24.04.2020

"О поддержке малого и среднего бизнеса"

В ближайшей перспективе число малых и средних компаний, которые прекратят свою деятельность, продолжит увеличиваться, что приведет к еще большему сокращению рабочих мест. Объявленные на текущий момент меры поддержки малого и среднего бизнеса не позволят в корне переломить эту ситуацию. Необходимо предоставить поддержку широкому кругу компаний МСП, которые могут рассчитывать на восстановление спроса после эпидемии, а остальным – помочь смягчить «жесткую посадку».

Сжатие малого и среднего бизнеса началось еще до эпидемии коронавируса, но в последнее время ситуация усугубляется
Данные за I квартал 2020 г. еще не отражают весь масштаб провала в секторе МСП, но уже показывают сокращение числа компаний и, соответственно, занятости. По данным Реестра МСП на 10 апреля 2020 г., количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за последние 12 месяцев снизилось на 2,6% и составило 5,98 млн. субъектов. При этом на 3,4% сократилась среднесписочная численность наемных сотрудников в секторе МСП.
При этом в сегменте малых предприятий (исключая микропредприятия) и средних предприятий эти негативные тенденции проявляются еще сильнее. По состоянию на 10 апреля 2020 г. количество малых предприятий сократилось на 10,5% в годовом выражении, а средних – на 9,0%. Сокращение численности наемного персонала в этих сегментах превышает 5% (см. табл. 1).

Число субъектов МСП сокращается практически по всей стране, и в ряде регионов – крайне высокими темпами. Например, в Чукотском а.о. количество малых предприятий сократилось на 22,2% в годовом выражении, а в Москве, Челябинской области, Астраханской области, Кабардино-Балкарской Республике – на 14-16%. Количество средних предприятий наиболее существенно сократилось в республиках Алтай (на 29,7%), Бурятия (26,8%), Тыва (25,0%), Калмыкия (25,0%) и в Псковской области (24,8%).
Стоит отметить, что по данным Реестра МСП, за последний месяц (с 10 марта по 10 апреля 2020 г.) темпы сокращения числа малых предприятий и рабочих мест возросли. Количество малых предприятий за этот период сократилось на 755 единиц (это на 156 компаний больше, чем месяцем ранее), а среднесписочная численность работников малых предприятий – на 5,8 тыс. человек (месяцем ранее сокращение составляло 4,0 тыс. человек). Учитывая, что малый и средний бизнес сейчас находится в тяжелейшей ситуации, следует ожидать, что количество компаний и численность занятых в секторе МСП в ближайшие месяцы будут резко падать. На это, в частности, указывают результаты опроса 2000 малых и средних предприятий из разных регионов России, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ), согласно которому треть компаний малого и среднего бизнеса уже сократила персонал более чем на 50%.
Несмотря на то, что малый и средний бизнес сейчас рассматривается как одна из приоритетных категорий для оказания помощи, используемый набор мер поддержки достаточно ограничен
По сути, сейчас единственной существенной мерой финансовой поддержки, которую могут получить все субъекты МСП без ограничений, является снижение страховых взносов на сотрудников с 30% до 15% фонда оплаты труда. Однако и эта мера вводится только с 1 апреля, а сниженная ставка по итогам каждого месяца может применяться только для той части оплаты труда, которая превышает МРОТ. При этом большинство других мер, доступных всем субъектам МСП – это просто временный отказ от различных ограничений, которые существовали ранее. К этому относятся, в частности, приостановление налоговых проверок (до 31 мая), отказ от мер взыскания задолженности (до 1 мая), отказ от принятия ФНС решений о банкротстве, продление сроков сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности (на срок до 3 месяцев).
Более расширенная поддержка предоставляется сейчас компаниям малого и среднего бизнеса, которые по основному виду деятельности относятся к отраслям, «в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (определены Постановлением Правительства №434 от 03.04.2020 и относятся к отдельным сегментам сферы услуг – авиаперевозки, гостиничный и ресторанный бизнес, бизнес в сфере культуры, спорта и организации досуга, некоторые бытовые услуги и др.).
Такие субъекты МСП могут претендовать на получение поддержки на выплату зарплаты сотрудникам. На данный момент такая поддержка предоставляется в виде беспроцентных кредитов, выдаваемых ежемесячными траншами, на срок до 6 месяцев (при этом объем кредита рассчитывается исходя из численности занятых и величины МРОТ). По истечении этого срока по кредиту будут начисляться 4% годовых. С 1 мая компаниям из «пострадавших отраслей» будет доступна еще одна «зарплатная» мера поддержки – это гранты на оплату труда в размере МРОТ при условии сохранения не менее 90% рабочих мест в апреле и мае. Кроме того, компаниям из данного перечня отраслей предоставляются отсрочки платежей, включая «кредитные каникулы» (при условии удовлетворения банком соответствующей заявки), а также платежи по ряду налогов (на 3-9 месяцев) и страховых взносов (только для микропредприятий). В ряде регионов к этому же добавляются и региональные меры, такие как отсрочка арендных платежей (для арендуемого регионального и муниципального имущества), а также выплат региональных и местных налогов.
Однако охват малого и среднего бизнеса такими мерами поддержки остается весьма небольшим. Данные Росстата позволяют оценить, что в 2019 г. на микро- и малых предприятиях, включенных сейчас в перечень наиболее пострадавших отраслей, было занято 1,4 млн. человек, а с учетом дополнений, которые вступят в силу в конце апреля (18 апреля в перечень были добавлены ряд направлений непродовольственной торговли и деятельность музеев и зоопарков), количество занятых в таких отраслях можно оценить в 2,4 млн. человек (см. Приложение). С учетом средних предприятий и ИП, общее количество работающих в таких отраслях оценивается на уровне 3,7 млн. чел. (такая оценка озвучивалась на заседании Правительства). Однако в целом это составляет менее 25% от общей численности занятых в малом и среднем бизнесе.

В целом, по объемам поддержки, предоставляемой малому и среднему бизнесу, Россия значительно отстает от ведущих экономик. В частности, ОЭСР в докладе «SME policy responses», где описаны меры господдержки малого и среднего бизнеса в 54 странах мира по состоянию на 30 марта 2020 г., отнесла Россию к числу стран с наиболее скромной господдержкой МСП. На данный момент в ряде европейских стран или регионов, где размер экономики значительно меньше, чем в России, на поддержку малого бизнеса выделяется гораздо больше средств.  Например, в Германии (Бавария) действует региональный механизм безвозмездной помощи малому предприятию в объеме от 5000 до 30000 евро. В Сербии, как и в России, субъекты МСП могут получить помощь в размере минимальной оплаты труда на каждого занятого, однако при этом нет ограничений на отраслевую принадлежность компаний. В европейских странах получили распространение безвозмездные выплаты микропредприятиям и самозанятым, многократно превышающие российские выплаты в размере МРОТ или пособия по безработице. Так, в Австрии выделен 1 млрд. евро на выдачу безвозмездных трансфертных платежей микропредприятиям и самозанятым. Данная программа рассчитана на 3 месяца, а выплаты на каждого сотрудника могут составлять до 2 тыс. евро в месяц. В Великобритании самозанятые получают компенсацию до 2500 фунтов в месяц, во Франции – 1500 евро, в Бельгии – до 1600 евро и пр.

Господдержка малого и среднего бизнеса в текущем виде не сможет кардинально изменить критическую ситуацию
Текущий подход, когда поддержку как таковую (кредиты и иные ее виды) могут получить только компании из узкого круга отраслей, а остальным бизнесам лишь предоставляется отсрочка действия различных ограничений и обязательств перед государством, будет иметь крайне негативные последствия для развития сектора МСП.
Во-первых, при таком подходе без поддержки остается большинство компаний и рабочих мест в малом бизнесе. Однако многие из них не менее уязвимы в период кризиса и не менее значимы для экономики, чем компании из «наиболее пострадавших» отраслей.
По сути, расширенную поддержку сейчас получают те виды деятельности в сфере услуг, работа которых была ограничена по указаниям органов власти. Однако малые и средние компании в других сферах деятельности – обрабатывающие производства, строительные компании, компании в сфере управления недвижимостью и др. – также столкнулись с резким падением спроса на свои товары и услуги, и как следствие – с угрозой полной остановки деятельности. Серьезные ограничения для малого бизнеса возникают даже в тех сферах, которые принято считать менее пострадавшими – таких как производство продуктов питания, спрос на которые сохранился. Однако в отличие от крупных компаний, которые по-прежнему могут использовать каналы сбыта через торговые сети, многие фермеры, продававшие свою продукцию на рынках и ярмарках (многие из которых сейчас закрыты), испытывают огромные проблемы с реализацией. В ряде регионов торговые сети взяли на себя обязательства по скупке фермерской продукции, однако участники рынка сообщают, что закупочные цены при этом сократились в разы. Как следствие, уже заметны первые признаки сокращения количества фермерских хозяйств. Несмотря на то, что в целом по России в I квартале 2020 г. число зарегистрированных ИП – глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) выросло на 9,3% (на 535 ед.) в годовом выражении, возросла и доля таких ИП, прекративших свою деятельность. В частности, существенное снижение численности КФХ было отмечено в важном сельскохозяйственном регионе – Северо-Кавказском ФО (на 439 ед.).
Во-вторых, в рамках применяемого подхода к господдержке малого бизнеса совершенно не учитывается, в какой степени те или иные отрасли смогут продолжать свою деятельность после окончания эпидемии. Многие из видов услуг, которые сейчас включены в перечень «наиболее пострадавших», подразумевают непосредственные контакты значительного количества людей. Яркими примерами этого являются проведение выставок, конференций, спортивных мероприятий, организация массового досуга, пассажирских перевозок, общественного питания и др. Очевидно, что бизнес в таких сферах деятельности после окончания самоизоляции еще долгое время не сможет работать по-прежнему. На быстрое восстановление таких компаний после эпидемии вряд ли можно рассчитывать. В то же время ряд других малых и средних бизнесов, таких как промышленные производства, сельхозпроизводи¬тели, строительные организации и др., еще имеют шансы на быстрое восстановление при условии возобновления спроса на их продукцию. Однако поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти сосредоточена сейчас не на них – и поэтому момент, когда еще можно предотвратить их разорение, может быть упущен.
В целом, сложившаяся ситуация с господдержкой малого и среднего бизнеса не вызывает доверия у большинства субъектов МСП. Согласно опросу АСИ, 47% малых и средних предприятий выражают недоверие к оказываемым мерам господдержки, считая, что они только откладывают решение острых проблем, но не помогают решить их. Кроме того, при попытках получить поддержку компании сталкиваются с многочисленными ограничениями. Таким образом, реальный охват мерами господдержки субъектов МСП оказывается еще ниже, чем было запланировано изначально.
Необходима смена акцентов в системе господдержки малого и среднего бизнеса, учитывающая текущее состояние компаний и перспективы восстановления деятельности
В сложившейся ситуации необходимо прежде всего расширить долю малого и среднего бизнеса, которая может претендовать на получение поддержки. Кроме того, в рамках системы господдержки нужно установить разные приоритетные направления работы для разных видов деятельности.
Для компаний в сфере потребительских услуг массового спроса, где из-за специфики деятельности (неизбежности контактов со значительным числом людей) нельзя ожидать восстановления спроса в докризисном объеме, необходимо обеспечить смягчение «жесткой посадки». Приоритетом должна стать поддержка населения, занятого в этой сфере, путем оказания ему материальной поддержки и возможностей переобучения, а для предпринимателей – возможностей реорганизации бизнеса путем предоставления доступных заемных средств.
Важнейшую роль при этом играет снятие существующих сейчас ограничений на выдачу материальной помощи лицам, оказавшимся без работы. Действующие ограничения для получения пособий по безработице (прежде всего это наличие прописки в данном регионе и необходимость официальной работы в течение 60 дней за год) приводят к тому, что значительная часть тех, кто остался без источников дохода (в том числе – приезжие, не имеющие постоянной регистрации, а также те, кто не имел официального трудоустройства), сейчас пособие получить не могут. Применение таких ограничений в докризисное время было оправдано. Однако сейчас, когда потеря работы становится массовым явлением, сохранение таких ограничений приведет к усугублению проблемы падения доходов, распространению теневой занятости и обострению криминогенной обстановки.
Для остальных компаний, в том числе промышленных, сельскохозяйственных, строительных и др., необходимо обеспечить возможность сохранить бизнес в период провала спроса. Таким компаниям нужно расширить доступ к существующим механизмам поддержки выплат зарплаты и «кредитным каникулам». Эти механизмы поддержки МСП должны быть доступны не только для «наиболее пострадавших отраслей», но и для остальных отраслей экономики. Необходимо также предоставить компенсации собственникам коммерческой недвижимости, которые снижают арендную плату для субъектов МСП.
Кроме того, необходимо поддержать спрос на продукцию таких компаний. Этому может способствовать ускоренная реализация плана госзакупок, а также продолжение работы крупных компаний (как операционной, так и инвестиционной деятельности), для которых субъекты МСП являются поставщиками и подрядчиками.

"О поддержке малого и среднего бизнеса"
В ближайшей перспективе число малых и средних компаний, которые прекратят свою деятельность, продолжит увеличиваться, что приведет к еще большему сокращению рабочих мест. Объявленные на текущий момент меры поддержки малого и среднего бизнеса не позволят в корне переломить эту ситуацию. Необходимо предоставить поддержку широкому кругу компаний МСП, которые могут рассчитывать на восстановление спроса после эпидемии, а остальным – помочь смягчить «жесткую посадку».

Сжатие малого и среднего бизнеса началось еще до эпидемии коронавируса, но в последнее время ситуация усугубляется
Данные за I квартал 2020 г. еще не отражают весь масштаб провала в секторе МСП, но уже показывают сокращение числа компаний и, соответственно, занятости. По данным Реестра МСП на 10 апреля 2020 г., количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за последние 12 месяцев снизилось на 2,6% и составило 5,98 млн. субъектов. При этом на 3,4% сократилась среднесписочная численность наемных сотрудников в секторе МСП.
При этом в сегменте малых предприятий (исключая микропредприятия) и средних предприятий эти негативные тенденции проявляются еще сильнее. По состоянию на 10 апреля 2020 г. количество малых предприятий сократилось на 10,5% в годовом выражении, а средних – на 9,0%. Сокращение численности наемного персонала в этих сегментах превышает 5% (см. табл. 1).

Число субъектов МСП сокращается практически по всей стране, и в ряде регионов – крайне высокими темпами. Например, в Чукотском а.о. количество малых предприятий сократилось на 22,2% в годовом выражении, а в Москве, Челябинской области, Астраханской области, Кабардино-Балкарской Республике – на 14-16%. Количество средних предприятий наиболее существенно сократилось в республиках Алтай (на 29,7%), Бурятия (26,8%), Тыва (25,0%), Калмыкия (25,0%) и в Псковской области (24,8%).
Стоит отметить, что по данным Реестра МСП, за последний месяц (с 10 марта по 10 апреля 2020 г.) темпы сокращения числа малых предприятий и рабочих мест возросли. Количество малых предприятий за этот период сократилось на 755 единиц (это на 156 компаний больше, чем месяцем ранее), а среднесписочная численность работников малых предприятий – на 5,8 тыс. человек (месяцем ранее сокращение составляло 4,0 тыс. человек). Учитывая, что малый и средний бизнес сейчас находится в тяжелейшей ситуации, следует ожидать, что количество компаний и численность занятых в секторе МСП в ближайшие месяцы будут резко падать. На это, в частности, указывают результаты опроса 2000 малых и средних предприятий из разных регионов России, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ), согласно которому треть компаний малого и среднего бизнеса уже сократила персонал более чем на 50%.
Несмотря на то, что малый и средний бизнес сейчас рассматривается как одна из приоритетных категорий для оказания помощи, используемый набор мер поддержки достаточно ограничен
По сути, сейчас единственной существенной мерой финансовой поддержки, которую могут получить все субъекты МСП без ограничений, является снижение страховых взносов на сотрудников с 30% до 15% фонда оплаты труда. Однако и эта мера вводится только с 1 апреля, а сниженная ставка по итогам каждого месяца может применяться только для той части оплаты труда, которая превышает МРОТ. При этом большинство других мер, доступных всем субъектам МСП – это просто временный отказ от различных ограничений, которые существовали ранее. К этому относятся, в частности, приостановление налоговых проверок (до 31 мая), отказ от мер взыскания задолженности (до 1 мая), отказ от принятия ФНС решений о банкротстве, продление сроков сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности (на срок до 3 месяцев).
Более расширенная поддержка предоставляется сейчас компаниям малого и среднего бизнеса, которые по основному виду деятельности относятся к отраслям, «в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (определены Постановлением Правительства №434 от 03.04.2020 и относятся к отдельным сегментам сферы услуг – авиаперевозки, гостиничный и ресторанный бизнес, бизнес в сфере культуры, спорта и организации досуга, некоторые бытовые услуги и др.).
Такие субъекты МСП могут претендовать на получение поддержки на выплату зарплаты сотрудникам. На данный момент такая поддержка предоставляется в виде беспроцентных кредитов, выдаваемых ежемесячными траншами, на срок до 6 месяцев (при этом объем кредита рассчитывается исходя из численности занятых и величины МРОТ). По истечении этого срока по кредиту будут начисляться 4% годовых. С 1 мая компаниям из «пострадавших отраслей» будет доступна еще одна «зарплатная» мера поддержки – это гранты на оплату труда в размере МРОТ при условии сохранения не менее 90% рабочих мест в апреле и мае. Кроме того, компаниям из данного перечня отраслей предоставляются отсрочки платежей, включая «кредитные каникулы» (при условии удовлетворения банком соответствующей заявки), а также платежи по ряду налогов (на 3-9 месяцев) и страховых взносов (только для микропредприятий). В ряде регионов к этому же добавляются и региональные меры, такие как отсрочка арендных платежей (для арендуемого регионального и муниципального имущества), а также выплат региональных и местных налогов.
Однако охват малого и среднего бизнеса такими мерами поддержки остается весьма небольшим. Данные Росстата позволяют оценить, что в 2019 г. на микро- и малых предприятиях, включенных сейчас в перечень наиболее пострадавших отраслей, было занято 1,4 млн. человек, а с учетом дополнений, которые вступят в силу в конце апреля (18 апреля в перечень были добавлены ряд направлений непродовольственной торговли и деятельность музеев и зоопарков), количество занятых в таких отраслях можно оценить в 2,4 млн. человек (см. Приложение). С учетом средних предприятий и ИП, общее количество работающих в таких отраслях оценивается на уровне 3,7 млн. чел. (такая оценка озвучивалась на заседании Правительства). Однако в целом это составляет менее 25% от общей численности занятых в малом и среднем бизнесе.

В целом, по объемам поддержки, предоставляемой малому и среднему бизнесу, Россия значительно отстает от ведущих экономик. В частности, ОЭСР в докладе «SME policy responses», где описаны меры господдержки малого и среднего бизнеса в 54 странах мира по состоянию на 30 марта 2020 г., отнесла Россию к числу стран с наиболее скромной господдержкой МСП. На данный момент в ряде европейских стран или регионов, где размер экономики значительно меньше, чем в России, на поддержку малого бизнеса выделяется гораздо больше средств.  Например, в Германии (Бавария) действует региональный механизм безвозмездной помощи малому предприятию в объеме от 5000 до 30000 евро. В Сербии, как и в России, субъекты МСП могут получить помощь в размере минимальной оплаты труда на каждого занятого, однако при этом нет ограничений на отраслевую принадлежность компаний. В европейских странах получили распространение безвозмездные выплаты микропредприятиям и самозанятым, многократно превышающие российские выплаты в размере МРОТ или пособия по безработице. Так, в Австрии выделен 1 млрд. евро на выдачу безвозмездных трансфертных платежей микропредприятиям и самозанятым. Данная программа рассчитана на 3 месяца, а выплаты на каждого сотрудника могут составлять до 2 тыс. евро в месяц. В Великобритании самозанятые получают компенсацию до 2500 фунтов в месяц, во Франции – 1500 евро, в Бельгии – до 1600 евро и пр.

Господдержка малого и среднего бизнеса в текущем виде не сможет кардинально изменить критическую ситуацию
Текущий подход, когда поддержку как таковую (кредиты и иные ее виды) могут получить только компании из узкого круга отраслей, а остальным бизнесам лишь предоставляется отсрочка действия различных ограничений и обязательств перед государством, будет иметь крайне негативные последствия для развития сектора МСП.
Во-первых, при таком подходе без поддержки остается большинство компаний и рабочих мест в малом бизнесе. Однако многие из них не менее уязвимы в период кризиса и не менее значимы для экономики, чем компании из «наиболее пострадавших» отраслей.
По сути, расширенную поддержку сейчас получают те виды деятельности в сфере услуг, работа которых была ограничена по указаниям органов власти. Однако малые и средние компании в других сферах деятельности – обрабатывающие производства, строительные компании, компании в сфере управления недвижимостью и др. – также столкнулись с резким падением спроса на свои товары и услуги, и как следствие – с угрозой полной остановки деятельности. Серьезные ограничения для малого бизнеса возникают даже в тех сферах, которые принято считать менее пострадавшими – таких как производство продуктов питания, спрос на которые сохранился. Однако в отличие от крупных компаний, которые по-прежнему могут использовать каналы сбыта через торговые сети, многие фермеры, продававшие свою продукцию на рынках и ярмарках (многие из которых сейчас закрыты), испытывают огромные проблемы с реализацией. В ряде регионов торговые сети взяли на себя обязательства по скупке фермерской продукции, однако участники рынка сообщают, что закупочные цены при этом сократились в разы. Как следствие, уже заметны первые признаки сокращения количества фермерских хозяйств. Несмотря на то, что в целом по России в I квартале 2020 г. число зарегистрированных ИП – глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) выросло на 9,3% (на 535 ед.) в годовом выражении, возросла и доля таких ИП, прекративших свою деятельность. В частности, существенное снижение численности КФХ было отмечено в важном сельскохозяйственном регионе – Северо-Кавказском ФО (на 439 ед.).
Во-вторых, в рамках применяемого подхода к господдержке малого бизнеса совершенно не учитывается, в какой степени те или иные отрасли смогут продолжать свою деятельность после окончания эпидемии. Многие из видов услуг, которые сейчас включены в перечень «наиболее пострадавших», подразумевают непосредственные контакты значительного количества людей. Яркими примерами этого являются проведение выставок, конференций, спортивных мероприятий, организация массового досуга, пассажирских перевозок, общественного питания и др. Очевидно, что бизнес в таких сферах деятельности после окончания самоизоляции еще долгое время не сможет работать по-прежнему. На быстрое восстановление таких компаний после эпидемии вряд ли можно рассчитывать. В то же время ряд других малых и средних бизнесов, таких как промышленные производства, сельхозпроизводи¬тели, строительные организации и др., еще имеют шансы на быстрое восстановление при условии возобновления спроса на их продукцию. Однако поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти сосредоточена сейчас не на них – и поэтому момент, когда еще можно предотвратить их разорение, может быть упущен.
В целом, сложившаяся ситуация с господдержкой малого и среднего бизнеса не вызывает доверия у большинства субъектов МСП. Согласно опросу АСИ, 47% малых и средних предприятий выражают недоверие к оказываемым мерам господдержки, считая, что они только откладывают решение острых проблем, но не помогают решить их. Кроме того, при попытках получить поддержку компании сталкиваются с многочисленными ограничениями. Таким образом, реальный охват мерами господдержки субъектов МСП оказывается еще ниже, чем было запланировано изначально.
Необходима смена акцентов в системе господдержки малого и среднего бизнеса, учитывающая текущее состояние компаний и перспективы восстановления деятельности
В сложившейся ситуации необходимо прежде всего расширить долю малого и среднего бизнеса, которая может претендовать на получение поддержки. Кроме того, в рамках системы господдержки нужно установить разные приоритетные направления работы для разных видов деятельности.
Для компаний в сфере потребительских услуг массового спроса, где из-за специфики деятельности (неизбежности контактов со значительным числом людей) нельзя ожидать восстановления спроса в докризисном объеме, необходимо обеспечить смягчение «жесткой посадки». Приоритетом должна стать поддержка населения, занятого в этой сфере, путем оказания ему материальной поддержки и возможностей переобучения, а для предпринимателей – возможностей реорганизации бизнеса путем предоставления доступных заемных средств.
Важнейшую роль при этом играет снятие существующих сейчас ограничений на выдачу материальной помощи лицам, оказавшимся без работы. Действующие ограничения для получения пособий по безработице (прежде всего это наличие прописки в данном регионе и необходимость официальной работы в течение 60 дней за год) приводят к тому, что значительная часть тех, кто остался без источников дохода (в том числе – приезжие, не имеющие постоянной регистрации, а также те, кто не имел официального трудоустройства), сейчас пособие получить не могут. Применение таких ограничений в докризисное время было оправдано. Однако сейчас, когда потеря работы становится массовым явлением, сохранение таких ограничений приведет к усугублению проблемы падения доходов, распространению теневой занятости и обострению криминогенной обстановки.
Для остальных компаний, в том числе промышленных, сельскохозяйственных, строительных и др., необходимо обеспечить возможность сохранить бизнес в период провала спроса. Таким компаниям нужно расширить доступ к существующим механизмам поддержки выплат зарплаты и «кредитным каникулам». Эти механизмы поддержки МСП должны быть доступны не только для «наиболее пострадавших отраслей», но и для остальных отраслей экономики. Необходимо также предоставить компенсации собственникам коммерческой недвижимости, которые снижают арендную плату для субъектов МСП.
Кроме того, необходимо поддержать спрос на продукцию таких компаний. Этому может способствовать ускоренная реализация плана госзакупок, а также продолжение работы крупных компаний (как операционной, так и инвестиционной деятельности), для которых субъекты МСП являются поставщиками и подрядчиками.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )