10.04.2020

"Последствия борьбы с эпидемией коронавируса для национальной экономики: пример Китая"

Опыт Китая, который первым ввел карантин и транспортные ограничения для борьбы с распространением эпидемии, показывает, что реальные темпы снижения экономических показателей оказываются выше первоначальных прогнозов, а темпы восстановления экономики будут медленными.

Опыт Китая, который первым ввел карантин и транспортные ограничения для борьбы с распространением эпидемии, показывает, что реальные темпы снижения экономических показателей оказываются выше первоначальных прогнозов, а темпы восстановления экономики будут медленными.
Реальные темпы ухудшения экономических показателей оказываются хуже первоначальных прогнозов
Пример Китая показывает, что на первоначальном этапе развития эпидемии прогнозы недооценивают реальные темпы сокращения экономической активности. Это связано с беспрецедентным характером текущего кризиса, а также с тем, что большинство прогнозов строится на основе экстраполяции прошлых тенденций и данных официальной статистики, которые публикуются с существенной задержкой во времени. Так, на начальной стадии борьбы с коронавирусом большинство прогнозов аналитиков исходило из того, что последствия для Китая окажутся примерно сопоставимы с предыдущей вспышкой атипичной пневмонии в 2003 году – то есть около 1-1,5% ВВП. К настоящему времени практически все прогнозы были существенно скорректированы. Согласно последним прогнозам, ожидаемые темпы падения ВВП Китая в первом квартале превысят 10%. Прогнозы на итог года пока предполагают рост экономики на 2-4%, однако не исключено, что эти цифры также будут пересматриваться с течением времени.
Резкое сокращение потребительской и инвестиционной активности при более медленном снижении выпуска в промышленности
Пример Китая показывает, что сильнее всего кризис затронул сферу потребления домохозяйств и инвестиции компаний. По официальным данным, за первые два месяца 2020 года розничные продажи в КНР сократились на 20,5%, а объем инвестиций в основной капитал сократился практически на четверть (24,5%). В сфере потребления наибольшие темпы снижения были отмечены для крупных покупок – продажи автомобилей, строительных материалов, бытовой электроники и мебели упали более чем на 30%. Однако предсказуемо выросли продажи продовольственных товаров и напитков – на 9,7% и 3,1% соответственно. При этом на фоне введенных в стране ограничений на передвижение выросла доля товаров, продаваемых через интернет. В целом продажи таких товаров выросли в январе-феврале на 3%. При этом онлайн-продажи продовольственных товаров показали рост на 26,4%.
Темпы снижения выпуска в промышленности оказались меньше темпов сокращения потребительских расходов населения и составили 13,5% в годовом выражении. Частично это может быть связано с тем, что в некоторых отраслях, таких как производство стали, остановка производства затруднена по технологическим причинам. На этом фоне складские запасы промышленных товаров в стране начали расти. В частности, запасы стали в марте достигли исторического максимума (39 млн. тонн). Кроме того, данные официальной статистики также показывают, что госпредприятия КНР в меньшей степени снижали выпуск промышленной продукции по сравнению с частными компаниями и совместными предприятиями.
Темпы восстановления экономики оказываются более медленными, чем ожидалось
Пример Китая также показывает, что восстановление происходит более медленными темпами, чем ожидалось первоначально, так как процесс снятия карантина может затягиваться из-за опасений властей относительно новой волны заболеваний. По данным на начало апреля, пассажиропоток на транспорте все еще остается ниже уровня прошлого года (на 60% в целом, а по авиаперевозкам – на 70%). Потребители также не спешат увеличивать расходы до докризисного уровня, в том числе из-за нестабильной ситуации на рынке труда. В частности, в начале апреля доходы туристической отрасли в период национального праздника – Дня почитания предков – оказались на 80% ниже прошлого года. Данные онлайн-порталов о бронировании путешествий показывают, что большинство бронирований отелей осуществляется в пределах регионов проживания клиентов. Власти КНР рапортуют о том, что доля предприятий, вернувшихся к работе, практически достигла 100%. Однако множество опросов компаний, работающих в Китае, показывают, что большинство из них пока не вернулись к нормальному уровню загрузки мощностей и в целом к показателям работы, характерным для докарантинного периода.
В условиях слабых темпов восстановления экономики власти КНР были вынуждены существенно расширить меры монетарного стимулирования (в виде постепенных шагов по снижению норм резервных требований и отдельных процентных ставок). Политика КНР в настоящее время ориентирована на медленное, но устойчивое снижение процентных ставок. Фискальное стимулирование экономики также было расширено, хотя оно пока и уступает по своим масштабам программе поддержки экономики в период мирового финансового кризиса 2008 года. Тем не менее, по итогам текущего года официальный показатель дефицита бюджета КНР превысит установленный ранее властями потолок в 3%, в том числе за счет мер по снижению налоговой нагрузки бизнеса и населения.
Последние решения также указывают на то, что фискальное стимулирование экономики может быть существенно расширено. В частности, Госсовет КНР рекомендовал региональным властям расширить выпуск целевых облигаций для финансирования инфраструктурных проектов (по оценкам аналитиков, выпуск таких облигаций может быть увеличен до 4 трлн. юаней). Кроме того, в рамках поддержки отдельных отраслей власти КНР начали пролонгировать различные программы субсидирования. В частности, на 2 года продлено действие субсидий для производителей электромобилей и гибридов, которое должно было закончиться в конце этого года.
Важным решением в экономической политике КНР также стало недавнее объявление о выпуске впервые с 2007 года так называемых специальных облигаций, которые представляют собой долгосрочные заимствования государства, формально не учитываемые при расчете дефицита бюджета. По оценкам, объем выпуска может составить от 2 до 4 трлн. юаней (то есть 2-4% ВВП). Эти средства могут быть направлены на докапитализацию банковской системы для поддержки кредитования экономики.

 

"Последствия борьбы с эпидемией коронавируса для национальной экономики: пример Китая"
Опыт Китая, который первым ввел карантин и транспортные ограничения для борьбы с распространением эпидемии, показывает, что реальные темпы снижения экономических показателей оказываются выше первоначальных прогнозов, а темпы восстановления экономики будут медленными.

Опыт Китая, который первым ввел карантин и транспортные ограничения для борьбы с распространением эпидемии, показывает, что реальные темпы снижения экономических показателей оказываются выше первоначальных прогнозов, а темпы восстановления экономики будут медленными.
Реальные темпы ухудшения экономических показателей оказываются хуже первоначальных прогнозов
Пример Китая показывает, что на первоначальном этапе развития эпидемии прогнозы недооценивают реальные темпы сокращения экономической активности. Это связано с беспрецедентным характером текущего кризиса, а также с тем, что большинство прогнозов строится на основе экстраполяции прошлых тенденций и данных официальной статистики, которые публикуются с существенной задержкой во времени. Так, на начальной стадии борьбы с коронавирусом большинство прогнозов аналитиков исходило из того, что последствия для Китая окажутся примерно сопоставимы с предыдущей вспышкой атипичной пневмонии в 2003 году – то есть около 1-1,5% ВВП. К настоящему времени практически все прогнозы были существенно скорректированы. Согласно последним прогнозам, ожидаемые темпы падения ВВП Китая в первом квартале превысят 10%. Прогнозы на итог года пока предполагают рост экономики на 2-4%, однако не исключено, что эти цифры также будут пересматриваться с течением времени.
Резкое сокращение потребительской и инвестиционной активности при более медленном снижении выпуска в промышленности
Пример Китая показывает, что сильнее всего кризис затронул сферу потребления домохозяйств и инвестиции компаний. По официальным данным, за первые два месяца 2020 года розничные продажи в КНР сократились на 20,5%, а объем инвестиций в основной капитал сократился практически на четверть (24,5%). В сфере потребления наибольшие темпы снижения были отмечены для крупных покупок – продажи автомобилей, строительных материалов, бытовой электроники и мебели упали более чем на 30%. Однако предсказуемо выросли продажи продовольственных товаров и напитков – на 9,7% и 3,1% соответственно. При этом на фоне введенных в стране ограничений на передвижение выросла доля товаров, продаваемых через интернет. В целом продажи таких товаров выросли в январе-феврале на 3%. При этом онлайн-продажи продовольственных товаров показали рост на 26,4%.
Темпы снижения выпуска в промышленности оказались меньше темпов сокращения потребительских расходов населения и составили 13,5% в годовом выражении. Частично это может быть связано с тем, что в некоторых отраслях, таких как производство стали, остановка производства затруднена по технологическим причинам. На этом фоне складские запасы промышленных товаров в стране начали расти. В частности, запасы стали в марте достигли исторического максимума (39 млн. тонн). Кроме того, данные официальной статистики также показывают, что госпредприятия КНР в меньшей степени снижали выпуск промышленной продукции по сравнению с частными компаниями и совместными предприятиями.
Темпы восстановления экономики оказываются более медленными, чем ожидалось
Пример Китая также показывает, что восстановление происходит более медленными темпами, чем ожидалось первоначально, так как процесс снятия карантина может затягиваться из-за опасений властей относительно новой волны заболеваний. По данным на начало апреля, пассажиропоток на транспорте все еще остается ниже уровня прошлого года (на 60% в целом, а по авиаперевозкам – на 70%). Потребители также не спешат увеличивать расходы до докризисного уровня, в том числе из-за нестабильной ситуации на рынке труда. В частности, в начале апреля доходы туристической отрасли в период национального праздника – Дня почитания предков – оказались на 80% ниже прошлого года. Данные онлайн-порталов о бронировании путешествий показывают, что большинство бронирований отелей осуществляется в пределах регионов проживания клиентов. Власти КНР рапортуют о том, что доля предприятий, вернувшихся к работе, практически достигла 100%. Однако множество опросов компаний, работающих в Китае, показывают, что большинство из них пока не вернулись к нормальному уровню загрузки мощностей и в целом к показателям работы, характерным для докарантинного периода.
В условиях слабых темпов восстановления экономики власти КНР были вынуждены существенно расширить меры монетарного стимулирования (в виде постепенных шагов по снижению норм резервных требований и отдельных процентных ставок). Политика КНР в настоящее время ориентирована на медленное, но устойчивое снижение процентных ставок. Фискальное стимулирование экономики также было расширено, хотя оно пока и уступает по своим масштабам программе поддержки экономики в период мирового финансового кризиса 2008 года. Тем не менее, по итогам текущего года официальный показатель дефицита бюджета КНР превысит установленный ранее властями потолок в 3%, в том числе за счет мер по снижению налоговой нагрузки бизнеса и населения.
Последние решения также указывают на то, что фискальное стимулирование экономики может быть существенно расширено. В частности, Госсовет КНР рекомендовал региональным властям расширить выпуск целевых облигаций для финансирования инфраструктурных проектов (по оценкам аналитиков, выпуск таких облигаций может быть увеличен до 4 трлн. юаней). Кроме того, в рамках поддержки отдельных отраслей власти КНР начали пролонгировать различные программы субсидирования. В частности, на 2 года продлено действие субсидий для производителей электромобилей и гибридов, которое должно было закончиться в конце этого года.
Важным решением в экономической политике КНР также стало недавнее объявление о выпуске впервые с 2007 года так называемых специальных облигаций, которые представляют собой долгосрочные заимствования государства, формально не учитываемые при расчете дефицита бюджета. По оценкам, объем выпуска может составить от 2 до 4 трлн. юаней (то есть 2-4% ВВП). Эти средства могут быть направлены на докапитализацию банковской системы для поддержки кредитования экономики.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )