21.10.2019

О предложении не выплачивать пособие по уходу за ребенком женщинам, работающим в режиме неполной занятости

Отмена пособия по уходу за ребенком для работающих женщин противоречит задаче повышения доходов семей с детьми и снижения риска бедности для этой части населения. Кроме того, недоучитывается важность поддержки частичной материнской занятости для сохранения компетенций работников-женщин, снижения издержек компаний на поиск новых сотрудников и сдерживания дефицита внутренних трудовых ресурсов в стране

Текущий размер пособия таков, что его нельзя рассматривать в качестве полноценной замены утраченного заработка

Глава Минтруда М. Топилин недавно выступил с инициативой не выплачивать матери пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, если она одновременно работает неполный рабочий день. Если ранее женщина могла одновременно получать и заработную плату, и пособие по уходу за ребенком, то теперь ей предлагается сделать выбор: или зарплата, или пособие. 

Логика Министерства состоит в том, что в случае продолжения женщиной оплачиваемой трудовой деятельности необходимость в пособии как компенсации утраченного заработка отпадает, и возникает злоупотребление правом. Поскольку работающая женщина не может одновременно осуществлять уход за ребенком, на пособие должен претендовать близкий родственник, фактически осуществляющий уход в отсутствие матери (отец, бабушка, дедушка). 

Вместе с тем, текущий размер пособия не позволяет рассматривать его как полноценную замену утраченного заработка. В 2019 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40% среднего заработка, но не более 26,2 тыс. руб. в месяц. Исходя из этого, на максимальную сумму пособия можно рассчитывать при «белой» зарплате от 65,5 тыс. рублей и выше – при том, что средняя зарплата по стране сейчас составляет около 45 тыс. руб. 

Минтруд не учитывает, что выход женщины на работу вскоре после рождения ребенка не только позволяет семье поддерживать привычный уровень доходов, но и способствует сохранению компетенций сотрудника, снижает издержки компаний на поиск новых работников, сдерживает дефицит трудовых ресурсов в стране

Появление ребенка повышает риск бедности из-за снижения подушевых доходов в семье. В связи с этим, выход женщины на работу вскоре после рождения ребенка – это прежде всего попытка сохранить привычный для семьи уровень доходов, а не погоня за выгодной возможностью получать и пособие, и зарплату.

В целом, сохранение женщиной статуса занятости после рождения ребенка свидетельствует о ее компетентности как сотрудника, и выгодно как для компании, так и для государства. При сохранении сотрудника на рабочем месте компании не нужно нести дополнительные издержки на поиск и обучение нового сотрудника для замещения работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 или до 3-х лет.

Сама женщина, принимающая решение о выходе на работу вскоре после рождения ребенка, сохраняет свои навыки и компетенции, которые могут быть частично утрачены в случае длительного отпуска по уходу за новорожденным. Сохранение занятости матерей является одним из важных факторов, сдерживающих неуклонное сокращение внутренних трудовых ресурсов в стране.

Получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не матерью, а другим близким родственником в большинстве случаев экономически невыгодно для семьи

По логике Минтруда, право на пособие должен реализовывать именно тот член семьи, который фактически осуществляет уход. Если это отец ребенка, то его заработок, скорее всего, будет выше, чем у матери, ведь в России заработки мужчин в среднем на 30% выше, чем у женщин, поэтому переход на пособие для мужчины будет экономически невыгоден для семьи. 

Работающая бабушка или дедушка тоже могут оформить отпуск и  пособие по уходу. Но если бабушка или дедушка уже вышли на пенсию и уволились с работы, то в общем случае (если они не являются официальными опекунами ребенка), пособие им не положено, поскольку они больше не являются участниками системы обязательного социального страхования, и они могут рассчитывать только лишь на пенсию.   

Если бабушка или дедушка являются официальными опекунами ребенка, то им положено пособие в минимальном размере – 3,2 тыс. руб. на первого ребенка и 6,5 тыс. руб. на второго и последующих детей.

Вводимые в настоящее время дополнительные пособия на детей носят адресный характер и распространяются только на малообеспеченные семьи 

Заявление о планах отказать в пособии по уходу за ребенком женщинам, работающим в режиме неполной занятости, было сделано на фоне введения новых пособий на детей в малообеспеченных семьях. В 2018 г. была введена дополнительная ежемесячная выплата (около 11 тыс. руб.) на первого или второго ребенка в семье до достижения ими возраста 1,5 лет. На нее могут рассчитывать те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточных минимумов по региону. С 2020 г. планируется смягчить критерии нуждаемости до двух прожиточных минимумов и расширить период предоставления выплаты до трехлетия детей. 

Однако данные выплаты распространяются не на все семьи. По оценкам властей, в 2020 г. выплатой сможет воспользоваться около 70% семей с детьми. Для получения пособия будет необходимо ежегодно подтверждать свой низкий среднедушевой доход из всех источников, что создает риск расширения теневой занятости и сокрытия части доходов.  

Непоследовательная позиция Минтруда в отношении социальной поддержки семей с детьми противоречит задаче повышения рождаемости и роста доходов населения

Сейчас в рамках нацпроекта «Демография» заявлена цель по увеличению суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на 1 женщину в 2024 г. (в 2018 г. этот показатель составлял 1,58). Однако избирательный характер мер по поддержке семей с детьми создает определенные риски достижения данной цели. С одной стороны, вводятся новые дополнительные пособия для малообеспеченных семей, а с другой стороны делается попытка ограничить получение уже действующих выплат работающими женщинами. В итоге дискриминация работающих женщин через ограничение доходов будет тормозить сокращение бедности и может негативно влиять на принятие решений о рождении второго и последующих детей.

 

О предложении не выплачивать пособие по уходу за ребенком женщинам, работающим в режиме неполной занятости
Отмена пособия по уходу за ребенком для работающих женщин противоречит задаче повышения доходов семей с детьми и снижения риска бедности для этой части населения. Кроме того, недоучитывается важность поддержки частичной материнской занятости для сохранения компетенций работников-женщин, снижения издержек компаний на поиск новых сотрудников и сдерживания дефицита внутренних трудовых ресурсов в стране

Текущий размер пособия таков, что его нельзя рассматривать в качестве полноценной замены утраченного заработка

Глава Минтруда М. Топилин недавно выступил с инициативой не выплачивать матери пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, если она одновременно работает неполный рабочий день. Если ранее женщина могла одновременно получать и заработную плату, и пособие по уходу за ребенком, то теперь ей предлагается сделать выбор: или зарплата, или пособие. 

Логика Министерства состоит в том, что в случае продолжения женщиной оплачиваемой трудовой деятельности необходимость в пособии как компенсации утраченного заработка отпадает, и возникает злоупотребление правом. Поскольку работающая женщина не может одновременно осуществлять уход за ребенком, на пособие должен претендовать близкий родственник, фактически осуществляющий уход в отсутствие матери (отец, бабушка, дедушка). 

Вместе с тем, текущий размер пособия не позволяет рассматривать его как полноценную замену утраченного заработка. В 2019 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40% среднего заработка, но не более 26,2 тыс. руб. в месяц. Исходя из этого, на максимальную сумму пособия можно рассчитывать при «белой» зарплате от 65,5 тыс. рублей и выше – при том, что средняя зарплата по стране сейчас составляет около 45 тыс. руб. 

Минтруд не учитывает, что выход женщины на работу вскоре после рождения ребенка не только позволяет семье поддерживать привычный уровень доходов, но и способствует сохранению компетенций сотрудника, снижает издержки компаний на поиск новых работников, сдерживает дефицит трудовых ресурсов в стране

Появление ребенка повышает риск бедности из-за снижения подушевых доходов в семье. В связи с этим, выход женщины на работу вскоре после рождения ребенка – это прежде всего попытка сохранить привычный для семьи уровень доходов, а не погоня за выгодной возможностью получать и пособие, и зарплату.

В целом, сохранение женщиной статуса занятости после рождения ребенка свидетельствует о ее компетентности как сотрудника, и выгодно как для компании, так и для государства. При сохранении сотрудника на рабочем месте компании не нужно нести дополнительные издержки на поиск и обучение нового сотрудника для замещения работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 или до 3-х лет.

Сама женщина, принимающая решение о выходе на работу вскоре после рождения ребенка, сохраняет свои навыки и компетенции, которые могут быть частично утрачены в случае длительного отпуска по уходу за новорожденным. Сохранение занятости матерей является одним из важных факторов, сдерживающих неуклонное сокращение внутренних трудовых ресурсов в стране.

Получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не матерью, а другим близким родственником в большинстве случаев экономически невыгодно для семьи

По логике Минтруда, право на пособие должен реализовывать именно тот член семьи, который фактически осуществляет уход. Если это отец ребенка, то его заработок, скорее всего, будет выше, чем у матери, ведь в России заработки мужчин в среднем на 30% выше, чем у женщин, поэтому переход на пособие для мужчины будет экономически невыгоден для семьи. 

Работающая бабушка или дедушка тоже могут оформить отпуск и  пособие по уходу. Но если бабушка или дедушка уже вышли на пенсию и уволились с работы, то в общем случае (если они не являются официальными опекунами ребенка), пособие им не положено, поскольку они больше не являются участниками системы обязательного социального страхования, и они могут рассчитывать только лишь на пенсию.   

Если бабушка или дедушка являются официальными опекунами ребенка, то им положено пособие в минимальном размере – 3,2 тыс. руб. на первого ребенка и 6,5 тыс. руб. на второго и последующих детей.

Вводимые в настоящее время дополнительные пособия на детей носят адресный характер и распространяются только на малообеспеченные семьи 

Заявление о планах отказать в пособии по уходу за ребенком женщинам, работающим в режиме неполной занятости, было сделано на фоне введения новых пособий на детей в малообеспеченных семьях. В 2018 г. была введена дополнительная ежемесячная выплата (около 11 тыс. руб.) на первого или второго ребенка в семье до достижения ими возраста 1,5 лет. На нее могут рассчитывать те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточных минимумов по региону. С 2020 г. планируется смягчить критерии нуждаемости до двух прожиточных минимумов и расширить период предоставления выплаты до трехлетия детей. 

Однако данные выплаты распространяются не на все семьи. По оценкам властей, в 2020 г. выплатой сможет воспользоваться около 70% семей с детьми. Для получения пособия будет необходимо ежегодно подтверждать свой низкий среднедушевой доход из всех источников, что создает риск расширения теневой занятости и сокрытия части доходов.  

Непоследовательная позиция Минтруда в отношении социальной поддержки семей с детьми противоречит задаче повышения рождаемости и роста доходов населения

Сейчас в рамках нацпроекта «Демография» заявлена цель по увеличению суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на 1 женщину в 2024 г. (в 2018 г. этот показатель составлял 1,58). Однако избирательный характер мер по поддержке семей с детьми создает определенные риски достижения данной цели. С одной стороны, вводятся новые дополнительные пособия для малообеспеченных семей, а с другой стороны делается попытка ограничить получение уже действующих выплат работающими женщинами. В итоге дискриминация работающих женщин через ограничение доходов будет тормозить сокращение бедности и может негативно влиять на принятие решений о рождении второго и последующих детей.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )