22.10.2018

Особенности разработки национальных проектов

Содержание национальных проектов, направленных на достижение экономических целей, демонстрирует провалы существую¬щей системы стратегического планирования. Паспорта национальных проектов содержат набор разноплановых мер, вклад которых в достижение заявленных целей не определен. Кроме того, предлагаемые меры не сопровождаются целевыми индикаторами, обеспечивающими возможности независимой оценки реализации этих мер

В начале октября Правительство внесло в Совет при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам разработанные паспорта к 12 национальным проектам. Однако, судя по этим паспортам, ясности относительно того, каким образом Правительство будет добиваться «обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для проживания, условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека», не прибавилось. 

Нацпроекты: набор отдельных мер вместо комплекса мер

Паспорта нацпроектов, находящиеся в открытом доступе, показывают, что разработчики этих документов не слишком утруждали себя попытками установления логических связей между целями национальных проектов и мерами, предлагаемыми для их достижения. Еще на первоначальном этапе разработки нацпроектов в СМИ появлялась информация о том, что министерства «переупаковали» в новые нацпроекты уже имеющиеся госпрограммы. Представленные паспорта нацпроектов указывают на то, что работа над этими важными документами стратегического планирования действительно состояла главным образом в «переупаковке». Сами документы представляют собой перечни федеральных проектов и перечни мер, предлагаемых в рамках этих проектов. Однако простое перечисление мер не позволяет понять, какой конкретно вклад вносит каждая из них в достижение общей цели. В целом, национальные проекты сейчас представляют собой набор мероприятий из федеральных программ, а не комплекс мер, логически согласованных друг с другом.

Более того, информация о задачах и результатах представлена в паспортах национальных проектов в одном столбце, что создает путаницу между ними. В результате, в одних случаях в этом столбце указаны конкретные меры с указанием количественных показателей, а в других случаях – информация о необходимости разработки нормативных актов, регламентов или стратегий – причем без указаний, на что именно должны быть направлены данные документы, и какой вклад они внесут в достижение поставленных целей и задач. В результате, информация об ожидаемых результатах предложенных мер часто выглядит исключительно формальной.

Целевые индикаторы: проблемы измерения и контроля

Судя по имеющимся в открытом доступе паспортам национальных проектов, большинство заявленных мер не сопровождается указанием целевых индикаторов, при помощи которых можно было бы проконтролировать как исполнение этих мер, так и их эффективность с точки зрения влияния на конечные показатели. Таким образом, определить вклад отдельных мер в достижение конечных целей не представляется возможным.

Более того, в отдельных случаях, когда поставленные цели имеют количественное измерение, уже видна проблема объективности их оценки и мониторинга. Например, в нацпроекте по развитию международной кооперации и экспорта фигурирует цельорганизации регулярных маршрутов отправки сельскохозяйственной и пищевой продукции по экспортно-ориентированным транспортным коридорам в объеме до 500 тыс. т в 2020 году. Однако такие показатели не разрабатываются официальной статистикой и не публикуются в открытых источниках. В такой ситуации ответственность за расчет и оценку этих показателей будет с высокой вероятностью возложена на организации, в ведении которых находятся соответствующие данные – то есть Минсельхоз, Минтранс и ФТС. Однако именно они являются ответственными исполнителями по данному направлению в нацпроекте. В результате проведение независимой оценки достижения данной цели будет невозможным.

В конечном итоге можно отметить, что несмотря на то, что за последние 10 лет в стране было принято более 100 документов стратегического планирования, сохраняется невысокий уровень качества разработки логически структурированных планов в увязке с документами бюджетного планирования, и при этом прозрачных с точки зрения возможности контроля их исполнения.

Особенности разработки национальных проектов
Содержание национальных проектов, направленных на достижение экономических целей, демонстрирует провалы существую¬щей системы стратегического планирования. Паспорта национальных проектов содержат набор разноплановых мер, вклад которых в достижение заявленных целей не определен. Кроме того, предлагаемые меры не сопровождаются целевыми индикаторами, обеспечивающими возможности независимой оценки реализации этих мер

В начале октября Правительство внесло в Совет при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам разработанные паспорта к 12 национальным проектам. Однако, судя по этим паспортам, ясности относительно того, каким образом Правительство будет добиваться «обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для проживания, условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека», не прибавилось. 

Нацпроекты: набор отдельных мер вместо комплекса мер

Паспорта нацпроектов, находящиеся в открытом доступе, показывают, что разработчики этих документов не слишком утруждали себя попытками установления логических связей между целями национальных проектов и мерами, предлагаемыми для их достижения. Еще на первоначальном этапе разработки нацпроектов в СМИ появлялась информация о том, что министерства «переупаковали» в новые нацпроекты уже имеющиеся госпрограммы. Представленные паспорта нацпроектов указывают на то, что работа над этими важными документами стратегического планирования действительно состояла главным образом в «переупаковке». Сами документы представляют собой перечни федеральных проектов и перечни мер, предлагаемых в рамках этих проектов. Однако простое перечисление мер не позволяет понять, какой конкретно вклад вносит каждая из них в достижение общей цели. В целом, национальные проекты сейчас представляют собой набор мероприятий из федеральных программ, а не комплекс мер, логически согласованных друг с другом.

Более того, информация о задачах и результатах представлена в паспортах национальных проектов в одном столбце, что создает путаницу между ними. В результате, в одних случаях в этом столбце указаны конкретные меры с указанием количественных показателей, а в других случаях – информация о необходимости разработки нормативных актов, регламентов или стратегий – причем без указаний, на что именно должны быть направлены данные документы, и какой вклад они внесут в достижение поставленных целей и задач. В результате, информация об ожидаемых результатах предложенных мер часто выглядит исключительно формальной.

Целевые индикаторы: проблемы измерения и контроля

Судя по имеющимся в открытом доступе паспортам национальных проектов, большинство заявленных мер не сопровождается указанием целевых индикаторов, при помощи которых можно было бы проконтролировать как исполнение этих мер, так и их эффективность с точки зрения влияния на конечные показатели. Таким образом, определить вклад отдельных мер в достижение конечных целей не представляется возможным.

Более того, в отдельных случаях, когда поставленные цели имеют количественное измерение, уже видна проблема объективности их оценки и мониторинга. Например, в нацпроекте по развитию международной кооперации и экспорта фигурирует цельорганизации регулярных маршрутов отправки сельскохозяйственной и пищевой продукции по экспортно-ориентированным транспортным коридорам в объеме до 500 тыс. т в 2020 году. Однако такие показатели не разрабатываются официальной статистикой и не публикуются в открытых источниках. В такой ситуации ответственность за расчет и оценку этих показателей будет с высокой вероятностью возложена на организации, в ведении которых находятся соответствующие данные – то есть Минсельхоз, Минтранс и ФТС. Однако именно они являются ответственными исполнителями по данному направлению в нацпроекте. В результате проведение независимой оценки достижения данной цели будет невозможным.

В конечном итоге можно отметить, что несмотря на то, что за последние 10 лет в стране было принято более 100 документов стратегического планирования, сохраняется невысокий уровень качества разработки логически структурированных планов в увязке с документами бюджетного планирования, и при этом прозрачных с точки зрения возможности контроля их исполнения.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )