19.01.2018

Тарифы на грузовые ж/д перевозки

Аналитический материал об установленном на 2018 г. уровне тарифов.

Установленный на 2018 г. уровень тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является проинфляционным фактором и препятствует модернизации и росту экономики

На совещании правительства 5 декабря, посвященном тарифному регулированию железнодорожных перевозок на 2018 г. и долгосрочную перспективу (далее – совещание), Д. Медведев отметил, что железные дороги в России «являются основным средством транспорта для огромного количества» регионов. По его словам, от деятельности этого вида транспорта зависит «развитие экономики в целом». Вместе с тем, принятые на совещании решения о тарифах на услуги грузоперевозок железнодорожным транспортом крайне негативно повлияют на российскую экономику как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Согласно принятым решениям, в 2018 г. тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры для грузовых ж/д перевозок будут увеличены на 3,9% по сравнению с 2017 г. Одновременно с этим на долгосрочный период будет сохранена надбавка к тарифу на выполнение капитального ремонта ж/д инфраструктуры (2,0%) и установлена надбавка к тарифу на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства (1,5%). Таким образом, по данным информационного агентства «РЖД-Партнер», общий рост тарифа на ж/д грузовые перевозки в 2018 г. составит 5,4% (с учетом того, что надбавка в 2,0% уже была введена в 2017 г. и вычитается из расчетной базы 2017 г.).

Установленный уровень роста ж/д тарифов приводит к отказу от принципа регулирования тарифов «инфляция минус»

Статистика прошлых периодов показывает, что тарифы на услуги грузовых перевозок ж/д транспортом росли быстрее большинства других видов транспорта. Так, к 2016 г. тарифы на перевозки грузов ж/д транспортом выросли в 1,8 раз по сравнению с ростом в 1,4 раза для автомобильного транспорта или в 1,5 раза для морского транспорта (см. рис. 1). По данным Минтранса, в сентябре текущего года рост тарифов на грузовые ж/д перевозки составил 4,0% по сравнению с декабрем 2016 г. Это опережает не только показатели для большинства других видов транспорта, но и уровень инфляции, который составил 1,7% в том же периоде (см. рис. 2).

Утвержденные темпы роста тарифов на грузовые ж/д перевозки на следующий год вновь в 1,8 2,2 раза превышают прогнозы по инфляции в 2017 г. и в 1,4 раза – прогнозы на 2018 г. (по оценкам МЭР, инфляция может составить 2,5-3,0% в 2017 г. и 4,0% в 2018 г.). Таким образом, заявляемый ранее и упоминавшийся на совещании Д. Медведевым подход к индексации тарифов по принципу «инфляция минус» не соблюдается.

В целом, транспортная составляющая в цене различных товаров может достигать 50%. При этом для менее дорогих товаров с более низкой степенью переработки (например, сельскохозяйственной продукции) вклад транспортной составляющей в цену, как правило, более значителен. В результате, опережающий рост тарифов неминуемо приведет к раскручиванию нового витка инфляции, в том числе к росту цен на продовольственные товары. Более того, это будет способствовать сокращению производства и снижению объемов перевозки на железнодорожном транспорте, что потребует еще большего увеличения тарифов для обеспечения безубыточности деятельности ОАО «РЖД» в будущем.

На совещании соответствующим ведомствам было также поручено подготовить проект акта об определении ж/д тарифов на уровне «инфляция минус 0,1 п.п.» ежегодно в 2019-2025 гг. Однако учитывая регулярное отступление от этого принципа и изменение принятых ранее решений (например, ранее предполагалось, что инфраструктурная надбавка в 2,0% будет установлена лишь на 2017 г.), существуют высокие риски опережающего роста ж/д тарифов и в последующие периоды.

Сохранение перекрестного субсидирования в системе тарифов на услуги ж/д перевозок препятствует диверсификации экономики и усиливает зависимость ОАО «РЖД» от перевозок низкодоходных грузов

Стремление к индексации грузовых ж/д тарифов на уровне выше инфляции является в том числе следствием недостатков действующей тарифной системы с перекрестным субсидированием грузов. Однако на совещании было рекомендовано продолжить практику предоставления долгосрочных скидок на перевозку грузов в размере до 50%. Сохранение таких преференций будет поддерживать прежде всего экспортеров угля. При этом нагрузка на остальных производителей увеличится, что будет способствовать консервации сырьевой зависимости российской экономики.

При этом за последние годы наиболее высокими темпами растут объемы погрузки именно каменного угля – на 15,2% в 2007-2016 гг. В то же время, объемы погрузки большинства других видов грузов за это время значительно упали: на 29,9% для строительных материалов, на 14,8% для руд цветных металлов и на 11,2% для черных металлов. В январе-ноябре 2017 г. погрузка каменного угля на ж/д транспорте вновь выросла на 9,0% к соответствующему периоду прошлого года, а погрузка руд цветных металлов упала на 4,5%, строительных грузов – на 6,8%. Учитывая, что более половины (55%) произведенного Россией объема угля еще и экспортируется, то сохранение преференций на железнодорожные тарифы в данной отрасли по сути является субсидированием зарубежных потребителей угля за счет российских производителей обрабатывающих отраслей.

При этом усиление зависимости самой компании ОАО «РЖД» от перевозок каменного угля является неперспективным направлением в долгосрочной перспективе. Спрос на данный вид сырья в последние годы становится все более нестабильным. Например, в 2016 г. российский экспорт угля в Китай – страну, которая является крупнейшим потребителем угля в мире – сократился на 18,5% по сравнению с 2014 г. В таких условиях России необходимо диверсифицировать свой экспорт и стимулировать производство и перевозки иных, прежде всего несырьевых грузов.

Дополнительное повышение тарифов не будет стимулировать ОАО «РЖД» к повышению эффективности деятельности

На совещании было решено установить требование определить в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» ключевые показатели эффективности и ответственность за их достижение с 2019 г. Однако уже в настоящее время принятие решений о росте тарифов на услуги компании должно быть увязано с выполнением ею целевых показателей по росту эффективности деятельности. При этом ОАО «РЖД» обладает сегодня большим резервом по повышению эффективности своей работы. По оценкам самой РЖД, только программа оптимизации локомотивного парка может обеспечить экономию в размере около 72 млрд. руб.

Тарифы на грузовые ж/д перевозки
Аналитический материал об установленном на 2018 г. уровне тарифов.

Установленный на 2018 г. уровень тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является проинфляционным фактором и препятствует модернизации и росту экономики

На совещании правительства 5 декабря, посвященном тарифному регулированию железнодорожных перевозок на 2018 г. и долгосрочную перспективу (далее – совещание), Д. Медведев отметил, что железные дороги в России «являются основным средством транспорта для огромного количества» регионов. По его словам, от деятельности этого вида транспорта зависит «развитие экономики в целом». Вместе с тем, принятые на совещании решения о тарифах на услуги грузоперевозок железнодорожным транспортом крайне негативно повлияют на российскую экономику как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Согласно принятым решениям, в 2018 г. тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры для грузовых ж/д перевозок будут увеличены на 3,9% по сравнению с 2017 г. Одновременно с этим на долгосрочный период будет сохранена надбавка к тарифу на выполнение капитального ремонта ж/д инфраструктуры (2,0%) и установлена надбавка к тарифу на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства (1,5%). Таким образом, по данным информационного агентства «РЖД-Партнер», общий рост тарифа на ж/д грузовые перевозки в 2018 г. составит 5,4% (с учетом того, что надбавка в 2,0% уже была введена в 2017 г. и вычитается из расчетной базы 2017 г.).

Установленный уровень роста ж/д тарифов приводит к отказу от принципа регулирования тарифов «инфляция минус»

Статистика прошлых периодов показывает, что тарифы на услуги грузовых перевозок ж/д транспортом росли быстрее большинства других видов транспорта. Так, к 2016 г. тарифы на перевозки грузов ж/д транспортом выросли в 1,8 раз по сравнению с ростом в 1,4 раза для автомобильного транспорта или в 1,5 раза для морского транспорта (см. рис. 1). По данным Минтранса, в сентябре текущего года рост тарифов на грузовые ж/д перевозки составил 4,0% по сравнению с декабрем 2016 г. Это опережает не только показатели для большинства других видов транспорта, но и уровень инфляции, который составил 1,7% в том же периоде (см. рис. 2).

Утвержденные темпы роста тарифов на грузовые ж/д перевозки на следующий год вновь в 1,8 2,2 раза превышают прогнозы по инфляции в 2017 г. и в 1,4 раза – прогнозы на 2018 г. (по оценкам МЭР, инфляция может составить 2,5-3,0% в 2017 г. и 4,0% в 2018 г.). Таким образом, заявляемый ранее и упоминавшийся на совещании Д. Медведевым подход к индексации тарифов по принципу «инфляция минус» не соблюдается.

В целом, транспортная составляющая в цене различных товаров может достигать 50%. При этом для менее дорогих товаров с более низкой степенью переработки (например, сельскохозяйственной продукции) вклад транспортной составляющей в цену, как правило, более значителен. В результате, опережающий рост тарифов неминуемо приведет к раскручиванию нового витка инфляции, в том числе к росту цен на продовольственные товары. Более того, это будет способствовать сокращению производства и снижению объемов перевозки на железнодорожном транспорте, что потребует еще большего увеличения тарифов для обеспечения безубыточности деятельности ОАО «РЖД» в будущем.

На совещании соответствующим ведомствам было также поручено подготовить проект акта об определении ж/д тарифов на уровне «инфляция минус 0,1 п.п.» ежегодно в 2019-2025 гг. Однако учитывая регулярное отступление от этого принципа и изменение принятых ранее решений (например, ранее предполагалось, что инфраструктурная надбавка в 2,0% будет установлена лишь на 2017 г.), существуют высокие риски опережающего роста ж/д тарифов и в последующие периоды.

Сохранение перекрестного субсидирования в системе тарифов на услуги ж/д перевозок препятствует диверсификации экономики и усиливает зависимость ОАО «РЖД» от перевозок низкодоходных грузов

Стремление к индексации грузовых ж/д тарифов на уровне выше инфляции является в том числе следствием недостатков действующей тарифной системы с перекрестным субсидированием грузов. Однако на совещании было рекомендовано продолжить практику предоставления долгосрочных скидок на перевозку грузов в размере до 50%. Сохранение таких преференций будет поддерживать прежде всего экспортеров угля. При этом нагрузка на остальных производителей увеличится, что будет способствовать консервации сырьевой зависимости российской экономики.

При этом за последние годы наиболее высокими темпами растут объемы погрузки именно каменного угля – на 15,2% в 2007-2016 гг. В то же время, объемы погрузки большинства других видов грузов за это время значительно упали: на 29,9% для строительных материалов, на 14,8% для руд цветных металлов и на 11,2% для черных металлов. В январе-ноябре 2017 г. погрузка каменного угля на ж/д транспорте вновь выросла на 9,0% к соответствующему периоду прошлого года, а погрузка руд цветных металлов упала на 4,5%, строительных грузов – на 6,8%. Учитывая, что более половины (55%) произведенного Россией объема угля еще и экспортируется, то сохранение преференций на железнодорожные тарифы в данной отрасли по сути является субсидированием зарубежных потребителей угля за счет российских производителей обрабатывающих отраслей.

При этом усиление зависимости самой компании ОАО «РЖД» от перевозок каменного угля является неперспективным направлением в долгосрочной перспективе. Спрос на данный вид сырья в последние годы становится все более нестабильным. Например, в 2016 г. российский экспорт угля в Китай – страну, которая является крупнейшим потребителем угля в мире – сократился на 18,5% по сравнению с 2014 г. В таких условиях России необходимо диверсифицировать свой экспорт и стимулировать производство и перевозки иных, прежде всего несырьевых грузов.

Дополнительное повышение тарифов не будет стимулировать ОАО «РЖД» к повышению эффективности деятельности

На совещании было решено установить требование определить в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» ключевые показатели эффективности и ответственность за их достижение с 2019 г. Однако уже в настоящее время принятие решений о росте тарифов на услуги компании должно быть увязано с выполнением ею целевых показателей по росту эффективности деятельности. При этом ОАО «РЖД» обладает сегодня большим резервом по повышению эффективности своей работы. По оценкам самой РЖД, только программа оптимизации локомотивного парка может обеспечить экономию в размере около 72 млрд. руб.

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )