18.11.2019

О законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ»

Проект закона содержит ряд важных положений, направленных на защиту инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, а также на упорядочение способов получения господдержки при реализации крупных проектов. Вместе с тем, работоспособность этих предложений будет в значительной степени зависеть от того, как будет осуществляться координация действий между инвесторами и госорганами в отношении поддержки инвестиций

В начале ноября в Госдуму поступил законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», разработанный с целью активизации инвестиционной деятельности и достижения целевого показателя по доле инвестиций в ВВП страны (25% к 2024 г.). Ключевая идея данного законопроекта – это обеспечение защиты инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, причем «масштабы» этой защиты поставлены в зависимость от характеристик проекта (прежде всего его стоимости). Кроме того, законопроект устанавливает принципы, на которых должна осуществляться господдержка инвестиционных проектов, в том числе при сооружении объектов инфраструктуры.

В целом, законопроект направлен на снятие двух серьезных ограничений для инвестиционной деятельности – неопределенности в отношении изменения законодательства и регулятивных условий в будущем, а также неопределенности в отношении возможных мер господдержки при реализации проектов.  Однако на данный момент законопроект сосредоточен главным образом на способах и механизмах обеспечения защиты и упорядочения господдержки, но не на институтах, которые будут обеспечивать работоспособность этих предложений. 

Инвестиционные режимы 

Законопроект предлагает установить два режима инвестиционной деятельности – общий и проектный.  Общий режим по замыслу должен иметь широкий охват инвесторов – ограничения на использование кем-либо данного режима не предусмотрены. В рамках этого режима устанавливается (п. 1 ст. 7), что положения законодательства на федеральном, региональном, местном уровне, ухудшающие положение инвесторов, должны вступать в силу не ранее чем через 3 года после их официального опубликования. Законопроект также устанавливает закрытый перечень мер поддержки, которые могут быть предоставлены инвесторам на разных уровнях госуправления (п. 1, 2 ст. 10) на недискриминационной основе.  

В свою очередь, проектный режим может применяться к инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном или региональном уровне. Соглашения могут быть заключены с инвесторами, соответствующими ряду критериев – вид деятельности, к которому относится инвестиционный проект, объем собственных средств инвестора, суммарный бюджет проекта. Этот режим рассчитан в основном на крупных инвесторов, действующих вне добывающего сектора экономики, а также вне сектора финансов и недвижимости (см. табл.). Кроме того, субъекты РФ, заключающие СЗПК на уровне своего региона, смогут устанавливать дополнительные ограничения по характеристикам проектов. 

Защита инвесторов в рамках СЗПК

Для участников СЗПК предлагается более масштабная защита от неблагоприятных изменений законодательства (ст. 17). Это неизменность налоговых условий на срок 6-20 лет (срок заключения договора, который также зависит от объема инвестиций), условий технического регулирования, землепользования, регулирования в строительстве – на срок до 3 лет, а также условий предоставления мер господдержки – на срок, предусмотренный заключенными соглашениями. Более того, для проектов с бюджетом более 50 млрд. руб. по выбору инвестора могут быть предоставлены дополнительные гарантии (например, установление формулы расчета тарифа на 6-20 лет, ставок платы за природные ресурсы на срок до 3 лет и т.д.). 

Важно отметить, что конкретные положения, по которым участникам СЗПК гарантируется неизменность условий, сформулированы в виде закрытых перечней. Например, в части налоговых условий в законопроекте указано, что будут зафиксированы «порядок определения налоговой базы, налоговые периоды, налоговые ставки, льготы по налогам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога» (п. 13 ст. 18). При этом в отношении НДС указаны только «порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и порядок его возмещения». Иными словами, ставка НДС и льготы по нему остались за пределами «гарантий» неизменности условий. Кроме того, страховые взносы и акцизы не присутствуют в перечне вообще. Такой подход требует тщательного анализа предлагаемых «гарантий неизменности» с точки зрения каждого из видов регулирования, имеющих значение для реализации конкретного инвестпроекта.  

Господдержка и взаимодействие инвесторов с госорганами

Наряду с защитой от неблагоприятных изменений законодательства, в рамках законопроекта рассмотрены механизмы, направленные на упорядочение процедур получения инвесторами господдержки. 

Законопроектом установлен (ст. 10) закрытый перечень мер поддержки на разных уровнях государственного управления, который включает субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, госгарантии, предоставление имущества в пользование и др. Для участников СЗПК предусмотрены возможности расширения этого перечня (ст. 23) – например в части обеспечения технологического подключения к объектам инфраструктуры и возмещения понесенных инвестором затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Предлагается также ведение реестра мер поддержки, осуществляемое уполномоченным органом на федеральном уровне, с предоставлением открытого доступа для инвесторов и информированием потенциальных инвесторов о наличии мер поддержки. 

Однако процедуры взаимодействия инвесторов с госорганами, включая заключение СЗПК и предоставление мер поддержки, связанных с этим соглашением, остаются непрозрачными. По сути, законопроект описывает лишь действия инвесторов по заключению СЗПК и обращению за получением мер господдержки. Так, в ст. 15 указано, что инвестор вправе обратиться с заявлением о реализации инвестпроекта в уполномоченный орган исполнительной власти, который, в свою очередь, должен рассмотреть это заявление в течение 30 дней, а в ст. 16 – что инвестор может принять участие в конкурсе на реализацию инвестиционного проекта. Однако каким образом будет осуществляться переговорный процесс между инвестором и уполномоченными госорганами, а также по каким принципам в итоге будет формироваться соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не конкретизировано. 

Более того, нет ясности и в том, насколько велика будет заинтересованность госорганов по работе с инвесторами к заключению таких соглашений на условиях, выгодных инвесторам. Судя по обсуждению данного законопроекта во время его подготовки, ключевая роль в формировании таких соглашений должна была отводиться Минфину, деятельность которого скорее направлена на максимизацию бюджетных поступлений, а не на гарантирование неизменности налоговых и иных условий и предоставление господдержки. В этой ситуации возможным решением является создание координационного органа, имеющего высокий статус в структуре государственного аппарата и наделенного полномочиями по координации деятельности федеральных и региональных органов власти. Однако на данный момент в законопроекте указана только возможность создания «координационного органа при Правительстве РФ по содействию реализации новых инвестиционных проектов» (ст. 10) по решению Правительства, но не определяются его полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, такая структура, ответственная за достижение национальных целей по инвестициям и имеющая широкие полномочия по обеспечению заключения СЗПК на условиях, приемлемых для инвесторов, может и должна сыграть ведущую роль в активизации инвестиционных процессов.

О законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ»
Проект закона содержит ряд важных положений, направленных на защиту инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, а также на упорядочение способов получения господдержки при реализации крупных проектов. Вместе с тем, работоспособность этих предложений будет в значительной степени зависеть от того, как будет осуществляться координация действий между инвесторами и госорганами в отношении поддержки инвестиций

В начале ноября в Госдуму поступил законопроект №828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», разработанный с целью активизации инвестиционной деятельности и достижения целевого показателя по доле инвестиций в ВВП страны (25% к 2024 г.). Ключевая идея данного законопроекта – это обеспечение защиты инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства, причем «масштабы» этой защиты поставлены в зависимость от характеристик проекта (прежде всего его стоимости). Кроме того, законопроект устанавливает принципы, на которых должна осуществляться господдержка инвестиционных проектов, в том числе при сооружении объектов инфраструктуры.

В целом, законопроект направлен на снятие двух серьезных ограничений для инвестиционной деятельности – неопределенности в отношении изменения законодательства и регулятивных условий в будущем, а также неопределенности в отношении возможных мер господдержки при реализации проектов.  Однако на данный момент законопроект сосредоточен главным образом на способах и механизмах обеспечения защиты и упорядочения господдержки, но не на институтах, которые будут обеспечивать работоспособность этих предложений. 

Инвестиционные режимы 

Законопроект предлагает установить два режима инвестиционной деятельности – общий и проектный.  Общий режим по замыслу должен иметь широкий охват инвесторов – ограничения на использование кем-либо данного режима не предусмотрены. В рамках этого режима устанавливается (п. 1 ст. 7), что положения законодательства на федеральном, региональном, местном уровне, ухудшающие положение инвесторов, должны вступать в силу не ранее чем через 3 года после их официального опубликования. Законопроект также устанавливает закрытый перечень мер поддержки, которые могут быть предоставлены инвесторам на разных уровнях госуправления (п. 1, 2 ст. 10) на недискриминационной основе.  

В свою очередь, проектный режим может применяться к инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на федеральном или региональном уровне. Соглашения могут быть заключены с инвесторами, соответствующими ряду критериев – вид деятельности, к которому относится инвестиционный проект, объем собственных средств инвестора, суммарный бюджет проекта. Этот режим рассчитан в основном на крупных инвесторов, действующих вне добывающего сектора экономики, а также вне сектора финансов и недвижимости (см. табл.). Кроме того, субъекты РФ, заключающие СЗПК на уровне своего региона, смогут устанавливать дополнительные ограничения по характеристикам проектов. 

Защита инвесторов в рамках СЗПК

Для участников СЗПК предлагается более масштабная защита от неблагоприятных изменений законодательства (ст. 17). Это неизменность налоговых условий на срок 6-20 лет (срок заключения договора, который также зависит от объема инвестиций), условий технического регулирования, землепользования, регулирования в строительстве – на срок до 3 лет, а также условий предоставления мер господдержки – на срок, предусмотренный заключенными соглашениями. Более того, для проектов с бюджетом более 50 млрд. руб. по выбору инвестора могут быть предоставлены дополнительные гарантии (например, установление формулы расчета тарифа на 6-20 лет, ставок платы за природные ресурсы на срок до 3 лет и т.д.). 

Важно отметить, что конкретные положения, по которым участникам СЗПК гарантируется неизменность условий, сформулированы в виде закрытых перечней. Например, в части налоговых условий в законопроекте указано, что будут зафиксированы «порядок определения налоговой базы, налоговые периоды, налоговые ставки, льготы по налогам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога» (п. 13 ст. 18). При этом в отношении НДС указаны только «порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость и порядок его возмещения». Иными словами, ставка НДС и льготы по нему остались за пределами «гарантий» неизменности условий. Кроме того, страховые взносы и акцизы не присутствуют в перечне вообще. Такой подход требует тщательного анализа предлагаемых «гарантий неизменности» с точки зрения каждого из видов регулирования, имеющих значение для реализации конкретного инвестпроекта.  

Господдержка и взаимодействие инвесторов с госорганами

Наряду с защитой от неблагоприятных изменений законодательства, в рамках законопроекта рассмотрены механизмы, направленные на упорядочение процедур получения инвесторами господдержки. 

Законопроектом установлен (ст. 10) закрытый перечень мер поддержки на разных уровнях государственного управления, который включает субсидии, льготы по налогам и таможенным платежам, госгарантии, предоставление имущества в пользование и др. Для участников СЗПК предусмотрены возможности расширения этого перечня (ст. 23) – например в части обеспечения технологического подключения к объектам инфраструктуры и возмещения понесенных инвестором затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. Предлагается также ведение реестра мер поддержки, осуществляемое уполномоченным органом на федеральном уровне, с предоставлением открытого доступа для инвесторов и информированием потенциальных инвесторов о наличии мер поддержки. 

Однако процедуры взаимодействия инвесторов с госорганами, включая заключение СЗПК и предоставление мер поддержки, связанных с этим соглашением, остаются непрозрачными. По сути, законопроект описывает лишь действия инвесторов по заключению СЗПК и обращению за получением мер господдержки. Так, в ст. 15 указано, что инвестор вправе обратиться с заявлением о реализации инвестпроекта в уполномоченный орган исполнительной власти, который, в свою очередь, должен рассмотреть это заявление в течение 30 дней, а в ст. 16 – что инвестор может принять участие в конкурсе на реализацию инвестиционного проекта. Однако каким образом будет осуществляться переговорный процесс между инвестором и уполномоченными госорганами, а также по каким принципам в итоге будет формироваться соглашение о защите и поощрении капиталовложений, не конкретизировано. 

Более того, нет ясности и в том, насколько велика будет заинтересованность госорганов по работе с инвесторами к заключению таких соглашений на условиях, выгодных инвесторам. Судя по обсуждению данного законопроекта во время его подготовки, ключевая роль в формировании таких соглашений должна была отводиться Минфину, деятельность которого скорее направлена на максимизацию бюджетных поступлений, а не на гарантирование неизменности налоговых и иных условий и предоставление господдержки. В этой ситуации возможным решением является создание координационного органа, имеющего высокий статус в структуре государственного аппарата и наделенного полномочиями по координации деятельности федеральных и региональных органов власти. Однако на данный момент в законопроекте указана только возможность создания «координационного органа при Правительстве РФ по содействию реализации новых инвестиционных проектов» (ст. 10) по решению Правительства, но не определяются его полномочия и сфера ответственности. Вместе с тем, такая структура, ответственная за достижение национальных целей по инвестициям и имеющая широкие полномочия по обеспечению заключения СЗПК на условиях, приемлемых для инвесторов, может и должна сыграть ведущую роль в активизации инвестиционных процессов.

Читать дальше

Читайте также
14.06.2023
Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) и Институт экономики роста им. Столыпина. Дискуссионный доклад
Сформировать заказ ( 0 )