», неплохо заработав в преддверие локдауна: как сообщил «Коммерсантъ», ссылаясь на Tinkoff CoronaIndex, траты москвичей на алкоголь перед стартом «нерабочих» дней выросли на 70%. Да и в прошлые волны ковида, как справедливо отметил Титов, их не трогали — чего нельзя сказать о сфере услуг.

По словам Натальи Чуркиной, предприятия сервиса еще не восстановились после локдауна 2020 года. Оборот в сфере общественного питания, например, оставался в январе-сентябре этого года на 3,7% ниже уровня января-сентября 2019 года, объем платных услуг населению — ниже на 0,7%.

«По отдельным видам услуг ситуация значительно хуже, — говорит Чуркина. — Так, объем оказанных услуг за тот же период был ниже в сфере культуры на 22,9% ниже, в сфере туризма — на 33,9%. Сейчас пострадают от падения продаж также производители непродовольственных товаров — в частности, производители автомобилей столкнутся не только с закрытием дилерских центров, но и с нарушением цепочек поставок комплектующих».

Чуркина акцентирует внимание на том, что неравномерность введения ограничительных мер в зависимости от региона не означает, что ущерб не будет значительным. Ведь только на три региона — Москву, Московскую область и Санкт-Петербург — приходится, например, почти треть всего оборота сферы общественного питания (31,8% в январе-сентябре 2021 г.) и рынка платных услуг (31,1%) в стране.

«Переживаем, но не очень...»
Пожалуй, этой цитатой из фильма «День радио» можно охарактеризовать нынешнюю позицию государства по отношению к бизнесу, считают некоторые наблюдатели. Складывается ощущение, что власти устали оказывать первую помощь МСП и сейчас действуют по накатанной — четко, но без особого энтузиазма.

«Принимаемые меры важны, но явно недостаточны для поддержки бизнеса в столь непростых условиях, — констатирует Наталья Чуркина. — Ключевые заявленные мероприятия при этом во многом повторяют то, что делалось и полтора года назад, правда, с некоторым улучшением условий и расширением списка отраслей-получателей».

Аналитик отмечает, что возобновление программы льготного кредитования бизнеса «ФОТ 3.0» явно не решит в полной мере проблем компаний, продажи которых остановлены. Кредит по ставке 3% годовых в рамках программы предоставляется из расчета всего один МРОТ на сотрудника в течение 12 месяцев. При этом от компаний требуется сохранить численность сотрудников на уровне не ниже 90%, что крайне непросто в нынешних нестабильных условиях и при столь низком уровне оплаты труда, как предполагает система кредитования, полагает Чуркина.

Наталья Ненашева и вовсе считает, что наученные горьким опытом прошлых программ предприниматели вряд ли будут рассматривать условно льготные кредиты как вид помощи.

«В ситуации высокой неопределенности, когда даже власти не могут гарантировать сроки снятия локдауна, воспользоваться таким кредитом — крайне рискованный и непродуманный шаг. Наученные опытом прошлого локдауна, предприниматели не будут брать такие кредиты, чтобы не ввергнуть себя в еще более сложные обязательства», — уверена управляющий партнер TOPLINE.

Есть, правда, еще гранты. То есть, деньги, которые дадут безвозмездно. Но, по словам Ненашевой, помощь, предложенная предпринимателям на этот раз просто ничтожна. Грант в размере 1 МРОТ на каждого работника в сумме 12 792 рубля не компенсирует заработную плату, которая как минимум в Москве, например, выше в 5-10 раз, поясняет эксперт. Кроме того, она обращает внимание на фрагментарность поддержки, на которую даже в таком скромном виде могут рассчитывать только «пострадавшие отрасли», хотя еще во время прошлых масштабных мер и бизнес, и экспертное сообщество обращали внимание на то, что нелегко приходится всем без исключения.

«И в прошлый локдаун, и сейчас не реализуются какие-либо кардинальные меры поддержки бизнеса, меняющие ракурс макроэкономической политики в целом, —констатирует Наталья Чуркина. — Во-первых, сохраняются достаточно жесткие, по сравнению с ведущими зарубежными странами, денежно-кредитные и фискальные условия для бизнеса в стране. Во-вторых, государство практически не запускает новые масштабные проекты, которые могли бы стать драйверами для широкого спектра отраслей экономики — например, в сфере строительства инфраструктуры — прежде всего, транспортной».

Бизнесу нужна стабильность. А ее нет
Нынешние «каникулы» продлятся недолго — всего 10 дней. Но нет никакой гарантии того, что их будет достаточно для разрыва цепочки заражений. Тем более, что по стране ситуация развивается неравномерно.

По словам Павла Сигала, власти стараются смягчить ограничения — в частности, активно внедряя QR-коды, которые позволяют бизнесу хоть как-то функционировать. Ковидные удостоверения уже прочно вошли в жизнь россиян — к ним постепенно привыкают. Но, во-первых, ко всему привыкнуть невозможно. Во-вторых, не всякий бизнес можно адаптировать к новой ковидно-пропускной реальности в полной мере. Ну, и в-третьих — кому -то это сделать просто не позволяют, как, например, тем же автосервисам и шиномонтажам.

«Бизнес находится в состоянии неопределенности, — говорит Наталья Ненашева. — К очевидным сложностям, которые преодолевают предприниматели, перестраивая свои бизнес-процессы, добавилось недоверие к власти. Многие чувствуют себя обманутыми, не ждут быстрых и эффективных решений, разочарованы — все это неминуемо отразится на финансовых результатах бизнеса и налоговых поступлениях в казну по итогам года».

Наталья Чуркина, в свою очередь, добавляет: в условиях, когда эпидемиологическая обстановка нестабильна, а мировая экономика находится в ситуации турбулентности, жизненно важным становится фактор стабильности и предсказуемости экономической политики внутри страны.

«Речь идет не о накоплении государством резервов, поскольку сами по себе резервы проблемы бизнеса решить не могут. Бизнесу сегодня нужна стабильность денежно-кредитных условий, налоговой и тарифной политики с обеспечением максимально благоприятных условий для предпринимательства в стране», — резюмирует аналитик.

Однако именно этого бизнесу, по всей видимости, ждать не стоит — по крайней мере, в отношении денежно-кредитной политики. Совсем недавно на это недвусмысленно намекнула глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина, продемонстрировав аудитории на пресс-конференции по поводу повышения ключевой ставки брошь в виде натянутого лука со стрелой. У Банка России есть пока один четкий таргет — инфляция в 4%. С одной стороны, это оправдано: рост цен бьет по кошелькам граждан, а значит, и по потребительскому спросу.

Однако есть риск, что в условиях локдаунов и отсутствия симметричной поддержки бизнес просто не дождется того счастливого момента, когда ему предоставится возможность этот спрос удовлетворять.

Источник: Эксперт

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )