17.07.2020

"О поддержке спроса на продукцию малого и среднего бизнеса"

Избирательный подход к поддержке МСП, ориентированный в основном на наиболее пострадавшие отрасли, не оправдывает себя, поскольку позволяет поддержать лишь небольшую часть компаний и ИП, работающих в сегменте потребительских услуг. Однако для многих малых и средних предприятий, работающих в промышленности, строительстве и других секторах экономики, серьезной проблемой остается снижение спроса со стороны крупных компаний. Для сохранения бизнеса МСП в этом сегменте требуются целенаправленные усилия по восстановлению спроса со стороны их основных заказчиков.

В последнее время поддержка малого и среднего бизнеса приобретает все более узконаправленный характер. Срок действия ряда мер поддержки, о которых было объявлено еще в марте-апреле (таких как мораторий на налоговые проверки и взыскание налогов, продление сроков предоставления отчетности и пр.), уже завершен. При этом большинство действующих мер поддержки МСП доступны лишь только представителям отраслей, включенных в перечень «наиболее пострадавших» от распространения коронавируса, т.е. связанных с предоставлением услуг населению и остановленным на время карантина. К таким мерам, в частности, относятся предоставление «зарплатных субсидий» (при условии сохранения не менее 90% рабочих мест в компании), освобождение от ряда налогов и взносов за II квартал, отсрочки и рассрочки налоговых выплат. Появляются и еще более узконаправленные меры – такие как предоставление субсидий на закупку масок и термометров для малых гостиниц, кафе и детских садов, а также ряд региональных мер поддержки в разных субъектах РФ. Однако такой подход означает, что большинство малых и средних компаний практически не имеет доступа к поддержке. Соответственно, проводимая антикризисная политика пока не может оказать масштабную поддержку малому и среднему бизнесу, который продолжает испытывать значительные проблемы.

Продолжается сокращение малого и среднего бизнеса

В малом и среднем бизнесе продолжает сокращаться и число самих компаний, и занятость в них. Важно отметить, что это сокращение заметно даже на фоне восстановления сведений в Реестре МСП о тех компаниях и ИП, которые пропустили сроки подачи отчетности и были исключены из реестра в августе прошлого года (это решение было принято с целью допуска таких субъектов МСП к мерам поддержки; для восстановления сведений они должны были подать отчетность до 30 июня), а также «моратория на банкротство» компаний со стороны ФНС, который действовал во II квартале.
Новые данные Реестра МСП (по состоянию на 10 июля) показывают, что количество субъектов МСП (юридических лиц и ИП) сократилось на 2,6% в годовом выражении и теперь составляет 6,1 млн. субъектов. Соответственно, среднесписочная численность наемного персонала в секторе МСП за это время также сократилась на 375 тыс. чел., или на 2,4% (см. табл. 1). Наиболее высокие темпы падения количества субъектов МСП зафиксированы в Москве, где общее количество микро-, малых и средних предприятий за год сократилось на 6,3%, в том числе малых предприятий (без учета микро-предприятий) – на 14,5%, средних – на 13,2%. Кроме Москвы, еще в 5 регионах общее сокращение численности МСП превысило 5%: это Псковская, Ярославская, Брянская, Кировская области и Еврейская АО.

Табл. 1. Изменение количества субъектов МСП и среднесписочной численности наемного персонала в сегменте МСП по состоянию на 10.07.2020 (в % к уровню 10.07.2019)

Источник: ФНС, расчеты ИКСИ

Еще одна негативная тенденция в секторе МСП – это более высокие темпы сокращения численности более «крупных» участников МСП – малых компаний (без микро-предприятий) и средних компаний. В июле 2020 г. количество малых предприятий (не включая микро-предприятия) оказалось ниже уровня прошлого года на 9,4%, а средних предприятий – на 7,2%. При этом в 27 субъектах РФ сокращение численности малых компаний составило 10-15% (в большинстве этих субъектов РФ одновременно уменьшалось и количество средних компаний). С сокращением малых и средних компаний также связаны наибольшие потери рабочих мест в секторе МСП. По состоянию на 10 июля 2020 г. численность занятых на малых и средних предприятиях сократилась за год на 362 тыс. чел., что составляет более 95% суммарного сокращения численности наемного персонала в сфере МСП.
Текущая господдержка охватывает лишь малую часть сектора МСП и ориентирована на микро-предприятия
На данный момент господдержка малого и среднего бизнеса, часто декларируемая как одно из приоритетных направлений антикризисной политики, практически полностью сосредоточена вокруг «наиболее пострадавших» отраслей (перечислены в ПП РФ №434 от 03.04.2020). Иными словами, поддержка относится к сфере услуг для населения, закрытой в условиях карантина. В этой сфере риски ликвидации бизнеса и увольнения персонала очень высоки. Именно поэтому для таких субъектов МСП были предоставлены отсрочки выплат налогов и страховых взносов, «зарплатные кредиты», а затем – «зарплатные субсидии» для тех компаний, которые по итогам апреля и мая сохраняют не менее 90% рабочих мест по сравнению с мартом 2020 г. Судя по открытой информации, на данный момент наиболее востребованной мерой являются зарплатные субсидии, которыми ежемесячно пользуется более 1 млн. компаний и ИП.
Отчетность ФНС и Минфина о выплатах таких субсидий (данные по состоянию на 16 июля) показывает, что за апрель и май месяц субъекты МСП получили 90,3 млрд. руб. Стоит отметить, что в мае количество получателей субсидий и объем выплат оказались меньше, чем в апреле. Исходя из того, что субсидия определяется как 12130 руб. на 1 сохраненное рабочее место, можно оценить, что апрельские субсидии распространялись на 3,77 млн. рабочих мест, а майские субсидии – уже на 3,67 млн. рабочих мест. Таким образом, в мае поддержка затрагивала уже на 100 тыс. рабочих мест меньше. Отчетность ФНС не содержит сведений, по какой причине получателей и выплат оказалось меньше, однако можно предположить, что проблема здесь скорее в невозможности сохранить требуемые рабочие места для ряда компаний, чем в сложностях с подачей документов на субсидию.
При этом охват субъектов МСП такими субсидиями остается невысоким. Учитывая, что и в апреле, и в мае в целом по России действовало более 6 млн. субъектов МСП, можно оценить, что средний ежемесячный охват зарплатными субсидиями составлял около 18% субъектов МСП (соответственно, 82% субъектов МСП субсидии не получали). Ситуация по федеральным округам почти не отличается от средней по стране. Наиболее высокий охват субсидиями был характерен для Южного ФО, где их получали 22,6% МСП, а наиболее низкий – в Центральном и Северо-Западном ФО (по 14,4% МСП) (см. табл. 2). В крупных центрах деловой активности охват субъектов МСП зарплатными субсидиями был достаточно низким. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, которые лидируют по объемам выплат субсидий за апрель и май, охват был значительно ниже среднего уровня – 7,6% и 10,0% субъектов МСП соответственно. Это связано с высокой концентрацией в этих городах малых и средних предприятий, относящихся не только к наиболее пострадавшим отраслям.

Табл. 2. Охват субъектов МСП по федеральным округам субсидиями на выплату заработной платы и объем субсидии в расчете на 1 получателя в месяц (данные на 3 июля 2020 г.)

* Отношение количества субъектов МСП, получавших субсидии в апреле и мае, к общему количеству субъектов МСП в соответствующих федеральных округах в этом периоде
** Исходя из ежемесячного объема субсидии 12130 руб. на 1 сохраненное рабочее место
Источник: ФНС, Минфин, расчеты ИКСИ
Более того, программа субсидирования зарплат для МСП в наиболее пострадавших отраслях ориентирована в первую очередь на поддержку микро-бизнеса. В среднем по стране объем субсидии на 1 получателя составил 41,6 тыс. руб. в месяц, что эквивалентно выплате всего лишь 3,4 МРОТ в месяц, или поддержке менее 4 рабочих мест. Даже в тех субъектах РФ, где объемы субсидий в расчете на одного получателя были максимальными (это Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область), средний ежемесячный объем субсидий составлял 4,5-5,7 МРОТ. Таким образом, основная часть получателей зарплатных субсидий – это микро-предприятия с малым числом занятых. В значительной степени такое положение дел вызвано тем, что субсидии доступны лишь для определенной части сферы услуг, где активно работают микро-предприятия и ИП с малой численностью персонала или совсем без наемных сотрудников. Кроме того, микро-бизнесы преобладают среди получателей субсидий еще и потому, что в ряде случаев для них оказывается проще сохранить рабочие места, чем компаниям с 50-100 сотрудниками. Ярким примером этого являются ИП без сотрудников, которым для получения субсидии в размере 12130 руб. достаточно сохранить свой собственный статус предпринимателя (т.е. не закрывать бизнес).
Необходима господдержка спроса на продукцию широкого круга субъектов МСП, в том числе со стороны крупных компаний и госструктур
Текущий подход к господдержке малого и среднего бизнеса не учитывает, что от падения спроса сейчас страдает не только сфера услуг. Так, согласно опросу собственников и руководителей более 1600 организаций МСП, проведенному в мае 2020 г. «Опорой России» и Промсвязьбанком, падение спроса в период самоизоляции ощутили около 85% микро-, 74% малых и 76% средних предприятий. При этом о сокращении спроса заявили не только в сфере услуг и торговли (где о падении спроса говорит более 80% респондентов), но и в промышленности (73% опрошенных).
Нужно учитывать, что речь идет не только о сокращении спроса со стороны населения, но и со стороны компаний, поставщиками которых являются субъекты МСП. Это актуально прежде всего для малых и средних компаний, производящих промежуточную продукцию (сырье, материалы, полуфабрикаты, компоненты) и услуги для бизнеса, то есть являющихся частью цепочек создания стоимости. Значительная часть таких компаний работает в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, складском хозяйстве, оптовой торговле, сфере профессиональных и научно-технических услуг. При этом на перечисленные виды деятельности в общей сложности приходится более 70% суммарного оборота организаций МСП, более половины от общего числа организаций МСП, а также более половины занятых в малом и среднем бизнесе (см. табл. 3).

Табл. 3. Примеры видов деятельности в секторе МСП со значительной долей компаний, работающих в сегменте «бизнес для бизнеса» и их вклад в оборот, численность занятых и количество организаций МСП (в условиях 2018 г.)

При этом для малых и средних компаний, включенных в производственные цепочки, важную роль играет спрос со стороны крупных компаний, выступающих заказчиками их продукции. В особенности это характерно для обрабатывающей промышленности. Например, в Реестр производственных субъектов МСП – потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков, составляемый корпорацией МСП, на данный момент включены 26,1 тыс. субъектов МСП с видом деятельности «обрабатывающие производства», что составляет около 11,5% суммарной численности микро-, малых и средних обрабатывающих предприятий. В то же время для малых предприятий отдельно эта доля составляет уже 31,2%, а для средних – 54,3%. Всего же, по данным Корпорации МСП, крупнейшие заказчики в 2019 г. закупили продукцию у 114 тыс. субъектов МСП, а ее общая стоимость составила 3,7 трлн. руб.
Однако на данный момент субъектам МСП, не относящимся к наиболее пострадавшим отраслям, предоставляется только одна существенная мера финансовой поддержки – снижение страховых взносов с 30% до 15% с апреля 2020 г. (сниженные страховые взносы взимаются с части зарплаты, превышающей МРОТ). Эта мера позволяет снизить нагрузку на фонд оплаты труда, что в условиях восстановления экономики, безусловно, имеет важное значение для развития субъектов МСП. Но в текущей ситуации, когда падение спроса вынуждает ограничивать производство товаров и услуг, такая мера может оказать лишь ограниченное влияние на возможности продолжения работы малой компании. Кроме того, снижение страховых взносов скорее способствует росту зарплат и их легализации, чем стимулирует сохранение рабочих мест.
Что же касается поддержки спроса на продукцию МСП, то в последние месяцы она была ориентирована в основном на помощь населению (путем выплат повышенных пособий по безработице и пособий для семей с детьми), а значит охватывала только сферу производства базовых видов потребительских товаров и услуг. Однако для полноценного восстановления сектора МСП необходим и «корпоративный» спрос (работы и услуги для бизнеса, поставки промежуточной продукции для последующего экспорта и т.д.). Это спрос со стороны как частного бизнеса, так и госсектора – которые, как показывают некоторые данные, свои закупки в период кризиса сократили. Например, по данным РТС-Тендер, в 2020 г. рост объемов госзакупок наблюдался только в январе-марте, а после введения карантинных ограничений существенно сократилось и количество сделок, и их объем. В частности это касается инфраструктурных отраслей, на которые традиционно приходится значительная доля закупок. По итогам первого полугодия 2020 г. число размещенных процедур в отрасли водоснабжения, водоотведения, удаления и рекультивации отходов сократилось на 94%, в отрасли транспорта и складского хозяйства – на 57%, в сфере строительных работ – на 14%.
В связи с этим необходимо предпринять ряд дополнительных мер, обеспечивающих восстановление спроса на продукцию МСП, прежде всего со стороны крупных компаний и госструктур.
Новые меры поддержки спроса на продукцию МСП
Прежде всего необходимо активизировать работу крупных компаний, что позволит восстановить их объем закупок у малого и среднего бизнеса. С этой целью необходимо обеспечить ускоренную реализацию плана госзакупок (как у малых, так и у крупных компаний) на 2020 г. с одновременным переносом части закупок с 2021-2022 гг. на текущий год. Ускорение госзакупок должно реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом особое внимание следует уделить реализации инфраструктурных проектов (прежде всего в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в том числе в части сооружения сети транспортно-логистических центров (хабов)), поскольку такие проекты имеют значительный «вытягивающий» эффект для экономики и обеспечивают спрос на продукцию сразу многих поставщиков из различных отраслей. Важную роль в обеспечении загрузки компаний и их поставщиков также играют закупки продукции инвестиционного назначения для нужд региональных и местных органов власти.
Кроме того, необходимо расширить доступ крупных компаний к кредитам на операционную деятельность, субсидируемым со стороны федерального бюджета (на данный момент такие кредиты предоставляются только системообразующим организациям). Доступ к такому финансированию обеспечит загрузку производства компаний-заемщиков в период спада спроса и позволит создать запасы готовой продукции для последующей реализации на внутреннем или внешних рынках. При этом будет обеспечена загрузка производства и всех поставщиков этих компаний, включая малый и средний бизнес.
Требуется также активизировать инвестиционную деятельность крупного бизнеса в части освоения выпуска новой продукции, обновления оборудования, региональной диверсификации бизнеса. Для госкомпаний необходимо в текущем году в полном объеме реализовать запланированные инвестпрограммы, обеспечив при этом расширенное привлечение субъектов МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Для частного бизнеса необходимы стимулы, которые будут способствовать реализации инвестиционных проектов компаний именно сейчас, не дожидаясь, когда в экономике восстановится спрос и начнется рост.
Одним их таких стимулов может стать предоставление инвестиционного кредита на срок от 3 лет для крупных компаний, принимающих обязательства по реализации инвестиционных проектов в приоритетных сферах. В случае, если компания-заемщик выполнит свои обязательства (например по достижению целевых показателей выпуска продукции, являющейся результатом данного проекта, или по соблюдению сроков выхода проекта на полную мощность), компания получит компенсацию значительной части процентных платежей по данному кредиту за счет бюджетных средств. Таким образом, предоставление кредита может осуществляться на рыночных условиях, однако в случае выполнения необходимых обязательств стоимость обслуживания данного кредита для бизнеса будет значительно снижена.
При этом приоритетные сферы для реализации инвестиционных проектов должны быть связаны с общенациональными целями и задачами, сформулированными в рамках национальных проектов, а также разрабатываемыми сейчас долгосрочными целями развития за пределами 2024 года. В частности, в числе приоритетов могут быть создание высокотехнологичных производств в гидроэнергетике, нефте- и углехимии, производстве промышленных материалов и компонентов, автомобиле- и авиастроении, транспорте и логистике, семеноводстве и племенном животноводстве, а также создание современных производств, отвечающих современным экологическим стандартам, в перспективных районах, таких как регионы Западной и Восточной Сибири.

 

"О поддержке спроса на продукцию малого и среднего бизнеса"
Избирательный подход к поддержке МСП, ориентированный в основном на наиболее пострадавшие отрасли, не оправдывает себя, поскольку позволяет поддержать лишь небольшую часть компаний и ИП, работающих в сегменте потребительских услуг. Однако для многих малых и средних предприятий, работающих в промышленности, строительстве и других секторах экономики, серьезной проблемой остается снижение спроса со стороны крупных компаний. Для сохранения бизнеса МСП в этом сегменте требуются целенаправленные усилия по восстановлению спроса со стороны их основных заказчиков.

В последнее время поддержка малого и среднего бизнеса приобретает все более узконаправленный характер. Срок действия ряда мер поддержки, о которых было объявлено еще в марте-апреле (таких как мораторий на налоговые проверки и взыскание налогов, продление сроков предоставления отчетности и пр.), уже завершен. При этом большинство действующих мер поддержки МСП доступны лишь только представителям отраслей, включенных в перечень «наиболее пострадавших» от распространения коронавируса, т.е. связанных с предоставлением услуг населению и остановленным на время карантина. К таким мерам, в частности, относятся предоставление «зарплатных субсидий» (при условии сохранения не менее 90% рабочих мест в компании), освобождение от ряда налогов и взносов за II квартал, отсрочки и рассрочки налоговых выплат. Появляются и еще более узконаправленные меры – такие как предоставление субсидий на закупку масок и термометров для малых гостиниц, кафе и детских садов, а также ряд региональных мер поддержки в разных субъектах РФ. Однако такой подход означает, что большинство малых и средних компаний практически не имеет доступа к поддержке. Соответственно, проводимая антикризисная политика пока не может оказать масштабную поддержку малому и среднему бизнесу, который продолжает испытывать значительные проблемы.

Продолжается сокращение малого и среднего бизнеса

В малом и среднем бизнесе продолжает сокращаться и число самих компаний, и занятость в них. Важно отметить, что это сокращение заметно даже на фоне восстановления сведений в Реестре МСП о тех компаниях и ИП, которые пропустили сроки подачи отчетности и были исключены из реестра в августе прошлого года (это решение было принято с целью допуска таких субъектов МСП к мерам поддержки; для восстановления сведений они должны были подать отчетность до 30 июня), а также «моратория на банкротство» компаний со стороны ФНС, который действовал во II квартале.
Новые данные Реестра МСП (по состоянию на 10 июля) показывают, что количество субъектов МСП (юридических лиц и ИП) сократилось на 2,6% в годовом выражении и теперь составляет 6,1 млн. субъектов. Соответственно, среднесписочная численность наемного персонала в секторе МСП за это время также сократилась на 375 тыс. чел., или на 2,4% (см. табл. 1). Наиболее высокие темпы падения количества субъектов МСП зафиксированы в Москве, где общее количество микро-, малых и средних предприятий за год сократилось на 6,3%, в том числе малых предприятий (без учета микро-предприятий) – на 14,5%, средних – на 13,2%. Кроме Москвы, еще в 5 регионах общее сокращение численности МСП превысило 5%: это Псковская, Ярославская, Брянская, Кировская области и Еврейская АО.

Табл. 1. Изменение количества субъектов МСП и среднесписочной численности наемного персонала в сегменте МСП по состоянию на 10.07.2020 (в % к уровню 10.07.2019)

Источник: ФНС, расчеты ИКСИ

Еще одна негативная тенденция в секторе МСП – это более высокие темпы сокращения численности более «крупных» участников МСП – малых компаний (без микро-предприятий) и средних компаний. В июле 2020 г. количество малых предприятий (не включая микро-предприятия) оказалось ниже уровня прошлого года на 9,4%, а средних предприятий – на 7,2%. При этом в 27 субъектах РФ сокращение численности малых компаний составило 10-15% (в большинстве этих субъектов РФ одновременно уменьшалось и количество средних компаний). С сокращением малых и средних компаний также связаны наибольшие потери рабочих мест в секторе МСП. По состоянию на 10 июля 2020 г. численность занятых на малых и средних предприятиях сократилась за год на 362 тыс. чел., что составляет более 95% суммарного сокращения численности наемного персонала в сфере МСП.
Текущая господдержка охватывает лишь малую часть сектора МСП и ориентирована на микро-предприятия
На данный момент господдержка малого и среднего бизнеса, часто декларируемая как одно из приоритетных направлений антикризисной политики, практически полностью сосредоточена вокруг «наиболее пострадавших» отраслей (перечислены в ПП РФ №434 от 03.04.2020). Иными словами, поддержка относится к сфере услуг для населения, закрытой в условиях карантина. В этой сфере риски ликвидации бизнеса и увольнения персонала очень высоки. Именно поэтому для таких субъектов МСП были предоставлены отсрочки выплат налогов и страховых взносов, «зарплатные кредиты», а затем – «зарплатные субсидии» для тех компаний, которые по итогам апреля и мая сохраняют не менее 90% рабочих мест по сравнению с мартом 2020 г. Судя по открытой информации, на данный момент наиболее востребованной мерой являются зарплатные субсидии, которыми ежемесячно пользуется более 1 млн. компаний и ИП.
Отчетность ФНС и Минфина о выплатах таких субсидий (данные по состоянию на 16 июля) показывает, что за апрель и май месяц субъекты МСП получили 90,3 млрд. руб. Стоит отметить, что в мае количество получателей субсидий и объем выплат оказались меньше, чем в апреле. Исходя из того, что субсидия определяется как 12130 руб. на 1 сохраненное рабочее место, можно оценить, что апрельские субсидии распространялись на 3,77 млн. рабочих мест, а майские субсидии – уже на 3,67 млн. рабочих мест. Таким образом, в мае поддержка затрагивала уже на 100 тыс. рабочих мест меньше. Отчетность ФНС не содержит сведений, по какой причине получателей и выплат оказалось меньше, однако можно предположить, что проблема здесь скорее в невозможности сохранить требуемые рабочие места для ряда компаний, чем в сложностях с подачей документов на субсидию.
При этом охват субъектов МСП такими субсидиями остается невысоким. Учитывая, что и в апреле, и в мае в целом по России действовало более 6 млн. субъектов МСП, можно оценить, что средний ежемесячный охват зарплатными субсидиями составлял около 18% субъектов МСП (соответственно, 82% субъектов МСП субсидии не получали). Ситуация по федеральным округам почти не отличается от средней по стране. Наиболее высокий охват субсидиями был характерен для Южного ФО, где их получали 22,6% МСП, а наиболее низкий – в Центральном и Северо-Западном ФО (по 14,4% МСП) (см. табл. 2). В крупных центрах деловой активности охват субъектов МСП зарплатными субсидиями был достаточно низким. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, которые лидируют по объемам выплат субсидий за апрель и май, охват был значительно ниже среднего уровня – 7,6% и 10,0% субъектов МСП соответственно. Это связано с высокой концентрацией в этих городах малых и средних предприятий, относящихся не только к наиболее пострадавшим отраслям.

Табл. 2. Охват субъектов МСП по федеральным округам субсидиями на выплату заработной платы и объем субсидии в расчете на 1 получателя в месяц (данные на 3 июля 2020 г.)

* Отношение количества субъектов МСП, получавших субсидии в апреле и мае, к общему количеству субъектов МСП в соответствующих федеральных округах в этом периоде
** Исходя из ежемесячного объема субсидии 12130 руб. на 1 сохраненное рабочее место
Источник: ФНС, Минфин, расчеты ИКСИ
Более того, программа субсидирования зарплат для МСП в наиболее пострадавших отраслях ориентирована в первую очередь на поддержку микро-бизнеса. В среднем по стране объем субсидии на 1 получателя составил 41,6 тыс. руб. в месяц, что эквивалентно выплате всего лишь 3,4 МРОТ в месяц, или поддержке менее 4 рабочих мест. Даже в тех субъектах РФ, где объемы субсидий в расчете на одного получателя были максимальными (это Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область), средний ежемесячный объем субсидий составлял 4,5-5,7 МРОТ. Таким образом, основная часть получателей зарплатных субсидий – это микро-предприятия с малым числом занятых. В значительной степени такое положение дел вызвано тем, что субсидии доступны лишь для определенной части сферы услуг, где активно работают микро-предприятия и ИП с малой численностью персонала или совсем без наемных сотрудников. Кроме того, микро-бизнесы преобладают среди получателей субсидий еще и потому, что в ряде случаев для них оказывается проще сохранить рабочие места, чем компаниям с 50-100 сотрудниками. Ярким примером этого являются ИП без сотрудников, которым для получения субсидии в размере 12130 руб. достаточно сохранить свой собственный статус предпринимателя (т.е. не закрывать бизнес).
Необходима господдержка спроса на продукцию широкого круга субъектов МСП, в том числе со стороны крупных компаний и госструктур
Текущий подход к господдержке малого и среднего бизнеса не учитывает, что от падения спроса сейчас страдает не только сфера услуг. Так, согласно опросу собственников и руководителей более 1600 организаций МСП, проведенному в мае 2020 г. «Опорой России» и Промсвязьбанком, падение спроса в период самоизоляции ощутили около 85% микро-, 74% малых и 76% средних предприятий. При этом о сокращении спроса заявили не только в сфере услуг и торговли (где о падении спроса говорит более 80% респондентов), но и в промышленности (73% опрошенных).
Нужно учитывать, что речь идет не только о сокращении спроса со стороны населения, но и со стороны компаний, поставщиками которых являются субъекты МСП. Это актуально прежде всего для малых и средних компаний, производящих промежуточную продукцию (сырье, материалы, полуфабрикаты, компоненты) и услуги для бизнеса, то есть являющихся частью цепочек создания стоимости. Значительная часть таких компаний работает в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительстве, складском хозяйстве, оптовой торговле, сфере профессиональных и научно-технических услуг. При этом на перечисленные виды деятельности в общей сложности приходится более 70% суммарного оборота организаций МСП, более половины от общего числа организаций МСП, а также более половины занятых в малом и среднем бизнесе (см. табл. 3).

Табл. 3. Примеры видов деятельности в секторе МСП со значительной долей компаний, работающих в сегменте «бизнес для бизнеса» и их вклад в оборот, численность занятых и количество организаций МСП (в условиях 2018 г.)

При этом для малых и средних компаний, включенных в производственные цепочки, важную роль играет спрос со стороны крупных компаний, выступающих заказчиками их продукции. В особенности это характерно для обрабатывающей промышленности. Например, в Реестр производственных субъектов МСП – потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков, составляемый корпорацией МСП, на данный момент включены 26,1 тыс. субъектов МСП с видом деятельности «обрабатывающие производства», что составляет около 11,5% суммарной численности микро-, малых и средних обрабатывающих предприятий. В то же время для малых предприятий отдельно эта доля составляет уже 31,2%, а для средних – 54,3%. Всего же, по данным Корпорации МСП, крупнейшие заказчики в 2019 г. закупили продукцию у 114 тыс. субъектов МСП, а ее общая стоимость составила 3,7 трлн. руб.
Однако на данный момент субъектам МСП, не относящимся к наиболее пострадавшим отраслям, предоставляется только одна существенная мера финансовой поддержки – снижение страховых взносов с 30% до 15% с апреля 2020 г. (сниженные страховые взносы взимаются с части зарплаты, превышающей МРОТ). Эта мера позволяет снизить нагрузку на фонд оплаты труда, что в условиях восстановления экономики, безусловно, имеет важное значение для развития субъектов МСП. Но в текущей ситуации, когда падение спроса вынуждает ограничивать производство товаров и услуг, такая мера может оказать лишь ограниченное влияние на возможности продолжения работы малой компании. Кроме того, снижение страховых взносов скорее способствует росту зарплат и их легализации, чем стимулирует сохранение рабочих мест.
Что же касается поддержки спроса на продукцию МСП, то в последние месяцы она была ориентирована в основном на помощь населению (путем выплат повышенных пособий по безработице и пособий для семей с детьми), а значит охватывала только сферу производства базовых видов потребительских товаров и услуг. Однако для полноценного восстановления сектора МСП необходим и «корпоративный» спрос (работы и услуги для бизнеса, поставки промежуточной продукции для последующего экспорта и т.д.). Это спрос со стороны как частного бизнеса, так и госсектора – которые, как показывают некоторые данные, свои закупки в период кризиса сократили. Например, по данным РТС-Тендер, в 2020 г. рост объемов госзакупок наблюдался только в январе-марте, а после введения карантинных ограничений существенно сократилось и количество сделок, и их объем. В частности это касается инфраструктурных отраслей, на которые традиционно приходится значительная доля закупок. По итогам первого полугодия 2020 г. число размещенных процедур в отрасли водоснабжения, водоотведения, удаления и рекультивации отходов сократилось на 94%, в отрасли транспорта и складского хозяйства – на 57%, в сфере строительных работ – на 14%.
В связи с этим необходимо предпринять ряд дополнительных мер, обеспечивающих восстановление спроса на продукцию МСП, прежде всего со стороны крупных компаний и госструктур.
Новые меры поддержки спроса на продукцию МСП
Прежде всего необходимо активизировать работу крупных компаний, что позволит восстановить их объем закупок у малого и среднего бизнеса. С этой целью необходимо обеспечить ускоренную реализацию плана госзакупок (как у малых, так и у крупных компаний) на 2020 г. с одновременным переносом части закупок с 2021-2022 гг. на текущий год. Ускорение госзакупок должно реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом особое внимание следует уделить реализации инфраструктурных проектов (прежде всего в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в том числе в части сооружения сети транспортно-логистических центров (хабов)), поскольку такие проекты имеют значительный «вытягивающий» эффект для экономики и обеспечивают спрос на продукцию сразу многих поставщиков из различных отраслей. Важную роль в обеспечении загрузки компаний и их поставщиков также играют закупки продукции инвестиционного назначения для нужд региональных и местных органов власти.
Кроме того, необходимо расширить доступ крупных компаний к кредитам на операционную деятельность, субсидируемым со стороны федерального бюджета (на данный момент такие кредиты предоставляются только системообразующим организациям). Доступ к такому финансированию обеспечит загрузку производства компаний-заемщиков в период спада спроса и позволит создать запасы готовой продукции для последующей реализации на внутреннем или внешних рынках. При этом будет обеспечена загрузка производства и всех поставщиков этих компаний, включая малый и средний бизнес.
Требуется также активизировать инвестиционную деятельность крупного бизнеса в части освоения выпуска новой продукции, обновления оборудования, региональной диверсификации бизнеса. Для госкомпаний необходимо в текущем году в полном объеме реализовать запланированные инвестпрограммы, обеспечив при этом расширенное привлечение субъектов МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Для частного бизнеса необходимы стимулы, которые будут способствовать реализации инвестиционных проектов компаний именно сейчас, не дожидаясь, когда в экономике восстановится спрос и начнется рост.
Одним их таких стимулов может стать предоставление инвестиционного кредита на срок от 3 лет для крупных компаний, принимающих обязательства по реализации инвестиционных проектов в приоритетных сферах. В случае, если компания-заемщик выполнит свои обязательства (например по достижению целевых показателей выпуска продукции, являющейся результатом данного проекта, или по соблюдению сроков выхода проекта на полную мощность), компания получит компенсацию значительной части процентных платежей по данному кредиту за счет бюджетных средств. Таким образом, предоставление кредита может осуществляться на рыночных условиях, однако в случае выполнения необходимых обязательств стоимость обслуживания данного кредита для бизнеса будет значительно снижена.
При этом приоритетные сферы для реализации инвестиционных проектов должны быть связаны с общенациональными целями и задачами, сформулированными в рамках национальных проектов, а также разрабатываемыми сейчас долгосрочными целями развития за пределами 2024 года. В частности, в числе приоритетов могут быть создание высокотехнологичных производств в гидроэнергетике, нефте- и углехимии, производстве промышленных материалов и компонентов, автомобиле- и авиастроении, транспорте и логистике, семеноводстве и племенном животноводстве, а также создание современных производств, отвечающих современным экологическим стандартам, в перспективных районах, таких как регионы Западной и Восточной Сибири.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )