Создание условий для предпринимательской деятельности в России
Чуть более 5 лет назад, в апреле 2014 г., распоряжением Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. № 570-р был утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и руководителей высших исполнительных органов власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности до 2018 г. На основании опубликованных данных сейчас уже можно оценить, насколько эти целевые показатели были достигнуты (по состоянию на 2017-2018 гг. в зависимости от имеющихся данных).
В целом по стране были достигнуты не все цели
В частности, Россия должна была уже в 2018 г. занимать 20 место в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business) Всемирного банка – однако на текущий момент Россия пока на 28 месте. При этом не достигнуты и цели по ряду показателей, которые по сути отражают качество предпринимательской среды. Так, не вырос коэффициент товарной диверсификации экспорта товаров: его целевые значения на 2016 и 2017 гг. составляли 4,5 и более 5 баллов соответственно, тогда как фактические оказались на уровне 2,7 и 2,6 балла. В результате не достигнута и цель по росту стоимости экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности. Рост этого показателя в 2016 г. должен был составить 35% по сравнению с 2011 г., а в 2017 г. – 42%. Фактически же, по последним имеющимся данным Росстата, в 2016-2017 гг. стоимость экспорта продукции обрабатывающих отраслей сократилась. В 2016 г. соответствующий показатель был на 24,2% ниже уровня 2011 г., в 2017 г. – на 11%.
Наиболее низкий уровень выполнения поставленных целевых показателей наблюдался на региональном уровне
По ряду показателей целевые значения были достигнуты лишь в считаных регионах России. Например, необходимый рост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств в 2017 г. по сравнению с 2012 г. был обеспечен лишь в 5 регионах: Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе, Чеченской Республике, Республике Саха (Якутия) и Амурской области (см. табл. 1).
При этом в более чем половине регионов ( в 55 субъектах РФ) по этому показателю была зафиксирована отрицательная динамика. В число регионов с наиболее значительным разрывом между поставленными целями и полученными результатами попали прежде всего те субъекты, для которых цели были установлены на самом высоком уровне (см. табл. 2). Так, в Еврейской автономной области, где цель предполагала рост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств к 2017 г. в 2,1 раза по сравнению с 2012 г., в реальности инвестиции сократились на 63,4%.
Почти все регионы России, кроме двух (см. табл. 3) не смогли выполнить целевой показатель по удельному весу организаций, осуществлявших технологические инновации в 2017 г. В целом, наиболее низким (менее 2%) данный показатель был в ряде республик Северного Кавказа: Чечне, Дагестане и Карачаево-Черкесии. Однако в число регионов с наиболее низким уровнем выполнения целей попали, опять же, прежде всего те регионы, где был определен высокий уровень целевого показателя, в том числе и город Москва (см. табл. 4).
Чуть лучше выглядят результаты по показателю удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности работников. Целевые значения были достигнуты в 16 регионах, включая Московскую область, для которой был определен один из самых высоких целевых показателей (см. табл. 5). Однако другие два региона с наиболее высокими целевыми уровнями достичь их не смогли: доля высококвалифицированных работников в Санкт-Петербурге составила 38,8% при цели в 43,0%, в Москве – 49,1% при цели 50,8%. Сильнее же всего фактические показатели разошлись с целевыми в Псковской и Брянской областях, Республиках Хакасия и Ингушетия, а также в Пермском крае.
Еще один целевой показатель, с которым не справился ни один регион – это рост реальной начисленной заработной платы. Целью для всех регионов был рост показателя на 44,3% в 2017 г. по сравнению с 2012 г. Однако по факту более чем в половине регионов ( в 51) реальная заработная плата за этот период сократилась. Наибольшее падение наблюдалось в Псковской области (на 14,3% в 2017 г. по сравнению с 2012 г.), Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах (на 11,1% в каждом).
В настоящее время распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. № 570-р уже устарело. Указом Президента РФ от 25 апреля 2019 г. № 193 был утвержден новый перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей высших исполнительных органов власти и самих органов исполнительной власти субъектов РФ. Часть показателей, в частности по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации, или по удельному весу численности высококвалифицированных работников, из системы оценки региональных органов власти была убрана. С другой стороны, такие показатели как рост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств или уровень реальной зарплаты в данном документе остались. Постановлением правительства от 17 июля 2019 г. №915 была утверждена методика расчёта данных показателей, однако без определения целевых значений по регионам. В результате, провести оценку степени соответствия фактических значений показателей их новым целевыми значениям на данный момент не представляется возможным.