11.07.2019

О «Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 г.»

Обновленная ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ на 2012-2020 гг.» предполагает значительное ухудшение целевых показателей и сокращение финансирования. Такое положение указывает не только на провал данной ФЦП, но и на серьезные проблемы в системе планирования в стране в целом

Практически все целевые показатели обновленной ФЦП были кардинально снижены

25 июня Правительство РФ опубликовало новую утвержденную версию ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.» (далее – ФЦП), где все целевые показатели, установленные в 2012 г., были скорректированы в сторону ухудшения. Кроме того, корректировке подверглись показатели прошлых периодов (до 2018 г.), что говорит о неэффективной реализации программы. Ухудшены были также показатели на 2019-2020 гг. (см. табл. 1).

В частности, в 2012-2018 гг. в рамках программы было приведено в безопасное техническое состояние лишь 849 из запланированных 1770 небезопасных гидротехнических сооружений, а в целом за 2012-2020 г. планируется привести к безопасному состоянию лишь 999 таких сооружений по сравнению с изначальным планом в 2400 ед. 

Наиболее плачевная ситуация складывается со снижением доли загрязненных сточных вод. Так, в старой версии ФЦП планировалось снизить долю загрязненных вод в общем объеме сбрасываемых сточных вод с 88,6% в базовом 2010 г. до 45,2% в 2020 г. В новой же версии ФЦП цель на 2020 г. практически не отличается от уровня десятилетней давности и составляет 84,7%.

Снижение целевых показателей ФЦП связано прежде всего с сокращением планов по финансированию

Объем финансирования за счет всех источников в 2012-2020 гг. в обновленной версии ФЦП был сокращен в 2,4 раза по сравнению с версией ФЦП от 2012 г. При этом в наибольшей степени было сокращено государственное финансирование. Если план по инвестициям из внебюджетных источников за все время действия программы был сокращен в 1,6 раз, то по вложениям из федерального бюджета – в 2,5 раза, из консолидированных бюджетов субъектов РФ – в 3,8 раза (см. табл. 2).Наибольшее сокращение бюджетного финансирования наблюдалось в последние годы. Так, план по финансированию программы из федерального бюджета в 2017-2018 гг. был снижен в 3,6-3,8 раз по сравнению с планом, утвержденным в 2012 г. Результатом снижения финансирования стало сокращение инвестиций в сферу охраны водных ресурсов из всех источников, о чем свидетельствуют и данные Росстата (см. рис. 1).

Примечательно, что на фоне сокращения государственного финансирования был снижен и целевой показатель по количеству реализованных проектов строительства и реконструкции очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения за счет кредитов с субсидированными процентными ставками. Число таких проектов в новой версии ФЦП снижено в 3,5 раза по сравнению с версией ФЦП 2012 г. И это несмотря на то, что, как было упомянуто выше, доля загрязненных сточных вод в России остается высокой и практически неизменной.

Еще одной причиной корректировки целей ФЦП является низкое качество системы планирования в России в целом

Ситуация с ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.» – это яркий пример того, как низкая степень проработки программ приводит к их невыполнению и необходимости корректировок, качество которых также неясно.

Так, в данной ФЦП в версии 2012 г. содержались показатели, целевые значения которых были зафиксированы на весь период реализации программы (при этом в программе не пояснялось, почему эти показатели не демонстрируют никаких различий). В частности, в 2015-2020 гг. предполагалось ежегодно доводить до безопасного уровня по 315 небезопасных гидротехни­ческих сооружений, а в 2016-2020 гг. – ежегодно реализовывать по 35 проектов строительства и реконструкции очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения. При этом ни в одном из прошедших лет эти целевые показатели (315 сооружений и 35 проектов) выполнены не были. В настоящее время эти показатели снижены, что, по сути, подтверждает низкую степень проработки программы. Однако новый, значительно сниженный целевой уровень данных показателей создает другую проблему: в итоге доля гидротехнических сооружений в неудовлетворительном или опасном состоянии, приведенных в безопасное состояние, а также доля загрязненных сточных вод в объеме стоков, подлежащих очистке, резко отличается от первоначального плана в худшую сторону.

О «Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 г.»
Обновленная ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ на 2012-2020 гг.» предполагает значительное ухудшение целевых показателей и сокращение финансирования. Такое положение указывает не только на провал данной ФЦП, но и на серьезные проблемы в системе планирования в стране в целом

Практически все целевые показатели обновленной ФЦП были кардинально снижены

25 июня Правительство РФ опубликовало новую утвержденную версию ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.» (далее – ФЦП), где все целевые показатели, установленные в 2012 г., были скорректированы в сторону ухудшения. Кроме того, корректировке подверглись показатели прошлых периодов (до 2018 г.), что говорит о неэффективной реализации программы. Ухудшены были также показатели на 2019-2020 гг. (см. табл. 1).

В частности, в 2012-2018 гг. в рамках программы было приведено в безопасное техническое состояние лишь 849 из запланированных 1770 небезопасных гидротехнических сооружений, а в целом за 2012-2020 г. планируется привести к безопасному состоянию лишь 999 таких сооружений по сравнению с изначальным планом в 2400 ед. 

Наиболее плачевная ситуация складывается со снижением доли загрязненных сточных вод. Так, в старой версии ФЦП планировалось снизить долю загрязненных вод в общем объеме сбрасываемых сточных вод с 88,6% в базовом 2010 г. до 45,2% в 2020 г. В новой же версии ФЦП цель на 2020 г. практически не отличается от уровня десятилетней давности и составляет 84,7%.

Снижение целевых показателей ФЦП связано прежде всего с сокращением планов по финансированию

Объем финансирования за счет всех источников в 2012-2020 гг. в обновленной версии ФЦП был сокращен в 2,4 раза по сравнению с версией ФЦП от 2012 г. При этом в наибольшей степени было сокращено государственное финансирование. Если план по инвестициям из внебюджетных источников за все время действия программы был сокращен в 1,6 раз, то по вложениям из федерального бюджета – в 2,5 раза, из консолидированных бюджетов субъектов РФ – в 3,8 раза (см. табл. 2).Наибольшее сокращение бюджетного финансирования наблюдалось в последние годы. Так, план по финансированию программы из федерального бюджета в 2017-2018 гг. был снижен в 3,6-3,8 раз по сравнению с планом, утвержденным в 2012 г. Результатом снижения финансирования стало сокращение инвестиций в сферу охраны водных ресурсов из всех источников, о чем свидетельствуют и данные Росстата (см. рис. 1).

Примечательно, что на фоне сокращения государственного финансирования был снижен и целевой показатель по количеству реализованных проектов строительства и реконструкции очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения за счет кредитов с субсидированными процентными ставками. Число таких проектов в новой версии ФЦП снижено в 3,5 раза по сравнению с версией ФЦП 2012 г. И это несмотря на то, что, как было упомянуто выше, доля загрязненных сточных вод в России остается высокой и практически неизменной.

Еще одной причиной корректировки целей ФЦП является низкое качество системы планирования в России в целом

Ситуация с ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.» – это яркий пример того, как низкая степень проработки программ приводит к их невыполнению и необходимости корректировок, качество которых также неясно.

Так, в данной ФЦП в версии 2012 г. содержались показатели, целевые значения которых были зафиксированы на весь период реализации программы (при этом в программе не пояснялось, почему эти показатели не демонстрируют никаких различий). В частности, в 2015-2020 гг. предполагалось ежегодно доводить до безопасного уровня по 315 небезопасных гидротехни­ческих сооружений, а в 2016-2020 гг. – ежегодно реализовывать по 35 проектов строительства и реконструкции очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения. При этом ни в одном из прошедших лет эти целевые показатели (315 сооружений и 35 проектов) выполнены не были. В настоящее время эти показатели снижены, что, по сути, подтверждает низкую степень проработки программы. Однако новый, значительно сниженный целевой уровень данных показателей создает другую проблему: в итоге доля гидротехнических сооружений в неудовлетворительном или опасном состоянии, приведенных в безопасное состояние, а также доля загрязненных сточных вод в объеме стоков, подлежащих очистке, резко отличается от первоначального плана в худшую сторону.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )