"О реализации национальных проектов в 2020 г."
Несмотря на то, что нацпроекты могли бы стать драйвером выхода России из экономического кризиса и решения социальных проблем, по итогам 2020 г. значительная часть целевых показателей данных проектов не была достигнута. При этом финансирование национальных проектов осуществлялось крайне неравномерно и не в полном объеме.
Пандемия и вызванный ей экономический кризис в 2020 г. оказали негативное влияние на российскую экономику. При этом, с одной стороны, данный кризис осложнил реализацию национальных проектов и достижение поставленных в них целей. С другой стороны, именно ускоренная реализация нацпроектов могла бы стать важнейшей движущей силой, обеспечивающей выход российской экономики из экономического и социального кризиса. В связи с этим, особенно актуальным становится мониторинг достижения целей национальных проектов.
Результаты анализа имеющихся на текущий момент данных за 2020 г. показали, что значительная часть целей в рамках нацпроектов не была достигнута, как по объективным причинам кризисного года (например, цель по росту экспорта услуг), так и в связи с хроническими проблемами реализации отдельных направлений нацпроектов (по вводу жилья, повышению рождаемости, обеспечению населения качественной питьевой водой, обеспечению широкополосного доступа в Интернет или решению инфраструктурных проблем).
На это указывают результаты сопоставления фактических значения показателей с их целевым уровнем, заложенным в рамках нацпроектов. Данное сопоставление было проведено по ограниченному кругу показателей – только по тем, данные по которым представлены на настоящий момент в открытом доступе. По нацпроектам «Наука» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» анализ не проводился в связи с отсутствием актуальных данных.
Нацпроект «Жилье и городская среда»
Выполнение нацпроекта «Жилье и городская среда» в 2020 году было неоднородным (см. табл. 1). Кризис, вызванный пандемией и заставивший Банк России перейти к снижению ставок, а также запущенная Правительством программа поддержки льготной ипотеки способствовали, наконец, выполнению целей по ипотечному кредитованию. В результате, объем выданных таких кредитов на 29,8% превысил целевое значение нацпроекта, число выданных кредитов – на 8,9%.
Однако примечательно, что цель по выдаче ипотечных кредитов для приобретения жилья на первичном рынке достигнута не была – ипотечных кредитов на этом рынке было выдано на 25,0% меньше, чем планировалось. И во многом это связано с дефицитом предложения жилья на первичном рынке. Ведь цели по объемам строительства жилья в 2020 г., как и в предыдущие годы, выполнены не были. При запланированных к строительству в нацпроекте 98 млн. кв. м жилья, построено было реально лишь 82,2 млн. кв. м, или на 16,1% меньше (для сравнения, в 2019 г. отставание было существенно меньшим - 6,8%, в 2018 г. – 12,0%).
Еще одна коллизия получилась с ценами на жилье в результате данного искажения на рынке. С одной стороны, наблюдаемый рост цен на жилье становится поводом к сворачиванию программы льготной ипотеки и привлекает внимание высшего руководства страны. С другой стороны, согласно публикуемым данным, цели нацпроекта по росту стоимости жилья в 2020 г. выполнены не были. То есть жилье стоило меньше, чем закладывалось в проекте – 63,5 тыс. руб. за 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке против цели в 68,9 тыс. руб. Это ставит, прежде всего, вопросы об адекватности целевого значения данного показателя нацпроекта.
Нацпроект «Демография»
Ключевым показателем для нацпроекта «Демография» является ожидаемая продолжительность здоровой жизни, целевое значение которого составляет 67 лет для 2024 г. Однако в 2020 г. значение данного показателя снизилось до 58,9 лет по сравнению с 60,3 года в 2019 г., отдалив таким образом Россию от достижения поставленной цели.
Не удалось вновь достичь поставленной цели и еще по одному важнейшему показателю – суммарному коэффициенту рождаемости, фактическое значение которого составило 1,51 детей на 1 женщину по сравнению с целью в 1,65 на прошлый год. Из имеющихся данных по прочим показателям имеется также небольшое отставание по доле граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в средних возрастах (см. табл. 2).
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт»
Большая часть ключевых целевых показателей данного нацпроекта в 2020 г. не была выполнена. Отчасти это, конечно, обусловлено мировым кризисом в результате пандемии, прежде всего, резким сокращением экспорта услуг. Отставание от целевого значения по данному показателю составило 38,3%. Однако отставание объемов экспорта продукции различных отраслей от целевых значений наблюдалось и в прошлые годы, что свидетельствует, скорее, о систематических проблемах с реализацией данного нацпроекта. При этом сокращается и эффективность мер поддержки промышленного экспорта государством (см. табл. 3).
«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»
Часть целевых показателей «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» была выполнена. Однако в целом результаты реализации данного плана нельзя признать удовлетворительными в силу и низкого развития транспортной инфраструктуры в стране, и растущего спроса на эффективную логистику. Так, выполнение целевых показателей по скорости транзитного контейнеропотока не позволило достигнуть цель по объемам транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. Объем таких перевозок на 9,3% отстал от запланированного на 2020 г. показателя. При этом сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Запад – Восток» в 2020 г. также отставали от плана.
Достижение части целей связано также с заниженными целевыми значениями данных показателей. Так, рост суммарной наличной пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей соответствует целям по росту экспорта угля. В то же время существует острая потребность по росту пропускной способности данных магистралей и для прочих грузов, и для транзитных перевозок.
Отставала в 2020 г. от поставленных целей и реализация таких задач, как рост пропускной способности внутренних водных путей и ввод после реконструкции и строительство взлетно-посадочных полос (см. табл. 6).
Нацпроект «Экология»
В рамках нацпроекта «Экология», по имеющимся на текущий момент данным, в 2020 г. не были достигнуты целевые значения показателей по ликвидации несанкционированных свалок, по обеспечению населения качественной питьевой водой (при этом в прошлые годы данная цель также не достигалась), по восстановлению водных объектов Нижней Волги. Примечательно также, что выполнение цели по количеству введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности обусловлено лишь тем, что введение таких комплексов запланировано лишь с 2023 г. (см. табл. 9).
Финансирование национальных проектов
Согласно утвержденным планам, основным источником финансирования национальных проектов являются средства федерального бюджета. В 2020 г. плановый объем финансирования из федерального бюджета составлял 2173,1 млрд. руб., что представляет собой 54% суммарного плана расходов по национальным проектам. При этом значительная часть федеральных расходов на нацпроекты – это трансферты другим бюджетам (бюджетам субъектов РФ и внебюджетных фондов), которые затем используются регионами и фондами на финансирование мероприятий нацпроектов наряду с собственными средствами. В частности, в 2020 г. плановый объем таких федеральных трансфертов составил 1363,6 млрд. руб., или 33% суммарных расходов на национальные проекты.
В целом, для финансирования национальных проектов характерны те же проблемы, что и для финансирования обычных расходов из бюджета – это неравномерность выделения средств в течение года, а также откладывание исполнения расходов по ряду проектов, что приводит к низким показателям исполнения утвержденных расходов. Ни в 2019 г., ни в 2020 г. запланированные расходы не были профинансированы в полном объеме. Так, по данным Минфина, по итогам 2020 г. исполнение расходов федерального бюджета на национальные проекты составило 97,4% от планового объема (см. рис. 1). При этом еще на 1 декабря 2020 г. уровень исполнения расходов на национальные проекты составлял 78,1% годового плана. Несмотря на активизацию расходов в декабре, по итогам года объем недофинансирования национальных проектов составил 57,6 млрд. руб.
Аналогичная ситуация сохраняется и в текущем году. По данным Минфина, в I квартале 2021 г. из федерального бюджета профинансировано только 16,8% годового плана расходов на национальные проекты. Уровень исполнения, превышающий четверть годового плана, достигнут только по двум нацпроектам: «Жилье и городская среда» (исполнено 27,5% годовых назначений) и «Здравоохранение (исполнено 25,2%). При этом исполнение «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» в I квартале составило только 12,1% годового плана, нацпроекта «Производительность труда» – 11,9%, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» – 7,4%, «Международная кооперация и экспорт – 5,5%.
Информация о том, как исполняются расходы на национальные проекты со стороны субъектов РФ, внебюджетных фондов, а также сколько фактически составляют привлеченные средства из внебюджетных источников, практически недоступна. Отдельные оценки, которые со ссылками на Счетную палату или Минфин предоставляют СМИ, указывают, что качество исполнения этих расходов оставляет желать лучшего. Например, в 2019 г. неоднократно сообщалось, что уровень исполнения расходов на нацпроекты, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, отстает от соответствующих показателей, характеризующих исполнение нацпроектов за счет федерального бюджета.