20.03.2020

"Международная торговля в условиях кризиса: резкое падение, трансформация глобальных цепочек и новые возможности"

Приостановка экономической деятельности на период карантина по коронавирусу ведет к разрыву традиционных мировых производственных цепочек, параличу транспортно-логистической системы и угрожает серьезно замедлить посткризисное восстановление мировой экономики – однако все это создает новые потенциальные возможности для российских компаний, которые могут быть использованы только при наличии государственной поддержки

 

В период предыдущего мирового кризиса 2008 года международная торговля оказалась одним из наиболее пострадавших секторов экономики
В период наиболее острой фазы кризиса показатели этого сектора снижались более быстрыми темпами, чем мировой ВВП: по итогам 2009 года международная торговля сократилась на 11%, тогда как мировая экономика в целом – на 0,1%. Такие темпы падения мировой торговли, не характерные для предыдущих кризисов, были связаны в первую очередь с возросшим уровнем международной интеграции и формированием глобальных производственных цепочек. Другим фактором стало существенное снижение инвестиционной активности в мировой экономике, которая в значительной степени завязана на импорт сырья и материалов.
В текущих условиях мировая торговля также существенно сократится, поскольку степень взаимосвязанности мировых экономик с 2008 года стала еще больше
Однако в отличие от ситуации 2009 года, когда торговля быстро перешла к восстановлению, сейчас это вряд ли будет возможным из-за разной степени распространения коронавируса по миру и реакции властей не эпидемию. В конечном итоге это приведет к более медленному восстановлению экономической активности для всех участников мировой производственной системы. В частности, производители в Китае, которые только начинают возвращаться к работе после карантина, сейчас не могут рассчитывать на экспортные заказы из Европы или США – хотя ранее в феврале ситуация была прямо противоположной: заводы в различных частях света останавливались из-за нехватки китайских материалов и комплектующих. Так, в январе-феврале объемы китайского экспорта сократились на 17,2% в годовом выражении. Данные по внешней торговле Южной Кореи за март указывают на возобновление поставок. Однако закрытие заводов в Европе и США угрожает новым падением китайского экспорта и импорта. В то же время многие предприятия в Китае в значительной степени встроены в мировые производственные цепочки. Например, производители автокомпонентов являются важными поставщиками для многих мировых автоконцернов. Объем их поставок на экспорт, по данным за 2018 год, составлял около 35 млрд. долл.
Дополнительным тормозом для восстановления международной торговли в текущих условиях могут стать возникающие ограничения в транспортной системе
В частности, даже относительно кратковременная остановка работы портов в Китае привела к серьезным сбоям в работе из-за затоваривания складов и изменения маршрутов передвижения грузов. В настоящее время во всем мире ощущается дефицит контейнеров, которые требуются для осуществления новых поставок в Китай, однако они до сих пор простаивают вместе с грузами в китайских портах или в соседних странах азиатского региона. Кроме того, значительная часть высокотехнологичного экспорта осуществляется авиатранспортом, а сейчас авиасообщение между странами существенно ограничено. Производители в поисках новых маршрутов поставок сталкиваются с увеличением стоимости перевозок, поскольку транспортные и логистические компании вынуждены корректировать свою работу и имеющиеся мощности.
Период турбулентности в мировой экономике – это новый шанс для России, позволяющий занять более выгодные позиции в глобальных производственных цепочках
Риски зависимости от одного поставщика, которые существенно возросли еще до эпидемии на фоне торговых войн и усиления протекционизма, сейчас стали еще выше. В результате многие страны и компании задумались о диверсификации или трансформации своих производственных цепочек и локализации производства. Такие изменения находят поддержку и на государственном уровне. В частности, после начала торговой войны между США и Китаем правительство Тайваня запустило специальную программу по возвращению инвестиций (re-shoring) местных производителей в экономику острова. Объем согласованных с компаниями инвестиций, по официальным данным на начало 2020 года, составил более 20 млрд. долл. На фоне проблем, которые создал для мировой экономики новый коронавирус, в текущем году тенденции к диверсификации и локализации получат продолжение.
В этих условиях у российских компаний могут появиться новые возможности для экспорта, в том числе в результате значительного снижения курса рубля и соответственно повышения ценовой конкурентоспособности на мировом рынке. Однако, чтобы эти потенциальные возможности были реализованы, со стороны государства должна быть обеспечена оперативная поддержка тех компаний, которые заинтересованы в освоении новых рынков и продуктов в новых непростых условиях. В конце концов кризис – это не только время экономических трудностей, но и новых возможностей.

 

"Международная торговля в условиях кризиса: резкое падение, трансформация глобальных цепочек и новые возможности"
Приостановка экономической деятельности на период карантина по коронавирусу ведет к разрыву традиционных мировых производственных цепочек, параличу транспортно-логистической системы и угрожает серьезно замедлить посткризисное восстановление мировой экономики – однако все это создает новые потенциальные возможности для российских компаний, которые могут быть использованы только при наличии государственной поддержки

 

В период предыдущего мирового кризиса 2008 года международная торговля оказалась одним из наиболее пострадавших секторов экономики
В период наиболее острой фазы кризиса показатели этого сектора снижались более быстрыми темпами, чем мировой ВВП: по итогам 2009 года международная торговля сократилась на 11%, тогда как мировая экономика в целом – на 0,1%. Такие темпы падения мировой торговли, не характерные для предыдущих кризисов, были связаны в первую очередь с возросшим уровнем международной интеграции и формированием глобальных производственных цепочек. Другим фактором стало существенное снижение инвестиционной активности в мировой экономике, которая в значительной степени завязана на импорт сырья и материалов.
В текущих условиях мировая торговля также существенно сократится, поскольку степень взаимосвязанности мировых экономик с 2008 года стала еще больше
Однако в отличие от ситуации 2009 года, когда торговля быстро перешла к восстановлению, сейчас это вряд ли будет возможным из-за разной степени распространения коронавируса по миру и реакции властей не эпидемию. В конечном итоге это приведет к более медленному восстановлению экономической активности для всех участников мировой производственной системы. В частности, производители в Китае, которые только начинают возвращаться к работе после карантина, сейчас не могут рассчитывать на экспортные заказы из Европы или США – хотя ранее в феврале ситуация была прямо противоположной: заводы в различных частях света останавливались из-за нехватки китайских материалов и комплектующих. Так, в январе-феврале объемы китайского экспорта сократились на 17,2% в годовом выражении. Данные по внешней торговле Южной Кореи за март указывают на возобновление поставок. Однако закрытие заводов в Европе и США угрожает новым падением китайского экспорта и импорта. В то же время многие предприятия в Китае в значительной степени встроены в мировые производственные цепочки. Например, производители автокомпонентов являются важными поставщиками для многих мировых автоконцернов. Объем их поставок на экспорт, по данным за 2018 год, составлял около 35 млрд. долл.
Дополнительным тормозом для восстановления международной торговли в текущих условиях могут стать возникающие ограничения в транспортной системе
В частности, даже относительно кратковременная остановка работы портов в Китае привела к серьезным сбоям в работе из-за затоваривания складов и изменения маршрутов передвижения грузов. В настоящее время во всем мире ощущается дефицит контейнеров, которые требуются для осуществления новых поставок в Китай, однако они до сих пор простаивают вместе с грузами в китайских портах или в соседних странах азиатского региона. Кроме того, значительная часть высокотехнологичного экспорта осуществляется авиатранспортом, а сейчас авиасообщение между странами существенно ограничено. Производители в поисках новых маршрутов поставок сталкиваются с увеличением стоимости перевозок, поскольку транспортные и логистические компании вынуждены корректировать свою работу и имеющиеся мощности.
Период турбулентности в мировой экономике – это новый шанс для России, позволяющий занять более выгодные позиции в глобальных производственных цепочках
Риски зависимости от одного поставщика, которые существенно возросли еще до эпидемии на фоне торговых войн и усиления протекционизма, сейчас стали еще выше. В результате многие страны и компании задумались о диверсификации или трансформации своих производственных цепочек и локализации производства. Такие изменения находят поддержку и на государственном уровне. В частности, после начала торговой войны между США и Китаем правительство Тайваня запустило специальную программу по возвращению инвестиций (re-shoring) местных производителей в экономику острова. Объем согласованных с компаниями инвестиций, по официальным данным на начало 2020 года, составил более 20 млрд. долл. На фоне проблем, которые создал для мировой экономики новый коронавирус, в текущем году тенденции к диверсификации и локализации получат продолжение.
В этих условиях у российских компаний могут появиться новые возможности для экспорта, в том числе в результате значительного снижения курса рубля и соответственно повышения ценовой конкурентоспособности на мировом рынке. Однако, чтобы эти потенциальные возможности были реализованы, со стороны государства должна быть обеспечена оперативная поддержка тех компаний, которые заинтересованы в освоении новых рынков и продуктов в новых непростых условиях. В конце концов кризис – это не только время экономических трудностей, но и новых возможностей.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )