Финансирование национальных проектов
Реализуемые Правительством нацпроекты существенно различаются между собой по предполагаемым объемам их финансирования
11 февраля правительство РФ опубликовало информационные материалы о 12 национальных проектах и «Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» (Комплексный инфраструктурный план), в которых в том числе зафиксированы планируемые объемы финансирования данных проектов. В целом до 2024 г. на нацпроекты и Комплексный инфраструктурный план предполагается потратить 25,7 трлн. руб.
Планы по реализации крупнейших нацпроектов за счет внебюджетных источников и средств регионов требуют принятия мер по обеспечению доступности данного финансирования
Предполагается, что все нацпроекты и комплексный инфраструктурный план будут на 51,1% профинансированы из федерального бюджета, на 29,2% – из внебюджетных источников, на 19,1% – из консолидированных бюджетов субъектов РФ, и на 0,6% – из государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем, именно в тех проектах, по которым запланирован наибольший объем финансирования (кроме нацпроекта «Демография»), основной объем средств предполагается получить не из федерального бюджета, а из прочих источников. Так, финансирование нацпроекта «Экология» на 79,3% планируется из внебюджетных источников. Основной частью данного нацпроекта (60,0% объема его финансирования) является федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий», который предполагает 98,9% внебюджетного финансирования. Реализация Комплексного инфраструктурного плана должна быть профинансирована из внебюджетных источников на 51,4% (см. рис. 1).
Однако для того, чтобы планы с высокой долей привлечения внебюджетных средств были выполнены, необходимо обеспечить доступное финансирование для частных инвесторов. Вместе с тем, в 2017 г. (последние имеющиеся данные) инвестиции в основной капитал на 7,7% отставали от уровня 2013 г. Даже учитывая предполагаемый рост инвестиций в основной капитал в этом году, в условиях нестабильности экономической ситуации выполнение таких нацпроектов связано с существенными рисками. Для достижения устойчивого роста инвестиций сейчас необходимо прежде всего обеспечить доступность долгосрочных кредитных ресурсов.
Состояние консолидированных бюджетов субъектов РФ – основного источника средств для нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» – также создает риски для его реализации. В частности, в феврале этого года Счетная палата отмечала, что «доходная база отдельных регионов недостаточна для формирования дорожных фондов в необходимых объемах».
Распределение финансирования нацпроектов, прежде всего по направлению «Экономический рост», в пользу более поздних периодов снижает эффективность реализации всех нацпроектов в целом
Еще одной особенностью финансирования нацпроектов является перенесение большего объема финансирования на более поздние периоды. Лишь по 3 нацпроектам («Здравоохранение», «Демография» и «Цифровая экономика») более 1/3 предполагаемого объема финансирования приходится на первые два года их реализации (2019-2020 гг. и конец 2018 г.). При этом по ряду нацпроектов из категории «Экономический рост» («Наука», «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство»), а также по нацпроекту «Экология» более 40% финансирования предполагается осуществить в последние два года их реализации (2023-2024 гг.) (см. рис. 2).
Однако перенесение больших объемов финансирования на более поздние периоды оттягивает сроки получения социально-экономических эффектов нацпроектов. Кроме того, финансирование именно нацпроектов по направлению «Экономический рост» опережающими темпами в первые годы было бы более логичным решением, поскольку ускорение экономического роста могло бы привести и к увеличению человеческого капитала, и к развитию комфортной среды для жизни, и к повышению эффективности всех расходов на нацпроекты в целом.