22.01.2020

Послание Президента Федеральному собранию: что изменилось за 20 лет?

Оглашенное 15 января 2020 г. Послание Президента в экономической части в корне отличается от аналогичных программных заявлений начала 2000-х годов патерналистским характером предлагаемых мер социальной политики при отказе от амбициозных целей достижения высоких темпов экономического роста.

В экономической части Послания ключевое внимание было уделено теме демографии и связанной с ней проблеме низких доходов семей с детьми. При этом предлагаемые меры в основном сводятся к введению дополнительных выплат для семей с наиболее низким уровнем дохода

По мнению Президента, необходимо добиться повышения суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,7 рождений на одну женщину к 2024 г. (в 2019 г. данный показатель в России составил 1,5, что почти на треть меньше, чем требуется для простого воспроизводства). В свою очередь, повышение рождаемости на фоне благоприятной ситуации со смертностью обеспечит естественный рост численности населения страны.

Как было отмечено в Послании, для повышения рождаемости и увеличения числа вторых и третьих рождений в семьях будет введены дополнительные меры социальной поддержки:

§  ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте до 3-х лет в семьях, где доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека (в среднем около 11 тыс. рублей на одного ребенка в месяц);

§  ежемесячные денежные выплаты в размере 5,5 тыс. рублей на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно в семьях, где доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека; 

§  индексация материнского капитала с 1 января 2020 г. до 466,6 тыс. рублей и установление права на его получение при рождении первого ребенка, а при рождении второго ребенка –  увеличение маткапитала еще на 150 тыс. рублей;

§  льготная ставка по ипотеке на уровне 6% годовых для семей с двумя и более детьми на весь срок кредита; погашение 450 тыс. рублей ипотечного кредита при рождении в семье третьего ребенка;

§  создание около 177 тыс. мест в ясельных группах детских садов к 2021 г.;

§  обеспечение бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы не позднее 1 сентября 2023 г.

Данные меры социальной поддержки носят преимущественно патерналистский характер и не создают устойчивой основы для сокращения бедности.

Сравнение Послания Президента 2020 г. с первыми Посланиями начала 2000-х гг. показывает смену приоритетов в социально-экономической политике государства:  вместо первоочередной задачи достижения высоких темпов экономического роста  на первое место выходит решение острой проблемы бедности семей с детьми

В отличие от Послания 2020 г., которое началось с конкретных мер по решению социально-демографических проблем и бедности, в первом Послании 2000 г. социальные задачи были выделены как важные, но шли лишь шестым пунктом в общем перечне направлений развития.  При этом на первом месте в Посланиях начала 2000-х гг. стояли цели, связанные с обеспечением высоких темпов экономического роста, развитием бизнес-среды, бюджетными отношениями федерального центра и регионов, структурными изменениями в экономике.

Ключевые задачи в социальной сфере, обозначавшиеся в первых Посланиях Президента, касались, прежде всего, отказа от патерналистского характера соцподдержки с обеспечением ее адресности, прозрачности и эффективности. Среди призывов Президента были такие, как рост «инвестиций в будущее человека» и «создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги» (см. Приложение 1). Также в начале 2000-х гг. Президент активно ставил задачи по привлечению частного сектора к решению социальных проблем, тогда как в Послании 2020 г. участие бизнеса упоминается лишь в части развития вузов в регионах.

Безусловно, смена приоритетов объясняется объективными причинами изменения макроэкономической ситуации и возможностей государства. В начале 2000-х гг. и экономика, и государственный бюджет восстанавливались после кризиса 1998 г., причиной которого стало, в том числе, принятие на себя широких социальных обязательств, которые государство выполнить не могло. Сейчас же, в 2020 г., условная «макроэкономическая стабильность» в совокупности с бюджетным профицитом дает определенную возможность заявить о мерах прямой финансовой поддержки самым бедным, которые будут позитивно восприняты населением. Однако при таком подходе не создаются устойчивые механизмы преодоления бедности, а также высок риск свертывания или обесценивания программ финансовой поддержки малообеспеченных семей с детьми в случае изменения макроэкономических условий (падение доходов федерального бюджета, рост инфляции и т.п.). 

В настоящее время возможности создания прочного фундамента для решения социальных проблем неочевидны из-за отсутствия предпосылок для достижения высоких темпом экономического роста в будущем

Наиболее настораживающим фактором является не само предложение мер прямой финансовой поддержки малообеспеченных семей, а то, что они ставятся во главу угла всей социально-экономической политики государства.  В то же время задачи экономического роста, которые могли бы создать прочный фундамент для роста благосостояния населения и преодоления бедности, все более уходят на второй план. Ведь среди конкретных мер по развитию бизнеса, инвестиций и экономики в целом в Послании Президента 2020 г. можно назвать лишь обязательство сохранить текущие налоговые условия для бизнеса (без предложений снизить налоговую нагрузку) и компенсацию регионам за счет средств федерального бюджета 2/3 выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета. Все остальные предложения по «запуску нового инновационного цикла», «созданию и обновлению рабочих мест», расширению вложений в экономику, развитию инфраструктурных проектов и т.д. носят общий характер, что на фоне конкретных мер по росту социальных выплат особенно снижает их значимость и приоритетность.

При этом сами задачи экономического роста за 20 лет стали гораздо менее амбициозными.  Так, в начале 2000-х гг. экономический рост в рамках 3-4%  в год и даже выше считался недостаточным, учитывая потенциальные возможности страны и необходимость повышения конкурентоспособности российских предприятий в мире. В результате, в 2003 г. была поставлена, в частности, цель по удвоению ВВП. Сегодня экономическая ситуация, конечно, гораздо более благоприятная, чем в 2000 г. Однако большое число экономических и социальных проблем (неблагоприятная структура экономики, зависимость от внешней конъюнктуры, высокая доля госсектора в экономике, высокая бедность и др.) остается. Более того, в последние несколько лет существенного сдвига в решении этих проблем не происходит, а часть макроэкономических показателей даже ухудшается (см. табл. 1). При этом масштабных задач по решению этих проблем и обеспечению высокого экономического роста уже не ставится (см. Приложение 2). Более того, определяющими факторами остаются сохранение бюджетной обеспеченности и низкой инфляции при задаче достижения темпов роста лишь выше среднемирового уровня. 

Необходимо ориентировать социально-экономическое развитие страны на обеспечение высоких темпов экономического роста, прежде всего, за счет принятия конкретных мер по улучшению условий для бизнеса и инвестиций

Смена Правительства РФ должна сегодня сопровождаться и сменой всего курса экономической политики с отказом от накопления бюджетных средств и сохранения низкой инфляции любой ценой и переходом к активному стимулированию экономического роста. При этом более благоприятные макроэкономические условия сегодня по сравнению с началом 2000-х гг. должны стать фундаментом для реализации мер экономического развития на основе тех принципов, которые брались за основу уже 20 лет назад. Прежде всего, акцент должен быть сделан на предложении конкретных и масштабных мер по расширению возможностей для бизнеса и предпринимательской инициативы – не только за счет снижения административной нагрузки (что тоже важно), но и за счет обеспечения реальных финансовых возможностей у компаний для роста, модернизации и инвестиций.

Достигнутая бюджетная и инфляционная стабильность дают сегодня широкие возможности для облегчения налоговой нагрузки, снижения ставок по кредитам, стимулирования инвестиционного спроса за счет роста государственных инвестиций, прежде всего, в инфраструктуру и, как следствие, для постановки амбициозных целей экономического роста. Меры же социальной поддержки, в том числе рост различных выплат, должны стать дополняющим инструментом по преодолению бедности и прочих социальных проблем. При этом задачи по повышению адресности и прозрачности данных мер не должны терять актуальности.

 

 

 

 

 

Послание Президента Федеральному собранию: что изменилось за 20 лет?
Оглашенное 15 января 2020 г. Послание Президента в экономической части в корне отличается от аналогичных программных заявлений начала 2000-х годов патерналистским характером предлагаемых мер социальной политики при отказе от амбициозных целей достижения высоких темпов экономического роста.

В экономической части Послания ключевое внимание было уделено теме демографии и связанной с ней проблеме низких доходов семей с детьми. При этом предлагаемые меры в основном сводятся к введению дополнительных выплат для семей с наиболее низким уровнем дохода

По мнению Президента, необходимо добиться повышения суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,7 рождений на одну женщину к 2024 г. (в 2019 г. данный показатель в России составил 1,5, что почти на треть меньше, чем требуется для простого воспроизводства). В свою очередь, повышение рождаемости на фоне благоприятной ситуации со смертностью обеспечит естественный рост численности населения страны.

Как было отмечено в Послании, для повышения рождаемости и увеличения числа вторых и третьих рождений в семьях будет введены дополнительные меры социальной поддержки:

§  ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте до 3-х лет в семьях, где доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека (в среднем около 11 тыс. рублей на одного ребенка в месяц);

§  ежемесячные денежные выплаты в размере 5,5 тыс. рублей на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно в семьях, где доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека; 

§  индексация материнского капитала с 1 января 2020 г. до 466,6 тыс. рублей и установление права на его получение при рождении первого ребенка, а при рождении второго ребенка –  увеличение маткапитала еще на 150 тыс. рублей;

§  льготная ставка по ипотеке на уровне 6% годовых для семей с двумя и более детьми на весь срок кредита; погашение 450 тыс. рублей ипотечного кредита при рождении в семье третьего ребенка;

§  создание около 177 тыс. мест в ясельных группах детских садов к 2021 г.;

§  обеспечение бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы не позднее 1 сентября 2023 г.

Данные меры социальной поддержки носят преимущественно патерналистский характер и не создают устойчивой основы для сокращения бедности.

Сравнение Послания Президента 2020 г. с первыми Посланиями начала 2000-х гг. показывает смену приоритетов в социально-экономической политике государства:  вместо первоочередной задачи достижения высоких темпов экономического роста  на первое место выходит решение острой проблемы бедности семей с детьми

В отличие от Послания 2020 г., которое началось с конкретных мер по решению социально-демографических проблем и бедности, в первом Послании 2000 г. социальные задачи были выделены как важные, но шли лишь шестым пунктом в общем перечне направлений развития.  При этом на первом месте в Посланиях начала 2000-х гг. стояли цели, связанные с обеспечением высоких темпов экономического роста, развитием бизнес-среды, бюджетными отношениями федерального центра и регионов, структурными изменениями в экономике.

Ключевые задачи в социальной сфере, обозначавшиеся в первых Посланиях Президента, касались, прежде всего, отказа от патерналистского характера соцподдержки с обеспечением ее адресности, прозрачности и эффективности. Среди призывов Президента были такие, как рост «инвестиций в будущее человека» и «создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги» (см. Приложение 1). Также в начале 2000-х гг. Президент активно ставил задачи по привлечению частного сектора к решению социальных проблем, тогда как в Послании 2020 г. участие бизнеса упоминается лишь в части развития вузов в регионах.

Безусловно, смена приоритетов объясняется объективными причинами изменения макроэкономической ситуации и возможностей государства. В начале 2000-х гг. и экономика, и государственный бюджет восстанавливались после кризиса 1998 г., причиной которого стало, в том числе, принятие на себя широких социальных обязательств, которые государство выполнить не могло. Сейчас же, в 2020 г., условная «макроэкономическая стабильность» в совокупности с бюджетным профицитом дает определенную возможность заявить о мерах прямой финансовой поддержки самым бедным, которые будут позитивно восприняты населением. Однако при таком подходе не создаются устойчивые механизмы преодоления бедности, а также высок риск свертывания или обесценивания программ финансовой поддержки малообеспеченных семей с детьми в случае изменения макроэкономических условий (падение доходов федерального бюджета, рост инфляции и т.п.). 

В настоящее время возможности создания прочного фундамента для решения социальных проблем неочевидны из-за отсутствия предпосылок для достижения высоких темпом экономического роста в будущем

Наиболее настораживающим фактором является не само предложение мер прямой финансовой поддержки малообеспеченных семей, а то, что они ставятся во главу угла всей социально-экономической политики государства.  В то же время задачи экономического роста, которые могли бы создать прочный фундамент для роста благосостояния населения и преодоления бедности, все более уходят на второй план. Ведь среди конкретных мер по развитию бизнеса, инвестиций и экономики в целом в Послании Президента 2020 г. можно назвать лишь обязательство сохранить текущие налоговые условия для бизнеса (без предложений снизить налоговую нагрузку) и компенсацию регионам за счет средств федерального бюджета 2/3 выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета. Все остальные предложения по «запуску нового инновационного цикла», «созданию и обновлению рабочих мест», расширению вложений в экономику, развитию инфраструктурных проектов и т.д. носят общий характер, что на фоне конкретных мер по росту социальных выплат особенно снижает их значимость и приоритетность.

При этом сами задачи экономического роста за 20 лет стали гораздо менее амбициозными.  Так, в начале 2000-х гг. экономический рост в рамках 3-4%  в год и даже выше считался недостаточным, учитывая потенциальные возможности страны и необходимость повышения конкурентоспособности российских предприятий в мире. В результате, в 2003 г. была поставлена, в частности, цель по удвоению ВВП. Сегодня экономическая ситуация, конечно, гораздо более благоприятная, чем в 2000 г. Однако большое число экономических и социальных проблем (неблагоприятная структура экономики, зависимость от внешней конъюнктуры, высокая доля госсектора в экономике, высокая бедность и др.) остается. Более того, в последние несколько лет существенного сдвига в решении этих проблем не происходит, а часть макроэкономических показателей даже ухудшается (см. табл. 1). При этом масштабных задач по решению этих проблем и обеспечению высокого экономического роста уже не ставится (см. Приложение 2). Более того, определяющими факторами остаются сохранение бюджетной обеспеченности и низкой инфляции при задаче достижения темпов роста лишь выше среднемирового уровня. 

Необходимо ориентировать социально-экономическое развитие страны на обеспечение высоких темпов экономического роста, прежде всего, за счет принятия конкретных мер по улучшению условий для бизнеса и инвестиций

Смена Правительства РФ должна сегодня сопровождаться и сменой всего курса экономической политики с отказом от накопления бюджетных средств и сохранения низкой инфляции любой ценой и переходом к активному стимулированию экономического роста. При этом более благоприятные макроэкономические условия сегодня по сравнению с началом 2000-х гг. должны стать фундаментом для реализации мер экономического развития на основе тех принципов, которые брались за основу уже 20 лет назад. Прежде всего, акцент должен быть сделан на предложении конкретных и масштабных мер по расширению возможностей для бизнеса и предпринимательской инициативы – не только за счет снижения административной нагрузки (что тоже важно), но и за счет обеспечения реальных финансовых возможностей у компаний для роста, модернизации и инвестиций.

Достигнутая бюджетная и инфляционная стабильность дают сегодня широкие возможности для облегчения налоговой нагрузки, снижения ставок по кредитам, стимулирования инвестиционного спроса за счет роста государственных инвестиций, прежде всего, в инфраструктуру и, как следствие, для постановки амбициозных целей экономического роста. Меры же социальной поддержки, в том числе рост различных выплат, должны стать дополняющим инструментом по преодолению бедности и прочих социальных проблем. При этом задачи по повышению адресности и прозрачности данных мер не должны терять актуальности.

 

 

 

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )