16.10.2018

Войдет ли Россия в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году?

Несмотря на то, что цели, поставленные в «Основных направлениях деятельности правительства» (ОНДП), основываются на содержании «майского указа» Президента, в отношении экономического развития некоторые формулировки оказались несколько «смягчены». Нет ясности и в том, как именно будут достигнуты поставленные цели и задачи

Постановка целей: планка уже снижена

В указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится о необходимости обеспечения «темпов экономического роста выше мировых». Однако в тексте ОНДП вместо темпов роста «выше мировых» предлагается обеспечить только «несколько выше 3%» (стр. 23). Учитывая, что например, прогноз МВФ предусматривает темпы роста мировой экономики в 2018-2023 гг. на 3,7-3,9% ежегодно (см. рис. 1), постановка цели ускорения экономического роста в ОНДП приобретает несколько иной смысл. Судя по всему, задача обеспечения темпов роста ВВП России, опережающих среднемировые темпы, Правительством уже не ставится.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении вхождения России «в число пяти крупнейших экономик мира» к 2024 г., также содержащегося в Указе №204. Вместо задачи «опережения» Германии, занимающей сейчас 5-е место в мире по объему ВВП (в пересчете через паритет покупательной способности), в ОНДП говорится (стр. 23) о «сокращении отставания ВВП нашей страны по паритету покупательной способности от Германии, занимающей пятое место в мире». Кроме того, в ОНДП говорится о необходимости «сохранить положительный отрыв от Индонезии, находящейся на седьмой позиции». Однако Индонезия является быстрорастущей экономикой. В частности, МВФ прогнозирует сохранение темпов роста ВВП Индонезии на уровне 5,3-5,6% ежегодно в 2018-2023 гг., в результате чего ожидаемый ВВП Индонезии (в пересчете по паритету покупательной способности) в 2023 г. составит 5033,4 млрд. долл., в то время как ВВП России – только 4933,4 млрд. долл. Согласно данному прогнозу, Россия не только не войдет в «пятерку» крупнейших экономик мира, но и будет вытеснена с 6-го места Индонезией (см. рис. 2).

Как добиться хотя бы 3%-ного роста ВВП?

Ситуация с прогнозами, основанными на существующих тенденциях, указывает на то, что сейчас для достижения целей развития России решающее значение имеют механизмы, которые смогут изменить эти сложившиеся тенденции. Однако в тексте ОНДП конкретной информации об этом крайне мало. Раздел «Создание условий для экономического роста» в основном наполнен задачами и направлениями работ, по формулировкам часто напоминающими лозунги, но не конкретными мерами и решениями.

Ярким примером этого является подраздел «Финансовые рынки и банковский сектор» (стр. 40-41), где указано, что Правительство вместе с Банком России будет реализовывать «комплекс мер, направленных на формирование доверительной среды и развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг». Однако конкретное содержание этого комплекса мер не сформулировано. Вместо этого в документе перечислены задачи, которые будут поставлены в 2018-2024 гг., включая «создание условий для цифровизации финансового рынка», «развитие сегмента «длинных денег» посредством создания института индивидуального пенсионного капитала, развития инфраструктуры и инструментов финансового рынка, а также альтернативных механизмов привлечения капитала и инструментов хеджирования финансовых рисков» и т.д. Упоминаются также некие «меры секторального характера», которые включают «развитие банковского сектора, платежных систем и платежной инфраструктуры, рынка ценных бумаг, коллективных инвестиций и доверительного управления, сферы микрофинансирования».

В подразделах ОНДП, посвященных развитию инфраструктуры (стр. 35-39), перечислен ряд транспортных и энергетических проектов, которые необходимо реализовать на горизонте до 2024 г. Часть из этих проектов уже фигурировали в предыдущих «Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 г.» Например, снова упоминается увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие Северного морского пути, формирование опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров и т.д. При этом, как и ранее, источники финансирования этих проектов не определены.

В целом, среди немногих конкретных мер, потенциально способствующих ускорению экономического роста, предложенных в ОНДП до 2024 г. – развитие механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК), продолжение субсидирования процентных ставок по кредитам для экспортеров, упрощение отчетности для субъектов малого бизнеса, использующих онлайн-кассы, продолжение реформ по снижению контрольно-надзорной нагрузки на бизнес, предоставление доступа к займам ФРП для предприятий, обеспечивающих рост производительности труда. Однако реализации только этих мер явно недостаточно для преодоления сложившейся ситуации в экономике, а значит, и для решения ряда важнейших социальных задач, таких как улучшение жилищных условий, снижение бедности, повышение уровня пенсионного обеспечения и т.д. 

Планы развития отраслей и регионов

В части ОНДП до 2024 г., посвященной развитию отраслей, утверждается, что Правительство «примет активные меры по выведению на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей» (стр. 61). Однако, как и в случае с ускорением экономического роста, конкретные меры и решения для этого не предложены. Вместо них в тексте документа говорится о «продолжении реализации мер поддержки», «системном развитии», «развитии производств с высокой добавленной стоимостью», без какой-либо детализации, каким образом и в каких объемах будут осуществляться эти меры поддержки и приоритеты развития.

Раздел ОНДП «Сбалансированное пространственное развитие» (стр. 85-91) содержит многочисленные отсылки к «Стратегии пространственного развития России до 2025 г.» (СПР), разрабатываемой сейчас Минэкономразвития. Следует отметить, что данная Стратегия также вызывает многочисленные замечания в связи с отсутствием целостного видения развития страны, формальным подходом к делению страны на макрорегионы и выбору отраслевых специализаций субъектов РФ, а также отсутствием конкретных предложений по механизмам развития территорий. В связи с этим разделу ОНДП, посвященному территориальному развитию, свойственны те же недостатки. В частности, как и в тексте СПР, в ОНДП до 2024 г. уделено внимание лишь отдельным территориям России, которые признаны «стратегически важными» – Арктическая зона РФ, Дальний Восток, Северо-Кавказский ФО, Республика Крым, город Севастополь и Калининградская область. При этом, в частности, необходимость ускоренного социально-экономического развития регионов Сибири, имеющих не меньшее стратегическое значение и играющих ключевую роль в обеспечении связей между Дальним Востоком и центром страны, а также между Россией и странами Азии, не упоминается.

Важно отметить, что текст ОНДП ссылается на устаревшие версии «Стратегии пространственного развития». Так, на стр. 85 указаны приоритеты СПР, включающие «обеспечение ускорения экономического роста» – пункт, судя по всему, отсутствующий в последней версии СПР. Это дает тревожный сигнал: два документа стратегического планирования уже на самой первой стадии их принятия не состыкованы между собой.

 

Войдет ли Россия в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году?
Несмотря на то, что цели, поставленные в «Основных направлениях деятельности правительства» (ОНДП), основываются на содержании «майского указа» Президента, в отношении экономического развития некоторые формулировки оказались несколько «смягчены». Нет ясности и в том, как именно будут достигнуты поставленные цели и задачи

Постановка целей: планка уже снижена

В указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится о необходимости обеспечения «темпов экономического роста выше мировых». Однако в тексте ОНДП вместо темпов роста «выше мировых» предлагается обеспечить только «несколько выше 3%» (стр. 23). Учитывая, что например, прогноз МВФ предусматривает темпы роста мировой экономики в 2018-2023 гг. на 3,7-3,9% ежегодно (см. рис. 1), постановка цели ускорения экономического роста в ОНДП приобретает несколько иной смысл. Судя по всему, задача обеспечения темпов роста ВВП России, опережающих среднемировые темпы, Правительством уже не ставится.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении вхождения России «в число пяти крупнейших экономик мира» к 2024 г., также содержащегося в Указе №204. Вместо задачи «опережения» Германии, занимающей сейчас 5-е место в мире по объему ВВП (в пересчете через паритет покупательной способности), в ОНДП говорится (стр. 23) о «сокращении отставания ВВП нашей страны по паритету покупательной способности от Германии, занимающей пятое место в мире». Кроме того, в ОНДП говорится о необходимости «сохранить положительный отрыв от Индонезии, находящейся на седьмой позиции». Однако Индонезия является быстрорастущей экономикой. В частности, МВФ прогнозирует сохранение темпов роста ВВП Индонезии на уровне 5,3-5,6% ежегодно в 2018-2023 гг., в результате чего ожидаемый ВВП Индонезии (в пересчете по паритету покупательной способности) в 2023 г. составит 5033,4 млрд. долл., в то время как ВВП России – только 4933,4 млрд. долл. Согласно данному прогнозу, Россия не только не войдет в «пятерку» крупнейших экономик мира, но и будет вытеснена с 6-го места Индонезией (см. рис. 2).

Как добиться хотя бы 3%-ного роста ВВП?

Ситуация с прогнозами, основанными на существующих тенденциях, указывает на то, что сейчас для достижения целей развития России решающее значение имеют механизмы, которые смогут изменить эти сложившиеся тенденции. Однако в тексте ОНДП конкретной информации об этом крайне мало. Раздел «Создание условий для экономического роста» в основном наполнен задачами и направлениями работ, по формулировкам часто напоминающими лозунги, но не конкретными мерами и решениями.

Ярким примером этого является подраздел «Финансовые рынки и банковский сектор» (стр. 40-41), где указано, что Правительство вместе с Банком России будет реализовывать «комплекс мер, направленных на формирование доверительной среды и развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг». Однако конкретное содержание этого комплекса мер не сформулировано. Вместо этого в документе перечислены задачи, которые будут поставлены в 2018-2024 гг., включая «создание условий для цифровизации финансового рынка», «развитие сегмента «длинных денег» посредством создания института индивидуального пенсионного капитала, развития инфраструктуры и инструментов финансового рынка, а также альтернативных механизмов привлечения капитала и инструментов хеджирования финансовых рисков» и т.д. Упоминаются также некие «меры секторального характера», которые включают «развитие банковского сектора, платежных систем и платежной инфраструктуры, рынка ценных бумаг, коллективных инвестиций и доверительного управления, сферы микрофинансирования».

В подразделах ОНДП, посвященных развитию инфраструктуры (стр. 35-39), перечислен ряд транспортных и энергетических проектов, которые необходимо реализовать на горизонте до 2024 г. Часть из этих проектов уже фигурировали в предыдущих «Основных направлениях деятельности Правительства до 2018 г.» Например, снова упоминается увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие Северного морского пути, формирование опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров и т.д. При этом, как и ранее, источники финансирования этих проектов не определены.

В целом, среди немногих конкретных мер, потенциально способствующих ускорению экономического роста, предложенных в ОНДП до 2024 г. – развитие механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК), продолжение субсидирования процентных ставок по кредитам для экспортеров, упрощение отчетности для субъектов малого бизнеса, использующих онлайн-кассы, продолжение реформ по снижению контрольно-надзорной нагрузки на бизнес, предоставление доступа к займам ФРП для предприятий, обеспечивающих рост производительности труда. Однако реализации только этих мер явно недостаточно для преодоления сложившейся ситуации в экономике, а значит, и для решения ряда важнейших социальных задач, таких как улучшение жилищных условий, снижение бедности, повышение уровня пенсионного обеспечения и т.д. 

Планы развития отраслей и регионов

В части ОНДП до 2024 г., посвященной развитию отраслей, утверждается, что Правительство «примет активные меры по выведению на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами, повышению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулированию развития производственного и инновационного потенциала высокотехнологичных отраслей» (стр. 61). Однако, как и в случае с ускорением экономического роста, конкретные меры и решения для этого не предложены. Вместо них в тексте документа говорится о «продолжении реализации мер поддержки», «системном развитии», «развитии производств с высокой добавленной стоимостью», без какой-либо детализации, каким образом и в каких объемах будут осуществляться эти меры поддержки и приоритеты развития.

Раздел ОНДП «Сбалансированное пространственное развитие» (стр. 85-91) содержит многочисленные отсылки к «Стратегии пространственного развития России до 2025 г.» (СПР), разрабатываемой сейчас Минэкономразвития. Следует отметить, что данная Стратегия также вызывает многочисленные замечания в связи с отсутствием целостного видения развития страны, формальным подходом к делению страны на макрорегионы и выбору отраслевых специализаций субъектов РФ, а также отсутствием конкретных предложений по механизмам развития территорий. В связи с этим разделу ОНДП, посвященному территориальному развитию, свойственны те же недостатки. В частности, как и в тексте СПР, в ОНДП до 2024 г. уделено внимание лишь отдельным территориям России, которые признаны «стратегически важными» – Арктическая зона РФ, Дальний Восток, Северо-Кавказский ФО, Республика Крым, город Севастополь и Калининградская область. При этом, в частности, необходимость ускоренного социально-экономического развития регионов Сибири, имеющих не меньшее стратегическое значение и играющих ключевую роль в обеспечении связей между Дальним Востоком и центром страны, а также между Россией и странами Азии, не упоминается.

Важно отметить, что текст ОНДП ссылается на устаревшие версии «Стратегии пространственного развития». Так, на стр. 85 указаны приоритеты СПР, включающие «обеспечение ускорения экономического роста» – пункт, судя по всему, отсутствующий в последней версии СПР. Это дает тревожный сигнал: два документа стратегического планирования уже на самой первой стадии их принятия не состыкованы между собой.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )