19.06.2019

Развитие Сибири

Задача развития Сибири как научно-промышленного центра критически важна для достижения стратегических целей социально-экономического развития России. Необходимо сформировать в Сибири новые центры роста – «территории будущего», основанные на передовых технологиях и сохранении природной среды

Новая стратегическая задача

В конце прошлой недели в рамках ПМЭФ-2019 В. Путин поставил перед Правительством, Академией наук и экспертным сообществом новую стратегическую задачу – развитие «обширных территорий Центральной и Восточной Сибири» как научно-промышленного центра, который выступит «связующим звеном между европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран АТР, Европы, включая Восточную Европу», а также будет включать в себя «мощный агропромышленный комплекс».

Постановка такой задачи имеет важнейшее значение для достижения стратегических целей и задач, поставленных Президентом в мае 2018 г., таких как обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых, сокращение уровня бедности, вхождение России в пятерку ведущих стран мира по объему ВВП по паритету покупательной способности и т.д. Без активизации развития регионов и формирования новых центров деловой активности в стране такие цели вряд ли могут быть достигнуты в поставленные сроки. При этом крайне важно, чтобы новые центры роста в России были основаны не на экспортно-сырьевой модели с приоритетом добычи природных ресурсов, а на принципах комплексного развития территорий, что предполагает развитие взаимосвязанных современных производств товаров и услуг, применяющих передовые технологии и сохраняющих природную среду, что обеспечивает привлекательность таких территорий для жизни людей и для ведения бизнеса. В этом случае формирование новых центров роста приведет к закреплению роли России как одного из ведущих центров мировой экономики.

Важно также отметить, что регионы Сибири в силу своего географического положения, природно-климатических особенностей, а также промышленной и научной базы обладают значительным потенциалом по формированию таких центров роста.

Какие центры роста могут быть в Сибири?

Высокий потенциал регионов Сибири по формированию новых центров социально-экономического развития страны связан сразу с несколькими факторами.

Прежде всего, высокая обеспеченность водными ресурсами (пресной водой) и солнечной энергией дает возможности для развития возобновляемой энергетики (гидро- и солнечной энергетики) – основы для создания экологически чистых производств, минимизирующих выбросы парниковых газов. Наряду с этим, доступность возобновляемой энергии создает возможности для реализации энергоемких проектов, основанных на современных технологиях.

Кроме того, наличие обширных территорий, не подвергшихся масштабному индустриально­му освоению (лесные массивы, горные области, бассейны крупных рек и озер), создают возможности для развития сельского хозяйства, имеющего разную специализацию в зависимости от климатических зон, а также туризма (включая спортивный, экологический, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный и др.).

Наличие промышленных и научно-образовательных центров на территории Сибири (прежде всего в крупных городах – Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Томске, Омске и др.) создает основу для развития кластеров высокотехнологичных производств товаров и услуг, таких как обрабатывающие производства с глубокой переработкой ресурсов, услуги здравоохранения (включая высокотехнологичные медицинские услуги), услуги обработки данных и т.д. Значительный потенциал существует также в части синергии научных и промышленных центров и сельского хозяйства, включая применение передовых и экологичных агротехнологий, а также использова­ние излишков тепла, выделяемых промышленными объектами, для сельскохозяйственных производств.

Кроме того, относительная территориальная близость регионов Сибири к странам Азии дает возможность осуществлять поставки в эти страны, а также привлекать растущий туристический поток. Макрорегион имеет значительный потенциал для развития промышленно-технологического взаимодействия с Китаем, а также для создания сервисных производств и сельскохозяйственных кластеров как для обеспечения собственных нужд и формирования стратегических резервов России, так и для содействия развитию Китая, Индии и других развивающихся экономик Евразии.

Таким образом, в Сибири существует уникальная возможность формирования «новой экономики», основанной на высокотехнологичных, экологически чистых и низкоуглеродных производствах товаров и услуг, которые будут востребованы как внутри страны, так и за рубежом. Развитие таких производств позволит раскрыть природный потенциал Сибири, не уничтожая его, и обеспечит подъем фундаментальных и прикладных научных центров макрорегиона.

Потенциал регионов Сибири используется недостаточно

В последнее время был сделан ряд важных шагов, способствующих формированию в Сибири новых центров экономического роста. Среди них – проект «Енисейская Сибирь», предусматривающий реализацию группы инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики, обрабатывающих производств с глубокой переработкой сырья, агропромыш­ленных производств и др. в Красноярском крае, Республике Тыва и Республике Хакасия. Наряду с этим, в регионах Сибирского ФО ведется реализация ряда других инвестиционных проектов в сфере транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в отдельных отраслях промышленности.

Вместе с тем, потенциал Сибири по созданию новых центров экономического роста остается в значительной степени недоиспользованным. Например, в последние годы на регионы, относящиеся к Сибирскому ФО, приходится 10,2-10,4% суммарного ВРП регионов России. Для сравнения, ВРП города Москвы был в 2 раза выше (21-22% суммарного ВРП) (см. рис. 1). В 2017 г. (последние доступные данные) ВРП регионов Сибирского ФО в расчете на душу населения составлял 401,8 тыс. руб., что более чем на 20% ниже среднероссийского уровня (см. рис. 2). Экономика регионов Сибири ориентирована в большей степени на добычу полезных ископаемых, чем на их переработку. Так, в 2017 г. на регионы Сибирского ФО приходилось 15,4% общероссийского объема выпуска добывающей промышленности, и только 9,9% – обрабатывающей.

Важнейшим фактором, сдерживающим реализацию новых бизнес-проектов в Сибири, является низкий уровень инфраструктурного развития региона. В особенности это касается транспортно-логистической и финансовой инфраструктуры. Например, в 2018 г., по данным Эксперт РА, Республика Хакасия заняла 67-е место по состоянию транспортной инфраструктуры среди регионов России, Иркутская обл. – 74-е, Красноярский край – 79-е, Республика Алтай – 81-е, Республика Тыва – 84-е. Уровень развития логистики не позволяет обеспечить для бизнеса ни приемлемую стоимость поставок, ни предсказуемость их сроков – при том, что в Сибири эта проблема стоит еще острее, чем целом по России. Финансовая инфраструктура в Сибири также слабо развита. Например, по состоянию на 1 мая 2019 г. в Кемеровской области действовало 6 региональных кредитных организаций с суммарными активами 1,7% ВРП, в Иркутской области – 5 организаций с активами 1,6% ВРП, в Красноярском крае – 2 кредитных организации с активами 0,3% ВРП (при том, что в целом по стране на 1 мая действовало 469 кредитных организаций с суммарным объемом активов около 86% ВВП страны).

Активизация развития Сибири

В условиях наличия высокого потенциала, но значительных инфраструктурных ограничений, для формирования новых центров роста в Сибири необходима координация усилий частных инвесторов, федеральных и региональных органов госуправления, институтов развития и иных заинтересованных сторон.

В связи с этим для выполнения новой стратегической задачи по развитию Сибири требуется разработка стратегии развития макрорегиона, нацеленной на формирование новых центров роста и содержащей механизмы координации деятельности участников проектов, а также стимулы к активизации инвестиционной активности в регионе.

 

 

Развитие Сибири
Задача развития Сибири как научно-промышленного центра критически важна для достижения стратегических целей социально-экономического развития России. Необходимо сформировать в Сибири новые центры роста – «территории будущего», основанные на передовых технологиях и сохранении природной среды

Новая стратегическая задача

В конце прошлой недели в рамках ПМЭФ-2019 В. Путин поставил перед Правительством, Академией наук и экспертным сообществом новую стратегическую задачу – развитие «обширных территорий Центральной и Восточной Сибири» как научно-промышленного центра, который выступит «связующим звеном между европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран АТР, Европы, включая Восточную Европу», а также будет включать в себя «мощный агропромышленный комплекс».

Постановка такой задачи имеет важнейшее значение для достижения стратегических целей и задач, поставленных Президентом в мае 2018 г., таких как обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых, сокращение уровня бедности, вхождение России в пятерку ведущих стран мира по объему ВВП по паритету покупательной способности и т.д. Без активизации развития регионов и формирования новых центров деловой активности в стране такие цели вряд ли могут быть достигнуты в поставленные сроки. При этом крайне важно, чтобы новые центры роста в России были основаны не на экспортно-сырьевой модели с приоритетом добычи природных ресурсов, а на принципах комплексного развития территорий, что предполагает развитие взаимосвязанных современных производств товаров и услуг, применяющих передовые технологии и сохраняющих природную среду, что обеспечивает привлекательность таких территорий для жизни людей и для ведения бизнеса. В этом случае формирование новых центров роста приведет к закреплению роли России как одного из ведущих центров мировой экономики.

Важно также отметить, что регионы Сибири в силу своего географического положения, природно-климатических особенностей, а также промышленной и научной базы обладают значительным потенциалом по формированию таких центров роста.

Какие центры роста могут быть в Сибири?

Высокий потенциал регионов Сибири по формированию новых центров социально-экономического развития страны связан сразу с несколькими факторами.

Прежде всего, высокая обеспеченность водными ресурсами (пресной водой) и солнечной энергией дает возможности для развития возобновляемой энергетики (гидро- и солнечной энергетики) – основы для создания экологически чистых производств, минимизирующих выбросы парниковых газов. Наряду с этим, доступность возобновляемой энергии создает возможности для реализации энергоемких проектов, основанных на современных технологиях.

Кроме того, наличие обширных территорий, не подвергшихся масштабному индустриально­му освоению (лесные массивы, горные области, бассейны крупных рек и озер), создают возможности для развития сельского хозяйства, имеющего разную специализацию в зависимости от климатических зон, а также туризма (включая спортивный, экологический, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный и др.).

Наличие промышленных и научно-образовательных центров на территории Сибири (прежде всего в крупных городах – Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Томске, Омске и др.) создает основу для развития кластеров высокотехнологичных производств товаров и услуг, таких как обрабатывающие производства с глубокой переработкой ресурсов, услуги здравоохранения (включая высокотехнологичные медицинские услуги), услуги обработки данных и т.д. Значительный потенциал существует также в части синергии научных и промышленных центров и сельского хозяйства, включая применение передовых и экологичных агротехнологий, а также использова­ние излишков тепла, выделяемых промышленными объектами, для сельскохозяйственных производств.

Кроме того, относительная территориальная близость регионов Сибири к странам Азии дает возможность осуществлять поставки в эти страны, а также привлекать растущий туристический поток. Макрорегион имеет значительный потенциал для развития промышленно-технологического взаимодействия с Китаем, а также для создания сервисных производств и сельскохозяйственных кластеров как для обеспечения собственных нужд и формирования стратегических резервов России, так и для содействия развитию Китая, Индии и других развивающихся экономик Евразии.

Таким образом, в Сибири существует уникальная возможность формирования «новой экономики», основанной на высокотехнологичных, экологически чистых и низкоуглеродных производствах товаров и услуг, которые будут востребованы как внутри страны, так и за рубежом. Развитие таких производств позволит раскрыть природный потенциал Сибири, не уничтожая его, и обеспечит подъем фундаментальных и прикладных научных центров макрорегиона.

Потенциал регионов Сибири используется недостаточно

В последнее время был сделан ряд важных шагов, способствующих формированию в Сибири новых центров экономического роста. Среди них – проект «Енисейская Сибирь», предусматривающий реализацию группы инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики, обрабатывающих производств с глубокой переработкой сырья, агропромыш­ленных производств и др. в Красноярском крае, Республике Тыва и Республике Хакасия. Наряду с этим, в регионах Сибирского ФО ведется реализация ряда других инвестиционных проектов в сфере транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в отдельных отраслях промышленности.

Вместе с тем, потенциал Сибири по созданию новых центров экономического роста остается в значительной степени недоиспользованным. Например, в последние годы на регионы, относящиеся к Сибирскому ФО, приходится 10,2-10,4% суммарного ВРП регионов России. Для сравнения, ВРП города Москвы был в 2 раза выше (21-22% суммарного ВРП) (см. рис. 1). В 2017 г. (последние доступные данные) ВРП регионов Сибирского ФО в расчете на душу населения составлял 401,8 тыс. руб., что более чем на 20% ниже среднероссийского уровня (см. рис. 2). Экономика регионов Сибири ориентирована в большей степени на добычу полезных ископаемых, чем на их переработку. Так, в 2017 г. на регионы Сибирского ФО приходилось 15,4% общероссийского объема выпуска добывающей промышленности, и только 9,9% – обрабатывающей.

Важнейшим фактором, сдерживающим реализацию новых бизнес-проектов в Сибири, является низкий уровень инфраструктурного развития региона. В особенности это касается транспортно-логистической и финансовой инфраструктуры. Например, в 2018 г., по данным Эксперт РА, Республика Хакасия заняла 67-е место по состоянию транспортной инфраструктуры среди регионов России, Иркутская обл. – 74-е, Красноярский край – 79-е, Республика Алтай – 81-е, Республика Тыва – 84-е. Уровень развития логистики не позволяет обеспечить для бизнеса ни приемлемую стоимость поставок, ни предсказуемость их сроков – при том, что в Сибири эта проблема стоит еще острее, чем целом по России. Финансовая инфраструктура в Сибири также слабо развита. Например, по состоянию на 1 мая 2019 г. в Кемеровской области действовало 6 региональных кредитных организаций с суммарными активами 1,7% ВРП, в Иркутской области – 5 организаций с активами 1,6% ВРП, в Красноярском крае – 2 кредитных организации с активами 0,3% ВРП (при том, что в целом по стране на 1 мая действовало 469 кредитных организаций с суммарным объемом активов около 86% ВВП страны).

Активизация развития Сибири

В условиях наличия высокого потенциала, но значительных инфраструктурных ограничений, для формирования новых центров роста в Сибири необходима координация усилий частных инвесторов, федеральных и региональных органов госуправления, институтов развития и иных заинтересованных сторон.

В связи с этим для выполнения новой стратегической задачи по развитию Сибири требуется разработка стратегии развития макрорегиона, нацеленной на формирование новых центров роста и содержащей механизмы координации деятельности участников проектов, а также стимулы к активизации инвестиционной активности в регионе.

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )